№6 (44) от 2 ноября 2022 г.
На заседании профильного комитета облсовета в октябре депутаты изучили во всех деталях, почему после объявления мобилизации в разы взлетели цены на всё, что необходимо мобилизованным орловцам. Выяснилось, что в самом регионе практически нет производства тех вещей, которые подорожали. Поэтому с производителей спросить не получится. Однако свое видение ситуации изложили чиновники департамента торговли и представители УФАС. Проблема оказалась многогранной, и решить ее одним махом вряд ли у кого получится. В частности, разговор вышел на то, как и откуда идут поставки в орловские торговые сети. Но уже тот факт, что ситуацию вывели в публичную плоскость, дает надежду, что положение с бесконтрольными скачками цен начнет выправляться.
Спрос рождает повышение
Началось все с обычного доклада представителя облдепартамента о мониторинге цен на потребительском рынке. Здесь все относительно спокойно, так как контроль ведется не по всем товарам, а лишь по нескольким самым важным позициям (социально значимым). При этом свою лепту сыграло сезонное понижение цен на овощи и фрукты. Как обычно, ситуация была разнонаправленной: на ряд позиций цены выросли, кое-что подешевело. При этом департамент следит за скачками цен на продукты, и если это происходит из-за нарушения логистических цепочек, то орловским предприятиям помогают найти новых поставщиков. В первую очередь в этой ситуации предлагаются местные производители. Для крупных сетей проводятся торговые сессии, чтобы производители и крупные поставщики могли найти общий язык с торговыми сетями и договориться о сотрудничестве. Кроме того, постоянно поступают запросы о тех или иных товарах (продуктах) из соседних регионов, поэтому департамент предоставляет всем обратившимся контакты местных производителей. Депутаты не стали задавать дополнительных вопросов, а сразу же перешли к основной теме: почему после объявления частичной мобилизации цены на многие товары, необходимые призываемым орловцам, подскочили в разы?
«У нас нет полномочий для мониторинга данной группы товаров. Но мы эту ситуацию проанализировали. И что необходимо сказать: когда только начались закупки товаров армейского ассортимента, имеющиеся запасы по организациям торговли были выбраны. И на территории нашей области реализацию товаров армейского ассортимента осуществляют несколько предпринимателей. Они не крупные. На складах у них не было большого объёма запасов. Этот товар не был так востребован. В настоящее время цены изменились не у магазинов, а у поставщиков в связи с резким ростом спроса на данный вид товаров. У нас департамент соцзащиты осуществлял закупку, и по всей стране искали производителей. У нас в области только медицинские жгуты Эсмарха производят. И у нашего производителя цена оказалась нормальной. Поставили столько, сколько нужно. Цена на остальной товар зависела от того, что спрос увеличился в разы, и товаропроизводители просто не успевали закрывать потребности, которые возникли на территории РФ. Мы обмениваемся с другими регионами информацией по товаропроизводителям, соответственно, у наших, орловских производителей наценка – от 10 до 15%. Осложняется ситуация тем, что товаропроизводители и поставщики требуют предоплату, и в первую очередь товар отпускается тем, кто расплачивается наличкой. А потом только тем, кто закупает по госзакупкам с расчетами по отложенным платежам», – ответила начальник отдела развития торговой деятельности профильного департамента обладминистрации Виолетта Кочергина.
Кроме того, многие производители в ответ на запросы из департамента заявляют, что не будут раскрывать цены на свою продукцию, так как это «коммерческая тайна», и они готовы предоставить такую информацию только прокуратуре. Поэтому департаменту найти концы в этой истории достаточно сложно.
Понятие «спекуляция» из УК убрали
Ситуацию попросили прокомментировать руководителя УФАС по Орловской области Андрея Кирьянова. Он отметил, что для нужд Минобороны, прокуратуры и МЧС заключены госконтракты на поставку всех необходимых вещей военторгом. В регионах присутствуют только небольшие торговые точки. «Предыдущий выступающий упустил несколько важных моментов. Во-первых, очень большое количество сырья мы закупаем за рубежом, в том числе и в Китае. Именно для производства военной амуниции. Поэтому перебои в первую очередь сложились из-за того, что не было материала для производства такого большого объема амуниции. У нас в регионе таких предприятий вообще нет. Сегодня ФАС выявила в действиях ряда продавцов нарушение ценовой политики. Были выданы предостережения, но предостережения выдавались в первую очередь прокуратурой в связи с тем, что данные субъекты не занимают на рынках лидирующее положение. Чтобы применить меры антимонопольного реагирования к хозсубъекту, манипулирующему ценами, этот хозсубъект должен занимать на рынке долю более 50%. Вы представляете себе это? Поэтому в ходе выявления фактов необоснованного завышения цен материалы предаются в прокуратуру – у них полномочий побольше, они могут выдать предостережение. Мы меры антимонопольного реагирования в этой ситуации принять не можем», – пояснил Андрей Кирьянов.
Депутаты привели один пример: после объявления частичной мобилизации обычный тактический рюкзак взлетел в цене в интернет-магазинах в три раза! При этом УФАС резонно возразила: а какое отношение интернет-торговля имеет к нашему региону? Региональное ведомство может проверять только местных производителей и местных же продавцов. «Что касается роста цен в специализированных магазинах, то, чтобы говорить о необоснованности цены, необходимо вначале изучить всю цепочку – от поставщика материала через производителя и до конечного продавца. Только тогда можно понять, на каком этапе произошел скачок цены. Говорить, что орловские производители завышают цены, оснований нет. В регионе, как уже упоминалось выше, из всего ассортимента военной амуниции производят только медицинские жгуты. Что касается наценок в торговле, образно говоря, если шариковая ручка у производителя стоит 10 рублей, то продавец ее за 10 рублей не продаст. Тут же возникнут вопросы у налоговой: торговля себе в убыток идет? Налоги, доставка, аренда помещений, зарплата сотрудникам… У нас от производителя до продавца логистическая цепочка (я уже упомянул про материалы из Китая) идет, к примеру, от Владивостока. И в этой цепочке как минимум только пять дилеров, чтобы доставить товар до предприятия, которое будет шить одежду», – эмоционально отметил Кирьянов.
Как же быть с тем, что материалы для производства шли весь год, и до объявления мобилизации цены были в разы ниже? – поинтересовались депутаты. Андрей Кирьянов честно ответил, что из Уголовного кодекса еще в 1991 году убрали статью «спекуляция». В связи с этим правоохранительные органы из цепочки контроля выпали. А ФАС может вмешаться, только если доля продавца на рынке – более 50%. Поэтому сложилась ситуация, что по факту нет никаких рычагов воздействия на тех, кто завышает цены в разы. Вырос спрос – возросла и цена. Так всегда бывает в условиях явного недостатка производственных мощностей. Если власти хотят прекратить спекуляцию, необходимо менять законы. Кстати, разработка изменений в действующие законы ведется. Но когда они будут приняты и сколько времени уйдет на «пуско-наладку» правоприменительной практики, сейчас предсказать невозможно. Между тем действующие законы тоже появились не на ровном месте. Такую систему выстраивали для поддержки малого и среднего бизнеса, а также для устранения административных барьеров.
Еще один интересный момент, на который обратили внимание депутаты: возникшей ситуацией дефицита воспользовались многие производители промтоваров. Если люди все равно купят, то зачем производить много и дешево? Ведь можно произвести меньше и продать дороже? Купят-то при любом раскладе! Вариантов с покупкой за рубежом теперь нет. А расходы на производство уменьшаются. Вот так.
«Была картошечка простая, стала золотая»
Депутаты затронули и такую важную тему, как производство собственных продуктов в нашем регионе, а также скачки цен на свои же овощи и фрукты. Депутаты Сергей Прозукин и Максим Спиридонов поинтересовались, почему цены на овощи в магазинах остаются высокими, хотя Орловщина сама в состоянии обеспечить себя свёклой, картофелем, луком?
Начальник отдела профильного департамента Виолетта Кочергина связала это с тем, что в сетевых магазинах нашей области представлена в основном продукция из других регионов. До прилавков доходит лишь очень малая часть местных продуктов. Найти орловские овощи можно в основном только на ярмарках выходного дня. Кстати, некоторые магазины уже поняли расклад и накануне ярмарок начинают снижать цены на плодоовощную продукцию, чтобы бороться за покупателя.
Как добавил Андрей Кирьянов, куда уходят орловские продукты, необходимо спрашивать у производителей. По факту в сетевых крупных магазинах представлены овощи из Ростова, Краснодара, Тамбова, Воронежа. Куда же девается орловское в таком большом количестве (ведь чиновники регулярно рапортуют о рекордных урожаях), можно только предполагать. Один из вариантов – все вывозится в столицу, где фрукты и овощи можно продать по гораздо более привлекательным ценам. Впрочем, депутаты предположили, что есть и другой вариант: наша продукция едет в соседние регионы, чтобы избежать контроля за ценами. Точно так же из соседних регионов везут продукты к нам. Такой «перекрестный» товаропоток позволяет избежать ненужных вопросов контролирующих органов, – предположили депутаты. Ведь выяснить уровень цен в других областях всегда сложнее, чем разобраться на месте.
Далее разговор зашел про сахар. У нас и производство сахарной свеклы развито, и свои четыре завода по ее переработке есть. И при этом в начале года произошел дикий скачок цен на тот же самый сахар. И происходило это на фоне забитых под завязку складов, поэтому сослаться на дефицит никак не получится! Кстати, интересный момент: хотя заводы и расположены в нашем регионе, их владельцы по факту живут не здесь. Поэтому «сахарные» вопросы решались весной всеми доступными способами. Все, что могли сделать на тот момент, было сделано, – отметили выступавшие.
Возвращаясь к изменению законов, чтобы наладить более гибкий контроль за ценами, то тут депутаты облсовета оказались немного в стороне. Все предложения, которые формирует УФАС, оно передает в свой центральный аппарат. Тот аккумулирует предложения из регионов, обобщает их, анализирует и, если считает необходимым, выходит с законодательными инициативами. Так, сейчас готовится уже седьмой пакет изменений в антимонопольное законодательство. При этом «горячие линии» разрываются от жалоб на начавшийся рост цен, но УФАС может работать только в рамках закона.
И еще один примечательный факт. Некоторые крупные торговые сети предложили местным производителям специальные отделы для орловских продуктов. В прошлом году это предложение было востребованным. Но почему-то большой охоты заходить в сетевые магазины у орловских производителей не возникло. По каким-то причинам они предпочитают формат ярмарок выходного дня. Может быть, дело в том, что у орловских производителей в приоритете сезонная торговля, то есть заполнять прилавок в крупном сетевом магазине в течение всего года орловцы не в состоянии (речь в первую очередь об овощах). Может быть, в данном случае свою роль сыграла установленная сетями плата за вхождение? Увы, эта тема развития не получила.
Сергей МИЛЯХИН