№13 (110) от 10 апреля 2024 г.
С наступлением долгожданного тепла на улицы Орла «выкатились» электросамокатчики, а в «Орловскую среду-плюс» стали приходить первые тревожные письма от наших читателей, обеспокоенных безопасностью пешеходов. На самом деле тревожиться стоит и за пешеходов, и за владельцев электросамокатов (а, как правило, это молодые люди), и за их родителей. И городским властям рано или поздно придется принимать меры, чтобы снизить потенциальные риски для жителей города. Думаем, самое время сделать это, и наша читательница объясняет почему.
«Здравствуйте, уважаемая редакция!
Спасибо, что вы откликаетесь на письма простых орловчан и рассказываете на своих страницах о том, что их волнует, помогаете решать проблемы, которые раньше казались неразрешимыми.
Сегодня с помощью вашего издания хочу обратить внимание на проблему электросамокатов в городе Орле.
С первым весенним теплом спокойно прогуляться по главной пешеходной улице города – Ленина, по Детскому парку, площади Ленина, Городскому парку культуры и отдыха стало просто невозможно: с разных сторон хаотично «летают» электросамокаты и велосипеды. А так как управляют ими люди молодые, и им, видимо, хочется острых ощущений, то делают они это, игнорируя элементарные правила безопасности: ездят на большой скорости, вдвоем, держась друг за друга и при этом неуверенно маневрируя между пешеходами. Иногда девушки на электросамокатах, развивая большую скорость, не знают, как правильно остановиться. Если едет группа на электросамокатах, то обгоняют они пешехода одновременно с разных сторон, например, три электросамоката – справа, и два – слева. И ты боишься сделать неосторожное движение, иначе тебя могут сбить. Прогулка с ребенком по парку, по пешеходной зоне в центре города превращается в тот еще квест. Если вдруг ребенок захочет побежать вперед по дорожке, то ему угрожает реальная опасность: его могут сбить те, кто катается на электросамокатах, или велосипедисты, предпочитающие ездить, не держась за руль или на заднем колесе. Но парки и пешеходная улица – это не место для трюков, в любой момент под колесо может попасть ребенок.
Знаю, что в Правила дорожного движения были внесены изменения, касающиеся электросамокатов, но их действия на улицах города я не увидела.
Известны случаи, когда в других регионах суды взыскивали с электросамокатчиков, которые сбивали и травмировали людей, значительные суммы в качестве компенсации морального вреда и расходов на лечение.
Вот лишь несколько примеров из прессы:
В 2022 году в Челябинске, во дворе дома на пр. Ленина подросток на электросамокате сбил 77-летнюю пенсионерку. Пожилая женщина стала инвалидом. В пользу пострадавшей взысканы компенсация морального вреда в размере 500 тыс. рублей и расходы на лечение.
В Томской области подросток, сбивший на электросамокате пятилетнего ребенка, заплатит его семье 500 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
Жителя Татарстана обязали выплатить 500 тыс. рублей за ДТП с электросамокатом. Мужчина, будучи в состоянии алкогольного опьянения, сбил на самокате ребенка, который шел по пешеходному переходу.
В Белгороде в Центральном парке 18-летний студент на самокате набрал скорость и столкнулся с женщиной, которая на руках держала маленького ребенка.
Развлечение для парня могло обернуться уголовным штрафом до 80 тыс. рублей или исправительными работами. На судебном заседании обвиняемый глубоко раскаялся в содеянном, извинился перед потерпевшей и выплатил полмиллиона рублей в качестве компенсации. Мать пострадавшего ребёнка попросила прекратить уголовное дело и сказала, что примирилась с подсудимым.
Орел ждет трагедий, чтобы навести порядок с теми, кто нарушает правила на электросамокатах? Может быть, перспектива заплатить полмиллиона рублей охладит горячие головы?» – пишет читательница «Орловской среды-плюс».
Между тем, ряд ограничений для самокатчиков уже введен в Санкт-Петербурге. Власти города запретили езду и парковку электросамокатов в определенных местах и ввели некоторые ограничения для средств индивидуальной мобильности.
Как сообщают СМИ, езда на кикшеринговых (кикшеринг — краткосрочная аренда самокатов) самокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ) в Петербурге подпадает под регулирование.
Есть правила, которые надо, и даже приходится, соблюдать. Они включают в себя четыре вида ограничений: в некоторых местах нельзя ездить вообще; в некоторых можно ездить, но нельзя парковаться; кое-где максимальная разрешенная скорость составляет 15 км/ч, где-то — 10 км/ч.
В Петербурге местное регулирование проистекает из соглашения между четырьмя операторами, которые сдают в аренду электросамокаты, и городским комитетом по транспорту. Все ограничения зафиксированы в указанном соглашении и действуют с 20 марта 2024 года.
В Петербурге нельзя ездить на электросамокатах и других СИМ в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО), он же Елагин остров, в Летнем саду, на Дворцовой площади, возле Петропавловской крепости, в Таврическом саду, на Дворцовой набережной, Адмиралтейской набережной и еще более чем в двадцати местах.
Запрещена стоянка самокатов на мостах, вблизи зданий и территорий образовательных учреждений, всего в этом списке 59 мест.
Также определены зоны ограничения скорости до 15 км/ч. Это проспекты, площади, переулки и многочисленные улицы, таких зон более ста тридцати.
До 10 км/ч скорость ограничена на Марсовом поле, проспекте Ленина и нескольких улицах.
Нарушителям правил пользования СИМ в Петербурге грозит административный штраф в размере 800 рублей. В перечень нарушений входит:
выезд на дорогу, по которой ехать нельзя; «приём» на борт пассажира, или, проще говоря, езда вдвоём; превышение скорости.
Регулирующий документ: статья 12.29 КоАП «Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения».
По данным правительства Петербурга, в 2023 году власти города выписали в адрес нарушителей 10 000 штрафов; 3 000 000 предупреждений, было заблокировано 14 000 аккаунтов.
Есть два способа оформить претензию в отношении арендного «неверного» самоката: пожаловаться в кикшеринговую компанию или позвонить на городскую горячую линию.
Подготовила Ольга Рождествина
К сведению:
С 1 марта 2023 года все СИМ — самокаты, моноколеса, гироскутеры, электровелосипеды — внесены в «Правила дорожного движения». Ездок приравнивается к полноценному участнику дорожного движения со всеми вытекающими. Согласно ПДД, средства индивидуальной мобильности не могут передвигаться со скоростью, которая превышает 25 км/ч. В Петербурге ограничение жестче: разрешено только 20 км/ч.
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
На пешеходных дорожках и тротуарах приоритет у пешехода.
«Московский комсомолец»: Самокаты мечтают направить на цифровой путь
Электросамокаты в России могут оснастить наклейками с QR-кодами и чипами для контроля движения, стало известно ТАСС.
Концепция соответствующего законопроекта обсуждалась на рабочей группе по законодательному регулированию использования СИМ. Так, учетный номер и радиочастотная метка будут отправляться по почте, а QR-код может дополнительно выдаваться в форме электронного документа, запросить который можно будет через портал госуслуг.
Кроме того, в России могут ввести обязательный госреестр для учета электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.
В случае принятия законопроекта предполагается, что он вступит в силу с 1 марта 2025 года.