Министерство науки и высшего образования утвердило новый порядок поступления в вузы России на программы бакалавриата и специалитета и на программы магистратуры до 2029 года.
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – приказ, о новом порядке поступления в вузы уже подписан. Он вступит в силу 1 марта 2025 года и будут действовать до 1 сентября 2029 года.
Власти рассчитывают, что нововведения позволят сделать процесс поступления более прозрачным и справедливым. Одним из ключевых нововведений станет право победителей олимпиад, входящих в Перечень олимпиад школьников 2024–2025, поступать без вступительных испытаний не только на основном этапе, но и в период дополнительного приема. Это решение призвано устранить проблему, с которой ранее сталкивались многие выпускники: на популярных направлениях подготовки не хватало мест для всех, а на менее востребованных они не могли поступить из-за отсутствия нужных результатов ЕГЭ.
Теперь олимпиадники смогут использовать свое преимущество на любом из этапов приемной кампании, независимо от того, реализовали они это право ранее или нет.
Так, с 2025 года устанавливаются и новые лимиты для участия абитуриентов в конкурсах. Теперь выпускники смогут подать документы максимум в пять вузов, а в каждом из них выбрать до пяти направлений подготовки или специальностей. Этот стандарт станет единым для всех образовательных учреждений. Ранее некоторые вузы самостоятельно сокращали количество возможных направлений, что вызывало путаницу. Новое правило упрощает процесс подачи документов и делает его одинаковым для всех.
Возвращается этап подачи соглашения о зачислении. Абитуриенты, претендующие на бюджетные места, должны будут подтвердить свое желание учиться в выбранном вузе, оставив отметку через «Госуслуги» или предоставив бумажный документ непосредственно в учебное заведение. Ранее этот шаг был упразднен, однако теперь он вновь станет обязательным, чтобы избежать недоразумений с зачислением.
Список индивидуальных достижений при поступлении расширился. Теперь в него вошли целевые индивидуальные достижения и наличие у абитуриента образования по дополнительным общеобразовательным программам.