№43 (185) от 10 декабря 2025 г.
«Как же вы допустили?!» – примерно под таким лозунгом из культового советского фильма про Ивана Васильевича выступил на ноябрьской сессии Орловского горсовета его новоиспеченный председатель Владимир Негин. Лозунг относился к нашумевшему скандалу: почти месяц воспитанники детских садов Орла сидели на полуголодном рационе. Детей кормили кашами на воде с сахаром, свеклой и морковкой и булками с чаем вместо мяса, рыбы, творога, сыра, молока… «Диета» прекратилась лишь после того как в дело вмешалась прокуратура и было возбуждено уголовное дело. Теперь депутаты горсовета обещают не спускать глаз с детсадовских меню, а городское начальство усиленно ищет виноватых, которые, впрочем, и так всем прекрасно известны. Кто же будет назначен стрелочником?
Как же это все произошло?
Выступление спикера горсовета Негина по вопросу о питании дошкольников поистине можно считать образцом актерского искусства. Итак, на сессии 21 ноября Негин произнес следующий прочувствованный монолог:

Владимир Негин
– Все депутаты озабочены вопиющим фактом, который мы узнали, о том, что у детей в детских садах ограниченное питание. Я сам был удивлен, разговаривая с мэром, который, насколько я знаю, тоже дал жесткую оценку, проводится служебная проверка по данному факту. Сейчас этот вопрос исправляется. Вместе с тем о власти любого уровня люди судят по отношению к детям и к старикам. На мой взгляд, это позорный факт, что такое случилось. И те люди, которые ответственны за это, должны, соответственно, ответить. Потому что у каждой проблемы есть конкретная фамилия. Это мы будем держать на контроле. Сейчас главная задача – стабилизировать ситуацию, и чтобы впредь этих вопросов больше не возникало.
Первая реакция на выступление – ну артист! Оказывается, к концу ноября «они» узнали о позорном факте, о котором всему городу было известно с середины октября! О котором говорили и писали родители дошкольников, депутаты облсовета, журналисты – да все, кто мог и хотел. Об этом же факте – напоминаем в очередной раз специально для Негина – на сессии горсовета 31 октября говорила депутат Лариса Антошкина, она же – член фракции «Единая Россия», спрашивая у кандидата в мэры Парахина, как он намерен исправлять ситуацию. На той сессии Негин этот факт проигнорировал. Напротив, и он сам, и та же Антошкина, и вся остальная фракция ЕР проголосовали за избрание Парахина мэром. Да и в ноябре, когда после представления прокуратуры и возбуждения уголовного дела замалчивать проблему на уровне горсовета стало невозможно, фамилию Парахина среди «ответственных», которые «должны, соответственно, ответить», Негин не назвал. Напротив, он записал мэра в число негодующих «праведников» – дескать, «мэр удивлен, мэр возмущен» и назначил служебное расследование. Как Парахин проводит подобные «расследования», всем хорошо известно – «расследователи», очевидно, придут к выводу, что была допущена «техническая ошибка». Накажут невиновных и наградят непричастных. В крайнем случае – найдут стрелочника. И все шансы угодить в стрелочники на данный момент имеет начальник управления образования администрации города Орла Анастасия Сергеева. Неслучайно именно ее, а не мэра Парахина призвали к ответу на сессии горсовета. Пока только с трибуны.
«Меры были приняты, но не могли быть осуществлены»
Выступление госпожи Сергеевой было не столь артистичным, как монолог господина Негина. Тем не менее и ей во владении актерским искусством не откажешь. На протяжении всей мизансцены Сергеева стремилась держать хорошую мину при не очень хорошей игре. Иногда получалось, иногда – не очень. Так или иначе, но начальник управления всеми силами пыталась сгладить остроту ситуации, явно преуменьшая масштабы проблемы. Вот что поведала она депутатам с трибуны:

Анастасия Сергеева
– Ситуация с проблемой финансирования бюджетных учреждений конкретно и отдельных направлений деятельности администрации, я думаю, для всех вас не является новостью. Конкретно проблема с оплатой заключенных контрактов с поставщиками продуктов питания. Управление начало эту информацию анализировать, обобщать и информировать примерно с марта 2025 года. Было подготовлено неоднократно определенное количество писем информационно-аналитических, я знаю, что писались письма от администрации в область с просьбой выделения дотации. В октябре, напомню, администрация была в режиме первоочередных мер, когда никакие платежи не могли осуществляться, кроме заработной платы и мер социальной поддержки конкретным физическим лицам. Уже ситуация стала накаляться. Детские сады стали, конечно, реагировать, внося изменения в меню. Напомню, что это допустимо. Это не оправдание, поймите меня правильно. Я также считаю, что эта ситуация недопустима категорически. Но тем не менее молоко можно менять на яйца и сыр, мясо можно менять на печень, фрукты можно менять на сок – это не нужно делать, но можно. Я еще раз подчеркиваю: это было примерно в октябре. Сразу же администрацией были предприняты меры, но не могли быть осуществлены, потому что был режим первоочередных. После ноябрьских праздников, сразу же, 5 ноября, запустился процесс разблокировки. Также хочу обратить внимание, процесс разблокировки, по законодательству, длится семь-десять дней. Нам удалось это, изыскав внутренние ресурсы, провести за пять-шесть дней, и платежи поставщикам питания стали поступать.
Остро вопрос, когда меню, конечно же, не выдерживало абсолютно соответствия никаким требованиям, в разных детских садах эта ситуация складывалась по-разному – порядка семи-десяти дней, когда не было молочных продуктов, когда не было мяса, рыбы, и происходила уже, собственно, замена на овощи, крупы, то, что было в детских садах. Еще подчеркну и обращу внимание, что делалось управлением за этот период – март – октябрь и по сегодняшний день. Разрабатывались разные механизмы, начиная от обжалования решений казначейства о неоплате при заблокированных счетах, заканчивая – и сейчас это, наверное, единственно возможный вариант – созданием отдельного учреждения, которое позволило бы напрямую рассчитываться с поставщиками за счет той доли, которая поступает от средств родителей по плате за присмотр и уход. Аутсорсинг тоже в какой-то степени был вариантом решения этой проблемы, потому что в 15 детских садах питание организовано именно в этом формате, когда проторгована услуга (они торгуются отдельно), а не продукты питания. На сайте администрации размещались объявления о запросе коммерческих предложений. Но в первом квартале 2025 года аукционы состоялись только по зеленому горошку и муке. То есть поставщики потенциальные, действующие, будущие, местные, иногородние не отзывались и коммерческие предложения не направляли, – рассказала Анастасия Сергеева о прошлом и перешла к настоящему. Настоящее оказалось шокирующим:
– Что сделано сейчас, и какова ситуация на данный момент? На 1 ноября 2025 года общая просроченная кредиторская задолженность по образовательным организациям составляет 939,6 миллиона рублей. Из них средства бюджета города Орла – это 840,6 миллиона рублей, в том числе на разблокировку – 236,5 миллиона. Это и по школам, и по детским садам, и по учреждениям дополнительного образования различным поставщикам. Просроченная кредиторская задолженность за поставку продуктов питания детским садам составляла 296,5 миллиона рублей. В том числе за счет средств бюджета города Орла – 208,1 миллиона. В эти 208,1 миллиона входит как городская доля, так и оплата питания (полностью) детей льготных категорий и выпадающие доходы – 29,5 миллиона. Это разница между фактической стоимостью продуктов и поступлениями от родителей.
Пятиразовое питание ребенка от трех до семи лет по фактической себестоимости закупаемых продуктов питания составляет 174 рубля. А родительская плата – 121 рубль. Эта разница тоже, конечно же, покрывается средствами бюджета города Орла. В период с 7 ноября по 20 ноября из бюджета города Орла для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений поступило финансирование в объеме 195,4 миллиона рублей. В том числе 92 миллиона – на разблокировку лицевых счетов. Таким образом, сегодня из 63 детских садов разблокированы 34. Это позволило использовать средства родительской платы за присмотр и уход, где питание является, естественно, основной статьей расхода, – 28 миллионов рублей. На счетах 29 учреждений заблокированных остается 20,9 миллиона рублей. Непосредственно за поставку и организацию горячего питания поставщикам как услуги (аутсорсинг), так и поставщикам продуктов львиная доля уже перечислена, до конца месяца будет полностью перечислено 132,3 миллиона рублей. Это позволит сократить просроченную кредиторскую задолженность на порядка 40%. Что еще предстоит сделать прежде всего по финансированию? Необходимо для оплаты просроченной кредиторской задолженности из бюджета города Орла… финансирование в объеме 287,7 миллиона рублей. При недостатке лимитов 69,5 миллиона. Что будет сделано управлением в части организационной? Мы изыщем внутренние ресурсы – и кадровые, и временнЫе, чтобы с определенной периодичностью анализировать поставку продуктов питания. У нас их всего 38 основных видов, по 63 садам это 1824 позиции. Мы уже вторую неделю эту работу проводим, и в управлении есть информация, в каком дошкольном образовательном учреждении какой вид продукта в какое время был поставлен, в каком объеме и по какой цене. Потому что, да, руководитель дошкольной образовательной организации обладает автономией, самостоятелен в финансово-экономической деятельности, несет, безусловно, ответственность, но в данной ситуации эту ответственность абсолютно стопроцентно разделяем ее мы как управление образования администрации города Орла. Поэтому эта информация анализируется, аккумулируется, и в ручном режиме мы видим точечно, в каком детском саду в каком объеме какая поставка какого конкретного вида продуктов, и я уверена, что подобной ситуации не случится.
Довольно продолжительное выступление Сергеевой завершилось на оптимистической ноте. Отвечая на наводящий вопрос Негина, стабилизировалась ли ситуация, она сообщила:
– Да, у меня есть копии меню всех 63 садов на каждый день, на 19 ноября, 20 ноября и сегодня. Судя по меню, присутствуют молочные продукты, и мясо, и рыба, и овощи, фрукты, то есть поставка продуктов возобновлена во все дошкольные учреждения.
Далее Негин поинтересовался, как продвигается идея создания отдельного учреждения, на счете которого будет аккумулироваться родительская плата за детсад, чтобы с этого счета можно было беспрепятственно рассчитываться с поставщиками детского питания. Заметим, в самом вопросе уже оказалась заложена данность: счета детских садов будут блокироваться и впредь. То есть и впредь сады будут накапливать долги. Впрочем, эта подоплека не смутила ни вопрошающего, ни отвечающую.
– Эта идея разрабатывается уже второй месяц, – с важным видом сообщила Сергеева. – Мы отработали, пожалуй, три сценария: как структурное подразделение имеющейся организации, как самостоятельное учреждение – бюджетное, казенное или автономное. До конца этого года будет разработан проект устава этого учреждения, проект муниципального задания, подготовлены проекты нормативно-правовых документов, и думаю, что в начале 2026 года процесс создания этого учреждения уже непосредственно начнется.
В общем, дуэт Негин-Сергеева, как мы поняли, должен был убедить депутатов, присутствовавших на сессии журналистов и общественность, что, мол, да, случился форс-мажор, но сейчас создадим новую контору, которая поможет исключить такие вопиющие факты в будущем. На наш взгляд, это типичный бюрократический подход, когда имитация деятельности заменяет саму деятельность, когда латают дыры вместо того, чтобы устранять первопричины проблемы. А первопричины известны – неправильное распределение бюджетных средств.
Блеск и нищета орловской мэрии
Напомним, что выяснила прокуратура Советского района города Орла в ходе проверки соблюдения законодательства при организации питания в детских садах города Орла:
«Установлено, что должностные лица городской администрации, зная о наличии задолженности бюджетных дошкольных учреждений образования перед поставщиками продуктов питания, а также возможности блокировки расчётных счетов учреждений, в период с декабря 2024 г. по ноябрь 2025 г. не приняли своевременных и надлежащих мер по перераспределению имеющихся бюджетных средств, предусмотрев в городском бюджете денежные средства на обеспечение функционирования дошкольного образования в размере, заведомо не позволяющем погасить имеющуюся просроченную кредиторскую задолженность и обеспечить бесперебойное полноценное питание несовершеннолетних.
При этом в бюджет города были включены расходы на другие вопросы, не относящиеся к первоочередным. Указанные незаконные действия повлекли срыв сроков обеспечения продуктами питания детских садов и нарушение прав их воспитанников».
То есть на «другие вопросы» деньги находились, а на разблокировку счетов детсадов – нет. Что же это за вопросы такие, которые мэрия финансировала в ущерб детям? Приведем несколько примеров. Так, в бюджете города на 2025 год на 9 миллионов 208 тысяч рублей по сравнению с предыдущим годом были увеличены расходы на единовременную выплату работникам администрации и муниципальных казенных учреждений на санаторно-курортное лечение.
На 20 миллионов увеличились расходы на охрану учреждений образования. Здесь стоит вспомнить, что, когда Парахин в первый раз шел в мэры, он как раз-таки обещал экономить бюджетные средства именно на этой строчке расходов: дескать, откажемся от охранников, поставим автоматизированные системы охраны в школах – будет экономия. 10 миллионов потратили на празднование 80-летия Победы. Понятно, Победа – дело святое, но часть этих денег, например, пошла на торжественный прием, организованный мэром Орла. Может, следовало как-то поскромнее быть? На полмиллиона закупили цветы для вручения на разных мероприятиях. Еще восемь миллионов заложили на закупку автомобилей. Ну, и наконец, следует сказать, что более 14 миллионов ушли на выполнение работ в рамках банковской гарантии на строительстве школы на ул. Зеленина, более двух миллионов – на возврат упущенной выгоды и более 11 миллионов – на возврат денежных средств по по требованию «Белгородсоцбанка» (привет с Красного моста!).
Здесь можно вспомнить еще и дорогостоящий ремонт здания мэрии, о котором неоднократно упоминал депутат облсовета Сергей Потемкин, а также огромные деньги, потраченные на вырубку деревьев и на укладку тротуарной плитки в Орле и наконец – на невиданного размаха украшение города к Новому году.
Понятно, что финансами распоряжалась вовсе не начальник управления образования Анастасия Сергеева, а как минимум – главный городской финансист, заместитель мэра Парахина Алексей Степанов. И представить себе, что Степанов действовал без ведома и одобрения своего непосредственного начальника Юрия Парахина, просто немыслимо.
Но мэр Парахин на обсуждении вопроса о питании дошкольников не присутствовал. Поэтому депутат Справедливой команды Сергей Елесин вопросы задавал Степанову.

Сергей Елесин
– Как только возник вопрос денег, администрация сразу эти деньги изыскала, и началась процедура, – заметил Елесин и поинтересовался:
– Если вы понимали, что такая ситуация, почему вы заранее эти деньги не довели до дошкольных учреждений? Получается, теперь через месяц надо ждать следующих блокировок? Я так понимаю, к декабрю опять заблокируются счета? (Степанов в это время сдержанно кивал. – Прим. ред.). То есть мы пожар потушили разово, но системно ничего не изменили.

Алексей Степанов
– Пожар тушим мы с 2015 года, – заявил в ответ Степанов и начал рассказывать про первоочередные расходы, про формирование пула платежей и т.д.
– Я правильно понял, что кроме как создание централизованной бухгалтерии, другого выхода нет? – уточнил Елесин. – То есть у нас недостаточно финансирования, чтобы вовремя разблокировать счета?
Степанов начал рассказывать по второму кругу о том, как мэрия думает создать автономное учреждение, которому понадобится персонал, а также деньги на оплату труда этого персонала, а также техническое программное обеспечение…
– Но фактически, создав эту структуру, мы же нарушаем Бюджетный кодекс, – парировал Елесин. – Это как у нас было с квартирами: мы застройщиков просим отдать 10% квартир, потому что те деньги, которые мы могли бы сэкономить, не пойдут в бюджет и не пойдут на переселение.
– Процесс будет управляемым в отношении одного учреждения, а не 63-х, – стоял на своем Степанов.
Депутат Игорь Коновалов дезавуировал заявление Анастасии Сергеевой, будто проблема с питанием остро стояла лишь семь-десять дней.

Игорь Коновалов
– Остро стоял вопрос на протяжении месяца, – напомнил Коновалоа. – Кашу из воды варили – ко мне обращались и заведующие, и жители. Еще соцсети советую читать – там жители тоже очень много комментариев оставляли на эту тему. Дети просто-напросто из детских садов приходили домой голодные, – заявил депутат и попросил пояснить условия поставки питания на аутсорсинге, которые осуществляет небезызвестная компания «Винегретъ».
– Пищеблоки сдаются в аренду, – рассказала Сергеева, – привозного питания нет. Мы сдаем в аренду пищеблок с оборудованием поставщику услуги, не продуктов питания, а услуги. И он набирает себе штат, как правило, это те же самые сотрудники, которые были в детском саду в штате, и они организуют точно так же питание. Просто полностью все это оказывается, и это зона ответственности поставщика услуги. Это не боксы, это не привозное питание – в детских садах этого нет.
«Тебе бы, начальник, в театре играть!»
Депутата Коновалова этот ответ, как мы поняли, устроил. Но мы не поняли, из каких продуктов «организуют питание» «те же самые сотрудники»? Эти продукты кто поставляет? Поставщик услуги? В каком виде? Где он берет продукты? В детском саду питание готовят или только разогревают? И самое главное, в чем преимущество этого вида организации питания? Зачем поставщику услуги платить за аренду пищеблока, нанимать поваров и платить им, если можно просто поставлять продукты? Или ему платят за эту услугу столько, что расходы на аренду и зарплату покрываются с лихвой? В чем смысл этой коммерции?
Смысл, видимо, есть. По нашим данным, которые, конечно требуют проверки, стоимость питания в детских садах, которые работают по традиционной системе (то есть закупают продукты у поставщиков и готовят блюда силами своих поваров), на одного ребенка трех-семи лет составляет 185-187 рублей в день, на ребенка одного-трех лет – порядка 160 рублей в день. Стоимость питания одного ребенка к детских садах, которые обслуживает «Винегретъ» – 290 рублей в день на ребенка трех-семи лет и 250 рублей – на ребенка одного-трех лет. Что называется, почувствуйте разницу. Да, «Винегретъ» платит за аренду пищеблоков – 40 тысяч рублей в месяц. И здесь возникает ряд вопросов: в стоимость входит аренда только площади или еще и аренда дорогостоящего кухонного оборудования? Включена ли в эту сумму оплата потребленных коммунальных ресурсов – или за них «Винегретъ» платит отдельно? Cловом, мы считаем, что здесь есть широкое поле деятельности как для Контрольно-счетной палаты города Орла, так и для надзорных и правоохранительных органов. Нам кажется, настало время выяснить, почему одним поставщикам («Винегрету») деньги за питание перечисляют бесперебойно и беспрепятственно, а другие вынуждены идти в суды? Почему существует такая разница в стоимости питания? Считаем, следует проверить и рацион продуктов, поставляемых в детские сады «Винегретом»: входят ли в меню натуральное мясо и рыба, а не только рыбный и мясной фарш; входят ли в него какие-то фрукты, кроме яблок, имеются ли в рационе кефир и соки?
Наконец, остается главный вопрос: кто за все случившееся все же будет отвечать? Повторим, госпожа Сергеева городскими финансами не распоряжается. Главный их распорядитель – мэр Парахин. Тот самый, выдающийся финансист и целый доктор экономических наук, у которого город погряз в долгах как в шелках и который целый месяц держал детсадовцев на вегетарианской диете. Кстати, 31 октября, на памятной сессии горсовета, прежде чем проголосовать за Парахина, депутат-единоросс Владимир Букалов назвал его лучшим мэром, который работал в Орле в бытность Букалова депутатом. На ноябрьской сессии о лучшем мэре Букалов не упоминал. Он вообще о Парахине не упоминал, впрочем, как и все его однопартийцы – как будто градоначальник в «позорному факту» вовсе и не причастен. На ноябрьской сессии Букалов вспомнил о жителях – о налогоплательщиках, тех самых, которые оплачивают содержание детей в детских садах (это и родители дошкольников, и те, кто платит налоги в бюджет).
– Консолидированный бюджет Орловской области и города Орла формируется из налоговых поступлений жителей, – признал Букалов. – И в некоторых сферах у нас очень даже неплохо: посмотрите, сколько гранитной плитки выкладывается по тротуарам города, как город украшается к Новому году… Я как житель и как налогоплательщик был бы не против, если бы на тротуарах мы пока что выкладывали бы асфальт, если бы мы пожертвовали несколькими елками и гирляндами, но организовали системное финансирование питания наших детей в Орле. Потому что сейчас мы тушим пожар и затыкаем дырки… Мне кажется, что в сегодняшней ситуации перераспределение денег не совсем верное. И мне кажется, акцент можно было бы направить в сторону наших детей.
И мы бы целиком и полностью поддержали Букалова, если бы не помнили, что он говорил на прошлой сессии – о лучшем мэре. По нашему мнению, такого «лучшего» мэра за одну лишь историю с детским питанием следовало бы подвергнуть импичменту – за профнепригодность. Как минимум. А как максимум – привлечь по той самой статье, по которой возбуждено уголовное дело (превышение должностных полномочий).
Поэтому, когда мы слушали выступление депутата Букалова и смотрели на хмурые и озабоченные лица сидящих в президиуме Негина и его замов Новикова и Себякина, нас не оставляла навязчивая мысль: какие артисты пропадают! Им бы в театре играть или на худой конец – в художественной самодеятельности! В конце концов, каждый должен делать то, что он умеет…
Ах да, чуть не забыли: под занавес предгорсовета Негин пообещал, что бюджетный комитет будет на постоянной основе рассматривать вопрос о питании в детских садах – до тех пор, пока депутаты не будут уверены, что дети в детских садах накормлены, как положено. На этом все. Финита ля комедиа.
Прямая речь
Депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков:

Виталий Рыбаков
– Ужасная ситуация, которая сложилась в детских дошкольных учреждениях, когда из-за блокировки счетов перестали получать полноценное питание маленькие жители нашего города, временно разрешилась.
Прокуратура считает, что предусмотренные в городском бюджете средства на обеспечение работы дошкольных образовательных учреждений заведомо не покрывали имеющуюся кредиторскую задолженность и не могли обеспечить полноценное питание несовершеннолетних. При этом в бюджет города были включены расходы на другие вопросы, не относящиеся к первоочередным.
В очередной раз администрация города во главе с доктором экономических наук Парахиным показала свою несостоятельность. Выстроенная в Орле система неоплаты поставщикам – в том числе продуктов питания для детских садов – привела к неизбежному провалу. И к сожалению, пострадали дети.
На фоне скандала на региональном телевидении вышел сюжет об инновационном подходе к организации питания в детских садах. Судя по сюжету, проблем с финансированием у конкретного подрядчика не было. Возникает подозрение, что сложившиеся естественно или искусственно обстоятельства могут быть использованы для передела и монополизации (рынка). Да и предложенная схема питания, по моему мнению, является сомнительной и непрозрачной.
Сейчас этими вопросами вплотную занимаются правоохранительные и надзорные органы. Вполне вероятно, что нынешний первый заместитель Парахина пополнит список предыдущих замов. Возможно, претензии будут и к самому Парахину.
Как депутат и житель города требую, чтобы правоохранительные органы разобрались со сложившейся ситуацией и защитили права детей, а также проверили законность предложенных администрацией Парахина схем.
Видео Виталия Рыбакова – на странице депутата ВКонтакте
