№5 (43) от 26 октября 2022 г.
18 октября орловские перевозчики – индивидуальные предприниматели Вадим и Марина Кривовы опубликовали свое второе видеообращение к руководителю Следственного комитета России Александру Бастрыкину и Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову. Обращение касается их взаимоотношений с заместителем мэра Орла Вадимом Ничипоровым, против которого перевозчики ранее выдвинули обвинение в давлении на их бизнес с целью выдавить предпринимателей с рынка пассажирских перевозок.
По поручению Александра Бастрыкина следователи регионального управления СК начали проверку, о результатах которой должны были доложить председателю Следственного комитета. После второго обращения на официальном сайте СУ СКР по Орловской области появилось сообщение, что глава СК России поручил повторно представить доклад о ходе процессуальной проверки по факту давления на бизнес в Орловской области.
Ниже «Орловская среда-плюс» публикует текст обращения перевозчиков к председателю Следственного комитета и Генеральному прокурору. И очень интересное дополнение к нему.
О чем рассказали перевозчики Бастрыкину и Краснову
– Уважаемый Александр Иванович Бастрыкин и Игорь Викторович Краснов, мы, предприниматели из Орла, вынуждены вновь обратиться к вам за помощью. Мы уже рассказывали о действиях Вадима Николаевича Ничипорова, о давлении на бизнес и предвзятом отношении к нам. Теперь мы готовы предоставить доказательства о систематических поборах с нашей семьи и других предпринимателей города Орла. Мы будем краткими. Мы готовы лично предоставить все документы и доказательства – видеозаписи и аудиозаписи – в Главное управление Следственного комитета России и в Генеральную прокуратуру, – заявил Вадим Кривов.
– Несмотря на то, что аукционы проводятся согласно 44-му федеральному закону, и мы выполняем все условия, которые к нам предъявляются, Вадим Ничипоров по своему усмотрению и совершенно внезапно может вносить всякие изменения (в реестр муниципальных маршрутов. – Прим. ред.) по вместимости транспортных средств, прописывать какие-то другие изменения и по количеству транспортных средств – и делается это в совершенно сжатые сроки и без анализа пассажиропотока, – рассказала Марина Кривова. – Приведу реальный пример. В 21-м году Вадим Ничипоров вызвал меня для того чтобы на девятый маршрут добавить за несколько дней четыре транспортных средства, а впоследствии увеличить их до шести. И сделать я должна была это в сжатые сроки. Если посчитать, то мне нужно было потратить за два-три дня 16 миллионов, чтобы купить эти транспортные средства и поставить их на маршрут. Но это невозможно. В противном случае, если я этого не сделаю, он предложил мне, что у него на этом маршруте есть перевозчик (аффилированный), у которого есть машины, и он там будет работать по прямым договорам (то есть без конкурса. – Прим. ред.), которые он с ним заключит задним числом. Подтверждающие аудиозаписи этих разговоров есть, – уточнила Марина Кривова. – Я категорически была против, чтобы на маршруте №9, который я выиграла на законных основаниях и купила дорогие транспортные средства, чтобы обслуживать его, оказался другой перевозчик без выполнения этих условий и плюс ко всему – на прямом договоре, который с ним будет подписан задним числом, когда действие моего договора еще было не закончено. На что он, скорее всего, сильно обиделся… После того как я в категоричной форме ему отказала в этом, у нас получилась другая проблема, – продолжила ИП Кривова свой рассказ. – На нашем маршруте появились в реестре четыре ЛИАЗа – у единственного ИП в городе. Естественно, у меня их нет, и приобрести я их тоже не могу. Поэтому Вадим Ничипоров мне предложил у ТТУ (ТТП. – Прим. ред.) взять четыре ЛИАЗа в аренду.
В доказательство слов Марины Кривовой в ролик вмонтирован фрагмент аудиозаписи ее беседы с господином Ничипоровым и дана его расшифровка:
«Я проработал, уточнил аренду, ЛИАЗ – 1480, полторы тысячи на 30 дней умножь, 45 тысяч аренда ЛИАЗа. У ТТП будет много ЛИАЗов, ты, в принципе, можешь взять четыре ЛИАЗа в аренду».
– Он объявил мне стоимость за одну единицу – 45 тысяч рублей в месяц. То есть получается, если мне нужны четыре единицы, я должна платить 180 тысяч в месяц ТТУ за аренду ЛИАЗов плюс обслуживать их и заправлять за свой счет, – пояснила Марина Кривова. – Я думаю, что Вадим Николаевич Ничипоров прекрасно понимал, что для меня это будет убыточно…
Также Марина Кривова совершенно справедливо задается вопросами: а какое вообще отношение имеет заместитель мэра Ничипоров к самостоятельному МУПу? И почему он распоряжается его имуществом? Следующий свой вопрос ИП Кривова адресовала правоохранителям:
– Уважаемые сотрудники правоохранительных органов, что это, как не попытка выжить меня и моего супруга с рынка пассажирских перевозок?
В видеообращении также цитируется фрагмент аудиозаписи, на которой Ничипоров советует Вадиму Кривову заняться другим бизнесом.
– Уважаемый Александр Иванович Бастрыкин, – обратился Вадим Кривов к председателю Следственного комитета, – вы занимаетесь уголовными делами в ТТП, и вам будет интересно. Расскажу случай, который там произошел. На маршрут частного перевозчика так же, как и у нас, «докрепили» (внесли в реестр. – Прим. ред.) четыре ЛИАЗа. Потом этот маршрут выиграло ТТП. Но так как оно не справляется (не хватает на заправку денег), внезапно заключаются прямые договора с аффилированным лицом господина Ничипорова, и он выезжает на данный маршрут. ТТП при этом не получает ни копейки денежных средств, а всё уходит частному перевозчику (об этом случае ОС писала в одном из прошлых номеров. – Прим. ред.)… Потом чудесным образом пропали четыре ЛИАЗа из реестра маршрутов, и маршрут ТТП забирает аффилированное лицо, то есть частный перевозчик, с которым господин Ничипоров в нормальных по ходу дела отношениях. Я думаю, что такая же схема должна была произойти и с девятым маршрутом, – предположил ИП Кривов. – Все эти изменения происходят без реального изучения пассажиропотока какой-либо комиссией. Так же произошло это и моим маршрутом №4, где он сократил количество машин…
А далее предприниматель приступил к самой интересной части повествования о методах работы господина Ничипорова.
– Есть у нас и доказательства систематических поборов с частных перевозчиков, также и с нас, – заявил Вадим Кривов и опять же продемонстрировал фрагмент аудиозаписи с расшифровкой. Вот она:
«Ну всё, я тебе всё объяснил, рассказал, будешь всё в штыки воспринимать, будет тебе хреново. Один воспринимал вон в штыки…»
– В 2016-2017 годах он вызвал меня к себе, – продолжил предприниматель, – и сказал, что нужно оплатить подъемник для ребенка-инвалида в большом многоэтажном доме. Дал мне счета, на которые надо было перевести деньги. Я заплатил. Сумма была около 400 тысяч рублей. Потом чудесным образом этот подъемник не установили. Куда-то пропал. Даже было возбуждено уголовное дело. И в 21-м году он меня неоднократно вызывал, – заявил Вадим Кривов.
Далее опять следует фрагмент аудиозаписи со следующим содержанием:
«Что я тебя позвал. Вопрос финансовый, дайте денег».
Затем Вадим Кривов рассказал, что в одном из случаев Ничипоров попросил его купить монитор для нужд администрации, что и было сделано.
– Чеки и запись разговора у меня тоже есть, – добавил Кривов. – Потом решили они сделать ремонт у себя в кабинете. Сумму он с меня попросил 110 тысяч рублей. Я также ему их отдал. Есть запись разговора, в которой фигурирует, что он просит с меня и не только с меня, а еще с других, и сумма там приличная на ремонт кабинета. А куда они были потрачены, я не в курсе, – признался предприниматель.
Еще один эпизод, о котором рассказал Вадим Кривов, касается установки остановочного павильона на улице Кузнецова, которую также профинансировали частные перевозчики:
– Он вызвал к себе, сказал, что надо установить остановочный пункт на улице Кузнецова. Сказал, что это обойдется около 200 тысяч. На что я лично потратил 80 тысяч. Установил этот остановочный пункт, на что чеки также есть. А разве не должна остановочный пункт принимать какая-то комиссия, ставить на баланс? А если, не дай бог, ветром его снесет, или поранит какого-нибудь пассажира, кто будет отвечать?
– Уважаемые Александр Иванович и Игорь Викторович! – обратился Вадим Кривов к руководителю Следственного комитета и Генеральному прокурору. – Мы хотим поблагодарить сотрудников правоохранительных органов нашего региона, которые все-таки обратили внимание на это вопиющие беззаконие, вседозволенность и безнаказанность. Мы еще раз обращаемся к вам с просьбой проконтролировать ситуацию. Все доказательства – документы, аудио, чеки и так далее – мы готовы предоставить в любой момент, – заявил предприниматель в завершение обращения. – Заранее вам благодарны!
На ремонт, на монитор, на почетный караул…
Второе видеообращение перевозчиков, которое распространили СМИ и соцсети, как и первое, стало достоянием гласности. А вот приложенные к нему документы – текстовое обращение и расшифровка некоторых аудиозаписей с комментариями – остались за кадром. Эти документы имеются в распоряжении ОС, и сегодня мы процитируем фрагмент одного из них, где дается расшифровка некоторых аудиозаписей с комментариями заявителя. Речь в этом фрагменте идет о тех самых поборах с частных перевозчиков, о которых Вадим Кривов рассказал Бастрыкину и Краснову.
Итак, цитируем.
«1) Аудиозапись № 001 разговора Кривова Вадима Алексеевича и Ничипорова Вадима Николаевича, состоявшегося 12 октября 2021 года, сохраненная на флэш-карте. Указанный разговор касается ремонта и обновления техники в кабинетах администрации города Орла.
В ходе указанного разговора г-н Ничипоров сообщил Кривову, что мэр дал поручение после реорганизации сделать ремонт в кабинетах администрации г. Орла и обновить мебель (1.24 минута разговора).
На 1.52 минуте разговора Ничипоров сообщил Кривову, что просит у него финансы.
Начиная с 2.08 минуты разговора Ничипоров сообщил Кривову, сколько денежных средств и у кого из перевозчиков города Орла он уже забрал в этих целях.
«У П-ва– 100 тысяч» (2.11 минута разговора);
«У Б-ва – 110 тысяч» (2.13. минута разговора);
«У Б-ко еще 10000 заберем, у Макса тоже самое хотим попросить, с этим еще не разговаривали.
У тебя тоже так хотим, как у П-вой и у Б-ва. У А-ва 50000 и 25000, всего 75000 руб.
Я понимаю, что я вам надоел, но у меня есть поручение, я не себе. Он мне вообще задачу ставил менять все вместе с компьютерами».
При этом г-н Ничипоров не только признает, что указанная «просьба» имеет не разовый характер, о чем свидетельствует его фраза на 2.35 минуте разговора «я понимаю, что я надоел….я не себе…у меня есть поручение», а также на 6.39 минуте разговора о том, что «был этап, когда это тебе обходилось значительно дороже».
Также из разговора явно следует, что г-н Ничипоров понимает противоправность таких действий: «по-хорошему это надо закладывать в бюджет…. но никто этого не закладывает» (6.24 минута).
На 21.46 минуте разговора г-н Ничипоров озвучил Кривову конкретную сумму денежных средств, которую последний должен передать – 110 000 рублей, а на 34.43 – сроки передачи денег.
Озвученная сумма денежных средств была передана Кривовым В.А. лично Ничипорову В.Н. через несколько дней после разговора со мной 12.10.2021. Сначала 50000 руб. в его кабинете при Т., Ничипоров сказал деньги отдать ей в руки, а другие 60000 отдал через несколько дней в другом кабинете на 3 или 4 этаже, так как в их кабинете начали ремонтировать.
2) аудиозапись REC003 разговора Кривова Вадима Алексеевича и Ничипорова Вадима Николаевича.
Я зашел в кабинет, где Ничипоров был один и сказал, что принес деньги, после он подошел к двери и закрыл ее изнутри и забрал деньги у меня. Потом открыл дверь, и я ушел.
Указанный разговор касается якобы возмещения расходов на перевозку роты почетного караула из Орла в Москву и обратно.
На 6.11 минуте разговора господин Ничипоров озвучивает, что у него финансовый вопрос «дайте денег».
На 6.39 минуте разговора Ничипоров объясняет Кривову, что «накатали на 100 000 рублей» и что он «позвал 4-х», двое из которых уже дали согласие на передачу ему 25 000 рублей (07.03 минута разговора).
Озвученная сумма денежных средств была передана Кривовым В.А. лично Ничипорову В.Н. На какие нужды были фактически потрачены данные средства, Кривову не известно.
3) аудиозапись № 003 разговора Кривова Вадима Алексеевича и Ничипорова Вадима Николаевича. Указанный разговор касается покупки монитора в кабинет.
В разговоре Ничипоров сообщает Кривову какой фирмы и где купить монитор.
Факт приобретения монитора подтверждается чеком Сбербанка России на сумму 8 384 рубля от 04.10.2021 года (приложение №2 ).
4) на аудиозаписи № 001 на 6.43 минуте разговора с Кривовым Ничипоров фактически подтверждает факт выполнения Кривовым работ по устройству остановочного павильона на ул. Кузнецова напротив дома № 24 по ул. Раздольной.
Денежные средства в сумме 80 000 рублей на изготовление и установку указанного павильона были перечислены Кривовой Мариной Николаевной подрядчику, что подтверждается справками по операции от 06 апреля 2021 года на сумму 40 000 рублей и 13 апреля 2021 года на сумму 40 000 рублей (приложение № 3 и № 4).
Чуть ранее, примерно в феврале, между Кривовым и Ничипоровым по этому поводу состоялся разговор о необходимости строительства остановочного павильона. Это подтверждается аудиозаписью № 004 в ходе которого из телефонного разговора Ничипорова с неизвестным Кривову лицом на 59 минуте записи стало известно о возложении обязанности построить остановочные павильоны в городе и на других перевозчиков.
5) Документы на покупку подъемника (приложение № 5).
Фактически «поборы» перевозчиков на нужды города, которые должны были выделяться из городского бюджета, начались в конце 2016 года – начале 2017 года, когда г-н Ничипоров фактически вынудил Кривова приобрести и оплатить подъемник для ребенка с ограниченными возможностями, проживающего в Северном районе г. Орла.
Установка и последующая кража указанного подъемника получили широкий резонанс в городе, и по данному факту даже было возбуждено уголовное дело Следственным комитетом. Чем закончилось данное дело, Кривову не известно, но факт приобретения подъемника документально подтвержден» (конец цитаты).
А что скажут следователи?
Остается добавить, что это лишь малая часть фактов, изложенных в письменном обращении перевозчиков в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру. Подытоживая все изложенное, Вадим и Марина Кривовы просят правоохранительные органы провести проверку этих фактов, а для этого:
1) истребовать в администрации г. Орла документы, касающиеся ремонта служебных кабинетов Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации города Орла, в том числе закупки мебели и компьютерной техники в 2021-2022 годах; опросить подрядчиков о сроках, объемах выполнения работ и их оплаты;
2) истребовать в администрации г. Орла документы, касающиеся устройства остановочного павильона на ул. Кузнецова напротив дома № 24 по ул. Раздольной. Опросить подрядчиков о сроках, объемах выполнения работ и их оплаты;
3) истребовать в администрации г. Орла документы, касающиеся перевозки из Орла в Москву и обратно роты почетного караула в июне 2022 года;
4) истребовать в администрации г. Орла всю документацию, связанную с проведением конкурсных процедур на право обслуживания в 2020-2021 маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла, в том числе экономическое обоснование количества и вместимости транспортных средства по каждому маршруту;
5) истребовать в администрации г. Орла всю документацию, связанную с проверками деятельности ИП Кривовой М.Н., ИП Кривова В.А. за период 2021-2022 годов;
6) истребовать в администрации г. Орла всю документацию, связанную с проверками деятельности всех перевозчиков по маршрутам регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла за период 2021-2022 годов.
По результатам проверки заявители просят принять соответствующие меры реагирования к виновным лицам.
В свою очередь Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин поручил руководителю следственного управления СК России по Орловской области П.И. Юдину представить информацию о предварительных результатах процессуальной проверки информации о давлении на предпринимателей со стороны чиновников (ст. 286 УК РФ).
Глава ведомства поручил следователям изучить новые доводы заявителей и при наличии оснований незамедлительно принять процессуальное решение.
Надеемся, что поручение Бастрыкина орловские следователи исполнят добросовестно: доводы заявителей будут изучены не формально, а по существу, и процессуальное решение будет принято незамедлительно. Если же вдруг проверяющим почему-то не хватит информации, то «Орловская среда-плюс» готова ей поделиться – мы рассказали далеко не обо всех фактах деятельности господина Ничипорова в сфере организации работы пассажирского транспорта в городе Орле, которые имеются в нашем распоряжении. Впрочем, хочется верить, что это и не понадобится: все они изложены в обращении ИП Кривовых, и проверить их несложно – было бы желание. Надеемся, желание добросовестно исполнить поручение председателя следкома у следователей все же будет. И уже не журналисты следователям, а следователи журналистам расскажут много интересных фактов из трудовой биографии «начальника транспортного цеха».