№41 (183) от 26 ноября
На ноябрьской сессии Орловского горсовета депутаты большинством голосов поддержали предложение мэрии о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. «За» проголосовал 21 депутат. Против – 11. Обсуждение, как и ожидалось, было довольно эмоциональным и бурным. Причем в этот раз ни на сессию, ни на предшествовавшее ей заседание профильного комитета частные перевозчики не пришли. Вероятно, чтобы не пришлось объяснять депутатам, почему очередное повышение платы за проезд не приводит хоть к какому-нибудь повышению качества пассажирских перевозок. Эта сфера на протяжении последних лет остается в топе жалоб от местных жителей наряду с ЖКХ, мусором, освещением и дорогами.
Когда заммэра по финансово-экономическому блоку Алексей Степанов начал зачитывать пояснительную записку, в которой говорилось о причинах повышения и тех расчетах, которые делали сотрудники профильного управления для обоснования нового тарифа, в зале поднялся невероятный гул. Председатель горсовета предположил, что депутаты уже достаточно ознакомились с документами и потому имеет смысл сразу переходить к вопросам.
Вначале депутаты поинтересовались размером инфляции за минувший год и ростом доходов граждан. Инфляция (официальная) составила 6,8%, а среднемесячная зарплата выросла на индекс потребительских цен – на 4%, страховые взносы выросли на 0,8%. При этом цену на проезд предложили повысить на 13%.
Естественно, уже в который раз заммэра напомнил: повышение платы за проезд идет вслед за уже произошедшим повышением цен на электроэнергию, расходами перевозчиков на ГСМ, на запчасти, шины и т.д. Так что по факту предложенное повышение тарифа догоняет уже произведенные перевозчиками затраты.
Вообще в ходе обсуждения этого больного для граждан вопроса большинство выступающих говорили о деньгах. Так, например, депутат-единоросс Себякин поинтересовался, куда пойдут деньги, полученные после повышения тарифа. Чиновник Степанов уверенно ответил, что в фонд оплаты труда водителей. Коммунист Швалов сообщил, что если бы тариф повысили на величину инфляции, то фракция КПРФ за это проголосовала бы, а за 13% коммунисты голосовать не готовы.
О людях, которым предстоит платить из своего кармана за издержки и, прямо скажем, «хотелки» перевозчиков, побеспокоились только депутаты Справедливой команды Игорь Коновалов и Сергей Елесин.
Так, депутат Коновалов удивился, что каждый раз чиновники кропотливо подсчитывают, что и на сколько подорожало, но никто не говорит о главной проблеме и о том, как ее предлагается решать – о качестве транспортного обслуживания:

Игорь Коновалов
– Сейчас зашла речь про повышение доходов населения – почему вы считаете чужие деньги (наших жителей)? Почему никто не говорит о повышении качества перевозок? Мы из года в год озвучиваем эту проблему. Качество как было 10 лет назад – никаким, так и остается. Почему мы, повышая тариф, не контролируем качество поездок? Почему жители не получают достойные услуги? Мое личное наблюдение, что даже если мы сейчас сделаем тариф, как изначально предлагалось перевозчиками, 42 рубля – вы хотите сказать, что услуги будут оказываться в полном объеме? Нет! Вы реально не контролируете ситуацию! Даже если до 50 рублей повысить проезд – просто перевозчики будут зарабатывать, а качество поездок останется на прежнем никудышнем уровне!» – эмоционально выступил Игорь Коновалов.
В ответ финансист Степанов опять принялся оперировать цифрами.
– В тот тариф, который должен быть, чтобы перевозчик компенсировал все свои затраты в соответствии с инструкцией Минтранса, ездил по графику с утра до вечера, полностью компенсировал все свои расходы и имел операционную прибыль, установленную Минтрансом, – от 8 до 12 процентов в зависимости от вида транспорта; был обязан обновлять ежегодно по 10% подвижного состава – так вот, мы на контракты должны направить по расчету 2 миллиарда 700 миллионов рублей. Если мы в бюджете найдем такие деньги, то и контрактов по 100 рублей не будет – так как там штраф всего 1 рубль. А штраф при контракте в 800 миллионов будет составлять 0,1% за каждый невыезд – это будет иметь соответствующий эффект. Второе – экономически обоснованный тариф два года назад мы с вами рассчитывали, и он уже тогда был 79 и 82 рубля в зависимости от вида транспорта. Далее – вы участвуете в балансовых комиссиях. Можете прийти, послушать в ТТП. Фактическая себестоимость поездки в ТТП по полугодию составила около 60 рублей на перевозку одного пассажира. Мы с вами на эту дельту, насколько можем, даем предприятию субсидию. И то она полностью не покрывает этот убыток. Тихонов Алексей Валентинович из ГУП «Курскэлектротранс» выступал летом на комитете по транспорту в области. Так вот, в Курске только по электротранспорту предприятие ежемесячно получает субсидию 56 миллионов. Итого в год около 800 миллионов. Все упирается прежде всего в экономику. Требовать мы будем. Штрафовать мы будем. Мы можем прям завтра со всеми перевозчиками расторгнуть контракты за то, что они нарушают график. Насколько можем – мы работаем с ними и требуем от них перевозок. Вечером, вы знаете, по крайней мере весь электрический транспорт ТТП ходит. 13 единиц трамваев будут с понедельника ходить с 5 утра и до 11 вечера, как им и положено. Плюс троллейбусы», – пояснил Степанов. – С обратной стороны если зайти к тарифам, за тот же период, что мы поднимаем на 12-13 процентов в год проезд, электричество поднялось почти на 170%, но «более электрическим» оно не стало. Тепло поднялось на 200%. Но более теплыми батареи, несмотря на рост тарифов, тоже не стали. Вот эти коэффициенты, разрешенные законом, позволяют поддерживать транспортников. Если вы готовы поднять плату за проезд на 170%, мы поддержим. Но вряд ли кто решится на этот шаг, – парировал главный экономист города.
Однако Игорь Коновалов на цифровые манипуляции не поддался и напомнил, что помимо населения, на которое можно взвалить все – и электричество, и тепло, и проезд, существуют и другие источники, где можно поискать средства для решения проблемы:
«Почему мы опять все на жителей перекладываем? Мы неоднократно говорили, что муниципальный транспорт является дотируемым. Выходите с инициативой на область, на федеральный уровень! Требуйте участия федералов! Жителям все равно, как вы решите вопрос. Пассажиры заслуживают ту услугу, за которую они платят!»
Депутат Сергей Елесин усомнился, что повышение цены проезда как-то улучшит положение муниципального ТТП: долги предприятия – свыше 340 миллионов рублей. И это только та сумма, которая нужна, чтобы погасить «кредиторку», а еще ведь необходимы средства на закупку запчастей, ремонт подвижного состава и т.д. Поэтому полученные от увеличения тарифа средства не спасут ТТП и никак не повлияют на размер кредиторской задолженности. А рост тарифа будет свыше индекса потребительских цен в текущей ситуации. Зато доходы частных перевозчиков увеличатся, а гарантий повышения качества обслуживания – никаких. Сергей Елесин справедливо возмутился «беспомощностью» мэрии, которая якобы не может заставить частных перевозчиков выполнять условия контрактов и работать как положено.

Сергей Елесин
– Что касается контрактов, о которых сегодня шла речь и заключенных администрацией с частными перевозчиками, – меня просто пугает, что администрация во всеуслышание заявляет о своей беспомощности. Разорвать контракт с перевозчиком – никаких проблем нет. Коллега из Справедливой команды попал под этот каток. Стоит не выпустить одну машину на маршрут при наблюдении администрации – в контракте это прописано – разорвать можно без проблем. Почему мэрия этим не пользуется? Контракты должны исполняться. Мне непонятно, почему администрация заявляет: «Что нам теперь, со всеми перевозчиками контракт расторгать?» Какая это работа? Как такое можно говорить? Если контракт не исполняется, то он должен быть расторгнут. А как будет идти перевозка – это уже второй момент. Надо работать в рамках закона. А вы говорите, что готовы преступать закон и не расторгать контракты. Пусть в рейсы не выезжают? Мне непонятна позиция администрации – вы приедьте в район Алроса утром! Вас люди разорвут, когда узнают, что вы занимаетесь финансированием по этим тарифам. Люди стоят по полтора часа в очереди, не могут сесть в маршрутку! А вы говорите «не будем разрывать контракты»! Да вы хоть попробуйте! Сначала надо разобраться с первопричиной и обеспечить выезд транспорта 100% по контрактам, а потом уже смотреть – какой тариф. Жители не против повышения тарифов, но возможность уехать должна быть хотя бы до 10 вечера. Поэтому мы поддерживать это предложение не будем!» – обозначил позицию Справедливой команды Сергей Елесин.
Не поддержал повышение проезда, высказав довольно половинчатую позицию, и депутат Владимир Строев.
Он обратил внимание, что в соседних областях – Тамбовской, Белгородской и Курской стоимость проезда ниже, чем в Орловской.
«Если мы повысим, то станет дороже, чем еще в ряде областей: Воронежской, Костромской и Рязанской». Строев также напомнил, что в Курске, где сумма дотаций на транспорт из областного бюджета составляет 800 миллионов рублей, на линию выходит 80 единиц электротранспорта, а в Орле – 25 единиц.
– Я считаю, что повышать проезд, конечно, необходимо, но не сейчас – сначала надо передать ТТП в область, пусть его финансирует. Это предприятие можно и закрыть, в конце концов, а частникам отдать [ситуацию с проездом] в их руки. И пусть определяет потребитель, сколько он готов платить частникам».
В итоге Строев проголосовал против повышения тарифов на проезд.
Таким образом, однозначно против повышения цены проезда в городском транспорте выступили депутаты Справедливой команды. Коммунисты проголосовали против с оговоркой, что проголосовали бы за меньший процент повышения, а единороссы, как водится, дружно подняли руки за.
При этом предгорсовета Негин даже не скрывал, что жалобы от граждан на работу перевозчиков поступают бесперебойно. Жалуются жители микрорайона Алроса, Лужков, Рабочего городка, Выгонки, Северного района. Что, впрочем, не помешало Негину и его однопартийцам проголосовать в пользу перевозчиков. Очевидно, в утешение гражданам Негин пообещал, что если ситуация не улучшится, то город обратится в область с просьбой запустить трехзначные маршруты на те направления, где двузначные автобусы не могут сами вывезти всех пассажиров. А еще сообщил, что с 24 ноября депутаты начнут мониторить работу общественного транспорта. От таких заявлений остается только развести руками. Мы, конечно, понимаем, что общественным транспортом Негин не пользуется очень давно и потому, как говорится, страшно далек от народа, который в этом транспорте ездит. Потому что на самом деле никакой мониторинг не нужен. Нужно просто прийти на остановку – например, в 909-м квартале, на той же Алроса, или скажем, в центре города, на Дворце спорта в часы пик утром или вечером. И попытаться с нее уехать. То есть сначала дождаться маршрутку или автобус (обязательно засечь время ожидания), ну, например, №9, или №25, или №1, потом ухитриться в нее втиснуться, а потом в ней не задохнуться, не повредить конечности и, наконец, выйти, желательно целым и с неповрежденной нервной системой. Если бы заставить господ Негина, Себякина и всех, кто голосовал за повышение цены проезда, проводить такой мониторинг лично хотя бы в течение месяца, думаем, они бы нашли способ сначала заставить перевозчиков работать, а потом говорили бы о деньгах. Но такой вариант, как мы все понимаем, – из области фантастики.
Поэтому гражданам следует приготовиться к тому, что с 1 января 2026 года проезд в общественном транспорте будет стоить 36 рублей при оплате наличными и 33 рубля при безналичной оплате. Напомним, перед этим стоимость проезда в общественном транспорте Орла повышали с 1 января 2025 года – также на 4 рубля.