№5 (43) от 26 октября 2022 г.
На минувшей неделе практически все орловские СМИ по итогам профильного комитета облсовета сообщили, что подрядчик продолжает реконструкцию Красного моста «на свой страх и риск». В пресс-службе горадминистрации поспешили выпустить официальный комментарий, в котором заявили, что «фраза замдиректора ООО «Уваровская ПМК-22» Андрея Горевских о реконструкции Красного моста «на свой страх и риск» вырвана из контекста и не раскрывает сути сложившейся ситуации». По заверению городских чиновников, «имеются незначительные (подчеркнуто пресс-службой) отклонения от проектной документации. По большей части они касаются несоответствия объёма работ, заложенных в рабочей документации, фактическому объёму работ». Предлагаем нашим читателям самим оценить, насколько незначительные отклонения в проекте вскрылись в ходе рассмотрения вопроса депутатами областного и городского советов на заседаниях профильных комитетов.
«Возникла ситуация»
На комитете облсовета ситуацию с ремонтом Красного моста вначале обрисовал начальник городского управления строительства Алексей Мельников. Он напомнил, что 1 сентября 2022 года была загружена проектная документация для повторного прохождения госэкспертизы. У депутатов сразу же возникли вопросы. Депутат Виталий Рыбаков поинтересовался, каким образом на мосту осуществляются работы, если экспертиза проекта не пройдена? Алексей Мельников уточнил, что проверка касается только сметной стоимости. В документах не идет речи о конструктивных изменениях. (Обратите внимание на это заявление чиновника!) Виталий Рыбаков опять же поинтересовался, как до подрядчика будут доводиться деньги, если актов выполненных работ еще никто не видел? Алексей Мельников отметил, что в горадминистрации этих актов тоже еще никто не видел. Также Виталий Рыбаков заинтересовался недавним заявлением мэра Парахина о том, что работы на Красном мосту ведутся круглосуточно. И напомнил, что за шум в ночное время предусмотрена административная ответственность. Как работы на мосту могут не мешать спать орловцам, живущим в расположенных рядом с мостом домах?
Кстати, сам Юрий Парахин в очередной раз не пришел на заседание комитета, куда его приглашали, чтобы депутаты могли задать вопросы лично мэру. Поэтому Алексею Мельникову пришлось признать, что ночные работы ведутся с нарушением законодательства о тишине. Но в то же время он подчеркнул, что лучше спросить у подрядчика, какие именно работы ведутся по ночам. Тем более что, по словам Мельникова, в контролирующие органы поступило несколько обращений как раз по поводу ночных работ. Контролирующие органы имеют и компетенции, и специальные приборы, чтобы установить, нарушалась ли строителями тишина. На момент проведения заседания комитета никаких нарушений тишины по ночам выявлено не было, уточнил Мельников.
Как пояснил замдиректора ООО «Уваровская ПМК-22» Андрей Горевских, у подрядчика на настоящее время есть исполнительная документация на все виды производимых работ. «Она подписывается, проверяется заказчиком. Все подписи есть. Процентоваться мы не можем, так как сейчас происходит корректировка достоверности сметной стоимости и корректировка проекта», – рассказал Горевских.
Уважаемые читатели! Обратите внимание! Если господин Мельников говорил только о корректировке сметной стоимости, то господин Горевских уже заявил о корректировке и стоимости, и самого проекта! Собственно, это заявление и послужило поводом для очередной порции вопросов. Председатель комитета спросил насчет дополнительных работ – как и на что они повлияют? «Эти работы ведутся действительно без утвержденного проекта. То есть проект существует. Рабочая документация, она в процессе работ корректируется, она есть. Но эти работы мы не сможем запроцентовать, пока не сможем пройти корректировку проекта. Поэтому на сегодняшний день эти работы делаются для нас, как подрядчика, на свой страх и риск. И чтобы не остановить строительство, стараемся идти вперед», – пояснил Андрей Горевских.
Председатель комитета уточнил: «То есть может получиться, что вы сделали (какие-то работы), а они не понадобились? Вы же только что сказали, что делаете на свой страх и риск». Подрядчик ответил расплывчато: «Пока нет проекта, прошедшего главгосэкспертизу, мы делаем так. (…) Главгосэкспертиза может взять только полностью проект. То есть, не те разделы, которые мы корректируем, а полностью проект. В связи с этим возникла ситуация: утратили силу спецтехусловия, утратили силу геологические изыскания. То есть, чтобы пройти это всё повторно, процесс может затянуться. В итоге мы обратились опять в орловскую экспертизу. В орловской экспертизе нам пояснили, что нужно пройти два этапа. Сначала нужно пройти по достоверности сметной стоимости и затем уже с новым коэффициентом зайти с корректировкой работ, которые мы вносим. То есть мы на этой неделе загружаемся для достоверности сметной стоимости (это порядка трех дней на рассмотрение и две недели на ответ), а потом мы сможем процентовать работы, которые ведутся без изменения проекта. И параллельно начать работы по корректировке проекта с внесением изменений, которые есть на сегодняшний день», – путано, но достаточно подробно объяснил Горевских. При этом обратите внимание, выступающий постоянно говорит о том, что нужно корректировать и стоимость работ, и сами работы. Важнейшая деталь: на комитете без четкого ответа остался вопрос, что будет, если не прописанные сейчас в проекте работы не будут приняты и утверждены экспертизой? «Не настолько мы там глубоко проект изменяем», – отшутился выступающий.
С учетом «контекста»
Как мы уже упомянули, после нескольких публикаций в СМИ мэрия выпустила свой комментарий. В нем чиновники заявили, что «фраза «на свой страх и риск» вырвана из контекста».
Тут же приводится и якобы контекст. «По информации объединённого муниципального заказчика, сейчас ООО «Уваровская ПМК-22» готовится к повторному прохождению госэкспертизы, поскольку имеются незначительные отклонения от проектной документации. По большей части они касаются несоответствия объёма работ, заложенных в рабочей документации, фактическому объёму работ. Подчеркнём, что рабочая документация корректировку уже прошла. На комитете Орловского областного совета народных депутатов Андрей Горевских сообщил, что часть работ, которые сейчас выполняются на Красном мосту, могут быть приняты объединённым муниципальным заказчиком исключительно после повторной госэкспертизы. Иными словами, ООО «Уваровская ПМК-22», стремясь не сбиться с графика, выполняет некоторые работы заранее, до получения заключения – «на свой страх и риск». Ещё раз подчеркнём, что повторное прохождение госэкспертизы не влечёт за собой остановку реконструкции Красного моста. Работы ведутся в круглосуточном режиме при непосредственном контроле объединённого муниципального заказчика» – говорится в официальном пресс-релизе. Между тем и областные, и городские депутаты говорили вовсе не о незначительных отклонениях. При этом на комитете облсовета четко про последствия «страхов» и «рисков» речи не шло. Также не говорилось конкретно, что за «незначительные» отклонения обнаружились в проектной документации. Зато неделю спустя подрядчика спросили об этом прямо.
Чудесные метаморфозы
На заседании профильного комитета Орловского городского совета историю с ремонтом Красного моста рассмотрели повторно. Депутат Игорь Коновалов уточнил, сколько процентов работ уже сделано? Выяснилось, что сделано 17-20% от плана. При этом все тот же представитель подрядчика Андрей Горевских полностью повторил историю о повторном прохождении экспертизы, уже рассказанную областным депутатам. Но всплыли интересные подобности, которые ранее в СМИ не звучали. Депутат Сергей Елесин заметил, что, исходя из услышанного, проект будет меняться. Следовательно, возникает вопрос: работы, которые ведутся сейчас, идут по старому (утвержденному) проекту или по новому, который еще не утвержден и, следовательно, может быть скорректирован (отклонен) той же госэкспертизой? Представитель подрядчика заявил, что депутат прав лишь отчасти. Ему на помощь пришел начальник управления Госстройнадзора Анатолий Яшонков, который заявил: «Те работы, которые выполнены, идут без отклонений от проекта, представленного в управление государственного строительного надзора. В дальнейшем (вы же слышали, что сделано только порядка 20%) то, что они планируют и хотят изменить, вполне возможно пойдет по другому проекту. Сегодня с районной прокуратурой и управлением Госстройнадзора каждую неделю по четвергам происходит контроль непосредственно на Красном мосту».
Казалось бы, тема исчерпана. Госстройнадзор успокоил депутатов, что пока все идет по проекту. Правда, представитель подрядчика тут же заявил, что в отклонение от проекта на мосту делают дополнительные колонны (подпорки). И эти колонны даже согласованы. Правда, согласованы не госэкспертизой, а на некоем совете. На что депутат Сергей Елесин заявил, что хотел бы видеть не решения непонятных советов, а официальное заключение госэкспертизы.
К тому же Сергей Елесин напомнил, что ранее власти отказались от расширения моста, так как требовалось сохранить его внешний вид как памятника. И вдруг выясняется, что вдоль моста появятся некие подпорки, которые однозначно испортят внешний вид объекта. Но при этом почему-то никто не вспоминает о первоначальной идее – расширить проезжую часть до полноценных двух автомобильных полос (в каждом направлении. – Прим. ред.)! Еще недавно эти подпорки были непреодолимым препятствием для реконструкции и расширения Красного моста, и вдруг выясняется, что эти колонны уже монтируют! Это все хотелось бы обсудить с организацией, занимавшейся проектом. Спросить напрямую: как произошла такая чудесная метаморфоза?
Самый интересный штрих к тому, насколько незначительные изменения внесены в проект, сделал приглашенный на комитет горсовета депутат областного парламента Виталий Рыбаков. Он уточнил, что на лодке осматривал с воды опору №2. Там сейчас снимают гранит. По первоначальному проекту предполагалось полностью демонтировать опору №2 и построить новую – это признал сам подрядчик. Однако по факту на мосту идет усиление старой опоры без предусмотренного проектом демонтажа. Опять же некий совет (на комитете даже не смогли вспомнить его точное название) вынес вердикт, что опора находится под охраной, поэтому сносить ее нельзя. В результате после дополнительного обследования, как заявил подрядчик, было принято решение усилить подводную часть опоры так называемой «рубашкой» толщиной от 400 до 600 мм. А верхнюю часть дополнительно укрепить бетоном, придав ему фактуру, такую же, как до реконструкции. То есть в нарушение проекта на мосту появятся не только некие «подпорки», но и важнейшая деталь моста – несущая опора – вместо демонтажа будет укреплена железобетонным поясом.
Тогда Виталий Рыбаков перешел к следующему вопросу: согласовано ли с проектировщиком такое решение (вместо демонтажа и строительства новой прочной несущей опоры – просто укрепить старую, порядком изношенную и поврежденную)? Представитель подрядчика заявил, что прежний проектировщик «ГК Стройэксерт» отказался от авторских прав на первоначальный проект. Точку в обсуждении поставил Сергей Елесин, задав вопрос «в лоб»: что будет, если измененный проект не пройдет госэкспертизу? «Будем сносить и переделывать опору за свой счет!» – ответил Андрей Горевских. Боимся, что администрации Орла второй раз не получится обвинить журналистов в том, что они что-то вырвали из контекста.
В итоге депутаты горсовета попросили встречи с представителями организации «Парковая реставрация», которая осуществляет авторский надзор за проводимыми на мосту работами. Что за изменения внесены в проект, чем они обоснованы и к чему приведут – все эти вопросы депутаты хотят задать не подрядчику, а людям, контролирующим работы и непосредственно разработчикам измененного проекта. Встреча должна состояться в ближайшие дни.
Сергей МИЛЯХИН