№9 (106) от 13 марта 2024 г.
За помехи спецтехнике, вывозящей мусор, теперь может быть выписан штраф. Детали нововведения во всех подробностях обсудили на последней сессии облсовета. Если вкратце, то под административную ответственность попадут водители, которые своим транспортом препятствуют подъезду техники к мусорным площадкам. При этом закон, возможно, еще будет дорабатываться – в ходе обсуждения вскрылся ряд важных деталей, которые должны сделать новый механизм более жизнеспособным и эффективным.
Инициатором законопроекта выступил прокурор Орловской области Алексей Тимошин. В проекте документа говорится, что «несоблюдение правил благоустройства (…) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 рублей. Изменения в законе не будут распространяться на машины специальных служб».
Суть законодательной инициативы раскрыла старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Юлия Курочкина. Она пояснила, что в настоящее время проблема размещения транспортных средств возле мусоросборников является как никогда актуальной. Зачастую в связи с отсутствием достаточных парковочных мест граждане, не задумываясь, оставляют свои автомобили у контейнеров для мусора. Как следствие, специализированная техника не может вывезти отходы, и горы мусора растут. В ряде регионов не только введена аналогичная административная ответственность, но и применяется такой инструмент, как перемещение транспортных средств, препятствующих подъезду мусоровозов к контейнерным площадкам, на штрафстоянки.
Инициативу прокурора депутаты в целом одобрили. Однако было и несколько замечаний. В частности, депутат Виталий Рыбаков предложил удвоить сумму штрафов, так как предложенные суммы, по его мнению, не являются ощутимыми и вряд ли как-то повлияют на улучшение ситуации. В качестве примера были приведены московские штрафы, которые существенно выше.
Депутат Игорь Рыбаков предложил, напротив, уменьшить суммы штрафов, потому что люди ставят машины у контейнеров не потому, что хотят «насолить» «Зеленой роще» или помешать вывозить мусор – очень часто единственное место во дворе, где в конце рабочего дня еще можно припарковать машину, находится как раз возле мусорных баков, и наказание должно быть адекватным совершенному правонарушению. Практика же работы АТК показывает, что обычно штраф выписывается не по нижней, а по верхней планке. Поэтому надо сделать, чтобы наказание не сразу было максимальным. Депутаты поддержали эту идею и предложили для начала выдавать предупреждение, если гражданин первый раз попадает в разряд «нарушителей», и лишь со второго раза наказывать уже по всей строгости закона. Прокурор Алексей Тимошин отметил, что вывоз мусора производится не ночью, а именно в рабочее время, поэтому аргумент, что во дворе не было места для парковки, звучит довольно странно. По его словам, в ряде случаев выезд на место показывает, что подъезды к контейнерам блокируются не случайно. Машины могут неделями стоять и не давать мусоровозам забирать ТКО, именно из-за таких нарушителей и было решено ввести дополнительные штрафы.
Одно из самых ценных замечаний сделал депутат Евгений Косогов, который отметил, что суть закона в наведении порядка, а не в увеличении сборов штрафов с граждан. Следовательно, самое важное – чтобы был вывезен мусор, а не только оштрафован нарушитель. Для этого необходимо предусмотреть либо механизм перемещения машины-нарушителя на штрафстоянку (о чем говорила ранее Юлия Курочкина и что уже действует в других регионах), либо прописать процедуру связи с водителем-нарушителем. «Может быть, разработать алгоритм между перевозчиком и ГИБДД. Подъехал мусоровоз – видит, что забрать контейнеры невозможно, так как там припаркован чей-то автомобиль, и чтобы водитель мусоровоза мог связаться с каким-то специалистом или напрямую позвонить в ГИБДД – чтобы можно было выйти на связь с собственником машины-нарушителя. Чтобы водитель мог быстро выбежать и убрать свою машину, тем самым освободив подъезд к контейнерам. Главное – чтобы не было перенакопления отходов», – отметил Евгений Косогов.
Юлия Курочкина отметила, что проблему можно будет частично решить за счет изменения правил для самих перевозчиков и наведения дисциплины с графиками вывоза. В условиях тесной городской застройки достаточно обеспечивать подъезд спецтехники к контейнерам только когда это действительно необходимо – в остальное время машины жителей могут парковаться на любых свободных пятачках. И поэтому возможно такое дополнение: «Перевозчик должен размещать на контейнерных площадках информационные таблички – когда будет осуществляться вывоз мусора. Следовательно, парковать транспорт перед контейнерами запрещено будет не круглосуточно, а лишь в то время, когда должен приезжать мусоровоз. И административная ответственность будет наступать только в том случае, если машина припаркована возле контейнеров в то время, когда должен приехать перевозчик и забрать ТКО. Этот момент обсуждался с перевозчиками, и они к этому готовы. Сами перевозчики признали, что это будет самым оптимальным вариантом решения данной проблемы. Предложение о контактах водителей-нарушителей мы тоже учтем», – отметила Курочкина.
Кстати, штрафовать нарушителей будут не сотрудники ГИБДД, а комиссии АТК, которые есть в каждом районе города.
Спикер парламента Леонид Музалевский заявил о том, что штрафы помогут навести порядок. «Председатели домовых комитетов звонят с жалобами регулярно. Многие отмечают, что есть автовладельцы, которые специально паркуют свои автомобили вблизи пунктов сбора ТКО. Учитывая важность законопроекта, прошу инициативу прокурора поддержать».
Законопроект был единогласно поддержан депутатами сразу в двух чтениях. Однако работа над усовершенствованием закона будет продолжена.
«Не губите, мужики, не губите!»
Еще одно нововведение: с 1 марта вступило в силу постановление облправительства № 673. В названии отражается краткая суть закона – «Об утверждении требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи на территории Орловской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения». В законе говорится, что новые требования будут распространяться на всех юридических и физических лиц.
Но самое интереснее – внутри. Конкретнее – параграф 8, в котором перечислены 13 позиций, которые должны защитить животных, птиц и прочую летающее-ползающую мелочь, оказавшуюся в зоне сельхозработ или работ по прокладке коммуникаций.
Так, первый пункт запрещает сенокос вкруговую от края к центру – звери и птицы попросту окажутся под колесами уборочной техники и могут погибнуть. При покосе трав и уборке зерновых работы следует начинать со стороны, противоположной примыкающим лесополосам, – чтобы живность могла убежать и спрятаться. Второй пункт регламентирует хранение ядохимикатов, пестицидов и прочих опасных веществ, чтобы животные опять же не имели к ним свободного доступа и не могли отравиться. Третий пункт прописывает использование отрав – их запрещено оставлять на поверхности снега или почвы. То есть отраву необходимо засыпать в норы, откуда ядовитое зерно не смогут достать те, для кого оно не предназначено.
Сразу два пункта – пятый и шестой – касаются разросшихся в последнее время на территории Орловщины свинокомплексов. Вот только наказания ждут отнюдь не владельцев свиноферм. Оба пункта постановления облправительства касаются действий соседей свинокомплексов и накладывают на них массу ограничений. Так, запрещается посев кукурузы и подсолнечника ближе 1 км от ограждений свинокомплексов. Также на этом расстоянии запрещено подкармливать диких копытных, устраивать солонцы, подкормочные площадки, засевать поля специально для диких обитателей.
Очень интересен седьмой пункт – он также касается крупных сельхозпредприятий, которые появились на Орловщине в последние годы и которые используют ограждения полей колючей проволокой. В седьмом пункте говорится, что запрещено использовать сплошные ограждения – необходимо оставлять проходы для диких животных. А заборы из колючей проволоки поверху должны иметь гладкий слой, чтобы копытные при необходимости могли перепрыгнуть ограждение. Интересно, как в реальности будет реализовано это положение – ведь поля ограждают как раз для того, чтобы копытные (правда, домашние) не могли преодолеть преграду.
Ряд пунктов касается защиты от попадания в ямы, колодцы и прочие углубления; прописан в постановлении и недопуск диких обитателей лесов к трансформаторным будкам, где их просто может убить током. Для Орла же самым интересным будет пункт №13. Напомним, в последнее время городские власти объявили зеленым насаждениям какую-то тотальную войну на уничтожение. Мы подробно писали об этом много раз. Причем в Орле бедой стал не только полный снос вполне здоровых и никому не угрожающих деревьев. Не меньше негативных эмоций у жителей вызывает безобразная обрезка, которая нарушает установленные СНиПы. Деревьям для жизни просто необходима крона. В Орле же далеко не редкость «зеленые гиганты», у которых срезали не только разрешенные по нормам и правилам 30%, и даже не 50%, которые особо крепкие экземпляры еще могут пережить. Каждую весну взору горожан предстают целые аллеи, подстриженные «под пень». Самый вопиющий пример – липы на улице Ленина¸ многие из которых просто не вынесли такого варварского кронирования и засохли. Возможно, новый закон поможет общественникам и гражданским активистам «отбить» хоть часть еще вполне живых и здоровых «зеленых гигантов». Итак, 13-й пункт постановления облправительства №673 запрещает снос деревьев при наличии на них жилых птичьих гнезд. Учитывая, что пернатые начинают гнездиться уже с марта, хочется надеяться, что орловцы получили возможность прекращать рубки (и варварское кронирование), если на деревьях обнаружатся заселенные птичьи квартиры.
Сергей МИЛЯХИН