№35 (132) от 16 октября 2024 г.
«С любым ограниченным знанием неотделимо связан ряд ложных обольщений; чтобы избавиться от них, необходимо более ШИРОКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Когда человек хорошо знаком со всем разнообразием искусств и наук, с историей, мнениями, обычаями, нравами, достижениями всех времён и народов, непременным следствием его (широкой) образованности будет то, что МЕЛКИЕ партии, которые вызывают такие раздоры и такую вражду среди людей, должны исчезнуть; образованность должна также несколько ослабить то чрезмерное восхищение властью и богатством, которое опьяняет нас нам на погибель и уничтожает мир и простоту нашей жизни». Эдмунд Бёрк (1729-1797)
Любопытное наблюдение: любые политические изменения всегда начинаются с претензий к образованию и непреодолимого желания его усовершенствовать по своему разумению! Вот и теперь, похоже, опять появились желающие ограничить образование РУССКОГО народа четырьмя классами церковно-приходской школы! Ведь как удобно было бы научить живую силу читать и писать с ошибками слово «кабак» и, с чувством исполненного долга, отправить рыть канавы от забора до обеда.
Нет, конечно, напрямую этого никто не говорит, но утверждение, что тратить одиннадцать лет на школьное образование – непозволительная роскошь, и что нужно время обучения сокращать для того чтобы раньше начинать заниматься профориентацией, заставляет подозревать именно это!
А отказ, на фоне плохого школьного образования, от пяти-шестилетнего обучения в вузе катастрофически снизит его качество! Мечты о том, что образование будет рассчитано на ближайшие десять лет, а потом человеку нужно повышать свою квалификацию или получать другую профессию, вообще за пределами элементарной логики.
Если человек в результате полученного образования стал только обладателем диплома, а не гибкого ума и способности к самообразованию, то учить его каждые десять лет не только бессмысленно, но и вредно! Он всё равно останется ни на что неспособным дураком, но с очередным дипломом!
Мне кажется, что родоначальнику этого «прогрессивного» движения надо начать с себя и немедленно поменять профессию, чтобы не иметь возможности транслировать подобную вселенскую глупость на всю страну!
Люди моего поколения школьную профориентацию пережили. Ничего хорошего из этого не вышло. Пока ускоренными темпами получали нужную стране профессию, она успевала устареть, а необходимого широкого образования для быстрого перехода к обучению вновь выявленной не было, и большое количество НЕДОУЧЕННЫХ людей оказывалось не у дел.
Был ещё эксперимент с разделением на классы с гуманитарным или техническим уклоном. На выходе гуманитарии поступали в ФИЗТЕХ, а технари – в театральный. Вывод: спешка нужна только при ловле блох! Быстро уже даже кошки не родятся.
По большому счёту человеку нужно два образования: фундаментальное и профессиональное.
Фундаментальное образование даёт ШКОЛА, для чего нужно УВЕЛИЧИТЬ время обучения до 12-13 лет. Необходим отказ от ориентации на подготовку в вуз. У школы другие функции. Она формирует человека и готовит его к жизни и деятельности в обществе во всех аспектах. И, конечно, никакой элитности!!!
Именно школа должна давать бесплатное ШИРОКОЕ образование, включающее в себя не только изучение гуманитарных, точных наук и языков, но и искусства. Всё должно быть сосредоточено в школе, а не распылено в куче репетиторов, точек роста, кванториумов и прочих видов допобразования за деньги. ОБРАЗОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БИЗНЕСОМ!
И нужно, наконец, вернуть в школу изгнанное с позором и отданное на откуп семье ВОСПИТАНИЕ, но на другом, более приближенном к жизни уровне! Именно школа должна формировать бытовую культуру.
Современная семья, занятая добыванием средств к существованию, не успевает даже научить своё чадо пользоваться общественным туалетом, не говоря уже о чём-то большем.
Особое внимание должно быть уделено изучению родного русского языка!
И не надо его усваивать на русскоязычных пешеходных тропах, в которых будут установлены специальные зоны с арт-объектами, фотозонами, стендами, «КОТОРЫЕ БУДУТ РАССКАЗЫВАТЬ И ОТРАЖАТЬ ПОЛЕЗНОСТИ И УДИВИТЕЛЬНОСТИ ЖИВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА», так же, как и «МАРШРУТ ПЛАНИРУЕТСЯ НАСЫТИТЬ РАЗЛИЧНОГО РОДА ЛОКАЦИЯМИ, МАЛЫМИ АРХИТЕКТУРНЫМИ ЗОНАМИ», и ещё любимое слово наших молодых чиновников от культуры – «АКТИВНОСТИ». Они даже не догадываются, что такого слова в русском языке НЕТ!
Вся эта модная канцелярщина, по мнению пользователей, придаёт речи солидность и заумность! Правда, наш земляк, нобелевский лауреат Иван Бунин любил говорить: заумное – это значит по ту сторону ума, а стало быть ГЛУПОСТЬ.
В основе этого тропопрокладывательного проекта – концепция «Тайны живого русского языка». Интересно, из какого пальца её высосали? Такое ощущение, что это результат судорожных поисков «новых» форм туризма. Видно, со старыми ничего не получается.
Я уже когда-то писала, что самые интересные путешествия – это путешествия по извилинам собственного мозга, но, если извилина одна, и та прямая, то возникает нужда в интеллектуальном туризме с поисками бюджета для 40 маршрутов, просветительского центра «Тургенев» и прочих «удивительностей».
Ну, а что же профессиональное образование? С ним тоже может быть полный порядок, при условии, что всё будет предельно просто. При наличии фундаментального образования отпадёт необходимость в повторном изучении общеобразовательных предметов в вузе, как это происходит сейчас, а это значит, что процесс получения собственно профессии УСКОРИТСЯ.
Всем известна страшная неповоротливость раздутых и забюракратившихся вузов. Кроме того, перестройка расплодила жуткое количество платных университетов и академий, куда идут за дипломом, а образование в них оставляет желать лучшего.
Среди этих «академий» очень много таких, которые дают людям профессии, обществу не нужные. Выпускники потом не могут найти работу. Я понимаю, что многим моё предложение покажется утопией, но, если хорошо поразмыслить, то, может быть, готовить врачей правильнее сразу, в гуще событий, в больницах? Тут и теория, и практика в одном флаконе. И человек может понять, его эта профессия, или он ошибся. Так же и в других профессиях за редким исключением.
Сейчас медицина устроена так, что чем больше больных, с которых можно «срубить» как можно больше денег, тем лучше. А, может, что-то изменится и она, наконец, займётся своим прямым делом – лечением и профилактикой?
А что касается теоретического курса, то его вполне может читать педагог из так называемого БАНКА ПЕДАГОГОВ по востребованности. И им не надо будет сочинять никому не нужные диссертации, чтобы иметь право преподавать.
К великому сожалению, в наше время высшее образование превратилось в конкурс дипломов, что к знаниям никакого отношения не имеет. А сейчас оно ещё заболело цифровизацией и искусственным интеллектом. КАРАУЛ!
Не надо торопиться объявлять меня ретроградом и противником прогресса. Моё образование и возраст позволяют мне утверждать, что никакого прогресса нет. Это такой же навязанный, ничего не значащий термин, как и современное искусство. Во всех словарях «прогресс» означает движение вперёд от худшего к лучшему, от низшего к высшему и т. д. И, если трактовать это как движение по прямой, то сколько ни работай на прогресс – его не достигнешь, упрёшься в недосягаемою бесконечность, а если бежишь по кругу, то обязательно вернёшься в начальную точку. Так стоит ли стремиться?
Вот в течение семидесяти лет советский народ, отказывая себе во многом, жил и работал во имя светлого будущего, веря, что следующие поколения будут жить при коммунизме, а получил перестройку, потерю страны и дикий неуправляемый капитализм! Вот вам и прогресс!
Не стоит в него верить и тратить на него жизнь! Гораздо правильнее, зная, что ты конечен, просто жить. Ведь образование необходимо людям не для покорения мира, а для возможности правильно взаимодействовать друг с другом.
А ИИ (искусственный интеллект. – Прим. ред.) – всего лишь ТЕНЬ биологического интеллекта.
Вспомните сказку Шварца «Тень». Учёный позволил своей тени отделиться и жить своей жизнью. Тень, проявив все самые худшие свойства и пороки, сделала головокружительную карьеру и влюбила в себя принцессу. Всё это позволило ей возомнить себя выше человека, и она предложила учёному поменяться местами, на что он не согласился, отказав категорически. Тень приказала отрубить ему голову, что и было сделано незамедлительно. Но лишилась своей головы и тень, потому что без человека она НИЧТО.
Так и с искусственным интеллектом, тем более, что теперь существует машинное самообучение и чему себя ИИ научит, никому, даже господину Грефу неизвестно.
Кстати, создатель ИИ нобелевский лауреат Джеффри Хантон усомнился в том, что в будущем ИИ станет нашим помощником и партнёром. Скорее он станет конкурентом, а потом хозяином. Он назвал последние достижения в области ИИ крайне тяжелыми и предупредил о возможной катастрофе! Нужно пресекать зло, пока оно не вышло из-под контроля.
Но он уже выпустил джина из бутылки, и загнать его обратно вряд ли получится. Честные учёные всегда говорили о том, что наука должна понимать границы дозволенного! Очень может быть, что ИИ сначала нас поработит, а потом уничтожит и исчезнет сам, как ТЕНЬ.
Я вспоминаю очень симпатичный мультик, где фигурируют «двое из ларца одинаковы с лица». Они делали всё за ленивого мальчишку, даже ели. Неужели человечество так глупо, что не заметит, как попадёт в рабство к всемогущему ИИ, превратившись в стадо каких-нибудь чипированных механизмов?
Вообще, по большому счёту, в существовании человечества нет никакого смысла, кроме сохранения своего биологического вида, как и других видов на планете. Если бы оно это понимало, не придумывая себе несуществующую сверхзначимость, то относилось бы к Земле бережнее. Я никогда не понимала, почему человек, будучи всего лишь мимолётным гостем, возомнил себя хозяином планеты, на которой он позволяет себе делать всё, что захочет, почему-то считая это прогрессом?
Прикрываясь экономической целесообразностью, человек остервенело вколачивает кол в само существование планеты, лелея несбыточные мечты о перелёте на другую. Интересно, что Маск собирается делать на Марсе? Неужели строить самый высокий небоскрёб?
А наша замученная планета, как теперь модно говорить, отвечает неразумному человечеству зеркально. И с этим уже ничего не поделаешь. Вероятно, возможность человека приспособиться к планете уже утрачена навсегда, как и способность отличать истинного героя от фальшивого.
Часто слышу, что какой-то поисковый отряд нашел и перезахоронил останки солдата, погибшего в Великой Отечественной войне. Сколько их ещё, неизвестных солдат, лежат в родной и чужой земле без почестей и даже без похорон? А ведь именно рядовые солдаты в тяжелейших условиях добывали ПОБЕДУ! Это они восстанавливали страну после войны, и это они, возвращаясь инвалидами, не смели раздражать своим видом генералиссимуса и прятались по углам.
Я уверена, что лучшим военным памятником является могила неизвестного солдата! Никакие самые дорогие монументы не сравнятся по силе воздействия с этим скромным знаком уважения и восхищения подвигом обычного воина. На его фоне не вижу смысла плодить огромное количество зачастую бездарных памятников, сделанных по принципу «НАДО!». Кому надо и зачем?
Я отношусь к поколению людей, заставших смерть Сталина и его несвоевременное развенчание, которое принесло стране больше вреда, чем пользы. Мой отец, прошедший войну, считал это проявлением трусости Хрущёва, его желанием скрыть свои грехи.
Помню, как в сентябре 1956 года весь двор школы № 2 города Орла был усеян вырванными из учебников парадными портретами Сталина в мундире генералиссимуса. Этим актом вандализма дети (и я среди них) показали, какой путь от идолопоклонства к разрешенной ненависти они прошли. Сколько воды утекло, а это неприличное зрелище до сих пор перед глазами.
Я категорически против борьбы с памятниками, так как считаю это борьбой с исторической и материальной памятью. Снос памятников Сталину мне кажется не только политической, но и культурной ошибкой, но ставить ему новые памятники в наше время – значит повторять эти же ошибки! Это тоже больше всего похоже на попытку отвлечь внимание! Интересно, от чего?
В нашем городе стоит изумительный памятник генералу Л.Н. Гуртьеву работы скульптора Е.В. Вучетича. Не каждый город может похвастаться наличием его скульптур. Есть бюсты генерала А.В. Горбатова, маршала Г.К. Жукова, не очень талантливый, но всё же памятник И.А. Баграмяну. На такой небольшой город это более чем достаточно. И даже если мы всё-таки поставим огромное количество новых памятников, они не прибавят новизны в восприятии ПОБЕДЫ, а в художественном смысле не превзойдут работу Е.В. Вучетича! Так стоит ли ломать копья?
Больше всего удивляет, что стремятся увековечить память Иосифа Виссарионовича современные коммунисты, которые уничтожили его главное и любимое детище – Советский Союз, на защиту и процветание которого он положил не только свою жизнь, но и жизни огромного количества других людей, даже не спросив у них согласия.
Неужели можно забыть множество военачальников, расстрелянных перед войной лишь по ПОДОЗРЕНИЮ в измене? Даже К. Рокоссовского от расстрела спасла только война, где он в полной мере доказал, как Сталин ошибался на его счёт! А сколько было уничтожено по приказу № 227 «Ни шагу назад», среди которых было больше всего молодых капитанов? Я не говорю уже о лагерях.
Мне скажут – это капля в море, но море тоже состоит из капель!
И перестаньте, наконец, повторять эту мантру, что Сталин выиграл войну. Войну выиграли те, ещё не похороненные, солдаты!
Не сотвори себе КУМИРА!
С огромным уважением
ко всем ветвям власти
гражданка России Людмила Парицкая