№11 (108) от 27 марта 2024 г.
В далёком 1931 году прошлого века замечательный советский поэт Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение «Песенка бюрократа».
Ни родиться, ни учиться, ни трудиться, ни жениться,
ни болеть, ни хорониться без бумажки не годится!
В жизни главное – бумажка, береги её весь век.
Без бумажки – ты букашка, а с бумажкой – человек.
Поэту даже не снилось, до какой степени его стишок окажется пророческим! Он даже не смел предположить, как мы будем счастливо жить в эпоху тотального обумаживания граждан, несмотря на постоянный дефицит самой бумаги.
Обумаженность наших чиновников уже переходит все разумные границы, но ни на шаг от них не отстают архитекторы, декораторы, ландшафтные дизайнеры и все. И чем больше бумажек (дипломов, степеней, званий, наград, грамот и т.д.) набирают «специалисты-теоретики», тем смелее, не раздумывая, они бросаются осуществлять самые нелепые и невыполнимые задачи, в отличие от необумаженных практиков, которые привыкли думать прежде, чем что-то делать.
Мне кажется, именно наличие четырёх дипломов у госпожи Марии Родштейн сделало возможным триумфальное увеличение высоты новогодней ёлки аж на четыре метра! А если прибавить ещё шесть дипломов, то в следующем году ёлка станет выше на десять метров, а там… и до книги рекордов Гиннесса рукой подать! Нет предела совершенству!
Степень обумаженности стала мерилом успеха, профессионализма и даже таланта! По этой шкале нельзя считать Рембрандта великим художником потому, что у него нет диплома института им. Сурикова, а всего лишь пять лет упорного самостоятельного труда на отцовской мельнице, так же, как и Станиславский не может быть создателем своей собственной системы, так как он не оканчивал ГИТИС или РАТИ!
Иногда я представляю, что было бы, если бы во всероссийском масштабе отменили все звания, степени и прочие «пряники», и кто чего стоил бы без этих бумажных подпорок? Много интересного узнали бы друг о друге!
Небольшой скандальчик на Дворянке по поводу осыпавшейся штукатурки навёл на некоторые вполне ожидаемые раздумья. Прежде всего: а почему вообще новую «улучшенную» ротонду шпаклюют и красят? Ведь та эйфория, в которой постоянно пребывает М. В. Вдовин, выстукивая пальцами ликующий перезвон на колоннах, говорит лишь о том, что он не в курсе того, что изделия на основе самого дорогого бетона М 600 НЕ ШТУКАТУРЯТ, НЕ ШПАКЛЮЮТ и НЕ КРАСЯТ, а только обрабатывают специальным гидрофобным раствором, который создаёт преграду для влаги и высолов. Именно это является одним из главных его достоинств, и если изготовитель ротонды её красит, то это значит, что он где-то что-то упростил, удешевил или сознательно подсунул халтуру.
Вероятно, господину депутату, прежде чем браться за усовершенствование «Дворянского гнезда», следовало бы изучить не только азы истории искусства, но и свойства материалов, применяемых в реализации такого значительного проекта, чтобы не выглядеть восторженным дилетантом.
Высолы появились, и процесс этот уже не остановить. И тогда непонятно, стоило ли менять шило на мыло, ломая старую ротонду, чтобы по два раза в год заново шпаклевать и перекрашивать новую? А ведь это не только время, но и деньги!
Ну кто же на радостях будет об этом вспоминать? Убеждена, что на открытии всё будет покрашено, как надо, и нас ожидают фанфары, ленточки, хороводы и невообразимая радость по поводу того, что наконец-то эта эпопея закончилась!
И некогда будет заметить, как нелепо на одной береговой линии расположились два взаимоубивающих друг друга объекта: ротонда, униженная какими-то качелями, и непонятного стиля и назначения сарай! Ой, простите, беседка. Опять двадцать пять! Нарушение масштаба и неумение выстраивать АНСАМБЛЬ (согласованность, единство частей, образующих что-либо целое)!
Конечно, возможно, это проявление отеческой заботы о ночлеге бомжей или об удобстве пить водку не на голой земле, а с комфортом на скамейках. Как знать? Но зачем украшать Дворянку «беседкой» столь «оригинального» дизайна, который встречается на каждом углу нашей необъятной Родины? А уж что это новодел из современных базарных материалов, никто даже скрывать не стал.
А что? Всё правильно! Настоящая ручная резьба ХIХ века гниёт на ул. Салтыкова-Щедрина, а эта фальшивая, плотерная, «современная, инавационная» гордо украшает «китайский курятник». Так дизайнеры между собой называют эти уже изрядно надоевшие изделия.
И почему это недоразумение стало, по сути, доминантой на пригорке, обрамлённом двумя тяжеловесными, многословными лестницами, по длине превосходящими лестницу на гору Митридат в Керчи? Как ими будут пользоваться инвалиды-колясочники и мамы с колясками – большой вопрос. Кроме всего прочего, они являются объектами капитального строительства, наличие которых на объекте культурного наследия категорически запрещено законом № 73-ФЗ.
Интересно, куда смотрит областная прокуратура?
И где обещанный эксклюзив?
Наши обумаженные авторы забыли, что это не их дача в частной зоне отдыха, где они вольны делать, что хотят, а объект культурного наследия, ландшафтный сквер ХIХ века как никак, где промышленные габионы просто категорически не могут ржаветь в воде, делая вид, что они великосветская набережная!
И, что удивительно, всё это делается с одобрения депутатов! Иногда всё же надо вспоминать, что депутат – это не профессия. Практика приёмки «проекта» по картинкам должна уйти в прошлое! Без инженерных расчётов и смет вся эта БУМАЖНАЯ КРАСОТА гроша ломаного не стоит!
Объясняю на примере «археологического окна» (в будущем парке «Орловская крепость»). Картинка симпатичная, не скрою. Но при реализации это очень дорогое и сложное инженерное сооружение. Нет, конечно, если в Орле где-нибудь случайно завалялась очень круглая бесхозная сумма денег, на которую, не задумываясь, можно купить космический корабль, то… смело вперёд!
Герметично закрытое «окно» ниже уровня земли нуждается в поддержании внутри оптимальной влажности и температуры. Для этого необходима приточно-вытяжная установка с рекуперацией и с монтажом вытяжных и приточных каналов и дефлекторов. Также необходимо смонтировать систему водоотведения, чтобы вода и снег не собирались на поверхности смотрового стекла (как на мосту) и не проникали внутрь. Само стекло должно быть антивандальное и антиблик, с механизмом удобного открывания, что стоит очень больших денег! Необходимы также установка оборудования для отвода дренажных вод и определение места для размещения электродвигателя и электронасоса с расчётом сечения электрокабеля и т.д. и т.д. Это самый поверхностный набор необходимых технических действий.
Неужели кто-то может подумать, что Москва, Тула, Воронеж беднее Орла, если они делают «арх-окно» под обычным навесом? Просто «овчинка выделки не стоит». Уверена, что и наши «окна» постигнет та же участь, что повлечёт за собой изменение проекта, уже утверждённого депутатами по картинке, и выглядеть всё будет не так радужно, как на бумаге.
Ещё один пример: инсталляция Ладья. С её размерами и парусностью для её безаварийной установки требуется очень мощный фундамент, который является объектом капитального строительства, в свою очередь запрещенного на территории объекта культурного наследия, о чём всё время совершенно справедливо и яростно предупреждает теперь ещё и теоретик дизайна господин Ливцов, попутно, вместе с командой, так «проектируя» все инсталляции, что без фундамента они будут просто травмоопасны.
Ведь их делают не из папье-маше, а, к примеру, из металла, как уменьшенную копию крепости, и если она будет предложенных размера и основы, то под неё тоже нужен достаточно мощный фундамент, иначе она под собственным весом уйдёт под землю.
А фундамент, являющийся основной несущей конструкцией любого сооружения, не может быть перенесён в другое место в целости и сохранности, без изменения его назначения.
В первоисточнике подобные скульптуры малых форм делают с ювелирной точностью и такого же ювелирного размера.
Думаю, что если пройтись по всем инсталляциям с технической точки зрения, то в «проекте» придётся подвергнуть тщательному пересмотру все конструкции.
Но где там? Пересматривать будут в процессе реализации, причём до неузнаваемости, что стало у нас уже нормой!
Кто теперь вспомнит проекты двух убитых мостов, «самой красивой в мире улицы»? А уж многострадальная «Дворянка»?
Была поставлена задача сдать объект любой ценой, и он будет сдан! Народ должен получить «материализацию» романа «Дворянское гнездо», даже если ему это даром не надо! И «Дом Лизы Калитиной», превращённый в офисный центр, получит свой «кусок пирога» в виде девичьей светёлки, откуда после страданий по утраченной первой любви главная героиня прямиком направилась в монастырь.
Этот «положительный» опыт два умудрённых жизнью мужчины, М. А. Вдовин и В. А. Ливцов, предлагают перенимать всем нашим девушкам, не задумываясь о том, что если это произойдёт, то человечество вымрет, а монастыри будут процветать, как никогда; правда, до последнего вымершего!
Далась же им эта несчастная Лиза!
А куда деваться? Надо ведь не только обумаживать родную Орловщину, но и всячески её брэндировать! Тут, за неимением лучшего, сойдёт и эта капризная барышня! Боюсь, правда, что если бы она могла увидеть, как увековечивают её память, то пошла бы не в монастырь, а на баррикады!
Кстати, о них!
С интересом прочитала сообщение о дебатах по названию крошечной площади. Надо понимать, что речь идёт о войне, которая была сто лет тому назад. Воевали красные с белыми. Красные тогда победили! Отстояли советскую власть! Создали уникальное государство Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
Нет, я вовсе не из тех, кто считает, что в СССР всё было «зашибись», но я не вижу логики в одномоментном прыжке из недоделанного социализма в игрушечный недокапитализм!
Прошло семьдесят лет. И в тот момент, когда в СССР шла активная работа по отмене платы за квартиру совсем, молодым «коммунистам» (а других партий у нас не было) страшно захотелось, чтобы вместо этого квадратный метр жилья стоил, как небольшое государство в Африке, и каждый гражданин получал в собственность квартиру, когда ему и двух метров было уже много, а вместо бесплатного образования у всех имелись бы второсортные джинсы, так же, как вместо бесплатной медицины – телевизионные поборы на лечение больных детей, ну а вместо культуры – публичный дом!
В результате одним махом был разрушен СССР, уничтожена советская власть, и Октябрьская революция признана переворотом, не достойным государственного праздника.
Так кто по факту победил? Теперь получается, что белые. Это называется эффектом отложенной победы.
Вопрос: кого будем считать героями гражданской войны? Неужели найдём с каждой стороны по представителю? Категорически нельзя смешивать всё и всех в одну кучу! И стоит ли в создавшейся ситуации их вообще искать? У нас хватает более близких по времени героев!
А назвать площадь или сквер можно так, как народ назвал памятник: «Каховка». Коротко и ярко!
С глубоким уважением ко всем ветвям власти,
гражданка России
Людмила Парицкая