№10 (48) от 30 ноября 2022 г.
На заседании профильного комитета областного совета депутаты рассмотрели поправки в проект закона, которые должны упорядочить пользование гаражами. А именно – стимулировать владельцев гаражей, которые еще не зарегистрированы, узаконить свои постройки. В ходе обсуждения вскрылось столько важных деталей, что вопрос решили направить на доработку. Но поскольку тема достаточно болезненная для многих жителей, мы решили рассказать, как шло обсуждение, какие проблемы вскрылись и к чему готовиться владельцам незарегистрированных построек. Напомним, обсуждение велось в рамках реализации норм федерального закона №79, более известного как «закон о гаражной амнистии» (ЗГА).
Все под амнистию?
Председатель комитета Юрий Ревин отметил, что органы местного самоуправления вправе осуществлять ряд действий, направленных на выявление лиц, использующих расположенные на муниципальной земле гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Более того – власти должны оказывать содействие гражданам в приобретении прав на сами гаражи и на земельные участки, на которых они расположены.
Напомним, новый закон о гаражной амнистии был принят всего чуть более года назад – весной 2021-го и будет работать до 1.09.2026. В течение этого времени владельцы смогут бесплатно получить в собственность государственные и муниципальные земельные участки, на которых находятся их гаражи. Но есть несколько «но». Под «гаражную амнистию» не попадают: гаражи, стоящие во дворах многоквартирных домов; подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах; строения, вспомогательные по отношению к объектам индивидуальной жилой застройки, садовым домам, объектам производственного, промышленного или коммерческого назначения; гаражи, используемые для предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств. Также под амнистию могут попасть только гаражи, возведенные или установленные до 30 декабря 2004 года (т.е. до введения в действие Градостроительного кодекса). При этом участки под гаражами должны быть выделены и надлежащим образом оформлены. Между тем, в Орле «проблемными» можно назвать не только какие-то отдельные гаражи, но и целые гаражные кооперативы, что и подтвердило обсуждение на комитете.
Начало положено
Как отметила начальник УМИЗ Орловского муниципального округа Ольга Аксютина, по закону работа идет уже больше года, и в пригородах областного центра оформлено порядка 150 гаражей. Но еще до принятия ЗГА, с 2016 года, тогда еще Орловский район начал выявлять такие гаражи, которые используются, но не оформлены в едином госреестре, соответственно, не были оформлены и земельные участки. По всем поселениям выявили незарегистрированные гаражи (при этом параллельно выявлялись и другие незаконные постройки – подвалы, сараи и т.п.). Поэтому, когда были выявлены все такие постройки, началась работа с людьми, которым разъясняли, как оформить недвижимость законным образом. Было создано МУП АПБ (Архитектурно-планировочное бюро), которое делает техпланы, помогает оформлять исковые заявления в суд, чтобы люди могли узаконить постройки. До вступления в силу ЗГА земля под такими постройками продавалась в соответствии с Земельным кодексом. Сейчас, если все условия подходят под прописанные в 79-м ФЗ, земля передается владельцу гаража бесплатно.
Вице-спикер облсовета Михаил Вдовин решил отойти немного в сторону и поинтересовался судьбой как раз прочих построек (не гаражей). Например, сараев или подвалов, упомянутых ранее выступавшей чиновницей. «Стоит сарай. Бабушка его использует 25 лет. Нет ни справок, ни документов никаких. Что делать?» – поинтересовался Вдовин. Ольга Аксютина отметила, что в этом случае процедура разработана. Необходимо вызвать кадастрового инженера и узаконить все через суд. Вдовин предположил, что с очень большой долей вероятности суд примет решение о сносе: «Судье нужно представить хоть какие-то документы. Это может быть уплата коммунальных платежей, уплата налога, какая-то справка, выданная условно в 1931 году. А если у человека вообще ничего нет – суд примет однозначно решение о сносе?» Депутаты поинтересовались, были ли случаи сноса? Выяснилось, что да, сносили на Знаменке и в Большекуликовском сельском поселении. По судебному решению. И это касалось как раз гаражей. А вот сараи и подвалы выдавались людям по ордерам. Поэтому ситуация, описанная вице-спикером, крайне маловероятна – ведь ордера есть, а это уже документ, который будет иметь силу в суде, – отметила Аксютина.
Сараям ничего не грозит. С гаражами сложнее
Что касается Орла, то здесь ситуация с сараями следующая: если они расположены на территории многоквартирного дома, там они и останутся. Если же – на муниципальной или неразграниченной земле, и нет никаких правоустанавливающих документов, то сараям однозначно грозит снос. При этом депутатам напомнили, что такие сараи в основном построены рядом со старыми домами, которые тоже попадают под снос. Львиной доле бесхозных сараев никакие проблемы не грозят. При этом Михаил Вдовин на протяжении всего обсуждения придерживался линии, что, если речь будет вестись о сносе, то нужно эту работу вообще прекратить. Не время сейчас трепать людям нервы.
Затем от сараев опять перешли к гаражам. Речь зашла про ГСК «Энергетик-2», где порядка 400 гаражей оказались незаконными. Было судебное решение о сносе нескольких гаражей. Но потом последовал коллективный иск от владельцев остальных гаражей, и суд встал на сторону жителей. Больше в ГСК ничего не сносили. При этом судебная тяжба длилась пять лет! – акцентировал внимание коллег вице-спикер.
Бывают ситуации, когда в каком-либо ГСК часть владельцев гаражей оформила документы, а часть никаких действий не предпринимает. Именно до них и нужно донести информацию о том, как необходимо действовать для того, чтобы узаконить те гаражи, что еще не оформлены (они не платят налоги, не платят за землю, не платят взносы в гаражный кооператив). Председатель комитета отметил, что это большая беда, когда у людей не было возможности законно оформить все необходимые документы. Люди шли на риск и строили гаражи без каких-либо законных оснований. Но нужно наводить в этом вопросе порядок, поэтому принятие поправок в закон просто необходимо.
Из тупика в тупик
Приглашенный на комитет председатель гаражного кооператива «Электрон» согласился, что заниматься проблемой нужно. И помощь властей здесь просто необходима. В качестве примера была приведена ситуация, когда по распоряжению председателя выдавались разрешения на строительство, и в итоге 120 гаражей оказались за пределами официально и документально утвержденной границы кооператива. При попытке обратиться в администрацию, чтобы узаконить эти 120 гаражей, все 120 владельцев получили отказ. Чиновники ссылались на то, что гаражи – за границами кооператива. При этом их и сносить не сносят, и узаконить строения у владельцев не получается. Как вариант – можно обратиться в администрацию и внести изменения в схему территориального планирования, чтобы первым делом включить участок под 120 гаражами в границы кооператива. Только после этого возможно будет начать процедуру «гаражной амнистии». На момент заседания комитета ситуация застопорилась на кадастровых ошибках внутри уже зарегистрированного участка кооператива. Дальше дело не движется вообще. Третий год выхода из тупика не видно.
Представитель городской администрации пояснила, что по закону власти обязаны подать в суд иск о сносе этих гаражей, но с учетом изменившихся законов людям дали время и возможность устранить все юридические противоречия, внести изменения в градостроительные документы, провести межевание. Что касается конкретного случая с «Электроном», то, по словам чиновницы, были просто запрошены списки владельцев спорных гаражей. Иначе может получиться, что процедура с землей будет запущена условно на сотню гаражей, а через год выяснится, что обнаружилось еще несколько десятков незаконных строений. Ни схему, ни пофамильный список в мэрию (на момент проведения комитета) не предоставили, а заниматься этим вопросом вместо руководства кооператива чиновники не могут. Депутаты просили стороны все же прийти к взаимопониманию. А местным властям рекомендовали помочь председателям кооперативов всеми возможными способами (например, как-то решить вопрос с теми же кадастровыми ошибками).
Недопонимание, кстати, происходит на всех уровнях власти и этапах принятия решений. Так, на комитете чиновники несколько раз уточнили, что упомянутый закон о гаражной амнистии носит заявительный характер. Это не обязанность владельцев незарегистрированных гаражей, а их право. Захотят ли они воспользоваться моментом и привести документы в порядок, зависит только от них, но никак не от чиновников. Орловцев призывают оформлять все по закону, но как составить планы по вовлеченным в этот процесс, не совсем понятно. Работа по ФЗ-79 ведется и без планов. Кто хочет, тот получает всю необходимую помощь (в том числе и консультации). Юридическая служба облсовета уточнила, что впервые слышит о таких возражениях. «Как можно без плана? Вы беспорядочно будете работать?» – «Мы же объясняем – работа идет на заявительной основе. Сколько пришло людей, со столькими мы и работаем!»
В итоге депутаты решили, что вопрос требует доработки. Причем, всеми заинтересованными сторонами: депутатами, непосредственными исполнителями ФЗ-79 и руководителями гаражных кооперативов.
Мы еще вернемся к этой теме. А владельцам незарегистрированных гаражей рекомендуем ознакомиться с подробнейшей инструкцией, которая опубликована на сайте городской администрации
Сергей МИЛЯХИН