№5 (43) от 26 октября 2022 г.
Орловское ТТП сможет проработать без проблем где-то до декабря. Напомним, на внеочередной сессии горсовета были перераспределены деньги, поступившие из регионального бюджета. Часть этих средств (а именно 100 миллионов) было решено передать муниципальному транспортному предприятию, чтобы закрыть первоочередные долги и купить хотя бы горючее для маршруток. Впрочем, радость была недолгой. Сессия прошла в 10 часов, а уже в 11 часов на заседании профильного комитета депутаты поинтересовались – как долго предприятие сможет работать без проблем? Выяснилось, что в лучшем случае до конца года. Расскажем о заседании комитета подробно, ведь помимо финансов там были затронуты и другие нюансы в работе муниципального транспорта.
Передышка до конца года
В городе разработана муниципальная программа поддержки транспорта. О ее реализации рассказал и.о. первого заместителя мэра Вадим Ничипоров. Программа, по его словам, нужна в первую очередь, чтобы были основания для выделения субсидий МУП ТТП. Она состоит всего из 4 пунктов. Первый пункт – выдавать финансовую помощь. Как это реализуется на практике? Очередной транш позволил закрыть все долги и разблокировать счета по состоянию на апрель. Впрочем, повторно счета были заблокированы уже в июле. (Примерно через 2-3 месяца – запомните эту цифру, мы к ней еще вернемся!) Также, по словам Ничипорова, была «выполнена оптимизация маршрутной сети в целях исключения дублирования маршрутов». Напомним, в рамках этой «оптимизиции» был отменен маршрут №17, из-за чего оставшиеся автобусы стали напоминать банки с утрамбованной селедкой (и не только в часы пик). Также были изменены схемы движения двух троллейбусов. По заверениям Ничипорова, это позволило увеличить выручку МУП ТПП на 150 тысяч в месяц. Третий пункт программы поддержки транспорта – возмещение недополученных доходов по проездным билетам. В том числе за перевозку льготников. Четвертый пункт – перечисление субсидий предприятию на перекрытие разницы между экономически обоснованной стоимостью перевозок и установленным тарифом. Ничипоров напомнил, что по расчетам, одна поездка в троллейбусе обходится в 73,8 рубля. А в трамвае – 89,7 рубля. Из планируемых по этой строке 307 миллионов город получил всего 100 миллионов!
На комитете встал вопрос, как долго МУП сможет жить без заблокированных счетов. Господин Ничипоров ответил, что приблизительно до 15 декабря, пока налоговая не выставит требования за третий квартал, и это еще в лучшем случае! Ведь могут быть предъявлены и другие дополнительные исполнительные листы, которые могут всплыть, к примеру, уже в ноябре. Более подробно ситуацию с возможным возвратом к блокировке счетов описала представитель ТТП. Она отметила, что 30 октября сдается отчетность за последний месяц третьего квартала. Налоговая в течение 10 календарных дней проверит документы, и к 15 ноября станет понятно, что есть долги. Налоговая даст еще 10-15 дней для оплаты долгов самостоятельно. Потом через 5 дней будет вынесено решение о блокировке, – пояснила представитель ТТП. Здесь депутатам напомнили про погашение долгов в начале года. Тогда счета были заблокированы в начале июня по документам за 1-й квартал.
«Дайте денег!»
«Что может быть приятнее, чем делить деньги? Наверное, только их тратить. У меня такое ощущение, что программа поддержки – дайте нам побольше денег, чтобы мы их потратили. Куда? Зачем? Почему? Что такое экономически обоснованный тариф? Как он родился, эти 89 рублей? Вчера у предприятия вышло 50 единиц транспорта. Там работает более 500 человек – это 10 сотрудников на единицу транспорта! Огромный износ основных средств. Мне просто стыдно заходить в наши троллейбусы. Там просто сваркой сваренные металлические стулья. Мы в каком веке живем? У нас просто самоходные машины какие-то. И мы опять слушаем выступления, что мы мало даем ТТП. А куда и зачем мы даем? Сейчас не было ни одного экономического выступления. Дайте денег! Дайте денег! Мы дали сто миллионов, нужно еще двести. А куда вы это потратите и зачем? Вышло 5 единиц транспорта с ТТП, и город этого не заметил практически. Было 46. Что меняется? Почему руководитель предприятия не говорит, что у нас практически полностью изношены тяговые подстанции троллейбусов, и два года назад на их реконструкцию было нужно полтора миллиарда? Что растяжки троллейбусных проводов, которые висят на наших многоэтажках, рушат фасады домов – стены трескаются! Почему никто не говорит, что мы не можем сделать дополнительные парковки, не можем расширить транспортную инфраструктуру – мешают столбы? Есть программа «Чистое небо», по которой все эти провода можно убрать! Почему мы не говорим, что техника давно двинулась вперед, и не обязательно электротранспорту привязываться к проводам? По многим городам России ходят новые виды электротранспорта – электробусы. Есть места подзарядки для них. И электробусы гораздо дешевле, чем троллейбусы. Какой тариф мы придумали – 89 рублей!!! Кто его посчитал и как? Уважаемые господа! Нельзя так относиться к бюджету города Орла. Нельзя так относиться к данному предприятию!» – эмоционально выступил депутат Тимур Нерушев.
Важное дополнение сделал председатель комитета Владимир Бутусов. Он напомнил, что экономика предприятия рассчитывается на перспективу хотя бы на пять лет вперед. А когда маршруты меняются ежегодно, это не может не отразиться на стабильной работе транспортников. И это касается не только МУПа, но и частных перевозчиков. Также Бутусов напомнил о необходимости рассчитывать потребности в транспорте не только для новых микрорайонов Орла, но и для всей орловской агломерации с учетом ближайших населенных пунктов, откуда в областной центр ежедневно множество людей едут на работу общественным транспортом.
Единая транспортная схема Орла и района
Вадим Ничипоров подробно рассказал, что аукцион на разработку транспортной схемы для Орла и Орловского муниципального округа уже стартовал. Срок выполнения — 30 июня 2023 года. Подрядчику за 21,5 миллиона рублей необходимо будет обследовать пассажиропоток и разработать комплексную схему организации транспортного обслуживания населения в Орле и Орловском муниципальном округе, а также создать программу комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексную схему организации движения. Процесс, как рассказал Вадим Ничипоров, включает три больших этапа.
Во-первых, это сбор исходных данных, характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры (в том числе определение интенсивности движения и состава транспортных потоков на уличной дорожной сети), проведение контрольного выборочного обследования пассажирских потоков в рабочие дни, в утренние и вечерние часы пик на регулярных маршрутах пассажирских перевозок. Этот комплексный анализ предстоит сделать уже до конца этого года.
Второй этап — создание транспортной модели работы всех видов транспорта муниципальных образований. На него будущему подрядчику отводится два месяца.
Заключительный шаг — разработка самих документов транспортного планирования. Он должен быть выполнен в течение четырёх месяцев после предыдущего этапа.
«По итогу Орёл и Орловский муниципальный округ должны получить документы транспортного планирования, соответствующие всем требованиям и методическими рекомендациями, в том числе и нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Это позволит организовать сбалансированную маршрутную сеть агломерации, а также участвовать в федеральных целевых программах по обновлению подвижного состава общественного транспорта, – рассказал Вадим Ничипоров. – Администрация Орла во взаимодействии с департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области будет принимать необходимое участие в разработке документов транспортного планирования Орловской транспортной агломерации».
Депутат Сергей Швалов обратил внимание, что нигде в планах по развитию транспорта не фигурирует создание интеллектуальной транспортной схемы. А между тем, на эту строку потрачено уже столько денег, что игнорировать такие колоссальные возможности довольно странно. Между тем, вложенные средства должны работать на благо города. И если сотни миллионов потрачены, то нужно прописывать в планах по развитию транспорта, как эти вложения будут оправданы.
Планы на будущее
О перспективе замены троллейбусов новыми видами электротранспорта на комитете не говорили, но рассказали, что делается для сохранения трамваев: «В стадии проектирования находится документация на выполнение работ по ремонту улиц на участке: трамвайное депо – ул. Карачевская – ул. Гостиная – ул. Пушкина (конечная остановка трамвая), протяженностью 5,1 км. Согласно техническому заданию предусматривается в том числе замена трамвайного пути по бесшпальной технологии, а также замена контактной сети и освещения».
В ноябре этого года администрация рассчитывает на поставку 28 низкопольных автобусов, оснащенных оборудованием для перевозки инвалидов-колясочников. В 2023 году планируется приобретение еще 20 автобусов большой пассажировместимости.
В настоящее время на предприятии проводится инвентаризация всего подвижного состава, по результатам которой будут приняты решения о дальнейшем ремонте пригодных единиц транспортных средств.
С учетом выпуска на маршруты дополнительных новых и отремонтированных автобусов, троллейбусов в ТТП будет увеличено не только число сотрудников. Планируется нарастить долю ТТП на рынке пассажирских перевозок до 36%.
Последствия простоя муниципальных автобусов
Кстати, на профильном комитете горсовета подняли и вопрос о том, как будет оплачиваться вынужденный простой водителей ТТП из-за того, что вместо муниципального транспорта на линиях работали автобусы частных перевозчиков. Выяснилось, что за отработанные три недели водители получат обычную сумму, а вот за неделю вынужденного простоя расчет будет усеченным – 2/3 от среднего заработка. Таким образом, водители потеряют в зарплате треть от недельного заработка. За остальное время, отработанное в октябре, расчет будет полным.
Кстати, кто виноват в простое и почему вообще возникла ситуация, что на муниципальном предприятии не оказалось денег на заправку автобусов – ответа на комитете не прозвучало. Сейчас в ТТП работают соответствующие силовые структуры, которые разберутся в произошедшем и расскажут орловцам, кто виноват в недельном простое муниципальных автобусов.
Сергей МИЛЯХИН