№40 (92) от 22 ноября 2023 г.
Как-то мне попалось на глаза задание на разработку концепции сохранения сквера «Дворянское гнездо». Оказалось, «что главной целью концепции является превращение парка в городскую достопримечательность, которая привлечёт туристов, сделает его местом проведения досуга среди ухоженной природы». О как!!! Про несчастного Тургенева даже упоминаний нет. А то всё Лиза Калитина да Лиза Калитина!
Ну, то, что получилось, можно охарактеризовать как жуткую экологическую катастрофу! Лишенный растительности берег разрушается стремительно, и этот процесс будет продолжаться. Неужели среди «реконструкторов» нет ни одного человека, который бы знал, что карстовые породы не укрепишь сетками и габионами – они трещат ИЗНУТРИ, размываемые грунтовыми водами. И ради чего такие жертвы? Ведь то, что там теперь стоит, прежде всего неуместно и, на удивление, некрасиво!
Этот ЛАНДШАФТНЫЙ ЕВРОРЕМОНТ выявил все ошибки последних лет в виде нарушения пропорций и масштаба. А ещё наша извечная беда – неумение вписать новый объект в окружающую среду. Поэтому излишне помпезная для такого камерного сквера лестница визуально грубо ломает рельеф и выглядит случайной в окружении разрушенного склона. И ротонда, и лестница, и дорожки под прямыми углами, вызывающие желание понаставить табличек «по газонам не ходить», по стилю ни к Тургеневу, ни к Дворянскому гнезду никакого отношения не имеют. Больше всего эти изделия напоминают «сталинский ампир», только в удешевлённом издании.
Но о Тургеневе накануне его дня рождения всё-таки вспомнили, вернее, о литературных героях, проведя их, почти анатомический, анализ. Теперь можно не только увидеть богатый внутренний мир Лизы Калитиной, вырезанный в коробке из-под обуви и выставленный на всеобщее обозрение, но и сфоткаться на его фоне! Ну где вы ещё такое увидите? Как и объёмную, равномерно растиражированную по всему городу фразу «Я ОРЁЛ», собранную из «табуреток». Наверное, только в нашем поселении этот позор называют арт-объектом, не понимая, что нагромождение всякого хлама, не имеющего художественной ценности, называется иначе.
И если так уж хочется похвастаться «табуретками», то можно в каждом сквере поставить «Я ЮРА», или «Я АНДРЕЙ», «Я ЛЁНЯ» и т.д. Туристы хоть будут знать, кого благодарить за прекрасный и познавательный отдых! A в качестве глубочайшего уважения на самом пафосном месте «Дворянского гнезда» установить «Я МИША».
А ещё в туристический маршрут непременно надо включить места, где в нашей области отстаивают «социализм», о чём так эмоционально доложил на октябрьском пленуме ЦК КПРФ наш коммунист-губернатор. Туристы-капиталисты смогут воспринять это как привлекательную экзотику.
Тут на днях властям показали (и они её утвердили) ещё одну чУдную концепцию того, что имеет все шансы стать такой же головной болью, как и Дворянка. На этот раз это музейно-образовательный комплекс и мемориал «Судбищенская битва», которая якобы должна отражать историю Орловского края, жизнь Орловской крепости и события Судбищенской битвы. Оказывается, объять необъятное можно! Бедный Козьма Прутков!
Здесь уместно разъяснить, что же такое концепция. Это структурированное введение в проект, его начальное описание, с определением стиля и образа, объёмно-пространственными планировками с указанием функций, вновь организованных участков, на которых размещаются те или иные объекты с чётким масштабированием и тактичным включением их в окружающую среду с минимальным искажением.
Ничего подобного в представленной так называемой «концепции» нет и в помине, что неудивительно, так как её разработка поручена сценографам, имеющим дело, как правило, с очень ограниченным пространством. (Ну, чем отличается декоратор от дизайнера среды и архитектора, я объяснять не буду). Результатом явилась визуальная какофония в виде разрозненных объектов-сцен, сработанных вульгарно и по стандарту. Именно поэтому, наверное, в представленном материале нет ни одной свежей идеи и, как следствие – ОБРАЗА.
А уж про СТИЛЬ Бюро музейной сценографии «Метаформа», похоже, вообще понятия не имеет! Смотреть на это горько! Сплошные штампы: стеклянная, уже затёртая до дыр в подобных проектах ротонда, случайно затесавшаяся в этот мемориал, изюминками которого служат раскрашенная в цвета провинциальной парикмахерской детская комната; ужасающий своей старомодностью музейный магазин, на семьдесят процентов заполненный гипсокартоновым пылесборником, пародирующим орловский спис.
А чего стоит площадка для народных забав и активностей в виде разбитой лодки с оголёнными шпангоутами, дежурными качелями и другими, уже осточертевшими даже детям, развлечениями? Ах, да! Ещё успевшее уже стать банальностью «археологическое окно», которое есть в Москве, Туле, Владимире, Воронеже, а теперь и у нас (ну, разве мы в состоянии придумать что-то СВОЁ?), и прочие недоразумения в виде зон гостеприимства.
Всё это наводит на мысль, что питерские авторы, хоть и плохо, но проектировали гостиничный комплекс и до полного счастья не хватает только сауны с бассейном. И при чём тут мемориал «Судбищенская битва»?
И причём здесь Орёл, как известно, основанный в 1566 году, если битва прошла в 1555 году? Двухдневный бой проходил возле села Судбищи, и существующего там небольшого мемориала вполне достаточно. Археологические раскопки пополнят местный, а может, и федеральный музей новыми экспонатами, что даст толчок изучению материальной культуры той эпохи, а притягивать за уши эту, ничего не значащую для Орла битву к Орлу нет никакого смысла!
Возникает подозрение, что эта неудачная (так она обозначена в официальных документах) битва – всего лишь предлог для создания очередного бездарного парка развлечений для «квалифицированных потребителей» с ограниченными интеллектуальными способностями и широкого, радостного празднования юбилея… И неужели на предложенные ширпотребные, дешевые, пошлые декорации из бюджета вылетят 700 миллионов? Не слишком ли дорого?
На эти деньги (без откатов) можно было сделать много полезного, но где там?
Власть занята фиктивным, поверхностным благоустройством! А это скамеечки, урночки, фонтанчики, фонарики и плиточка, плиточка, плиточка!!! Уже наш губернатор вбросил в публичное пространство своё глубокое сожаление о том, что не успели «отремонтировать», путём уничтожения, сквер Ермолова. А я так думаю, что это огромное счастье! Лишиться ещё одного сквера было бы непростительной роскошью. Сейчас он выглядит неухоженным, и создаётся впечатление, что делается это специально.
Этому скверу не нужны фонтаны, арт-объекты и прочие «украшения», а только грамотный садовник, организующий весь процесс посадки новых (может быть, даже экзотических) растений и ухода за ними. Если бы в городе был штатный, профессиональный и талантливый садовник с соответствующей командой, то Орёл можно было бы превратить в ГОРОД-САД, и вот тогда туристам было бы на что посмотреть, так как это было бы только у нас!
А благоустройство – это когда и в дождь, и в снег горожане МОГУТ пройти по улицам без ущерба для здоровья, верхней одежды и обуви, это когда туалеты на каждом шагу, как в Японии, это когда не тратят деньги на однотипную подсветку на разваливающихся домах для ублажения туристов, это когда капитальный ремонт делают профессионалы, а не «египетские гинекологи», это когда чиновники тратят бюджетные средства на благо народа, а не на благоустройство собственных карманов, это когда численность чиновников в четыре раза меньше, чем сейчас, и они честно исполняют свои прямые обязанности, а не посылают на разные буквы просящих о помощи людей, и это когда чиновники научатся, наконец, выписывать к Новому году себе не только премии, но и штрафы за плохо выполненную работу, и ещё много чего – статьи не хватит!
Мне даже не хочется выражать какое-то отношение к собственно музейной экспозиции. Она вся состоит из затёртых выставочных штампов, тысячу раз виденных и обруганных. Ни одной оригинальной мысли, может быть, даже и спорной. Такой жуткой перегруженности, разностилья, цветового инфантилизма и отсутствия элементарного отбора я уже давно не видела в таком количестве. Всё так уныло и предсказуемо, что жалко времени на обсуждение. Удивляешься только необыкновенному таланту нашей родной мэрии находить самых бездарных и безответственных проектантов и подрядчиков. Наверное, по известному принципу: талант окружает себя талантами, а бездарность – бездарностями!
Кстати, опять никто не думает о том, что вся эта эпопея разворачивается на объекте культурного наследия федерального значения «Сквер «Орловская крепость», который, в свою очередь, находится в водоохранной зоне. Опять при строительстве будет сплошная импровизация вместо продуманного плана. Неужели Красный мост ничему не научил? Он даже пожелтел от обиды! Странно, что «обновителям» не пришло в голову покрасить фальшивую рустовку в благородный серый цвет. Это, по крайней мере, помогло бы нелепым, инвалидным подпоркам не так бросаться в глаза.
Но больше всего в этой ситуации меня удивляет возведение в ранг величайшего события, достойного увековечивания его памяти и празднования 470-летия (в один год с великой Победой), двухдневного рядового боя, который, тем не менее, не стал препятствием для осуществления мечты хана Девлет-Гирея сжечь Москву, что он и сделал в 1571 году…
Но, если древность события имеет основополагающее значение, то почему бы не попросить Виктора Анатольевича Ливцова покопаться в доисторических дебрях и найти какой-нибудь получасовой кулачный бой неандертальцев где-нибудь два миллиона лет тому назад? Он сумеет обосновать его влияние на современную экономическую ситуацию в Орловской области, и это открытие позволит созвать научно-практическую конференцию с участием самых маститых учёных с непременным дресс-кодом в виде звериных шкур для полноты погружения в тему, а после дать рекомендации по созданию ежегодных неандертальских эконом-форумов.
Правильно будет также ввести дату празднования двухмиллионного юбилея с созданием мемориала с соответствующим выделением средств в виде тех же двух миллионов. Также это позволит учредить кулачные бои в память о вновь обретённом спортивном жанре.
А и действительно, почему нет?! Это же гораздо ценнее и почётнее, чем настоящий, близкий нам по времени и пониманию, более чем героический поступок в оккупированном фашистами Орле врача Владимира Ивановича Турбина, спасшего не менее полутора тысяч военных и гражданских, находившихся в инфекционном госпитале, который современная власть старается просто НЕ ЗАМЕЧАТЬ! (…)
Турбин рисковал собой по своей воле, по велению души, получив за это не звание героя, а восемь месяцев ареста. Никто теперь не вспоминает слова спасшего Турбина главного врача Советской армии Н. Н. Бурденко: «Так у вас тут настоящий подпольный госпиталь, это же ВЫИГРАННОЕ СРАЖЕНИЕ!».
Конечно, парк развлечений на этом имени не сделаешь! А значит, и денег даже на мемориальную доску никто не даст, не говоря уже о памятнике! Хотя, по словам господина Ливцова, «чем больше мы будем ставить памятников, тем больше в стране будет патриотов».
А мне кажется, что именно любовь к дутым датам и памятникам за неоправданно огромные деньги, в ущерб настоящим, достойным увековечивания и сохранения, проще всего убивает патриотизм, превращая людей в оголтелых циников, готовых продать всё, что угодно, в том числе и Родину?
Может, поэтому в последнее время сложилось такое же странное отношение и к объектам культурного наследия? Они явно стали препятствием для «развития» комфортной городской и туристической среды! Правда, во всём мире именно они являются основными туристическими достопримечательностями. Но, как известно, у нас свой путь!
Я не буду перечислять все убитые объекты культурного наследия в Орле и области, я хочу только обратить внимание на «жилые дома XIX века» по ул. Салтыкова-Щедрина № 5, 7, 9 (постановление Облсовета от 27.02.2001 г. № 32/598 – ОС).
Если включение их в государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации является пустой формальностью, то необходимо эту информацию довести не только до жителей города Орла, но и до Министерства культуры РФ, с тем, чтобы оно взяло на себя всю ответственность за любые действия, производимые на объекте, в том числе и за их многолетнее, планомерное уничтожение в течение двадцати двух лет.
Так сложилось, что, живя напротив, я вынуждена наблюдать, как из абсолютно целых, пригодных для приспособления деревянных домов с уникальной (для каждого дома) деревянной резьбой они превратились в смердящую помойку. Но при всём том существует охранное обязательство, и в паспорте предметы охраны определены. Дома ещё можно спасти. Они пока пригодны для реставрации.
Правда, Управление культуры на все запросы стабильно отвечает, что на реставрацию и капитальный ремонт объектов культурного наследия деньги не предусмотрены, но Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области на осуществление полномочий в 2023 году предусмотрены бюджетные средства в сумме 29,9 млн рублей. Интересно, каких полномочий? Если объекты горят, гниют и разными способами разрушаются? И никому до них нет никакого дела!
В связи с этим возникли некоторые вопросы:
1. Сколько средств выделялось и сколько средств потрачено на сохранение и содержание этих объектов со дня постановки их на охрану (в момент расселения эти дома были в полном порядке)?
2. Какие действия по сохранению домов предпринимали работники Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области?
3. Сколько средств было израсходовано на заработную плату и социальные выплаты работникам Управления за двадцать два года уничтожения объектов культурного наследия домов XIX века по указанному адресу?
Я абсолютно убеждена, что настало время провести тщательную прокурорскую проверку с целью выявления нарушений при содержании и сохранении объектов культурного наследия и разработки мероприятий по их реставрации с последующим приспособлением к современному использованию. А также поставить вопрос о целесообразности существования Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области в связи с его полным бездействием!
Автор просит считать данный материал официальным обращением в прокуратуру Орловской области.
С глубоким уважением ко всем ветвям власти,
гражданка России Людмила Парицкая