№3 (41) от 12 октября 2022 г.
Жители дома №50 по ул. Октябрьской в Орле стали очередными жертвами капитального ремонта. Правда, в отличие от горожан, которые страдают от результатов работы нерадивых подрядчиков, жильцы многострадального дома этих результатов не могут дождаться второй год. Уже месяц, как работы по капремонту дома приостановлены, хотя и оборудование, и материалы в достаточном количестве находятся на объекте. Да и подрядчик готов работать. Процесс тормозит Фонд капремонта, который, во-первых, отказывается оплачивать уже выполненные работы, а во-вторых, в одностороннем порядке разорвал контракт с подрядчиком, оставив жильцов в полуразобранном здании и полнейшем неведении, что же будет дальше. Почему так получилось и что предшествовало такому развитию событий? Попробуем разобраться.
По кругу
Постановление о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, д. 50 в рамках краткосрочной реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2018-2020 годах» было подписано тогдашним главой администрации города Орла Александром Муромским 26 сентября 2019 года. Как следует из текста постановления, жители дома решение о проведении капитального ремонта не принимали. И это довольно странно, потому что состояние общего домового имущества на тот момент было весьма плачевным: инженерные сети и фасад обветшали, штукатурный слой буквально осыпался, крыша текла, из водосточных воронок росли деревья. Так или иначе, но решение о проведении капремонта в доме №50 приняли без участия жильцов, причем еще за полтора года до выхода постановления Муромского.
Дело в том, что еще 29 мая 2018 года в Единой информационной системе были размещены сведения закупки на выполнение работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, в том числе и дома №50 по ул. Октябрьской. Процедура была завершена 22 июня 2018 года, при этом не было подано ни одной заявки… Почему? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности: в списке домов, помимо дома №50 на Октябрьской, значилось еще восемь домов, причем два из них – в городе Мценске. А срок производства работ по оценке технического состояния и разработке ПСД для девяти домов составлял 60 календарных дней. При этом в качестве обязательного условия было прописано получение положительного заключения государственной экспертизы. Как пояснили специалисты АУ ОО «Орелгосэкспертиза», нормативный срок проведения экспертизы сметы – 30 рабочих дней, или около 40 календарных дней. Таким образом, на проведение обследования, согласование дефектной ведомости, разработку проектной документации, ее согласование, изготовление сметы остается всего 20 дней. И это на девять домов, да еще и в разных городах! Разумеется, ни о каком качестве изготовления документации в такие сроки и на таких условиях говорить не приходится.
Следующая закупка, размещенная Фондом капремонта 25.06.2018 г. – на этот раз в нее вошли семь домов (без мценских) – снова осталась без заявок. И только с третьей попытки, в августе 2018-го, для участия в аукционе заявился единственный участник – проектная организация из города Ливны.
Через год, как говорилось выше, вышло постановление Муромского о проведении в доме №50 капитального ремонта, а еще через год – 23 сентября следующего 2020 года на торговой площадке появляется лот на капитальный ремонт дома. Но эпопея на этом не закончилась. А капремонт, соответственно, так и не начался. Потому что 25 ноября 2020 года в единой информационной системе снова появляется уже хорошо знакомый нам адрес – Октябрьская, д. 50. То есть подрядчиков на проведение капремонта не нашлось. Не исключено, что именно по причине ненадлежащего качества проектной документации.
И только в декабре 2020-го, когда был опубликован протокол рассмотрения заявок, у жителей появилась надежда, что дом все-таки отремонтируют, и они наконец-то забудут про текущую крышу и осыпающуюся с фасада штукатурку. Однако надежда оказалась преждевременной: уже 11 февраля 2021 года появляется «Акт об уклонении от заключения договора», из которого следует, что ремонта все-таки не будет. Подрядчик из Ростова-на-Дону, выигравший конкурс, похоже, передумал. Или переоценил свои возможности. А может, не переоценил? Может, увидев проектную документацию и приехав на объект, не нашел между ними ничего общего? И решил не рисковать?
Несложно догадаться, что история пошла по второму кругу: объявленный 26 февраля 2021 года аукцион (где дом №50 фигурировал вкупе с еще четырьмя зданиями) не состоялся опять же по причине отсутствия заявок. В мае 2021 года был объявлен аукцион по поиску подрядчика для капремонта уже только одного многострадального дома – и подрядчик находится: одна из орловских компаний стала единственным участником и победителем торгов на проведение работ по капремонту дома №50 на ул. Октябрьской. Заметим, произошло это спустя три года после включения дома в краткосрочный план капремонта, который действовал… до 2020 года включительно! Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда: 5 июня 2021 года Фонд капитального ремонта заключил договор с подрядчиком.
…Сейчас на дворе 2022-й, осень. Капремонт в доме №50 так и не завершен. Работы не ведутся. Жильцы нервничают – скоро зима, а дом, можно сказать, полуразобран. Кто виноват? На первый взгляд, все очевидно: подрядчик не справился. Но если вглядеться пристальнее, то не все так однозначно.
Сделал смету – гуляй смело!
В редакцию ОС обратились представители подрядной организации, которые считают, что в данном случае корень проблемы – в особенностях работы Фонда капитального ремонта. Сам же подрядчик, как и жители дома, заинтересован в скорейшем завершении работ. Подрядчик пояснил, что на этапе заключения договора заказчик (Фонд капремонта) четко исполнял свои обязанности, соблюдал процедуру проведения аукциона, не затягивал сроки подготовки и подписания документов. Но… практически сразу после выхода подрядчика на объект, жильцы по решению общего собрания остановили работы. Причиной стали сомнения собственников в возможности исполнения подрядчиком всех обязательств по договору.
Ведь по программе капитального ремонта в доме №50 предусмотрен комплексный капитальный ремонт, т.е. кроме крыши и фасада ремонту подлежат отмостка и инженерные сети (водопровод, канализация и т.д.). Сметная документация разработана в 2019 году, соответственно, стоимость работ и материалов учитывает уровень цен именно 2019 года. Однако события 2021-2022 годов значительно изменили ценовую ситуацию на рынке строительных материалов, и выполнить предусмотренный объем работ, уложившись в предусмотренную договором сумму, практически невозможно. Поэтому жители решили скорректировать перечень работ, а также проектно-сметную документацию, что и зафиксировали в протоколе общего собрания. Согласно условиям договора, подрядчик перед началом работ «обязан провести визуальное обследование жилых и нежилых помещений объекта на предмет выявления ненормативного состояния стен, перекрытий и несущих конструкций». Несмотря на приостановку работ, специалисты подрядной организации начали разбираться с документацией, сопоставлять материалы обследования и проекта. Сразу же возникли вопросы к смете: в ней не оказалось армирующей сетки для штукатурки фасада. А ведь дом находится на перекрестке двух дорог с довольно интенсивным движением. Постоянная вибрация от колес и двигателей имеет сильное разрушающее действие – что останется от такой штукатурки через год? А ведь еще и «Красный» мост перекрыли – поток автомобилей увеличился в разы… Кстати, в ПСД почему-то предусмотрена стандартная толщина намета, хотя дом построен более 60 лет назад (1956г.), во времена, когда строили «из того, что было». Под штукатуркой хорошо видно, что стена «кривая», из разного кирпича – красного и белого, разной толщины. А сверху есть еще и выступ – парапетная плита. Ее состояние вообще оставляет желать лучшего: осыпается на головы прохожим в прямом смысле. Тем не менее за два года Фонд капремонта не придумал ничего лучше, чем заложить в смету простую штукатурку без укрепляющей сетки…
Жители очень внимательно относились ко всем действиям подрядчика – всегда были на связи, оказывали помощь, рассказывали про все тонкости эксплуатации дома, но в один момент все же собрались и попросили начать работы, чтобы ускорить процесс ремонта. Подрядчик не отказал, начались демонтажные работы на фасаде. И оказалось, что штукатурка скрывала еще более удручающую картину – трещины, впадины, отсутствие перемычек в оконных проемах, облицовочная часть кирпича просто высыпается. Выяснилось, что необходимо проделать огромный объем работы, не предусмотренный в проекте и, соответственно, в смете. Исправив допущенные в проекте и смете ошибки, подрядчик в ноябре 2021 года подготовил новую смету, где учли все, что было упущено. Смету сразу направили в Фонд капремонта на согласование, чтобы дальше готовиться к прохождению экспертизы. Но ответ от Фонда не поступил ни через неделю, ни через месяц – видимо, руки не дошли.
Работы опять пришлось остановить – пошли осенние дожди, температура воздуха упала, что не способствовало застыванию строительных смесей. Звонки и поездки к заказчику никак не меняли ситуацию – смета не согласовывали, и, скорее всего, даже не рассматривали.
Ситуацией заинтересовался губернатор Андрей Клычков, который обратился к подрядчику за разъяснениями. Подрядчик пояснил, что все делалось в рамках договора и строительных норм, и что ситуация с ремонтом дома сложнее, чем было установлено Фондом. Клычков дал поручение ускорить решение вопросов с ремонтом, но представители Фонд Капремонта так и не выезжали на объект и смету не согласовали.
Весной, после наступления тепла, подрядчик снова начал готовиться к проведению работ по капремонту дома, снова направил новую смету заказчику и начал возводить строительные леса, выставлять людей на работы. И уже с мая 2022 года работы начались. Вот только от заказчика никакой реакции не было. Вплоть до июля, когда подрядчик получил письмо с просьбой представить к рассмотрению новую смету. Через день смета была направлена. И… опять тишина.
А 1 августа подрядчик внезапно получил… уведомление о расторжении контракта! Но, что еще интереснее, на следующий день подрядчику пришло письмо, в котором Фонд капитального ремонта сообщал о том, что смета, представленная подрядчиком, посчитана не с тем индексом, не с теми расценками. Письмо привело подрядчика, мягко говоря, в недоумение: в Фонде почему-то не учли, что перечень работ был исправлен, что в смету были внесены работы, упущенные составителями проектной документации. Или это стиль работы ФКР? А как быть жителям?
Естественно, подрядчик подготовил и направил заказчику ответ, где в очередной раз изложил все проблемы, которые решаются им на протяжении года, пояснил, что закон не позволяет работать без согласованной с заказчиком сметы, и что первоначальная смета выпущена с большими упущениями, не позволяющими эксплуатировать дом.
Ответа на это письмо от Фонда не поступило. Подрядчик направил еще один запрос на разъяснение действий заказчика и просьбу все же согласовать смету, чтобы продолжить работы. Ответа опять не было. Зато пришло уведомление от Антимонопольной службы. Фонд решил внести подрядчика в «черный» список – реестр недобросовестных поставщиков (действия заказчика были оспорены в УФАС по Орловской области).
Молчание заказчика
Таким образом, больше четырех лет заказчик – Фонд капремонта не справлялся со своей прямой обязанностью – организацией проведения капитального ремонта дома. И вместо того, чтобы рассмотреть замечания и предложения подрядчика и ускорить процесс, решил от подрядчика избавиться.
К сожалению, в практике работы данной компании это не единственный пример столь странного взаимодействия Фонда капремонта с подрядчиком.
В апреле 2022 года та же подрядная организация выполнила капитальный ремонт двух домов в Советском районе г. Орла. И здесь не обошлось без приключений.
В доме 11А по улице Колпакчи ремонтировали крышу и фасад. Кровлю отремонтировали еще весной 2021 года, но приемочную комиссию Фонд так и не собрал. Подрядчик продолжил работы на фасаде дома. Весной 2022 года дом уже был готов, о чем заказчика сразу же известили. Одновременно с этим были завершены работы по ремонту фасада дома 31 на той же улице. Сначала подрядчик месяц ждал приемочной комиссии. Потом, когда Фонд все же организовал ее, прошел комиссионный осмотр выполненных работ. Заказчик представил свои замечания – подрядчик их устранил. Переделал весь комплект сдаточной документации. Стоит отметить, что документы проверяют и подписывают в организации, которая по отдельному договору выполняет функции строительного контроля, т.е. проверяет работы на соответствие строительным нормам и правилам. Также документы проверяют и подписывают в районной администрации (в нашем случае – в администрации Советского района). И, разумеется, в управляющей компании, которая впоследствии принимает капитально отремонтированный дом в эксплуатацию. Когда подрядчик обратился за проверкой и подписанием документации в управляющую компанию, то получил категорический отказ. На вопрос о причинах он получил достаточно краткий и исчерпывающий ответ: Фонд капитального ремонта не извещал УК ни о проведении работ, ни об их начале и завершении, документацию не передавал, взаимодействия с УК нет.
Спустя две недели от Фонда капитального ремонта поступили замечания уже к документации. Через пять дней исправленный комплект документации, подписанный всеми участниками процесса, был повторно направлен заказчику. И вот уже пять месяцев подрядчик ждет оплаты за выполненные работы. А Фонд капитального ремонта молчит. Но куда более важно то, что управляющая компания не может принять дом в эксплуатацию и управлять им, жители остаются в подвешенном состоянии, не понимая, что дальше ожидает их и их дом. На протяжении этих пяти месяцев подрядчик обращался в Фонд, но не получал ответов.
Аналогичные методы работы Фонд капремонта, кстати, практикует и с другими подрядчиками. Вот еще один пример.
По шаблону
С нашей редакцией связался представитель подрядной организации, которая выполняла работы по капитальному ремонту дома №4 по улице Лесной в городе Дмитровске. Здесь производилось переустройство кровли из плоской в шатровую.
Изначально, выходя на объект для проведения осмотра, подрядчик удивился тому, как был выполнен проект. Решения по усилению парапета (выступающая часть крыши, как в классических девятиэтажках), мягко говоря, показались странными. Парапет проходит по всему контуру крыши. На него должна опираться несущая часть будущей конструкции. Но, кроме этого, вес будет давить наружу. То есть, парапет нужно «стянуть», чтобы компенсировать нагрузку на разрыв. Что же предлагалось сделать в проекте, который выдал подрядчику Фонд капремонта? Просверлить парапет, чтобы просунуть в отверстие прут диаметром 2,2 см. То есть по факту ослабить и так уже немолодую бетонную конструкцию, которая должна будет на протяжении не одного десятка лет держать на себе новую кровлю, а это без малого около 30 тонн (расчетный вес только деревянной конструкции), плюс профлист, крепеж, вес металла для усиления. И это только одно из упущений в проекте, причем весьма значительное.
В результате подрядчик, руководствуясь условиями договора, незамедлительно обратился в Фонд за разъяснениями, на что получил ответ о том, что необходимо будет изготовить новый проект силами самого подрядчика. Подрядчик приостановил работы и приступил к корректировке проекта. Тут же к вопросу подключились обеспокоенные и измученные протеканием крыши жители, так как этого ремонта они ждали более двух лет. На претензии жильцов пришлось отвечать подрядчику, поскольку представители Фонда не появлялись в этом доме, возможно, никогда, или так давно, что этого никто не помнит. Да и после подписания договора о проведении работ «общение» между заказчиком и подрядчиком на предмет корректировки документов растянулось почти на два месяца: 31 августа 2021 года договор был подписан, а только 14 октября подрядчик получил от Фонда капитального ремонта одобрение на проведение корректировки документации. Подрядчик по просьбе жильцов на свой страх и риск все-таки начал подготовительные работы и работы по монтажу опорных конструкций будущей деревянной несущей конструкции. Параллельно рабочие производили обработку пиломатериалов огнезащитным и антисептическим раствором. Это обязательная процедура для любых деревянных конструкций.
В декабре подрядчик с готовым проектом направился к заказчику лично, для экономии времени. После проверки получил незначительные замечания. А в конце декабря подрядчика и заказчика вызвали в районную прокуратуру: нервы обеспокоенных жителей не выдержали долгого ожидания ремонта крыши, и они вынуждены были пожаловаться в надзорное ведомство. На встрече в прокуратуре присутствовали и глава администрации, и руководитель управляющей компании. После осмотра дома и начала работ представитель Фонда капремонта заявил, что подрядчик выполняет все по договору, и Фонд в обязательном порядке будет контролировать процесс работы над документами, и всячески подрядчику содействовать.
Уже в начале января проект был полностью готов и направлен в Фонд на согласование. После согласования еще предстояло изготовить новую смету и пройти экспертизу. Времени до наступления благоприятной погоды, позволяющей начать работы, оставалось не так уж и много. Но… заказчик затих! Ответа, так же, как и согласования, нет. В апреле подрядчик вновь обратился в Фонд за согласованием проекта, чтобы завершить необходимые мероприятия с документацией и продолжать работы по возведению кровли. Напомним, что все это время (весенняя оттепель, сопровождающаяся слякотью и дождями) жители в прямом смысле страдали от протечек крыши. А виной всему такой «незначительный» просчет в документации, как гидроизоляция кровли (устройство примыканий). Опытные специалисты, да и многие жители верхних этажей знают, что любые протечки в абсолютном большинстве случаев начинаются не с дыр в крыше, а с неплотных примыканий. Потому что от них вода «растекается» под всем ковром кровли и льется буквально везде.
Но проблемы жильцов, как видно, Фонд не особенно волновали, как и подрядчик со «своими» проектами, которые, кстати, по условиям договора, последний корректировал и проводил их экспертизу за свой счет и своими силами.
Затем наступило лето – самая благоприятная пора для строительных работ. От заказчика вестей не поступало. В прокуратуру Дмитровского района снова вызвали подрядчика и заказчика. На этот раз заказчик к прокурору не приехал. После обсуждения проблемы в прокуратуре прокурор района лично выехал на объект и осмотрел крышу. Потребовал от подрядчика объяснений. Подрядчик их предоставил, а жители подтвердили.
Дальше – интереснее. Прошло почти все лето. 5 августа подрядчик настоял на проведении собрания с жильцами совместно с прокурором района, представителями местной администрации, управляющей компании и Фонда капремонта. Явились все – кроме представителей фонда. На собрании обсуждались все вопросы по капремонту дома. Надо ли говорить, что обстановка была накалена до предела. Первые полчаса общение проходило на повышенных тонах. С трудом, но при содействии зампрокурора удалось перевести собрание в правильное и спокойное русло. Удивительно, что в налаживании диалога и решении проблем капремонта оказались заинтересованы подрядчик, прокурор, жители, но только не сам Фонд капремонта, который, между прочим, распоряжается взносами граждан на этот самый капремонт!
В итоге Фонд капитального ремонта так и не согласовал документацию, не ответил на запросы, но в прокуратуру доложил, что с подрядчиком все согласовал. Только подрядчику «забыл» об этом сказать. И направил уведомление… о расторжении контракта. Точь-в-точь как в случае с домом на Октябрьской. И ситуации похожи: часть работ выполнена, не оплачена, и подрядчик при этом оказывается виноват.
Кто в проигрыше?
Полагаем, похожие истории могли бы рассказать и другие подрядчики, которые наряду с жителями орловских многоквартирных домов стали жертвами подобного «взаимодействия» с орловским Фондом капремонта. В результате этого «взаимодействия» подрядчики оказываются у разбитого корыта, буквально в яме. Авансирования по контрактам нет, все работы производятся за счет подрядной организации, даже проекты и сметы. Потому что качество проектов, предоставляемых Фондом как заказчиком, весьма низкое. При этом нередки случаи, когда завершенные виды работ, которые уже оформлены и подписаны, не оплачиваются. Работы, которые выполняются в период согласования, чтобы не затягивать сроки, не оплачиваются тем более. И что в результате получают подрядчики, которые добросовестно выполняют свою работу? Проблемы, «черный список».
А что получают жители? А жители тоже оказываются в проигрышной ситуации. Причем дважды. Сначала они регулярно и добросовестно оплачивают ежемесячные взносы. Копят деньги на счете Фонда капитального ремонта. А потом получают «капремонт», который затягивается на годы и не заканчивается. При этом решать возникающие в ходе капремонта проблемы жителям зачастую приходится самим, совместно с подрядчиком, с прокуратурой, с управляющей компанией. Со всеми, кроме Фонда капремонта – удивительно инертной и неповоротливой структуры. Впрочем, кое-в-чем Фонд все же преуспевает: у чиновников из этой вроде бы некоммерческой, а на деле полностью подконтрольной областной администрации структуры прекрасно получается переводить стрелки и назначать виноватыми подрядчиков, а затем и не выплачивать им собранные с граждан средства. Неудивительно, что организаций, желающих заниматься капитальным ремонтом домов в Орловской области, становится все меньше. А жителям региона приходится ждать капремонта все дольше. Что не мешает Фонду исправно собирать с жителей взносы, размер которых, кстати, существенно вырос. Куда уходят народные деньги – вопрос без ответа. Очевидно, чтобы его получить, понадобится прокурорская проверка – и возможно, не одна.