№3 (175) от 24 сентября 2025 г.
Орловчане продолжают жаловаться на работу общественного транспорта в областном центре: маршрутки в любое время дня забиты до отказа — даже селёдки в бочке чувствуют себя комфортнее, чем пассажиры; муниципального транспорта явно не хватает, а в тёмное время суток вообще никуда не уедешь.
Граждане возмущаются в соцсети ВКонтакте, администрация Орла вяло отбивается, временно на отдельных маршрутах ситуация стабилизируется — для отвода глаз, однако в целом лучше не становится.
Жители Орла сравнивают транспортное обслуживание в Орле с началом 90-х, но даже тогда попасть в любую точку Орла было гораздо проще, чем сейчас – в 25 году двадцать первого века.

«Да им по фигу»
К примеру, 8 сентября сообщество Транспорт 57/ Транспорт Орла и Орловской области в ВК со ссылкой на телелеканал «Истоки» рассказало о том, что орловчане по-прежнему жалуются на работу транспорта в вечернее время:
«В соцсетях жители Орла не перестают писать, что после 20 часов сложно дождаться нужную маршрутку. Эти вопросы они адресуют и главе региона во время его прямых эфиров в соцсети. Один из таких комментариев прокомментировал представитель администрации города.
«В вечернее время в связи со снижением пассажиропотока количество подвижного состава общественного транспорта на маршрутах уменьшается и соответственно увеличивается интервал. Перевозчикам, обслуживающим муниципальные маршруты города Орла, указано на необходимость соблюдения установленного расписания движения и обеспечения количественного выпуска транспортных средств на маршруты в полном объеме», – ответили орловчанам.
Орловчане прокомментировали происходящее:
С утра не хватает транспорта. Большая проблема уехать из микрорайона.
5-й автобус даже днём не дождешься, а про вечер и не говорю, в пятницу стояли 45 мин, хорошо, знакомые на машине забрали.
Администрация города Орла;
По информации, полученной от перевозчика, 12.09.2025 на маршруте №5 работали 7 автобусов. Перевозчику указано на необходимость соблюдения утвержденного расписания и исполнение движения количеством транспортных средств, предусмотренных условиями заключенных муниципальных контрактов.
А то что в одно из воскресений августа в интервал 17:30-18:30 приехала всего одна девятка? И когда девятка приехала с Алроса на Карачевское шоссе, там просто она была вся забита, и как людям уезжать на выходных в вечернее время в центр или же из гостей домой? Или просто с работы домой?
Да им по фигу…
«А ноги растут из администрации области?»
На следующий день о проблемах с транспортом сообщил «Общественный транспорт Орла онлайн» в ВК:
«Наступил сентябрь, и проблемы с транспортом по многолетней осенней традиции стали всплывать одна за одной: пассажиры жалуются на отсутствие автобусов по маршруту №9, на проблемы с ожиданием маршруток в Лужки и из Лужков и так далее…
Сотрудники трамвайного депо сообщают, что там «нет электричества из-за долгов. Работники едят холодную еду и ремонтируют вагоны в темноте. Зарплату с июня платят как зря и с большими задержками. Деньги на запчасти не выделяют».
К слову, если верить сайту городской администрации, их комитет транспорта по-прежнему остается без руководителя.
А губернатор области во время очередного эфира в соцсетях честно рассказал, почему Орёл не закупает новые трамваи».
Как выяснилось, губернатор Клычков трамваями заниматься не готов: по его словам, все доступные средства сейчас направляются на поддержку спецоперации. О том, что существует федеральная программа, с помощью которой можно поменять старый электротранспорт на новый, он благоразумно умолчал.
Вот как отреагировали орловчане:
– Был в Туле, где в центре города в непосредственной близости к обладминистрации курсируют трамваи. НОВЫЕ!!! Но по какой инфраструктуре они курсируют, страшно взглянуть! Убитые рельсы и контактная сеть почему-то не помешали Тульской области закупать новые, комфортные для жителей трамваи, только лишь нашему красношляпнику что-то всегда мешает!
В Туле отремонтировано (и продолжает ремонтироваться) много километров трамвайных путей. В центре города их перекладывали в прошлом году.
Вот только на прошлой неделе из Тулы вернулись. Как же там классно. Кругом общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи), маршруток не так много, как у нас. Это огромный плюс. Все дни только и ездили на общественном транспорте. Всё по расписанию! У нас же…. Лучше не говорить.
Такая же ситуация и в Брянске. И там СВО не мешает закупать новый транспорт. И про какие деньги на СВО он говорит, тоже непонятно. Все деньги берутся от спонсоров и граждан. Наверное, после СВО придется нам скидываться и на новые автобусы, трамваи, троллейбусы.
Лет пять назад при последнем визите в Тулу ездил на трамваях. Пути местами и правда были жесть. Особенно на стыках. Даже в сравнении с Орлом.
Да и в Орле – если бы стыки ремонтировали, путь был бы сейчас в разы лучше. Ведь сам-то он не такой старый. Значительную часть сети заменили в большую ремонтную компанию 2000-2015 гг.
Общался с путейцами, не выделяют деньги на прокладки стыковые. Несмотря на транши в ТТП. Нет элементарного, чего при СССР и Коровине навалом было.
А вы подумайте: кому выгодно было разрушить ПАТП и ТТП. Посмотрите на тех, кому принадлежит маршруточный бизнес, и вам многое станет понятно. А ноги растут из администрации области.
Противно слушать все эти рассуждения, они для дураков, Андрей Евгеньевич! А люди-то давно прозрели и знают, что существуют федеральные программы по замене электротранспорта, его инфраструктуры (сети, подстанции), вы хоть вступили в них, вы хоть раз обратились к Мишустину за помощью? Или только за плиткой для самой длинной набережной? В вашем родном городе Калининграде, где вы часто бываете, губернатор обращался по поводу троллейбусов, прошло десять месяцев, а деньги уже получили! А вы только трындеть годами про одно и то же!!! Лекарства, дороги, транспорт… А деньги федеральные под вашим контролем только воруют, воруют и воруют… И ничего не меняется.
Орловская область – 21 миллиард долга, за что, много чего купили? Клычков, пересмотри зарплаты и оклады своих соратников и плитку с тротуаров не загуби, посматривай, на следующий год менять надо будет где-то.
На Выгонке тоже транспорт не ходит. Ни уехать, ни приехать. А сейчас сезон студентов, школьников. Пешком, видимо, придётся ходить.
В понедельник утром простоял – прождал №15 полчаса, но так и не дождался. За это время проехало четыре №47 и столько же №48. Пришлось на одном из них уезжать с дальнейшей пересадкой. И это было утром с 8.40 до 9.15!!!
Администрация города Орла:
Ежедневно район Выгонки обслуживают автобусы маршрутов №15 «Спецавтобаза — ул. Высоковольтная», № 47 «Госуниверситет – УНПК» – Пер. Южный» и № 48 «Госуниверситет – УНПК» – Пер. Южный». По информации, полученной от перевозчиков, в настоящий момент на маршруте № 15 работают 4 автобуса, на маршруте № 47 – 10 автобусов, на маршруте № 48 – 7 автобусов. Перевозчикам указано на необходимость соблюдения утвержденного расписания и обеспечения количественного выпуска транспортных средств на маршрут в полном объеме.
Почему нельзя обратиться в Правительство, к Мишустину за помощью, как сделали руководители многих областей – потому что не надо. Я не думаю, что Калуга или Смоленск богаче Орла, такие же дотационные регионы, но им не мешает СВО, как Клычкову.
Трамвай №3 опять отсутствует в промежутке 7.00-8.00.
Администрация города Орла:
На трамвайном маршруте № 3 «Ул. Пушкина — завод «Химмаш» по информации, полученной от перевозчика, в настоящее время работают 5 вагонов. Сбой в графике произошел по причине технической неисправности одного вагона, интервал движения увеличился. Всю необходимую информацию о движении трамваев можно узнать по номеру диспетчера МУП “ТТП” 20-13-79.
Администрация города Орла, за час нет ни одного трамвая, это сбой? И как добираться до работы с такими сбоями? Если вы не в курсе, сообщу вам, что по маршруту трамвая №3 больше нет никакого транспорта.
Не умеете вы решать проблемы города, многоуважаемая администрация!!!
После 21-го тоже не уехать практически со сквера Гуртьева до больницы Семашко. Если опоздал на троллейбус, то стой и жди, пока он полный круг сделает. Как добираться с работы людям после 21-го?
В соседних регионах СВО не помеха. Успевают и там, и там. Что ещё придумаете?
«Позорище»
Одновременно поступают и такие новости:
9 сентября сообщество Город Орел Орловчане ВКонтакте опубликовало информацию о том, что орловская мэрия задолжала за троллейбусы из Петербурга:
«Челябинское ООО «Силачъ» выиграло суд против МУП «ТТП» на 2,4 млн руб. за перевозку 15 низкопольных троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард» 2011-2013 годов, поставленных в Орёл в начале 2025 года.
Компания честно выполнила работу, но МУП оплатил лишь 100 тыс. руб. в июне. Остаток долга взыскивали через суд и выиграли. Правда, учитывая предбанкротное состояние «ТТП», когда именно оставшиеся деньги поступят, пока неизвестно.
Позорище.
И где они? Из 15 один, наверное, только мелькал за это время.
Ездят 9 из 15 шт., ещё двое готовятся к выходу. Не заметить мог только слепой, потому что только они и ездят.
Проведите сегодня день на остановке на Алёше, а потом скажите мне, сколько их проехало, видимо, у нас весь город слепой, каждый день жалуются чего-то на транспорт.
Через Алёшу ездят 1 и 5 маршруты. В сумме на обоих маршрутах 4-5 машин. Остальные 10 машин на 4 и 6 маршрутах. Маршруты троллейбусов не ограничиваются микрорайоном. Выйдите на Алёшу с 5 до 7 утра и увидите все выезжающие троллейбусы.
Стыдно в Питере появляться, узнают, что из Орла, засмеют.
При заключении этого договора поставки руководитель ТТП изначально отказывался от этого транспорта, но товарищи из администрации надавили на нужные мозоли, и договор был заключён. Об этом писали уже во всех орловских пабликах.
Руководитель предприятия должен давить на всё, чтобы его транспорт был приоритетным, а не вату катать…
А где у нас в Орле при таких руководителях не засада?
Ща “септембер Фест” замутят, денег кучу заработают.
Сколько можно фестивалить?! И сливать бюджет в помойку?
В ТТП зачем брать кредиты, если вы еле сводите счета и прочее…
«А наши, как бомжи, тащат рухлядь из Питера»
По поводу странной взаимосвязи общественного транспорта в Орле и СВО, на что косвенно указал Клычков, высказались и в сообществе Интересный город Орел | Орловчане! ВКонтакте:
«Губернатор Андрей Клычков заявил, что новые трамваи для города будут закуплены только после победы в СВО или при появлении федеральной программы. Он пояснил, что все доступные средства сейчас направляются на поддержку спецоперации, а не на местные нужды. Это заявление прозвучало на фоне проблем городского трамвайного парка, включающих задержки зарплат и отсутствие электричества».
Комментарии:
В других регионах проведение СВО не мешает обновлять общественный транспорт. А у нас – как обычно. Одни отговорки.
Вот пример успешной работы. В Челябинске полностью реконструировали троллейбусное депо.
То же самое, как с мобильным интернетом. В соседних регионах он работает, и СВО не помеха.
Брянск вроде особо развитым и богатым никогда не считался. Но сейчас уже разница с нашей областью заметна и растет с каждым годом. Тот же троллейбусный парк заменили новенькими, а наши, как бомжи, тащат рухлядь из Питера.
Далее граждане не удержались и перешли и к другим насущным городским проблемам:
Хорошо, конечно, скверы сделали… Самим не смешно? Всю жизнь прожил на микроне, и, конечно же, я помню сквер и фонтан на УВМ. Раньше была красота – всё, что нужно было, восстановить хотя бы то, что было, но наши же пошли дальше – вырубили всё к чертям собачьим, открытая площадка под открытым небом, где летом даже укрыться негде от солнца, ни одного квадратного сантиметра тени, разве что под «виселицами» в виде столбов… А так, да, молодцы, «сделали «скверы – весь город повырубали… Это, наверное, специально, чтоб после повышения тарифов ЖКХ люди на дрова опять не перешли, чтоб даже их просто неоткуда было брать… А так, да, наша администрация «заботится» о нас.
На Чайке всё повырубали… До сих пор там никак не снесут «памятник», который стоит уже лет 10 возле «Сигмы»… Насчет дорог… С основной дороги съедьте АБСОЛЮТНО в любой двор и увидите все прелести наших дорог… Раньше Орёл был ЗЕЛЕНЫМ городом, я работаю вахтой, и у меня о-о-очень много знакомых со всей страны. И многие были в Орле в 1990-2000 годах и раньше. И вот многие восхищались именно тем, что очень много зелени, по сравнению с другими городами, где одни «серые бетонные коробки»… Каково же их удивление, когда им говорят, что у нас сейчас ничего этого не осталось… Все мегаполисы наоборот пытаются озеленить города, та же Москва, Питер и т.д, а у нас, наоборот, всё превращают в «серое и унылое», где кругом всё разбито, тонны невывезенного мусора и недострои-долгострои.
К сожалению, у нас можно найти как раз-таки только много минусов… А вот с плюсами настоящая беда… По работе приходится очень много мотаться по стране. И вот не поверите, даже в Богом забытых посёлках, возвращаясь через пять лет, я вижу изменения в лучшую сторону. Но, к сожалению, в Орле за последние годы я вижу только ухудшения… Очень грустно и обидно за некогда цветущий, зеленый, красивый город… В котором не осталось ни парка аттракционов, три детских аттракциона в парке осталось, которые работают через раз, ни скверов с нормальными лавочками, в которых можно скрыться в тени в летний зной, ни красивых журчащих фонтанов, вместо них стоит просто бетонная коробка с тухлой водой… Ни общественного транспорта (в студенческие годы спокойно в 10-11 вечера после пар уезжал с Наугорки ГТУ на микрон, щас люди уже в это наверняка не поверят). В общем, многое поменялось… И, к сожалению, не в лучшую сторону.
Что он врёт, федеральная программа по развитию электротранспорта уже давно есть. В других городах уже эта программа применяется, закупают новые трамваи. Прикрывается СВО. Не стыдно?
Строев в паре с Вельковским хоть как-то порядок в городе держали, но с их уходом у их предшественников только бизнес и ничего личного (Козлов не делал и особо никуда не лез и благополучно оставил место следующему).
Когда руководитель – хозяйственник и наделен хорошей административной и управленческой жилкой, тогда и порядок у такого везде! Везде работать надо! А уж если взялся управлять, так хотя бы поинтересуйся, как это делается… СВО ни один уважающий свое место руководитель не прикрывается… Идёт и строительство дорог, и реновации проходят, и мосты, и поликлиники, и прочее строится. Мало того, некоторые губернаторы идут на СВО, помощь оказывают на свои средства… Хозяйственник на Орловщине нужен… А не партработник… Причем – бездарный!
«Зимой на морозе наши дети стоят часами»
Тем временем предприниматель Марина Кривова направила в адрес мэра Парахина заявление с подписями граждан, в котором сообщила следующее:
«Уважаемый Юрий Николаевич! В период с 2016 по 2019 гг. были отменены автобусы, следовавшие по маршрутам №10, 23, 27.
В связи с этим жители, проживающие в районе Силикатного завода, испытывают большие трудности, особенно в зимнее время. Интервал приезда маршруток доходит до полутора часов. Ранее ждать транспортное средство приходилось не более десяти минут.
В связи с чем жители, проживающие в районе Силикатного завода, обращаются к вам с просьбой взять под контроль возникшую проблему и принять все необходимые исчерпывающие меры по её решению».
Всего под обращением 463 подписи.
Жители Северного района, в свою очередь, собрали больше 200 подписей и обратились к прокурору области.
«В настоящее время в Северном районе города Орла возникла проблема организации транспортного обслуживания населения: здесь фактически отсутствуют регулярные маршруты движения общественного транспорта на микрорайоне Силикатный, а именно на улицах Кукушкина, Кустова, Кузнецова, Силикатная, Раздольная и др. По данным улицам проходят всего два маршрута: маршрут №9 и маршрут №34, через Советский район города Орла идет только маршрут №9.
Интервал движения общественного транспорта по маршруту №9 составляет от 40 минут до полутора часов в дневное время и превышает два часа в вечернее время. Как следствие — уехать из микрорайона невозможно, зимой на морозе наши дети стоят часами. Просим обратить внимание, что до весны 2023 года транспорт ходил хорошо — интервал движения автобусов по маршруту №9 не превышал 10 минут. Просим принять меры прокурорского реагирования с целью восстановления нормального движения общественного транспорта в нашем микрорайоне.
Всего 258 подписей.
Тем временем
«Орловский вестник»: В Орле обесточили ТТП
19 сентября 2025
Ограничение ввели за задолженность по электроэнергии
Недавно в сети появилась информация, что в трамвайном депо Орловского ТТП нет электричества. Уже больше месяца работают генераторы.
По данным «Орловского энергосбыта» ограничение введено с 25 августа. Задолженность за электроэнергию составляет 78,8 млн рублей.
В самом ТТП информацию подтвердили.