№2 (99) от 24 января 2024 г.
Депутаты городского совета уже и сами не помнят, в который раз они вынесли на заседание профильного комитета вопрос о завалах мусора на контейнерных площадках Орла. По-прежнему главную головную боль и жителям города, и депутатам доставляют два района – Заводской и Железнодорожный. Напомним, с 1 января 2024 года регоператор «Зеленая роща» обещал сменить компанию-перевозчика, обсуживавшую эти районы, на другую организацию, которая в первые же дни нового года должна была навести здесь порядок. Но, как оказалось, новый перевозчик еще больше завалил город мусором. В итоге с 22 января (если конкурс пройдет успешно) нерадивого подрядчика снова заменят. Тем временем к горе-перевозчику добавилась и проблема сортировки мусора. Новый комплекс «Экополис», также начавший работу в первых числах января, вместо решения вопросов с вывозом ТКО сам стал генерировать серьезные проблемы.
Новый перевозчик со старыми привычками
В прошлом году перевозчиком по Заводскому и Железнодорожному районам была фирма «Экологистик». В ноябре прошли конкурсные процедуры, и в них одержала победу другая компания – «Экотексити». Но с приходом нового перевозчика, в январе 2024-го, ситуация только ухудшилась. Это и не удивительно. Оказывается, компания «Экотексити» уже знакома орловцам. Просто ее название затерялось среди многочисленных компаний с приставкой «Эко». И знают ее жители далеко не с лучшей стороны. Прекрасно помнят эту организацию и в самой «Зеленой роще». Ведь именно по инициативе регоператора в 2019 году с «Экотексити» уже был расторгнут контракт на вывоз отходов. И как раз из тех же районов Орла. Второй заход оказался вновь неудачным.
Первый замдиректора «УК Зеленая роща» Сергей Мартюхин рассказал депутатам, что «Экотексити», который зашел с 1 января на вывоз ТКО в Заводском и Железнодорожном районах, отказался от своих обязанностей по контракту по Железнодорожному району, письменно уведомив регоператора. «Экологистик», а потом и «Экотексити» дестабилизировали ситуацию в двух районах и вывели на работу всего 35-40% техники для вывоза мусора. «УК Зеленая роща» выписала им порядка 20 административных штрафов. Параллельно, чтобы стабилизировать ситуацию, «Зеленая роща» взяла в аренду 15 единиц спецтехники за свой счет для ликвидации последствий перенакопления мусора. Кроме того, были привлечены и другие перевозчики. В настоящее время в Железнодорожном районе работает «Экотранс». Техника другого перевозчика – «Чистый город», соответственно, помогает в Заводском и Железнодорожном районах. На комитете было отмечено, что «Зеленая роща» активно взаимодействует с жилищной инспекцией. По данным от управляющих компаний, на утро 17 января в Орле остались с забитыми мусоропроводами 13 домов (9 МКД – Заводской район, 4 МКД – Железнодорожный район). Регоператор планировал очистить мусоропроводы в этих домах за два дня (17 и 18 января). Кроме того, «Зеленая роща» арендовала технику для вывоза мусора с контейнерных площадок. Только за полмесяца оттуда было вывезено 2 800 тонн ТКО. Снова объявлены конкурсные процедуры по вывозу ТКО в Железнодорожном районе. Срок окончания приема заявок – 22 января. При этом на случай участия в конкурсе перевозчиков с небольшим числом мусоровозов Железнодорожный район решили разбить на два лота.
Депутат Алексей Усов просил уточнить, будет ли меняться перевозчик по Заводскому району? Представитель «Зеленой рощи» отметил, что и по Заводскому району тоже будет проведен конкурс.
Председатель комитета по ЖКХ Илья Жуков поинтересовался у представителя «Зеленой рощи» критериями, которые предъявят новому перевозчику, чтобы не допустить прежних ошибок. Сергей Мартюхин отметил, что добавлены требования по количеству техники. Согласно этим требованиям, у нового перевозчика должно быть не менее 23 машин. Илья Жуков также отметил, что вопрос необходимо решать комплексно. «С декабря прошлого года в Орле ничего не изменилось. Компания «Экотексити» сбежала… Снова проходят торги, и снова непонятно: будут ли соблюдены все критерии», – возмутился председатель комитета.
В городе должно быть чисто
Коллегу поддержал депутат Сергей Себякин: «У меня складывается впечатление, что регоператор вообще не справляется со своей работой. Вы на сегодня не можете обеспечить уборку и вывоз из Орла ТКО. По-прежнему в городе много «болевых точек». Неужели нельзя поставить там камеры и отслеживать, кто туда привозит строительные отходы? Если бы я был заинтересован в наведении порядка, уже давно бы купил и поставил там камеру за 20 тысяч. Передал данные на нарушителей в ГИБДД или в жилинспекцию. И штрафами заставил бы соблюдать правила. Вторая беда: на сегодня есть много предприятий, которые могут вам помочь, у которых есть грузовики, погрузчики и самосвалы, чтобы вывезти КГО. Да заключите вы с ними договоры и уберите крупногабаритный мусор! Наведите порядок!»
При этом оказалось, что «Спецавтобаза» не имеет свободной техники (точнее, там попросту не хватает людей, чтобы на ней работать). Поэтому выходом может стать лишь обращение к первому заму мэра с просьбой найти субподрядчиков на вывоз крупногабаритных отходов. Сергей Себякин отметил, что сейчас КГО вывозятся раз в неделю. «А должен мусор вывозиться по мере накопления. Если контейнерная площадка переполнена, то нужно очищать ее сразу же, не дожидаясь образования горы мусора. В городе должно быть чисто, и жителей не волнует, сколько раз и в какое время суток приезжает машина», – отметил депутат. Свое эмоциональное выступление Сергей Себякин закончил уже не раз звучавшим предложением обратиться в областной совет и проработать вариант с созданием еще одного регоператора (муниципального). Чтобы разделить сферы влияния. Пусть «Зеленая роща» работает, но пусть будет и второй регоператор, как это уже сделали в нескольких регионах.
Что характерно, никто из представителей перевозчиков не пришел на заседание комитета. Между тем от них очень многое зависит. «Зеленая роща» настаивает на том, чтобы муниципалитеты создавали контейнерные площадки. Но дальше получается интересная картина: перевозчик совершенно не заинтересован в сохранности чужого имущества. Из-за этого уже несколько площадок, созданных депутатами в помощь городу, пришли в полную негодность. Мы уже писали в предыдущем номере, что на федеральном уровне прорабатывают вопрос о принадлежности контейнерных площадок. Но когда эта инициатива будет реализована – увы, никто сказать не может. Также на федеральном уровне идут разговоры о разработке механизма смены регоператора, если он не справляется со своей работой. Очень высока вероятность, что «Зеленая роща» станет одной из первых УК, на ком придется опробовать новый механизм, когда таковой будет официально принят.
«Высокотехнологичный» полигон пока выглядит как обычная свалка
Депутат Алексей Усов попросил представителя «Зеленой рощи» уточнить: проблемы с вывозом ТКО возникли только из-за перевозчиков? Или регоператор отмечал сбои и в работе других звеньев цепи – переработки, захоронения и т.д.? Сергей Мартюхин отметил, что никаких сбоев в приемке отходов не было.
Между тем как раз накануне в соцсетях и затем в СМИ появилось видео, как перед новым сортировочным комплексом выстроилась очередь из двух десятков мусоровозов, которые ждут очереди на разгрузку. По словам Алексея Усова, разгрузка каждой машины занимает порядка 15 минут (с этим временем согласился и представитель «Зеленой рощи»). Следовательно, полная разгрузка 20 машин займет порядка 5 часов. В итоге вместо трех запланированных рейсов мусоровозы в лучшем случае успеют сделать только два. И это при том, что рядом стоит точно такой же сортировочный комплекс «ЭкоСити», который мог бы вполне принять на себя часть машин и ускорить процесс разгрузки. Непонятно также, почему на предприятии «Экополис» отсутствует площадка для временного складирования привезенных ТКО – ведь не обязательно выгружать машины сразу под сортировку. Можно освободить машины и отправить их в новый рейс, а привезенный мусор начать сортировать утром, пока мусоровозы будут объезжать город. Тем более что представитель «Зеленой рощи» сам рассказал, что есть два пиковых момента в течение дня – в районе обеда и к вечеру, когда число машин явно превышает возможности сортировки. По мнению депутата Сергея Себякина, проблема в том, что перевозчики не имеют четкого графика вывоза. В итоге каждый перевозчик везет отходы тогда, когда это удобно лично ему, а на сортировке создаются очереди. То же самое касается и УК, отвечающих за многоквартирные дома: если есть четкий график, то к назначенному времени и контейнеры будут выкатываться, и дворники проконтролируют загрузку мусора, чтобы подобрать упавшие отходы. При этом в который раз зашла речь о том, что все должно быть сконцентрировано в одних руках, а не как сейчас: за площадки отвечает один, за контейнеры – второй, а за их вывоз – вообще третий.
Второй заданный депутатами вопрос: почему образуются очереди, ведь есть видео, на котором прекрасно видно, что мусоровозы идут мимо сортировки сразу на полигон «Экополис»? Депутат Алексей Усов поинтересовался, почему регоператор не установил такой же жесткий контроль за приемом отходов, как в свое время было сделано на совершенно таком же предприятии «ЭкоСити»?
Ответ Сергея Мартюхина заслуживает того, чтобы его процитировать: «Почему регоператор выставлял контроль на завод «ЭкоСити» – отвечу. Потому что «ЭкоСити» производил сортировку отходов и по договору с регоператором оставшиеся после сортировки «хвосты» вывозил во Мценск. Вывозил сам «ЭкоСити». Точнее, «Экология». Но руководителем обоих компаний является один человек – Юрий Парахин. И в один прекрасный день регоператор в результате контроля документального выявил, что вывоз «хвостов» с территории «ЭкоСити» осуществляется в 2-3 раза больше, чем должно быть. То есть отходы ехали несортированными. Это вызвало подозрения, и регоператор начал ежедневный визуальный контроль. После введения контроля опять количество «хвостов» пришло в норму. Что касается «Экополиса» – это комплексный объект. И отличается от «ЭкоСити». Так, тариф, по которому работает «ЭкоПолис» и который прописан в договоре с регоператором, – это тариф «на захоронение ТКО с элементами сортировки». У «ЭкоСити» договор с регоператором совершенно другой – на обработку ТКО. «ЭкоПолис» начал работать и принимает отходы на захоронение с элементами сортировки с 1 января. Регоператор сдает этому хозсубъекту ТКО на захоронение. Внутренний хозяйственный цикл «ЭкоПолиса» – это внутренние дела предприятия. Есть Росприроднадзор, другие контролирующие органы, которые могут проверить работу «Экополиса», но регоператор не может вмешиваться во внутренние дела хозсубъекта», – пояснил Сергей Мартюхин.
Более того, без ответа остался вопрос, каким образом «Экополис» будет потом извлекать из ям несортированные отходы, если уже сейчас они трамбуются? Также без пояснений остался вопрос по поводу тарифа. Депутаты пытались выяснить: если в тарифе заложены средства на сортировку, то кто вернет жителям деньги за то, что отходы были свалены на так называемые карты без предварительного отбора вторсырья? Ведь именно сортировка и сокращение отправляемых на полигоны объемов «хвостов» неоднократно назывались одной из главных целей проводимой мусорной реформы. Если отходы перестанут сортировать, то как объяснить людям, что плата за вывоз мусора для них выросла в разы, а ситуация стала еще хуже, чем была до реформы? И дело не только в том, что на контейнерных площадках образовались завалы мусора (которые до реформы «Спецавтобаза» как-то умудрялась вывозить и зимой, и летом, и после снегопадов, и даже из тесных дворов). Ответственные за проведение реформы чиновники все уши прожужжали, что теперь отходы сортируются, – сортировка жестко прописана в процентах в территориальной схеме и заложена в тариф. Но многочисленные кадры, снятые на «Экополисе», показывают – мусоровозы едут разгружаться не на сортировку, а сразу на тело полигона.
В итоге депутаты признали работу «Зеленой рощи» по организации сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов неудовлетворительной. Народные избранники рекомендовали городской администрации совместно с регоператором принять исчерпывающие меры по наведению порядка с вывозом мусора. А проконтролируют ситуацию народные избранники на апрельском заседании комитета.
Сергей МИЛЯХИН