№30 (82) от 6 сентября 2023 г.
В одном из прошлых номеров «Орловская среда-плюс» опубликовала статью инженера Валерия Павликова «Орел видит далеко», в которой автор поделился своими мыслями относительно изменений в Генеральный план города Орла, не так давно ставших предметом обсуждения на публичных слушаниях.
https://orelsredaplus.ru/valerij-pavlikov-orel-vidit-daleko/
А сегодня мы хотели бы напомнить читателям, для чего вообще необходимы изменения в главный градостроительный документ Орла, и подробно остановиться на нескольких, наиболее важных из них.
Все документы станут единообразными
Первая причина внесения изменений в Генплан – это новшества в федеральном законодательстве. Если раньше в разных городах использовались разные обозначения и были разные названия тех или иных функциональных зон, то теперь все приводится к единому формату. Это нужно и для устранения административных барьеров при получении разрешений на строительство социально важных объектов. Изменился, соответственно, и ряд терминов. Например, если раньше в орловском Генплане было несколько зон: застройка малоэтажная, среднеэтажная или индивидуальная, то теперь решили, что смысла для такого дробления нет – ведь все понимают, что жилая застройка предназначена для строительства жилья и для обеспечения нужд жильцов этих домов. При этом была оставлена зона садоводческих, огороднических и дачных объединений. Ранее эта зона называлась иначе. При этом некоторые зоны (по примеру жилья) также были объединены. Появилась новая формулировка – лесопарковая зона. Ранее это была зона лесопарков, городских лесов, отдыха и пляжей. РРанее
На территории города есть несколько лесничеств, которые и будут перенесены в новую зону. Все, что входило ранее в упомянутую зону, в ней же и останется.
Появилась карта планируемых объектов местного значения. Все объекты туда были перенесены с учетом ранее утвержденных планов и документации по планировке территории. В первую очередь для того, чтобы в дальнейшем перевести все в электронный вид и сделать доступным для любого жителя. Кроме того, унификация имеет массу других преимуществ. В частности, вся страна переходит в цифровую эру, и стояла задача создать векторную модель пространственных данных. В дальнейшем все объекты будут загружены в федеральные базы и будут отображаться во всех документах, касающихся развития тех или иных сфер.
Значительная часть изменений касается корректировки функционального зонирования по конкретным адресам. Все это можно уточнить на сайте городской администрации в соответствующем разделе. Также в представленных поправках уточнялись санитарно-защитные зоны нескольких объектов, границы зон охраны инженерных сооружений, границы зон охраны объектов культурного наследия. Следует отметить еще один существенный момент, что везде по тексту мы говорим об изменениях в Генплан. Но изменения вносятся также в Правила землепользования и застройки. Просто эти два документа неразрывно связаны, и мы просто не упоминаем поправки в ПЗЗ, поскольку они дублируют поправки в Генплан и разрабатываются с учетом Генплана.
Еще одна из задач поправок – уточнить границы населенного пункта для исправления реестровых ошибок в ЕГРН. По словам выступавшей на публичных слушаниях, в Орле встречаются (и довольно часто) пересечения земельных участков. Причем пересечения бывают как несущественные (всего несколько сантиметров), так и довольно ощутимые для собственников – их размеры могут достигать нескольких метров. Соответственно, совместно с Роскадастром и Росреестром специалисты устранили эти пересечения, и границы населенного пункта были перестроены с учетом ликвидации ошибок.
Еще одна проблема была в том, что несколько участков оказались частично расположенными на территории города Орла, а частично – на территории Орловского муниципального округа. Эти недоразумения тоже пришлось урегулировать. Причем было принято следующее решение: пока собственники участков не проведут их раздел и, соответственно, не оформят все, как положено по закону, все эти участки просто исключили из границ Орла.
В целом повторим: если раньше на картах были разные обозначения, разные цвета для разных зон, то теперь по всей стране будет единая система, единые обозначения и – самое важное – доступ к информации из Генплана и ПЗЗ получат все желающие, что должно снять излишние административные барьеры.
Перспективы светлые
Начнем с позитивных моментов, которые с высокой долей вероятности будут реализованы в обозримом будущем. В частности, запроектированы две новые дороги до возрождаемого аэропорта «Южный». Одна дорога значилась в Генплане с 2008 года, еще одну добавили. Проект первой трассы уже находится в работе. Известно, что она пройдет от Карачевского шоссе до улицы Спивака. Но город ходатайствовал о передаче участка для строительства еще одной дороги. Положительного ответа пока нет, но предварительное обсуждение шло. При этом участок аэропорта будет уменьшен в размерах, а за счет выделения земли будет возможность достроить дорогу. Пока нет точных данных, куда именно будет вести новая трасса. Эти детали будут уточнять уже в ходе разработки проекта строительства новой дороги.
Перспективы мрачные
Пока не удалось решить вопрос с выездом из микрорайона Новая Ботаника. Там возникла проблема с полотном железной дороги. Напомним, город вел переговоры о выносе этой ветки за черту города и о прокладке в этом месте трассы, что оказалось невозможным в силу ряда причин. Поэтому наиболее реализуемым остается когда-то запроектированный вариант прокладки дороги вдоль железнодорожной насыпи. Но против него уже давно выступают местные жители. Поэтому в обновленных документах заложен еще вариант – провести трассу по нижней части парка с выходом на переулок Бетонный и улицу Автогрейдерную.
Что касается железнодорожного переезда, то его оборудовать также нет возможности, так как по нормативам переезды должны быть через каждые 5 км, и в районе Ботаники организовать еще один переезд не получится. Строить эстакаду там тоже довольно проблематично. Из-за перепада высот дорога окажется на уровне 3-го этажа расположенных рядом жилых домов. А находящийся поблизости детский сад вообще окажется под автомобильной трассой. Поэтому на слушаниях отметили, что будут работать по двум вариантам – верхней и нижней дорогам. По второй дороге необходимо еще просчитать стоимость выкупа земель.
Перспективы туманные
Затронули на слушаниях и вопрос о втором выезде из Болховского микрорайона в сторону Наугорского шоссе. Напомним, в Генеральном плане до сих пор значится несколько вариантов строительства трассы. Последний раз на место выезжали чиновники городской администрации и депутаты. Тогда речь шла о том, чтобы вырубить часть леса (который по бумагам не существует) и проложить трассу с выходом на улицу Героев пожарных. Правда, расширить в этом месте дорогу до норматива все равно не получилось бы, поэтому чиновники предлагали сделать движение односторонним: с Наугорки – заезд по улице Героев пожарных, а в обратную сторону продлить новую трассу за школой №50 с выходом на Наугорку в районе разворотного кольца троллейбуса. Еще один вариант предполагал выход на кольцо в районе тубдиспансера с дальнейшим проходом по территории, ныне занятой зданием академии ФСО, и выходом на улицу генерала Родина и дальше в сторону Карачевского шоссе. Третий вариант значился как выход на Наугорское шоссе уже за пределами города. На очередных публичных слушаниях был представлен еще один вариант – самый короткий, с учетом той стройки, что сейчас ведется в Болховском микрорайоне.
Начальник управления градостроительства мэрии Орла Мария Родштейн отметила, что надежды на строительство дороги хоть в каком-нибудь варианте все еще остаются. Сейчас в Болховском строится новая школа. Дорога до самой школы будет построена вместе с самой школой. В итоге останется совсем короткий участок до улицы Матвеева. (Это, кстати, всего на несколько сот метров в сторону от того выезда, который был самым первым в Генплане – на кольцо возле тубдиспансера). При этом власти не отказываются и от других проектов. Если удастся реализовать хотя бы пару из запланированных вариантов, это существенно улучшит ситуацию и разгрузит поток машин, которые сейчас идут по единственному Болховскому шоссе.
Еще одна перспективная дорога должна соединить переулок Южный с улицей Калинникова.
Самый спорный проект – это усиление плотины и создание еще одного выезда по улице Карьерной из Советского района сразу к железнодорожным мостам на Московской. Таким образом Советский район будет соединяться и с Северным районом, и с Железнодорожным. Хотелось бы добавить, что более обсуждении проектов (боюсь ошибиться в каком году, но точно более 10 лет назад, во время обсуждения проектов эта дорога рассматривалась как часть очень дорогого и глобального проекта. Поскольку расширить прокол под путепроводом в этом месте невозможно, предлагалось сделать движение из Северного района односторонним (под мостами), а со стороны Железнодорожного района построить мост поверх путей с выходом на поворот к Выгонке. Но уже тогда отмечалось, что проект будет очень дорогостоящим. Сейчас осталась лишь дорога через плотину, но и там полно «подводных камней».
Развязки
В прошлом номере мы рассказывали нашим читателям, что в Орле прорабатывается вопрос о транспортных развязках, которые должны серьезно повлиять на увеличение пропускной способности дорог. Одна из таких развязок должна появиться в районе Первой Посадской, – напомнили на публичных слушаниях. Вопрос только, какие развязки поставить в план работ в первую очередь. И второй вопрос: что скажет проектный институт? Удастся ли найти решение для увеличения интенсивности транспортного потока?
Еще одну развязку можно было бы сделать в пролете под мостом на Кромском шоссе. По словам выступавших, там можно попытаться расширить существующий «прокол» под железной дорогой и также немного изменить схему движения за счет появления дополнительной полосы движения.
Мосты оставили в надежде на лучшие времена
Несколько важных объектов сохранились с предыдущей редакции Генплана. Так, на слушаниях напомнили, что все еще будет числиться в перспективе строительство пешеходного моста из обновленного парка Победы на противоположный берег Орлика к улицам Пушкарным, чтобы дать возможность жителям довольно большого частного сектора быстро добираться с одной стороны реки на другую. Это улучшит и доступность самого парка Победы. Причем мост планировалось делать в ходе второй очереди преобразований (вместе с переделкой нижней части этого общественного пространства). Но до второй очереди дело пока так и не дошло.
Также сохранен и проект Банного моста через Оку. Еще один проект, который «перекочевал» из предыдущего Генплана, – это строительство еще одного моста через Оку в створе переулка Маслозаводского с выходом на другой берег, на улицу Афонина и дальше – с выходом на объездную дорогу. При этом на слушаниях напомнили, что все еще проектируется Западный обход, что также серьезно повлияет на снижение нагрузки на Маслозаводской переулок.
В конце добавим, что всего в публичных слушаниях (по данным сайта мэрии) за четыре дня приняло участие 36 человек! Всего 36 орловцев заинтересовала судьба и перспективы развития областного центра.
Сергей МИЛЯХИН