№10 (48) от 30 ноября 2022 г.
Орловская мэрия объявила, что с 1 декабря проезд в городском транспорте Орла станет на два рубля дороже: за наличный расчет – 25 рублей, по карте – 22 рубля. О предстоящем подорожании горожан предупредили еще 18 ноября. Сделала это пресс-служба городской администрации с присущей ей подкупающей непосредственностью, заявив, что тарифы на проезд повышают по инициативе перевозчиков.
Перевозчики сказали «надо» – мэрия взяла под козырек
Вот текст сообщения, опубликованного на официальном сайте городской администрации утром 18 ноября:
«С 1 декабря 2022 года изменится размер платы за проезд в общественном транспорте
С мая 2021 года за единоразовый проезд в муниципальном общественном транспорте жители Орла вносят по 20 рублей по безналичному расчёту или 23 рубля при наличном способе оплаты. Со следующего месяца размер тарифов увеличится на 2 рубля.
Инициаторами изменения размера платы за проезд в общественном транспорте выступили перевозчики (выделено нами. – Прим. ред.). Необходимость продиктована значительным ростом затрат на износ шин, на закупку новой техники и её техобслуживание, на горюче-смазочные материалы.
Администрация Орла подготовила расчёт по возможному повышению. Он произведён методом индексации с учётом индексов потребительских цен, устанавливаемых Министерством экономического развития России.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, индекс потребительских цен за 2021 год составил 109,1%.
Таким образом, стоимость за единоразовый проезд и провоз багажа составит 22 рубля при безналичной оплате, 25 рублей — в случае оплаты наличными средствами. Стоимость проездных билетов на электротранспорт не изменилась: для физлиц на один вид транспорта он обойдётся в 600 рублей, на оба вида электротранспорта — 700 рублей. Для организаций — 800 и 900 рублей» (конец цитаты).
Заметим, если ранее тарифы на проезд в городском транспорте обязательно утверждались (или не утверждались) депутатами горсовета, то теперь эта процедура отменена: еще в начале года городские власти решили, что администрация может повышать тарифы на величину инфляции без согласования с представительным органом. Таким образом, депутатов избавили от неприятной обязанности, а мэрии развязали руки – теперь не надо соблюдать пусть и формальный, но все же обязательный ритуал обоснования величины тарифа со стороны перевозчиков и ритуальные же обещания перевозчиков улучшить качество обслуживания пассажиров. Достаточно выступить с «инициативой» – и мэрия тут же эту инициативу претворит в жизнь. Впрочем, какие-то приличия чиновники все же попытались соблюсти и в этот раз, но получилось откровенно плохо. В чем опять же призналась та же самая пресс-служба городской администрации, опубликовавшая информацию о встрече мэра Парахина с перевозчиками в тот же день – 18 ноября, но тремя часами позже. Это произведение следует процитировать полностью, чтобы оценить всю глубину откровенности и цинизма.
«Не лезет ни в какие рамки»
Итак, цитируем.
«Сегодня в администрации Орла состоялась встреча мэра Орла Юрия Парахина с перевозчиками, обслуживающими городские маршруты. Главная тема диалога — повышение качества транспортного обслуживания населения.
Юрий Парахин начал с хорошей новости: в Орёл поступили 28 новых комфортабельных автобусов большой вместимости. Они выйдут на дороги в начале декабря. На покупку ещё 20 единиц объявлены торги. Они прибудут в начале 2023 года.
«То, что мы видим по обслуживанию горожан в вечернее время, к сожалению, не лезет ни в какие рамки. После 20:00 жалоб с каждым днём всё больше. Причём эта проблема есть у всех перевозчиков», – отметил мэр Орла.
Он указал, что со своей стороны администрация Орла обязательства выполняет. Так, компенсация из городского бюджета за перевозку льготных категорий граждан будет полностью закрыта до конца года. А вот со стороны перевозчиков найти понимание удаётся с трудом. Например, переполненность транспорта в часы пик — свидетельство в том числе того, что не соблюдаются графики движения. Речь идёт и о частниках, и о МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие».
«Мы знаем, что порядка 25 водителей мобилизованы. Это минус 15-20 автобусов. Желаем, чтобы ребята вернулись живыми и здоровыми и снова стали в рабочий строй. Но также знаем, что у вас существуют возможности, чтобы исправить ситуацию хотя бы на 50%, – обратился к присутствующим и.о. первого заместителя мэра Орла Вадим Ничипоров. – Ответственные на местах лица должны контролировать графики. Да, реагируя на наши просьбы, претензии, используя внутренние резервы, на полторы-две недели ситуацию вы исправляете. Пассажир привыкает, что, например, на остановку можно прийти в 21:05. А потом транспорт снова исчезает. И проблему этим мы только обостряем. Причём стоит отдать должное нашим жителям: они достаточно терпеливы и обращаются, лишь когда систематически не могут уехать в положенное время».
Выход транспорта в выходные дни и в зимнее время — ещё более больная тема. Утром, отметил Вадим Ничипоров, с количеством единиц проблем не возникает, лишь с переполненностью, но вскоре её решат новые «ЛиАЗы».
«Наша задача – решить проблемы с транспортом любой ценой. Поэтому мы будем наращивать долю муниципального предприятия на рынке, если частные перевозчики не улучшат свою работу. Отмечу также, что сейчас мы ведём переговоры по модернизации системы электротранспорта», – резюмировал Юрий Парахин.
Доля МУП «ТТП» на рынке пассажироперевозок увеличивается с каждым днём, поэтому сегодня частные перевозчики с большей внимательностью должны подходить к своей работе. Расширение муниципального автобусного парка, модернизация ул. Гостиной, ул. Пушкина и ул. Карачевской с полным обновлением трамвайного полотна и контактной сети, создание проектов модернизации электротранспорта в целом — всё это не только улучшает качество городских пассажироперевозок, но увеличивает конкуренцию для ИП. Только добросовестный подход к делу и уважение к каждому пассажиру помогут пользоваться должным спросом у орловцев» (конец цитаты).
Как следует из этого замечательного во всех отношениях текста, и мэр Парахин, и его заместитель Ничипоров признают: городской транспорт работает из рук вон плохо. Автобусы переполнены в часы пик, вечером вообще не выходят на маршруты, а зимой и в выходные дни выпуск транспорта на линию и вовсе «больная тема». При этом как бы мэрия ни увещевала перевозчиков, те не спешат исправляться: графики движения не соблюдают, по вечерам работать не хотят.
Что в таком случае сделали бы нормальный мэр вместе с нормальным «начальником транспортного цеха»? Правильно, применил бы к перевозчикам жесткие карательные меры в виде умопомрачительных штрафов (правда, для этого понадобилось бы изменить условия муниципальных договоров, но при желании – справились бы) либо расторжения контрактов и передачи маршрутов МУП ТТП (как в свое время брошенные дома отдавали муниципальному ЖРЭП (з)) – глядишь, и выручка бы у «муниципалов» увеличилась, и бюджетные вливания в ТТП не понадобились бы. А что делают мэр Парахин и его зам Ничипоров? А мэр Парахин и его зам Ничипоров на голубом глазу констатируют, что частные перевозчики работать нормально не хотят, но просят поднять тарифы на перевозки – и тарифы поднимают! По первому, так сказать, требованию. Причем, что интересно, встречу с перевозчиками мэр проводит 18 ноября, а постановление о повышении цен на проезд тот же мэр подписывает двумя днями ранее – 16 ноября. И первые, и второй об этом прекрасно знают и попросту разыгрывают фарс: дескать, вот, мы тарифы поднимаем, но и вы уж будьте любезны… Но перевозчики не особенно стараются: вместо любезности на лицах читается – «мели, Емеля, твоя неделя»… Ну а что еще от них ждать? Они свое получили, а пассажиры на остановках перетопчутся.
Впрочем, как оказалось, «перетоптаться» и стерпеть очередную попытку повысить благосостояние владельцев маршруток (а, может быть, и не только их одних?) готовы далеко не все. На стороне простых граждан выступила Федерация профсоюзов Орловской области, опубликовавшая на своем официальном сайте обращение в прокуратуру Орловской области по вопросу недопущения повышения стоимости проезда в общественном транспорте города Орла.
Рекомендации повышать тариф не было!
Дело в том, что в начале ноября в Федерации профсоюзов прошел круглый стол, где как раз обсуждались проблемы городского транспорта. Поводом для его проведения стали многочисленные жалобы граждан. Вот что сообщалось на официальном сайте Федерации профсоюзов 3 ноября в пресс-релизе по итогам круглого стола:
«В Федерацию профсоюзов Орловской области все чаще стали поступать жалобы от жителей города Орла на плохую работу общественного транспорта. Люди не могут вовремя добраться до работы или учебы, уехать после работы домой. Некоторые маршрутки приходится ждать на остановках чуть ли не по часу, а когда они приезжают, то попасть внутрь считается большой удачей. Такая ситуация негативно сказывается как на производственных показателях работников, так и на их здоровье.
(…)
Наиболее остро транспортная проблема стоит для жителей окраинных районов города — Лужки, Выгонка, 909-й квартал, Алроса, Новая Ботаника. Добраться сюда в вечернее время общественным транспортом практически невозможно. А таксисты, пользуясь ситуацией, настолько взвинчивают цены, что за несколько километров дороги приходится платить по 400-600 рублей. И это с нашими-то зарплатами!
Такая же проблема и у работников промышленных зон, расположенных на Новосильском шоссе и на территории бывшего сталепрокатного завода. На этих территориях работают десятки предприятий, занимающихся производством различной продукции. Так, «Альфапластик» наладил выпуск кровоостанавливающих жгутов, так необходимых сегодня нашим военнослужащим. А ОСПАЗ выпускает крепеж, который скрепляет Крымский мост и многие другие мосты по всей России, олимпийские объекты и множество стадионов, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и многие другие дороги в разных регионах страны. Люди на этих предприятиях работают посменно по 12 часов, но ни приехать вовремя на работу, ни уехать домой после тяжелого трудового дня они не могут — нет транспорта.
Не менее серьезно стоит проблема и у учреждений среднего профессионального образования, расположенных в ближайшем пригороде Орла — Мезенском педагогическом колледже и автодорожном техникуме, базирующемся в поселке Стрелецкий. Почти половина студентов опаздывает на первые уроки из-за отсутствия транспорта, а после учебы ребятам приходится идти пешком до Болховского микрорайона, чтоб хотя бы там сесть в маршрутку и попасть домой.
Кроме того, на круглом столе была обозначена еще одна студенческая проблема — ребятам приходится добираться до колледжей, оплачивая полную стоимость проезда по пригородному тарифу. Так, цена билета до Мезенского педколледжа составляет 31 рубль. А если ехать с пересадкой? Да еще и в две стороны — на учебу и домой! И все это за стипендию в 450 рублей. Профсоюзные лидеры настоятельно просили власти пустить к учебным заведениям муниципальный маршрут или дать возможность студентам добираться до учебы по студенческим проездным.
Начальник областного управления по транспорту Александр Верижников и заместитель мэра Вадим Ничипоров соглашались со всеми озвученными проблемами. Катастрофический дефицит водителей, нет автобусов большой вместимости, пробки в городе и много еще других «но», которые не позволяют областным и городским чиновникам навести наконец порядок в транспортной сфере. Большие надежды возлагаются на новые автобусы, 28 из которых должны выйти на улицы Орла уже в начале декабря, а еще 20 прийти в начале следующего года. Эти автобусы встанут как раз на те муниципальные маршруты, которые сегодня являются наиболее проблемными — 15-й (до «Спецавтобазы»), 16-й (до ОСПАЗа) и 48-й (Выгонка)».
В итоге профсоюзы подготовили ряд рекомендаций по улучшению транспортного обеспечения города Орла и его пригородов. Мэрии Орла, в частности, рекомендовали:
– провести углубленный анализ хозяйственной деятельности МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» и по его результатам принять соответствующие решения (меры);
– обратить особое внимание на транспортное обеспечение окраинных территорий города Орла (индустриальный парк «Орел», микрорайоны Алроса, Лужки, 909 квартал, Выгонка, промзона на Новосильском шоссе);
– обеспечить бесперебойное обслуживание маршрутов муниципальным транспортом;
– при возникновении проблем в транспортном обслуживании населения оперативно заключать договоры по транспортному обеспечению с другими перевозчиками;
– ужесточить контроль за работой перевозчиков (соблюдением ими графиков движения автобусов и качества обслуживания пассажиров), инициировать привлечение к ответственности перевозчиков за выявленные нарушения;
– обеспечить оперативность реагирования профильных служб на поступающие от горожан жалобы на работу общественного транспорта.
Как видим, рекомендации повысить тарифы на проезд для горожан профсоюзы мэрии не давали. Однако именно это чиновники и сделали. Причем без обсуждения на трехсторонней городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, куда в качестве одной из сторон как раз и входят профсоюзы. Мало того, еще в августе администрация обещала профсоюзам, что тарифы повышаться не будут, но в ноябре о своем обещании, видимо, забыла. Такое беспардонное, одностороннее и, разумеется, крайне непопулярное у граждан решение и заставило Президиум Федерации профсоюзов Орловской области обратиться в прокуратуру. Текст обращения мы публикуем ниже.
Профсоюзы категорически против
«На официальном сайте администрации города Орла анонсировано готовящееся с 1 декабря повышение тарифов на проезд в общественном транспорте города Орла, – говорится в обращении. – Эти действия предпринимаются в нарушение п. 1.2. Соглашения между администрацией города Орла, Территориальным союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Орловской области», Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» на 2020-2022 годы и п. 1.21 соглашения между Правительством Орловской области, Территориальным союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Орловской области» и Региональным Объединением работодателей «Объединение промышленников и предпринимателей Орловской области» на 2020–2022 годы. Данный вопрос не рассматривался на заседаниях Орловской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и не прорабатывался другим каким-либо образом с профсоюзной стороной. Более того, на заседаниях обращалось внимание социальных партнеров на необходимость всестороннего его рассмотрения при возникновении необходимости пересмотра тарифов.
Пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ закрепляет за профсоюзами право осуществления контроля за соблюдением заключенных соглашений. Органы местного самоуправления города Орла в данном случае нарушают статью 15 вышеуказанного закона в части соблюдения принципов социального партнерства.
Орловские профсоюзы неоднократно выступали категорически против повышения тарифа на проезд в общественном транспорте, считая недопустимым такое повышение в сегодняшних условиях, когда антироссийские санкции привели к существенному росту цен на все продукты питания, когда с 1 декабря повышаются тарифы на услуги ЖКХ, практически каждый человек отдает часть своей зарплаты на помощь армии и военнослужащим. Реальные доходы населения падают. В такое тяжелое время решать проблемы перевозчиков за счет населения недопустимо. На обращения в августе 2022 года в органы власти нам поступили ответы о том, что стоимость проезда не будет увеличиваться.
Повышение стоимости проезда с 1 декабря 2022 года приведет к росту социальной напряженности в обществе. Тем более, что население города все больше недовольно существенным снижением качества пассажирских перевозок в городе: в часы пик транспорт идет заполненным до отказа, а после 19.00 добраться из любого конца Орла становится существенной проблемой из-за отсутствия автобусов. Профсоюзный актив об этих проблемах подробно высказывался на состоявшемся 2 ноября 2022 года круглом столе в Федерации профсоюзов Орловской области.
Основываясь на мнении членов профсоюзов и учитывая множество факторов, в первую очередь сложную экономическую и социальную ситуацию в период специальной военной операции, неоднократные обращения профсоюзов в органы власти с требованием не допускать повышения тарифов на проезд и провоз багажа в общественном транспорте города Орла, Президиум Федерации профсоюзов Орловской области выступает категорически против повышения тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Орле и нарушения процедур социального партнерства.
Просим разобраться в данной ситуации и в интересах жителей города Орла не допустить повышения стоимости проезда в общественном транспорте» (конец цитаты).
Полагаем, под этим обращением подписались бы все без исключения жители города Орла, вынужденные пользоваться отвратительно работающим общественным транспортом. Не исключаем, что среди таких есть и работники прокуратуры. И надеемся, что надзорное ведомство самым внимательным образом отнесется к обращению Федерации профсоюзов, проведет тщательную проверку организации работы городского транспорта и обоснованности повышения тарифов на проезд и провоз багажа и примет меры прокурорского реагирования.