№12 (154) от 2 апреля 2025 г.
Жители шести населенных пунктов Корсаковского и Новосильского районов оказались отрезанными от «большой земли» – единственная дорога, связывающая их с Новосилем, разбита. Обращения в многочисленные инстанции, которые граждане направляли на протяжении многих лет, ничего не дали – людей в буквальном смысле «отфутболивают» из одного ведомства в другое. А между тем «непроезжая» дорога не только доставляет гражданам массу проблем – как социальных, так и экономических, но и является источником реальной опасности для их жизни и здоровья. О чем они и рассказали в своем письме в редакцию «Орловской среды-плюс», текст которого мы публикуем ниже.
«Мы, нижеподписавшиеся жители населенных пунктов Кирики, Хворостянка, Хохлы, Селезнёво, Маслово Новосильского района и жители деревень Козлово и Гагаринский хутор Корсаковского района Орловской области, обращаемся к вам с просьбой помочь разрешить серьёзную проблему отсутствия дорожно-транспортного сообщения из районного центра г. Новосиль к нашим деревням.
Капремонт дороги межмуниципального значения Б. Пруды – д. Хворостянка – п. Александров, а также участка дороги д. Хворостянка – д. Гагаринский хутор проводился в 1999 г.
Сегодня, в 2025 году, единственная дорога, обеспечивающая транспортное сообщение с городом Новосилем, представляет собой ужасающее зрелище. 20 км дорожного полотна – ямы, заплатки, а в некоторых местах – отсутствие асфальтного покрытия (фото прилагаются).

Капитальный ремонт дорожного полотна жизненно важен для населения сельской местности. К сожалению, на протяжении 10 лет граждане неоднократно обращались в департамент надзорной и контрольной деятельности, в департамент дорожного хозяйства и транспорта, в КУ ОО «Орёлгосзаказчик», к главам Новосильского и Корсаковского районов, писали письма в адрес администрации Орловской области, делали посты и оставляли комментарии в прямом эфире соцсети VK. Взаимодействие со структурами Орловской области не дало положительного результата.

Отсутствие капремонта дороги влечёт необратимые последствия – вымирание исконно русской территории:
1. В январе 2025 г. рейсовый автобус из г. Новосиль в вышеуказанные населенные пункты был отменён, хотя транспортное сообщение поддерживалось три раза в неделю. В связи с этим жители, не имеющие личного транспорта, полностью лишены возможности посещать необходимые им городские организации. Местные таксисты подняли цену до 1500 руб.
2. Транспортировка в больницу г. Новосиля затруднительна. Выезд кареты скорой помощи занимает более 1 часа!
В населенных пунктах проживают пенсионеры, семьи с детьми, в том числе многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны, а также семьи участников СВО, сами участники СВО, которым постоянно требуются различные виды помощи, в том числе экстренная!
3. Водители, проживающие в сельской местности, разбивают свои личные автомобили, хотя транспортный налог уплачивается.
4. Передвижение на школьном автобусе, доставляющем детей в МБОУ Селезневская СОШ д. Селезнёво, в буквальном смысле представляет опасность для жизни и здоровья учащихся, особенно в осеннее и зимнее время года, из-за возникающих аварийных ситуаций.
5. В 2018 г. губернатор Орловской области Клычков А.Е. с представителями администрации Орловской области и съемочной группой ТВ «Вести-Орел» посещали КФХ Митрохина, находящееся в с. Кирики (видеозапись данной встречи – в наличии).
По завершению диалога с руководителем КФХ Митрохина, почетным фермером Орловской области Митрохиным Эдуардом Владимировичем была достигнута договоренность. Со стороны администрации Орловской области – о капитальном ремонте дороги межмуниципального значения Б. Пруды – д. Хворостянка – п. Александров, а со стороны Митрохина Э.В. – о строительстве коневодческой фермы в с. Кирики.
Со стороны Митрохина Э.В. все договоренности были выполнены, и в 2024 г. на территории Хворостянского сельского поселения построены современные животноводческие хозяйства: коневодческая и овцеводческая фермы.
6. Местные фермеры возделывают плодородную землю на площади 18 500 га. Все поля обрабатываются, выращиваются культуры – свекла, подсолнух, пшеница, соя. Дальнейшее развитие животноводства и растениеводства невозможно без качественной дороги. Перевозчики уже отказываются отправлять свой транспорт для вывоза урожая.
7. Часть Новосильского района входит в проект «Бирюзовое кольцо» Орловской области. Развитие сельского и краеведческого туризма, востребованного в современном обществе, невозможно. Хотя именно в нашей местности есть огромный потенциал для данных видов туристической деятельности. Добавим, что территории Новосильского и Корсаковского районов расположены на расстоянии 320-350 км от г. Москвы, что, несомненно, является приоритетом для однодневных туристических поездок из московского региона.
Заранее благодарим Вас за внимание к нашему обращению.
C уважением, жители вышеуказанных населенных пунктов».
От редакции:
К своему письму жители приложили копии своих обращений и ответов на них орловских чиновников. В 2022-2023 годах они неоднократно обращались в областной департамент надзорной и контрольной деятельности и в департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, а также в «Орелгосзаказчик», в чьем ведении, собственно, и находится дорога, о которой идет речь.
Процитируем выдержки из ответов чиновников.
В декабре 2022 года руководитель департамента контрольной и надзорной деятельности Орловской области В. Сенюшкин сообщил инициативной группе граждан, что «проведение внеплановой выездной проверки в рамках осуществления регионального государственного надзора на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в отношении лиц, ответственных за содержание указанной в обращении автомобильной дороги, не представляется возможным» (из-за ограничений на проведение внеплановых контрольных мероприятий, введенных Правительством Российской Федерации). Правда, при этом поясняет, что «в результате проведенного мониторинга состояния автомобильных дорог… с целью пресечения нарушений обязательных требований КУ ОО «Орелгосзаказчик», осуществляющему оперативное управление в отношении автомобильной дороги общего пользования Большие Пруды ‒ Хворостянка ‒ Александров, департаментом 16 мая 2022 года объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии комплекса необходимых и достаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований…». Затем, осенью 2022-го, департамент провел выездное обследование дороги, чтобы проверить, как «Орелгосзаказчик» исполнил предостережение. Выяснилось, что исполнил ненадлежащим образом. Тогда учреждению было объявлено повторное предостережение, а материалы выездной проверки направлены в ГИБДД для возбуждения дела об административном правонарушении.
Другой департамент – дорожного хозяйства – в марте 2023 года просто отделался от граждан, пообещав создать… комиссию для осмотра дорог, которая «проведет обследование дорог в срок до 1 мая 2023 года» (заметим, в 2022 году дорогу уже дважды обследовали специалисты из другого департамента).
«В связи с тем, что балансодержателем автомобильной дороги Большие Пруды – Хворостянка – Александров является КУ ОО «Орелгосзаказчик», дата для осмотра автомобильных дорог будет определена вышеуказанным казенным учреждением», – сообщил жителям Новосильского района заместитель руководителя департамента Е. Литвяков и посоветовал обратиться в «Орелгосзаказчик», чтобы граждане смогли принять участие в обследовании дороги. Граждане так и сделали. И в апреле 2024 года получили ответ из «Орелгосзаказчика» за подписью заместителя начальника этого славного учреждения Н. Головко. Последний поведал гражданам, что комиссия для обследования дорог создана и что по результатам смотра дорог в Новосильском и Корсаковском районах «будет сформирован план мероприятий по поддержанию транспортно-эксплуатационного состояния автодорог и организовано выполнение работ по содержанию асфальтобетонного покрытия проезжей части вышеуказанной дороги в рамках контракта, в пределах доведенных лимитов бюджетных средств». Правда, отмечает Головко, контракт на выполнение работ по содержанию дорог уже заключен в ноябре 2022 года, из чего граждане, видимо, должны были понять, что их дорога в этом контракте не фигурирует. И действительно, ниже Головко сообщает, что «Орелгосзаказчик» обращался в правительство области с предложением включить данную дорогу «в областную программу работ на будущие периоды». И заключает: «При условии включения работ по ремонту данной автомобильной дороги в областную программу дорожных работ КУ ОО «Орелгосзаказчик» организует все необходимые мероприятия».

Поскольку с тех пор прошло уже два года, а дорога так и не отремонтирована, напрашивается вывод, что в программу ее так и не включили. А если включили, то на какой-нибудь далекий 40-й или 50-й год. Но граждане живут сейчас. И скорая помощь, и школьный автобус по разбитой дороге тоже ездят сейчас – с риском для водителей и пассажиров. А рейсовый автобус не ездит. И жители шести населенных пунктов в 21-м веке, в 300 километрах от столицы, не могут добраться до районного центра и в отчаянии обращаются в СМИ. Ну а СМИ, как всегда, остается обращаться к прокурору, который, пожалуй, единственный на сегодняшний день в Орловской области может заставить чиновников выполнять их прямые обязанности.
Редакция газеты «Орловская среда-плюс» обращается в прокуратуру Орловской области и просит провести проверку по изложенным в данной публикации фактам и обязать КУ ОО «Орелгосзаказчик» отремонтировать дорогу межмуниципального значения Б. Пруды – д. Хворостянка – п. Александров в Новосильском районе. Контактные данные имеются в редакции.