№11 (108) от 27 марта 2024 г.
Работу МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» и его перспективы, а именно вопрос – останется ли орловский электротранспорт «на плаву» – изучили депутаты комитета облсовета по градостроительной деятельности и транспорту. По словам генерального директора МУП «ТТП» Игоря Косолапова из сложившейся плачевной ситуации есть выходы, но в целом ситуация на предприятии не простая. Дошло до того, что в Орле готовы принять отработавшие в соседнем Курске трамваи, так как купить новые – непосильная задача. Все ожидали, что открытие Красного моста вдохнет в электротранспорт вторую жизнь, но… суровая орловская действительность оказалась иной. Наши чиновники в первую очередь думают об автобусах, успешно прыгая на тех самых граблях, по которым отпрыгал уже не один десяток российских регионов.
Трамвай умер! Да здравствует трамвай!
Игорь Косолапов ознакомил депутатов с показателями работы муниципального предприятия:
На сегодняшний день в ТТП трудится 621 человек при среднесписочной численности 600 сотрудников. Одних только налогов это предприятие платит почти 150 миллионов рублей в год. В две смены на улицах города обслуживается 12 маршрутов: 5 автобусных, 4 троллейбусных, 3 трамвайных. Для этого задействовано порядка 144 единиц подвижного состава в две смены. За 2023 год было перевезено 12 млн пассажиров, что на 2,5 млн больше, чем годом ранее. Планы на этот год – перевезти уже 17 млн человек и заработать на этом 410 миллионов рублей. Расходы запланированы на уровне 650 миллионов. В 2023 году выручка предприятия составила 223 млн руб. Также удалось заработать на предоставлении дополнительных услуг – влажной уборки транспорта, предоставлении производственных помещений под ремонт, восстановлении запчастей. Бюджетное финансирование на компенсацию проезда льготных категорий пассажиров ТТП за прошлый год составило 10,7 млн руб. Расходы предприятия в прошлом году составили 434 млн руб. Из бюджета получили 210 млн. Управленческие расходы – 30 млн руб.
Вице-спикер облсовета Михаил Вдовин задал ряд острых вопросов: почему ситуация в МУП ТТП с каждым годом все хуже и хуже? Почему не соблюдается график работы водителей (поступают жалобы от самих сотрудников)? Почему большая часть подвижного состава стоит под забором, не ремонтируется, и не принимается никаких мер, чтобы ввести его в строй? Громадная текучка водителей – что делается, чтобы ее остановить? И базовый вопрос: сколько предприятие получило из бюджета? 210 миллионов? Были времена, когда предприятию хватало 70 миллионов поддержки. Какие меры предлагаются по исправлению ситуации? То, что сейчас происходит – это латание дыр. Без серьезных финансовых вливаний ничего не получится. Мы бесконечно меняем директоров, издаем приказы, чтобы потом тут же их отменить – в это время другие регионы работают. Михаил Вдовин задался вопросом: почему в Орле электротранспорт балансирует на грани жизни и смерти, в то время как в других регионах власти развивают этот вид транспорта? В качестве примера была названа Пермь, где как раз накануне комитета состоялось прощание с последним советским трамваем серии КТМ-5.
«Трамвайные вагоны этой серии ушли с городских улиц еще в январе. Взамен с 25 января на линию выпущены оставшиеся 30 современных вагонов модели «Львенок». Единственный трамвай семейства КТМ-5 был отобран для прощальных рейсов с трамваями пятого поколения. Свой последний рейс последний пермский КТМ-5 совершил в воскресенье 3 марта. Трамвай проследовал от разворотного кольца «Разгуляй» до конечной остановки «Микрорайон Висим», после чего отправился в депо. В ходе последней поездки пассажирам рассказали об истории вагона и уникальных фактах его работы. (…) В последнее время трамвайный парк ряда российских городов серьезно обновился. Как итог, уходят старые модели. Так, в феврале 2024 года в Туле была прекращена эксплуатация пассажирских вагонов семейства «Татра», в ближайшее время прекратится эксплуатация вагонов «Татра» в Курске», – вот так описывали происходящее в других регионах в соцсетях.
Будем «донашивать» трамваи за Курском?
По словам Игоря Косолапова, «в Курске запустили 10 новых вагонов типа «Львенок», которые очень современные, украшение города. Но там заключено концессионное соглашение с московской компанией по двум маршрутам, и в ближайшие 15 лет вся выручка будет поступать не в городской бюджет, а в счет расчетов с этой фирмой. Причем там была модернизация не только трамваев, но и всей трамвайной линии… Просто купить новый подвижной состав – и у нас тот же «Львенок» ходить по нашим рельсам не будет. Там другие колесные пары и, следовательно, нужно будет менять всю сеть».
Также руководитель ТТП рассказал, что в Курске осталось два старых маршрута (по концессии отдали только два других), и в итоге ситуация с трамваем ненамного лучше, чем в Орле. Также в начале следующего года в Курске ожидается поступление новых троллейбусов. Сейчас подвижному составу троллейбусов в Курске в среднем по 15 лет. Орловским – по 40 лет. Если будет интерес, соседи готовы по остаточной стоимости отдать нам 10-12 троллейбусов в очень хорошем состоянии. И это могло бы очень серьезно поддержать орловский электротранспорт. Но, в Орле «пока мы ездим на чем ездим». Чем старше троллейбус, тем больше он требует ремонта. Косолапов напомнил и о куда более серьезной проблеме, чем старые вагоны: «с энергохозяйством у нас тоже ситуация плачевная». Поэтому, если говорить о финансовых вливаниях в МУП, то необходимо думать не только о подвижном составе, но и об энергохозяйстве.
В городе есть планы на покупку новой техники. Рассматривается вариант поставки нескольких троллейбусов из Белоруссии. Стоимость одной машины с запасом автономного хода (на случай выхода из строя подстанции) до 2-х км – порядка 22 миллионов рублей. С запасом хода от 20 км – порядка 29 миллионов. Замена трамваев – «штука очень недешевая». Один стоит порядка 70 миллионов. В орловском ТТП готовят дорожную карту по выходу из кризиса, которая будет готова в конце марта.
Лучше всего ситуацию с орловским электротранспортом описывают жители областного центра. Например, вот как выглядел в новостях всего один день из жизни ТТП. 18 марта выпуск троллейбусов на линию составил всего 9 машин. Троллейбусы в Орле стремительно заканчиваются, отметили в группе «БАС57». В этот же день трамвай сошёл с рельсов на улице Грузовой, в результате чего без транспортного сообщения на несколько часов осталась 1-я Курская улица и район ж/д вокзала. Частые сбои в работе трамваев связаны с изношенностью всего хозяйства ТТП. По-прежнему (уже который месяц) без вместительных троллейбусов живет целый микрорайон Выгонка. И это типичная картина лишь одного дня.
Коснулись ситуации с транспортным сообщением на Выгонке и на комитете облсовета. Решить проблему, по словам директора МУП «ТТП», возможно с помощью ремонта тяговой подстанции или покупки новой. Но денег на это у предприятия нет. «Проведены переговоры. Готовы поставить нам подстанцию. Причем остаточно быстро можно смонтировать. Но подстанции стоят от 120 млн (двухфазные) до 150 млн рублей (трехфазные), всё упирается в эти деньги», — сообщил народным избранникам директор предприятия. Пока же отсутствие вместительных троллейбусов пытаются восполнить маршрутками МУПа, которые ходят до ипподрома.
Хорошо стоим!
Обсудили на комитете и нехватку транспорта на линии. «Я сегодня на двух площадках выявил, что из 39 троллейбусов на маршрут выходят только 11, из 32 ПАЗов 23 стоят в ожидании ремонта, из 48 ЛиАЗов 22 тоже стоят в ожидании ремонта. А вы говорите о приобретении новой техники. Прежде чем покупать новое, необходимо организовать ремонт уже имеющейся техники. Массовый простой транспорта на вашем предприятии — это колоссальный убыток. Что вы планируете делать с простаивающей техникой?» — поинтересовался председатель комитета Виталий Рыбаков.
Руководитель МУП «ТТП» пояснил, что… любая техника ломается. Предприятие старается соблюдать те графики, на которые заключен муниципальный контракт. Часть автобусов простаивает из-за необходимости прохождения технического обслуживания после пробега в 60 тыс. км. В Орле есть единственная сервисная служба, к которой предприятие может обратиться по гарантии. «Они берут у нас 2-3 единицы в неделю. Порядка 10 машин у нас стоят в очереди на ТО. Выпустить их на маршрут я не могу, потому что в случае аварии вина будет на мне», — заявил Игорь Косолапов.
С троллейбусами, по словам директора МУП «ТТП», ситуация куда более плачевная. Если ещё в 2023 году по Орлу курсировали минимум 15-17 единиц, то сегодня число «рогатых» сократилось до 11, из которых три уже в ремонте: «Причём часть троллейбусов даже требует покраски. Реально то, что ездит по городу, не в очень хорошем состоянии», — заключил Косолапов, добавив, что в ближайшее время в рейс выйдут уже 14 единиц транспорта.
Также Виталий Рыбаков поинтересовался, чем заняты водители на имеющихся троллейбусах и трамваях – ведь нанимали их с учетом того, что транспорт будет работать, а львиная доля его простаивает. Игорь Косолапов ответил, что предприятие работает в несколько смен, и переизбытка водителей нет. Есть совсем небольшой резерв в 3-5 человек, которые выходят на подстраховку, когда кто-то заболевает.
Когда речь зашла про текущие ремонты, новый глава ТТП отметил очевидное: «Рельсы по городу в ужасном состоянии, в некоторых местах вовсе нет шпал, где-то контррельсы отходят. Поэтому сейчас и происходят регулярные сходы трамваев с рельсов».
Отметили на комитете и работу ТТП по отлову «зайцев». Оказывается, штрафы в ТТП взимать некому – служба контролеров на предприятии сокращена. Теперь при обнаружении «зайца» необходимо вызывать наряд полиции. Только в присутствии людей в погонах можно наказать безбилетника. Но в планах предприятия приобрести специальные приборы, как в столице, чтобы можно было отслеживать, оплатил ли пассажир картой проезд – все это будет фиксироваться.
Представители городской администрации в очередной раз накормили депутатов рассказами о том, что в светлом будущем Орел все же соберется с духом – и как примет участие в федеральных программах по замене подвижного состава! Правда, опять же, в который раз никаких конкретных сроков не назвали. Вероятно, чтобы не пришлось переобещать обещанное.
Некоторые из «старых сказок о главном» вообще вызвали бурные эмоции депутатов. Например, когда зашла речь о том, что для ТТП в лизинг приобрели новые автобусы, депутаты эмоционально спросили – и где они? Стоят под забором? Сколько из новых автобусов на ходу?
В очередной раз депутаты поразились, что ТТП каким-то чудом всегда получает в обслуживание самые неприбыльные маршруты. В то время как с легкой руки мэрии самые «хлебные», идущие через центр, всегда удивительным образом оказываются на обслуживании частников. Увы, транспортный вопрос обсуждался в разделе «Разное», а это значит, что решения по нему не принимали.
Сергей МИЛЯХИН