1 октября вышел в свет номер главной областной газеты «Орловская правда» в обновленном дизайне. «Дизайнеры» во главе с новым главредом так старались модернизировать облик рупора областного правительства и Орловского облсовета, что забыли поместить на обложку изображение ордена Трудового Красного Знамени. Ну, а губернатор Клычков не преминул похвалиться результатом их работы.
Потрясающую новость о том, что «ОП» обновила дизайн, Клычков сообщил в своих аккаунтах в соцсетях, где и выложил фото номера от 1 октября.

Фото со страницы Андрея Клычкова в ВК
««Орловская правда» имеет богатую историю и уважение читателей. Для одного из старейших изданий Орловщины, безусловно, важны традиции и преемственность, но время не стоит на месте. Это сегодняшний номер «Орловской правды» – с новым дизайном, «изюминкой» которого стали элементы орловского списа.
Современная верстка и визуал, новый подход к подаче материала – и такое же актуальное и объективное внутреннее содержание. Уверен, читатели оценят работу редакции», – написал Клычков в комментарии к своему посту и пожелал коллективу «Орловской правды» новых творческих побед.
В тот же день обновленная «ОПа» появилась и в новостях ГТРК-Орел.
Зрителям, в частности, рассказали, что в новой версии газеты «упор сделали на цифровой формат. Изменились подход к подаче материала и верстка. Сейчас на страницах так называемого воздуха стало больше. Это позволяет читателю проще воспринимать информацию. А еще цифровой век и заложенные традиции соединил орловский спис. Но самый главный принцип остался прежним – актуальное и объективное содержание. Идею разрабатывали месяц с новым главным редактором». Тут же привели и комментарий главного редактора – совсем недавно назначенной Дианы Кузнецовой, которая до этого руководила редакцией районной газеты «Мценский край».
– Чтобы в этом потоке не потерялось печатное СМИ, мы решили его сделать более современным. Ну, если можно так сказать, цифровым. Он стал больше похож на сетевое издание. И мы надеемся таким образом привлечь и другую читательскую аудиторию, – сообщила госпожа Кузнецова.
https://vestiorel.ru/vesti-orel/132497.html
Из всего написанного и показанного мы поняли, что обновление дизайна ОП совпало с обновлением редактора. Госпожа Кузнецова на посту главреда сменила одного из старейших журналистов «Орловской правды» Николая Солопенко. И целый месяц кто-то вместе с ней разрабатывал новый дизайн газеты. Вот интересно, кто бы это мог быть? В том, что это делали не сотрудники «Орловской правды», мы, например, уверены. Потому что знаем – в редакции ОП работают профессионалы. А новый дизайн газеты просто кричит об отсутствии профессионализма – те, кто его делал, явно не имеют ни малейшего понятия о правилах этого самого дизайна.

Первая полоса обновленной “Орловской правды”: точки есть, а ордена нет
Первое, что бросилось в глаза: с обложки исчез орден Трудового Красного Знамени, которым «Орловскую правду» наградили в далеком 1967 году, приурочив награду к 50-летнему юбилею издания. Орден, учрежденный в 1928 году, в Советском Союзе вручали гражданам, предприятиям и организациям за выдающиеся трудовые заслуги перед Советским государством и обществом в области производства, науки, культуры, литературы, искусства, народного образования, здравоохранения, в государственной, общественной и других сферах трудовой деятельности.

В 2025-м, когда «Орловской правде» исполнилось 108 лет, орден, помещавшийся в верхнем левом углу первой полосы, заменили странным логотипом: белыми буквами ОП на красном поле с точкой. В данном случае, как мы понимаем, ОП – это аббревиатура «Орловской правды». Но в аббревиатурах точка не ставится. Тот, кто ставит точку, не знает русского языка. Не ставится точка и в газетных заголовках и тем более – в названии газеты. Тот, кто ставит точку, не знает правил газетной верстки. В названии «Орловская правда» эта точка, разумеется, стоит. Мало того, тот, кто ставил эти точки, ухитрился на той же первой полосе использовать не менее пяти (а нам кажется, и поболее) разных шрифтов, что в современном газетном дизайне, которым хвалятся Клычков и Кузнецова, считается крайне нежелательным. Но дело даже не в этом. Добрая половина полосы в первом обновленном номере ОП занята логотипом, картинкой орловского списа и текстом, состоящим из двух предложений. Одно – заголовок: «Орловская правда» меняет облик», второе – обращение к читателю. Это мы так предполагаем, потому что собственно обращения в этом обращении нет. Там просто написано: «Вы держите в руках номер вашей любимой газеты, выпущенной в новом формате». Повторим: это занимает половину полосы, печать которой, между прочим, стоит денег. И это деньги не Клычкова, и не госпожи Кузнецовой, и не тех, кто придумывал этот креатив. Это деньги народные. Которые ОПе платят из бюджета, чтобы она информировала граждан о важных событиях в жизни региона. А не точки вместо орденов рисовала и не картинки, стилизованные то ли под цифровой формат, то ли под орловский спис. И вот если проанализировать информацию, опубликованную в обновленном номере газеты, то станет ясно, что, кроме дизайна, в «Орловской правде» ничего не поменялось. Из 16 полос восемь заняты телепрограммой и объявлениями (правда, за них ОП платят), про первую полосу мы уже говорили, а на остальных семи – много «воздуха», то есть, проще говоря, пустого места, много снимков и мало текста. Еще есть абсолютно нечитабельный заголовок, выполненный в так называемом цифровом стиле, от которого больно глазам (см. фото), и портрет Есенина почему-то без лба и подбородка, обрезанных неизвестно по каким соображениям.

“Креативный” заголовок

Есенину “отрезали” лоб и подбородок
Повторим, за это налогоплательщики платят немалые деньги. В 2024 году, например, в областной бюджет были внесены поправки, увеличивающие финансирование государственных СМИ. К 140,5 миллиона рублей добавили еще 11 миллионов, которые распределили между телевидением, радио и газетами. ОПе, правда, дополнительно досталась весьма скромная сумма – 300 тысяч рублей, тем не менее из кармана налогоплательщиков уходят десятки миллионов. Чтобы что? Чтобы точки ставить? Или орловский спис на газетных страницах рисовать?
Год назад, когда на профильном комитете облсовета обсуждалась перспектива увеличения финансирования госСМИ, журналисты телеканала «Истоки» в своем репортаже задали ряд вопросов, в том числе таких:
– Как финансовые вливания за счет налогоплательщиков смогут положительно сказаться на рейтингах и востребованности государственных СМИ?
– Почему, несмотря на ежегодные бюджетные траты, эти СМИ безнадежно проигрывают конкуренцию частным компаниям?
– Возможно, имеет смысл внести инициативу доплаты орловчанам за то, чтобы они потребляли контент и так неэффективно спонсируемых СМИ?
Мы, конечно, понимаем, что за потребление материалов ОПы в обновленном дизайне читателям никто доплачивать не будет. Мы также понимаем, что обновленный дизайн вопреки надеждам нового главреда и губернатора Клычкова вряд ли сможет привлечь аудиторию, учитывая, что сделан он крайне непрофессионально. И вообще мы убеждены, что аудитории, которая читает именно газеты, в газетах важен не столько дизайн, сколько содержание. Тем более аудитории «Орловской правды» – традиционной и весьма консервативной.
Кстати, для этой же аудитории, думаем, было неприятным сюрпризом исчезновение с обложки государственного печатного рупора государственной же награды (странно, что в своем хвалебном посте про ОПу коммунист Клычков на это внимание не обратил – не заметил, наверное?). В последний момент это, похоже, дошло до кого-то, кто поважнее креативных дизайнеров и даже главреда – и во втором обновленном номере орден Трудового Красного Знамени на обложку газеты все же вернули. Правда, сделали его очень маленьким и поместили не там, где это принято: орденское место в верхнем левом углу обложки по-прежнему занимает безграмотная аббревиатура с точкой.

Через два дня орден все же вернули…
Ну что ж, «Орловская правда» видела и не такое. Были времена, когда в главной областной газете публиковали фото нетрезвых маргиналов с заголовком «Прости, родная!» или стихи про «мента, судью и прокурора», из-за которых лишился должности один из многочисленных главных редакторов ОПы последнего десятилетия. Бумага, как принято говорить, все стерпела. Интересно, стерпят ли люди? Те самые налогоплательщики, которые оплачивают сомнительные дизайнерские эксперименты?
«Орловская среда-плюс» хотела бы обратиться к председателю комитета по взаимодействию со СМИ Орловского облсовета Владиславу Числову с предложением. А предлагаем мы следующее: выяснить, кем конкретно разрабатывался дизайн областной газеты «Орловская правда» (в котором она выпускается с 1 октября 2025 г.)? Чем обосновано решение изменить дизайн газеты? Был ли заключен договор на разработку дизайна издания и если да, то проводился ли конкурс? С кем был заключен договор и главное – на какую сумму? Надеемся получить ответы на эти вопросы в ближайшее время.