№32 (129) от 4 сентября 2024 г.
«…Наш дом начали ремонтировать в мае этого года, хотя суд состоялся еще в 2021-м. Сначала занялись крышей, потом принялись за фасад. Представитель подрядчика всегда вел себя крайне агрессивно по отношению к нам. Сразу начинал орать или ругаться матом, причем неважно кто перед ним стоит – ветеран, женщина или мужчина. Потому мы не могли узнать о ходе работ. По лесам с перфораторами и молотками ходили совсем молоденькие ребята. Они-то и отбивали штукатурку, правда вместе с ней в куче мусора оказались и кирпичи. Фасад стал похож на скелет. Мы пытались задавать вопросы, но от нас отмахивались. По крыше тоже была неприятная ситуация. Её открыли и оставили как есть. Два сильных ливня залили ряд квартир в доме. Теперь людям придется судиться, чтобы привести жилье в порядок. Но и это не самое печальное. Наш дом изуродовали и хотят бросить. А если его оставить так, как есть, он просто разрушится. Назад дороги уже не будет», – такой эмоциональный рассказ мы услышали от жительницы дома №3 по ул. Гостиной Людмилы Г. Её и других жителей дома можно понять: ситуация из ряда вон выходящая. Дом на Гостиной является объектом культурного наследия и такое к нему отношение не может не вызывать вопросы. Не только у жильцов дома и журналистов, но и, полагаем, у представителей надзорных и правоохранительных органов.
Здание «капитально» испортили?
Как выяснилось, жители многоквартирного дома №3 по ул. Гостиной не в первый раз возмущены качеством проводимого ремонта здания и сроками его исполнения. После неудавшегося капремонта дома в 2016 году ситуация не исправлена: напротив, она ухудшается, и граждане, а в этом доме проживают около 150 человек, опасаются, что затягивание сроков повторного ремонта приведет к значительному ухудшению состояния здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения.
В редакцию нашей газеты передали письмо жильцов дома, где они изложили своё видение ситуации и задали ряд неудобных вопросов ответственным чиновникам и представителям фонда капремонта. Вот что написали граждане:
«Ненадлежащий контроль за выполнением капитального ремонта многоквартирного дома №3 по ул. Гостиной в г. Орле в 2016 году привел к нанесению ущерба общему имуществу дома, значительному ухудшению его состояния.
Как указано в заключении по обследованию от 30 января 2023 года, большинство разрушений фасада обусловлены «некачественно произведенными ремонтно-восстановительными мероприятиями. Работы по косметическому ремонту фасадов выполнены с нарушениями технологии производства работ, на отдельных участках применены материалы, не обеспечивающие достаточную паропроницаемость для естественного высыхания объема кирпичной кладки стен. Цоколь, предотвращающий увлажнение отделочных материалов и материалов кирпичной кладки со стороны внутреннего двора, не выполнен, кирпичная кладка подвержена неглубокому морозному разрушению. Вдоль стен главного, боковых фасадов выполнен штукатурный слой из цементно-песчаного раствора».
8 июня 2021 года Железнодорожный районный суд г. Орла по иску прокурора Заводского района вынес решение, обязывающее некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» устранить недостатки проведенного капитального ремонта фасада и кровли многоквартирного дома №3 по ул. Гостиной в г. Орле в соответствии с техническим заданием и проектно-сметной документацией. Обеспечить проведение работ в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. 11 августа 2021 года апелляционная жалоба была возвращена ответчику, решение суда вступило в законную силу. Решение подлежало исполнению до 12 мая 2022 года.
Ввиду аварийного состояния фасада здания управляющие организации добровольно не желают заключать договоры управления этим многоквартирным домом, так как его эксплуатация непосредственно связана с риском причинения вреда жизни и здоровью людей.
18.02.2022 на 16-летнего подростка, проходившего под аркой дома №3 по ул. Гостиной, ввиду отсутствия управляющей компании, упала наледь. Здоровью подростка причинен тяжкий вред. В тот же день администрацией города Орла была назначена управляющая компания – ООО «Престиж 57».
Спустя полгода управляющая компания сменилась, ею стала ООО «УК Знаменка».
Только 4 марта 2022 года, спустя 269 дней после решения по апелляционной жалобе, была размещена закупка № 205400000022200060 на оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества двух многоквартирных домов, в том числе и нашего дома.
На участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки. В случае, если бы аукцион состоялся, на заключение договора с проектной организацией, выполнение проектных работ, размещение закупки на выполнение ремонтных работ и их выполнение оставался бы один месяц и 14 дней – до истечения срока, установленного судом. Однако в аукционной документации дата выполнения проектных работ – 90 дней, что делало исполнение решения суда в установленный срок заведомо невыполнимым.
В расчете стоимости разработки проектной документации применён КУСЛ (суммарный повышающий коэффициент на усложняющие факторы при выполнении работ), равный 0,5. Это занизило начальную цену контракта в 2,5 раза. Занижение максимальной начальной цены контракта ограничивает число потенциальных участников закупок.
В двух последующих аукционах не было подано ни одной заявки. Закупка от 26 сентября 2022 года состоялась.
Завершение работ по аукционной документации предусматривалось по окончании 60 календарных дней с момента подписания договора. 10 октября 2022 г. был подписан договор с подрядчиком-проектировщиком. Спустя 112 дней, 30 января 2023 года, проектные работы с пройденной положительной проверкой сметной стоимости были приняты заказчиком.
11 марта 2023 г. около 16:30 с высоты третьего этажа в 30 сантиметрах от головы заходившей на крыльцо отделения Сбербанка женщины с карниза дома по ул. Гостиной, д. 3 упал кирпич.
Спустя 196 дней после получения проекта, 14 августа 2023 г., НО «РФКР» впервые разместила извещение о проведении аукциона по капитальному ремонту кровли и фасада МКД, 17 августа 2023 г. была подана единственная заявка, и 24 августа 2023 г. процедура была завершена. Договор был подписан с ООО «АРХ-ПРОЕКТ», дата подписания: 5 сентября 2023 г. – подрядчиком и 12 сентября 2023 г. – заказчиком, стоимость работ – 27 929 618 рублей.
Срок окончания работ по договору на проведение капитального ремонта МКД – 23 декабря 2023 года (!!!).
НО «РФКР» проводил аукционы на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (технического надзора) за выполнением работ по капитальному ремонту. Это удалось сделать с третьей попытки. Третье извещение было размещено 6 октября 2023 г., процедура завершена 18.10.2023, контракт был подписан с ООО «ПРОЕКТСТРОЙ» 30 октября 2023 года подрядчиком и 2 ноября 2023 г. – заказчиком.
То есть 51 день технический надзор за выполнением капитального ремонта не проводился, из которых 33 дня – срок, в течение которого НО «РФКР» не объявляла новую закупку.
Общий срок прямого бездействия НО «РФКР» в части неисполнения решения суда по выполнению капитального ремонта фасада и кровли МКД составляет 465 дней (269 + 196). Затягивание процедуры из-за неправомерно заниженного коэффициента стоимости по закупке на выполнение проектных работ дало еще 208 дней.
Граждане задают вопросы
По заключению и исполнению договора возникает не меньше вопросов.
1. Чем был обусловлен выбор срока капитального ремонта кровли и фасада по договору от 12 сентября 2023 г. до 23 декабря 2023 года? Возможно ли выполнить капитальный ремонт фасада и кровли такого большого по объему многоквартирного дома – объекта культурного наследия с декором фасада – за три месяца?
2. Не являлось ли ограничение срока выполнения работ по договору способом ограничить круг потенциальных участников закупки, чтобы не допустить к выполнению работ опытных и добросовестных подрядчиков? Ведь ответственный подрядчик понимает, что качественно выполнить такой объем работ в такие сроки невозможно. При этом продление срока («неудобному» подрядчику его можно было не продлевать) последовало уже 22 декабря 2023 года (до 17.09.2024). Если это не коррупционное проявление, то как можно объяснить такой подход к заключению договора?
3. Почему при подписании 30 января 2023 года акта приёмки проектной документации на капремонт с положительным заключением по проверке сметной стоимости Фонд капремонта разместил закупку на выполнение капремонта лишь 14 августа 2023 года?
4. Изначально выполнить работы и по фасаду, и по кровле планировалось за три месяца. В допсоглашении о продлении срока ремонт кровли планируется выполнить уже с 12 сентября 2023 года по 9 мая 2024 года. Фонд капремонта 2.11.2023 заключил договор на технадзор с ООО «ПроектСтрой» за 556 тыс. рублей. Чем занимался этот технадзор и какие отчеты подавал, если сейчас не сделано и половины объёма? Почему еще в мае 2024 года не была инициирована процедура расторжения контракта?
5. В дополнительном соглашении о продлении сроков капремонта от 22 сентября 2023 года указано, что приостановка работ по ремонту фасада произведена по инициативе жильцов дома до наступления благоприятных погодных условий. Общие собрания собственников дома проводятся по установленной законом процедуре, протоколы размещаются в ГИС ЖКХ, ничего этого не было. Общим собранием жильцы дома никого не уполномочивали принимать такое решение. Первая встреча подрядчика с жильцами (без соблюдения процедуры проведения общего собрания) состоялась 26 ноября 2023 года, ни одного решения на этой встрече не ставилось на голосование. Подрядчик сообщил, что «он приступает к ремонту кровли» (не фасада!). Жильцов интересовали лишь два вопроса: кто будет возмещать ущерб от залитий? Подрядчик ответил, что он. И почему проект ремонта не предусматривает хотя бы минимальный карниз, который бы защищал фасад от осадков? В связи с этим возникает еще один вопрос: превышение полномочий, злоупотребление или использование подложных документов имело место при подготовке и подписании дополнительного соглашения Фонда капремонта с подрядчиком?
6. Не являлась ли эта встреча с жильцами лишь предлогом для обоснования необходимости продления договора с подрядчиком? Была ли какая-либо заинтересованность должностных лиц Фонда капремонта продлевать с ним договор?
7. Почему при отбитии штукатурки фасада на объекте культурного наследия, которое началось в мае 2024 года, использовался труд исключительно подростков (не старше 17-19 лет) и не было ни одного взрослого человека? Варварский подход к отбитию штукатурки вместе с крепкими кирпичами может быть объяснен лишь одним – отсутствием вообще какого-либо строительного опыта у работников.
8. Не является ли озвученная подрядчиком информация о том, что «дом является аварийным и подлежит расселению, в силу чего капитальный ремонт невозможен, а требуется его чуть ли не новая перестройка», таким же прикрытием для обоснования расторжения договора с подрядчиком без негативных последствий за неисполнение условий?
9. Планирует ли Фонд капремонта истребовать банковскую гарантию в сумме 8,3 млн рублей за нарушение договора? Если нет, то не имеется ли в этом заинтересованности Фонда капремонта?
Несмотря на многочисленные обращения жителей к уполномоченным лицам, растяжки контактной сети остаются ввёрнуты в фасад многоквартирного дома №3 на ул. Гостиной – исторического здания. Вибрационные воздействия от проезжающего городского электрического транспорта передаются на несущие конструкции дома, разрушая его. На растяжках даже отсутствует виброзащита. Это технологическое решение незаконно, но от установки опор улично-дорожной сети уполномоченные лица многие годы уклоняются. Историко-культурные экспертизы и проекты данной проблемы не отражают.
В связи с возникшими разговорами о признании многоквартирного дома аварийным возникает вопрос: почему долгие годы уполномоченные органы игнорировали эту проблему?».
Жильцы дома №3 по ул. Гостиной не видят признаков аварийности, а её критерии, как указывается, определены постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года. Нет трещин в фундаменте, в несущих стенах, нет кренов, выпучивания стен, проседания фундамента.
– Но если стены не будут оштукатурены до зимы, будут размораживаться кладки и несущая способность стен ухудшится, – убеждены жильцы дома. – Если растяжки контактной сети транспорта и дальше будут игнорироваться, они продолжат разрушать наш дом. Мы требуем срочно установить опоры контактной сети и убрать растяжки. Что касается так называемых дефектов стен, о которых говорит подрядчик, то способы их устранения давно определены в сводах строительных правил и должны выполняться в рамках капремонта. Это расшивка швов, если есть выветривание раствора. Это усиление перемычек. Если есть неглубокие одиночные трещины, их можно просто наполнить раствором под давлением. Если повреждения большие, проводится разборка кирпичных кладок и ее восстановление. Это ремонт ослабленных мест, это усиление простенков – при необходимости разбираются и восстанавливаются проёмы. Все это нужно делать сейчас, не дожидаясь заморозков, и делать это должны профессионалы, а не подростки.
Жильцы дома не согласны с тем, что дом нужно признать аварийным, и требуют от подрядчика и фонда капремонта скорейшего завершения ремонтных работ.
Наталья Зарубина
«Орловская среда-плюс» обращается в прокуратуру области с просьбой проверить законность действий регионального фонда капремонта и подрядной организации, работающей на Гостиной, 3, в части исполнения своих прямых обязанностей, касающихся организации и проведения ремонта объекта культурного наследия.
К сведению:
Из Акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта историко-культурного наследия регионального значения «Дом жилой», середины XX века по адресу: г. Орел, ул. Гостиная, 3.
«Здание расположено в Заводском районе города Орла по улице Гостиной, примыкающей к мосту через реку Оку. Каменный трехэтажный дом является частью ансамбля, который создавался десятилетиями.
После отступления фашистов и пожаров город с 1943 года возрождался. По новому генеральному плану, разработанному институтом «Ленгипрогор» в 1954 году, застройка главных площадей и улиц предполагалась трехэтажной.
Третий этаж был надстроен над зданием Торговых рядов и на длинном жилом доме напротив ул. Сталина 2/8, ныне ул. Гостиная, д. 3.
Проектное задание и планировку первых этажей составлял В.В. Овчинников. Надстройка третьего этажа сделала дом более жилым. Разнообразие в решение фасада внесли два арочных проезда с усилением ритма между ними сдвоенными полуколоннами.
Год постройки – 1953, количество этажей – 3, количество подъездов – 9, общая площадь – 5296,6 кв. м. На момент проведения обследования объект представляет собой трехэтажное жилое здание с подвалами и чердаком. В уровне первого этажа расположены коммерческие помещения и магазины. Здание имеет г-образную форму, с разными габаритными размерами. Стены выполнены из керамического кирпича.
Здание сооружено из кирпича с элементами декора в русском стиле. Основными декоративными элементами являются полуколонны. Со стороны главного фасада устроены две арки, ведущие во двор.
«В целом техническое состояние основных несущих строительных конструкций здания по результатам обследования может быть охарактеризовано как ограниченно работоспособное: «категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, и функционирование конструкций зависит от контроля их состояния, продолжительности и условий эксплуатации».
«Экспертная комиссия считает, что проектная документация, разработанная специалистами ЗАО «Горпроект» (лицензия № МКРФ 02283 от 18 февраля 2015 г.) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», сер. XX века, по адресу: г. Орел, ул. Гостиная, д. 3, соответствует (положительное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия».