№43 (185) от 10 декабря 2025 г.
В Орле кардинальным образом хотят изменить «правила игры» на рекламном рынке – полностью избавить город от стационарных рекламных щитов, которые портят его визуальный облик. Вместо имеющихся 200 планируется оставить всего 30 рекламных конструкций на весь областной центр. Причем это будут светодиодные экраны, на которые можно выводить не только статичные, но и динамичные рекламные ролики. Также власти хотят прописать жесткие требования к расстоянию между такими экранами, чтобы не получилось так, как сейчас на перекрестке улиц Горького и 60 лет Октября, где стоят сразу три огромных видеопанели. Предполагается, что в ближайшем будущем от экрана до экрана будет минимум километр. Детали будущих перемен обсуждали на заседании профильного комитета горсовета и на ноябрьской сессии.
30 экранов на весь город
Прежде чем выносить документ на обсуждение, специалисты профильных управлений мэрии сами объехали весь город и посмотрели, где и сколько сейчас стоит рекламных конструкций, а также прикинули, сколько их можно оставить. В итоге «отцы города» решили, что общее количество мест для размещения светодиодных экранов в областной столице не должно превышать 30. Эти места могут находиться на земельных участках, сооружениях и объектах недвижимости независимо от формы собственности. При этом расстояние между такими рекламными конструкциями будет зависеть от длины улицы. Для улиц протяженностью от 1 до 3,5 километра между экранами должен быть минимум километр. Для улиц протяженностью более 3,5 километра – между экранами минимум два километра. А на улицах протяженностью менее километра такие конструкции вообще запретят размещать.
В интересах орловцев также введены ограничения по времени работы экранов – с 6:00 до 23:00, а владельцы конструкций обязаны соблюдать максимальную яркость в темное время суток в соответствии с требованиями СанПиН. На основании исследования, проведенного научно-исследовательским институтом строительной физики РААСН города Москвы, введен запрет на размещение отдельно стоящих экранов на расстоянии менее 45 м от окон жилых домов, если они расположены перпендикулярно дому, и не менее 140 метров, если экран стоит параллельно дому. Минимальное расстояние от экранов до деревьев также ограничено 15 метрами.
От старых конструкций будут избавляться не сразу, а постепенно. В Орле на данный момент насчитывается более 200 стационарных рекламных щитов. Существующие договоры на установку рекламных конструкций, не отвечающих новым стандартам, просто не будут пересмотрены в сторону продления. Следовательно, все стационарные щиты по мере истечения разрешений на установку и эксплуатацию будут подлежать обязательному демонтажу, отметили в ходе обсуждения вопроса. Дело в том, что к старым рекламным конструкциям новые правила применить невозможно. Именно поэтому отказ от привычной схемы будет постепенным – по мере окончания сроков уже выданных разрешений на установку. Таким образом все рекламораспространители смогут в полном объеме выполнить заключенные ранее договоры. Но главное, что теперь никто не сможет взять и по своему желанию повесить на удачно расположенный фасад видеопанель. А такие случаи в Орле были и неоднократно рассматривались на комитетах городского совета. Теперь все должно проходить через соответствующее управление городской администрации и согласовываться с уже установленными конструкциями (по минимальному расстоянию друг от друга и другим параметрам), пояснил начальник УМИЗ Сергей Поляков.
Картину дополнила заммэра Мария Родштейн. Расчетные цифры брались на основе реальной городской ситуации – проехали Наугорское шоссе протяженностью 4 км, и стало понятно, что большего числа экранов сюда просто не вместить. А расстояние 1 км между экранами вполне достаточно. Причем обращать внимание надо и на общее число экранов – 30 штук.
Кто защитит глаза водителей?
Но это все теория, на практике, как это нередко бывает, вскрылись интересные детали. Так, депутат Игорь Коновалов обратил внимание на ряд конструкций, которые уже стоят в городе – они с такой силой бьют в глаза водителям, что ослепляют человека за рулем. На глаз определить нарушение довольно сложно. Есть ли в городе организация, которая следит за параметрами этих экранов, и можно ли каким-либо оборудованием замерить уровень света? Ведь речь идет о безопасности движения. А экраны ставят преимущественно на перекрестках, где и так самая высокая опасность ДТП, напомнил Игорь Коновалов. Субъективно эти экраны мешают водителям, отметил депутат. Четкого ответа так никто и не дал, но предположили, что можно привлечь Роспотребнадзор для проверки уровня света, который идет от уже существующих конструкций. Тогда можно будет сравнить заявленные в документации владельцами экранов цифры с теми, что реально показывают приборы.
В зале были приглашенные общественные активисты. Павел Попов, который работал как раз с такими панелями, объяснил депутатам, в чем может быть корень бед. Он напомнил, что есть такое понятие, как «световой мусор» – это не просто свет, а динамичные, чрезмерно яркие, часто мигающие рекламные сообщения. Дело в том, что фонари уличного освещения направлены вниз и светят равномерно. А рекламные экраны светят во все стороны. Именно поэтому страдают не только жители домов, расстояние от которых прописали в новом законе. Необходимо подумать и о защите водителей, которым по глазам бьет свет мигающих экранов. Что же касается озвученной депутатом проблемы соответствия СанПиНам, то она не просто назрела, а давно перезрела. Никто и никогда еще в Орле не проверял уже установленные экраны на соответствие действующим нормам по яркости (по крайней мере, информации о таких проверках нигде найти не удалось). Между тем при закупке и монтаже таких устройств зачастую во главу угла ставится вовсе не забота о водителях. Задача рекламораспространителя – сделать экран как можно заметнее. Поэтому при их изготовлении используются самые дешевые и доступные компоненты. Для понимания масштабов беды можно взять экран на пересечении улиц Горького и 60-лет Октября (самый большой из трех) и посмотреть, какие там параметры, поддержал идею депутата общественник.
Гори-гори ясно?
Очень много вопросов возникло у депутатов уже на сессии горсовета. Так, депутат Владимир Букалов отметил, что принимаемые решения должны не ухудшать жизнь людей, а именно улучшать. И если администрация так внимательно смотрит на расстояние от видеоэкранов до жилых домов и на то, чтобы яркость рекламных панелей в ночное время не мешала жильцам, то, может быть, стоит обратить внимание и на светофоры? Дело в том, что в последнее время многие светофорные объекты оснащаются звуковыми сигналами для слабовидящих людей. Но эти звуковые сигналы очень мешают ночью. Особенно летом, когда люди спят с открытыми окнами. Поэтому депутат попросил урегулировать вопрос со снижением звука светофоров в ночное время.
Депутат Виктор Панухник уточнил правила установки: будет ли схема запускаться с нуля или какие-то из уже существующих видеопанелей попадут в список тридцати? Как отметили специалисты городской администрации, будет изучено размещение уже действующих панелей. И те из них, что полностью соответствуют новым требованиям, естественно, продолжат работать на уже существующих местах. При этом без ответа остался вопрос, каким образом будут определять кандидата «на вылет», если окажется, что два рядом расположенных экрана полностью соответствуют всем параметрам – это ведь широчайшее поле для коррупции, и наверняка депутаты вернутся к этому вопросу перед вторым чтением.
Депутат Игорь Коновалов выразил опасение по поводу установки рекламных модулей в новых микрорайонах. Ведь сейчас все расчеты делаются исходя из уже сложившейся обстановки. Высока вероятность, что с появлением новых микрорайонов или включением в состав города земель Орловского муниципального округа (тот же микрорайон Болховский) 30 экранов может и не хватить. Специалисты городской администрации ответили ровно так же, как на комитете – цифра не прописана раз и навсегда. Исходя из изменений жизненной ситуации, депутаты имеют возможность в любой момент внести корректировки в положение и исправить максимальное число экранов на любое, подходящее для конкретной ситуации.
Заммэра Алексей Степанов напомнил, что ограничение вводится не просто так – помимо приведения в достойный вид облика областного центра, такие жесткие рамки необходимы для судов, которые требуют от властей города всегда конкретных и точных значений для решения спорных вопросов. Характеристики, параметры, сроки – все это величины, которые не только могут, но и должны корректироваться. Уже завтра может возникнуть такая необходимость. Поэтому механизм внесения поправок существует, а принятые цифры будут использоваться в работе по самым разным направлениям – начиная от судов и заканчивая формированием участков под КРТ.
Депутат Сергей Елесин отметил, что документ принимается в первом чтении, так что если у кого-то возникнут вопросы уже после сессии, то их можно будет задать и прояснить перед вторым чтением. Также он выразил опасение по поводу вводимого ограничения на максимальное число экранов. Ведь это может привести как к ужесточению конкуренции, так и росту цен на размещение видеороликов. Ведь уменьшение числа конструкций с 200 до 30 в перспективе – это очень существенное сокращение рекламных площадей. К тому же не совсем понятно, как все же будет работать механизм фиксации дефицита, о котором неоднократно уже говорилось? Теоретически, если 30 панелей на весь город будет не хватать, то у депутатов есть возможность увеличить их число. Но по каким критериям будет оцениваться этот дефицит? Кто и как поймет, что «час икс» настал и пора вносить корректировки в документы, чтобы поднимать планку с 30 до условных 40? Депутат предложил вообще исключить потолок общего числа экранов, но оставить минимальное расстояние между экранами. Также Сергей Елесин обратил внимание на то, что ограничивать режим работы экранов в ночное время – это хорошая идея. Но тут есть одно «но» – город в целом очень плохо освещен. И сейчас сложилась такая парадоксальная ситуация, что экраны ночью – это дополнительное освещение улиц. Поэтому, если заботиться о безопасности, то необходимо возвращаться к вопросу о многочисленных жалобах жителей на недостаточное освещение Орла уличными фонарями.
Осталось за кадром
К сожалению, по традиции уже в который раз «за кадром» обсуждения остается важный с нашей точки зрения момент – это наличие в городе огромного рынка нелегальной рекламы. Речь идет об автомобилях, которые специально переоборудованы под размещение на них баннеров, логотипов и т.п. Наше издание неоднократно писало об этой городской проблеме, например в статье «Реклама по правилам и без» №12 (64) от 5 апреля 2023 г. https://orelsredaplus.ru/reklama-po-pravilam-i-bez/ Такие «рекламомобили» никто не хочет замечать, и следовательно, никто не борется с рынком нелегальной рекламы. А между тем очевидно, что если в областном центре возникнет дефицит рекламных площадей, то в первую очередь рекламодатели пойдут не в городскую администрацию или в горсовет, чтобы попросить об увеличении минимально допустимого числа видеопанелей. Бизнесмены просто обратятся к «серым» автобаннерам и повесят свою рекламу там, где это дешевле. Таким образом, многолетнее и упорное игнорирование проблемы нелегальных рекламных конструкций мало того, что лишает город законных сборов, так еще и существенно искажает исходные данные для принятия правильного управленческого решения – насколько именно нужно увеличивать минимальное число видеопанелей для полного удовлетворения имеющегося спроса?
Сергей МИЛЯХИН