№29 (81) от 30 августа 2023 г.
Какие преобразования ждут Орел в ближайшее время? Об этом шел разговор сразу на нескольких комитетах городского совета. Итак, дорожные развязки станут гораздо удобнее и позволят сократить число пробок. Мрачные подходы к школам перестанут быть таковыми. Появилась надежда, что скоро в Орле будет упорядочено размещение рекламных конструкций. Депутаты обратили внимание, что благоустройство парков и скверов превратилось в тупое освоение бюджетных денег, что не делает жизнь орловцев комфортнее. И вообще пора бы побольше внимания уделять дворам, где люди проводят основную часть времени. Об этом и многом другом – в нашем обзоре последних городских новостей.
Подходы к школам посветлеют?
Одним из вопросов, который рассмотрели депутаты на заседании комитета горсовета по ЖКХ, стало освещение подходов к школам в областном центре. Как пояснил начальник управления строительства мэрии Орла Никита Митряев, на эти цели предварительно заложено по 10 миллионов рублей в течение ближайших трех лет. При подготовке проекта выяснилось, что часть столбов и фонарей стоят не на городских землях, а на территории школ. Соответственно, возник парадокс: школы городские, но муниципалитет не может зайти на территорию учебного заведения, чтобы навести там порядок – за свет в данном случае должен отвечать собственник земельного участка.
Депутатов смутили суммы, которые заложены в проекте программы – одинаковые для всех школ. Никита Митряев отметил, что проблема в отсутствии четкой формулировки – что такое вообще «подход к школе». Применительно к этому понятию нет никаких нормативов. И точную сумму проекта для каждой конкретной школы невозможно назвать, пока не будет разработана ПСД. Все дело опять же в разных условиях в разных учебных заведениях. Суммы могут различаться на порядок, поэтому пока расписали по принципу «всем сестрам по серьгам» – всем школам примерно поровну. А конкретика появится только после разработки ПСД по конкретным адресам. Финансирование предполагается в рамках программы комплексного развития улично-дорожной сети. При этом выяснилось, что в отсутствие четких критериев (что именно считать подходом к школе, где он начинается и заканчивается) взяли по 200 метров на каждый подход и посчитали, что в среднем на этом отрезке стоит от 7 до 9 световых опор. Именно так и получили необходимую сумму (по 10 миллионов в год на ближайшие три года), чтобы осветить все школы.
Депутат Сергей Себякин отметил, что город опять наступает на грабли, по которым ходили уже много раз. Почему за столбы на территории школы должен отвечать директор учебного заведения? Он (или она) вообще может квалифицированно оценить, в каком состоянии столб? А если опора аварийная и ее необходимо срочно менять? Никита Митряев стоял на своем, что полномочия профильного управления ограничены забором школы, и заходить на территорию учебного заведения, чтобы там хоть что-то сделать, они не имеют права. В качестве примера была названа одна из последних строек, которую проверила КСП. Управление господина Митряева наказали за нецелевое использование средств при строительстве ФОКОТа на территории учебного заведения. По мнению КСП, строительство должно было вести управление образования. Парадокс в том, что, по логике, стройками оно заниматься не должно. Но законы пока говорят об обратном. Депутаты договорились, что попытаются наделить необходимыми полномочиями профильное управление горадминистрации.
«Лишь бы освоить»
Еще одной острой темой стало обсуждение благоустройства дворов и общественных территорий. Депутат Александр Головин уже в который раз задал волнующий многих жителей города вопрос: что делать обитателям тех дворов, которые много лет не могут попасть в программу по ремонту? Критерии отбора сформулированы таким образом, что ряд дворов никогда не смогут набрать нужное число баллов для включения в программу. При этом в небольших домах тоже живут люди, и они тоже хотят, чтобы их дворы выглядели достойно. И самое удивительное, что эти дома стояли в очереди на ремонт, еще когда действовала предыдущая программа! Почему с началом нового проекта все старые очереди обнулились, великая загадка. Никита Митряев отметил, что можно попытаться включить дворы в ремонт по каким-либо другим проектам.
Второй «болевой точкой» стали проекты по благоустройству общественных территорий. На следующий год в планах – два сквера, расположенных неподалеку друг от друга: сквер возле разваливающейся областной библиотеки имени Бунина и сквер Гуртьева. Последний, кстати, вообще только недавно ремонтировали, – напомнил депутат Владимир Букалов. Это не парк Победы, который зарастал десятилетиями. Совсем недавно и асфальт в сквере Гуртьева поменяли, и газоны засыпали свежей землей. Теперь там снимут свежеуложенный асфальт, чтобы заменить его плиткой? И фонари только недавно поставили. Теперь в сквере Гуртьева и фонари новые заменят на более новые? Депутат Букалов отметил, что происходящее нельзя назвать созданием комфортной среды. Это уже идет просто освоение бюджетных средств по принципу «лишь бы освоить». Сковыривать новый асфальт и менять его на плитку, убирать новые фонари, чтобы на их место поставить более новые – это при всем желании нельзя назвать рачительным отношением к финансам.
Добавим, что происходящее в сквере Гуртьева как две капли воды напоминает ситуацию с верхней частью парка Дворянское гнездо. Напомним, напротив детской больницы также были прекрасные новые дорожки, красивые скамейки, ровные газоны и куча молодых деревьев, которые только-только посадили. Никакого смысла менять новую плитку на более новую там не было. И это – не считая сноса ротонды. (Напомним, общественники не раз поднимали вопрос: а где акты обследования снесенной ротонды? Кто видел хоть какой-либо документ, подтверждающий ее аварийное состояние и необходимость сноса?) Похоже, чиновники окончательно спутали свою шерсть с государственной и считают, что могут творить в Орле вообще все, что только придет в голову.
Возвращаясь к комитету, отметим очень важное выступление депутата Александра Головина. Он заметил, что в Орле живет не только молодежь, которая любит гулять по паркам и скверам. Есть еще и пожилые орловцы, а также родители с маленькими детьми, которые большую часть времени все же гуляют у себя во дворах. И пора переносить основной упор с обустройства скверов и парков (тем более, что деньги на их содержание в нарушение Бюджетного кодекса в городскую казну не закладываются) на ремонт дворов. Люди там живут и ходят каждый день. Очень сложно объяснить, почему жителям нескольких дворов с 2018 года отказывают в ремонте, но при этом власти находят деньги, чтобы снять новый асфальт и заменить его на совершенно ненужную плитку в том же сквере Гуртьева. «Баланс по объему средств на ремонт дворов и общественных территорий должен быть примерно 70 на 30. Потому что мы с вами находимся во дворах, там гуляют наши дети. Кто пойдет в рабочий день в сквер? Большинство и после работы отдыхает у себя возле дома!» – отметил Александр Головин.
При этом наблюдается явный перекос по частям города. Например, в Заводском районе новые парки и скверы не создаются. Хотя мест для разбивки скверов там более чем достаточно. Но все силы (и деньги) бросаются на Советский район: это и Дворянка, и в следующем году – оба выше упомянутых сквера – все в одном районе. Можно как-то равномерно заниматься созданием комфортной среды по всем частям города? – задались риторическим вопросом городские депутаты.
Дворы как каменные мешки
Уже после обсуждения вопроса на комитете орловец Геннадий Алексеев опубликовал у себя в ВК два снимка, очень хорошо показывающих «любовь» орловских властей к живой зелени. На коллаже два снимка – двор по улице Ленина до того, как попал в программу создания «комфортной среды», и после.
На первом снимке видно, что асфальтовая дорожка проходит мимо роскошных клумб, которые полны самыми разными яркими цветами. Этакий уголок тропиков в центре города. На втором фото типичный каменный (а точнее, плиточный) мешок без малейших признаков зелени. И это все преподносится как забота об орловцах в рамках «Комфортной среды». Какой может быть комфорт от раскаленного на солнце бетона? Впрочем, власти считают, что жители должны быть им благодарны за уничтожение красивых зеленых клумб.
За пару недель до заседания комитета в сети вспыхнул скандал, который, впрочем, не вызвал особого резонанса, но он тоже напрямую касается ремонта дворов. И тоже недалеко от улицы Ленина. Точнее – прямо сбоку от здания городской администрации. В конце июля в группе «Город Орел» появилось видео, на котором записано обращение жителей дома. Орловцы показывают свой двор и отмечают, что очень обрадовались, когда узнали, что попали в дополнительную программу по ремонту. Ведь у них давно пора было снести ветхие сараи, где собираются асоциальные личности и употребляют запрещенные вещества. Надеялись жители, что в ходе ремонта двора уберут и забор, которые поставили со стороны городской администрации, при этом уменьшив территорию самого двора. Наконец, жители очень надеялись на то, что во дворе сделают нормальное водоотведение, так как после сильных дождей вода заливает подъезды. Однако выяснилось, что в смете работ только обновление асфальта и смена бордюров. И это при том, что и сейчас претензий к состоянию асфальта у жителей нет, – отмечает автор видеоролика.
Очень интересно почитать переписку жителей с представителями администрации, развернувшуюся в комментариях под видео. Из реплик жителей становится многое понятно о том, как именно реализуется программа по ремонту дворов в нашем городе. Например, что проект, который представляли жильцам, очень сильно отличается от того, что происходит во дворе (в проекте, за который голосовали люди, как раз нет никого забора). Или что парковки, которые якобы делают для жителей, жильцами использоваться не будут. Парковка на месте некогда зеленого уголка нужна в первую очередь сотрудникам самой горадминистрации. Советуем нашим читателям самим познакомиться с этим прекрасным образцом эпистолярного жанра. https://vk.com/wall-2197800_4305144 Мы же вернемся к комитету горсовета.
Рекламу упорядочат
В правила благоустройства и содержания территорий мэрия предлагает добавить пункт о рекламных вывесках. Прошло уже первое чтение законопроекта, и состоялись публичные слушания, по результатам которых были внесены некоторые поправки и уточнения. В частности, в документе теперь конкретизированы виды рекламных конструкций, размещаемых на зданиях и сооружениях, даны ориентировочные размеры, чтобы вывески не уродовали вид областной столицы. Предусмотрены такие детали, как подсветка, и даже прописаны сроки устранения повреждений (все-таки после ураганов бывают разные ситуации, и жители не должны месяцами ходить под свисающими обломками). Теперь на ремонт поврежденных рекламных вывесок дается трое суток. Вполне разумный срок, чтобы и материалы закупить, и рабочих нанять. Кроме того, вводится целый ряд ограничений на места, где запрещено размещать рекламные конструкции.
Депутатов заинтересовал вопрос, а что будет с теми рекламными конструкциями, которые сейчас не вписываются в рамки новых правил? Ведь массовая замена ударит по бизнесу, тем более, если ее сроки жестко ограничить. Городские чиновники успокоили предпринимателей: глобальной замены и жестких сроков никто не прописывает. Все договоры на размещение рекламных конструкций имеют сроки действия. Просто, если раньше они пролонгировались, то теперь продление будет возможно только в том случае, если конструкция соответствует обновленным правилам. Следовательно, любой бизнесмен видит и знает, когда ему придется менять рекламную конструкцию и потребуется ли ее переделывать. Соответственно, замена будет вестись постепенно, по мере окончания сроков действия договоров на размещение. Что касается вывесок, то они не попадают под определение рекламы, и их никто трогать не будет. Но и без контроля вывески тоже не остаются – они проходят процедуру согласования, только в другом управлении.
Транспортные развязки: когда мечта станет реальностью?
Еще одно важное новшество, которое коснется большого числа жителей, изучили депутаты уже другого комитета – по строительству. Как мы уже писали в прошлом номере (https://orelsredaplus.ru/valerij-pavlikov-orel-vidit-daleko/), в Орле на публичных слушаниях обсуждаются поправки в Генплан. Ряд из них касаются транспортных развязок. Как отметила глава городского управления архитектуры Мария Родштейн, создание транспортных развязок предусмотрено в следующих местах: ул. 60-летия Октября с ул. Максима Горького; ул. Игнатова с ул. Октябрьской; Наугорское шоссе с ул. Лескова, ул. Цветаева; ул. Розы Люксембург с ул. Гагарина; Карачевское шоссе с ул. Авиационной; ул. Авиационная с ул. Спивака; ул. Васильевская с ш. Карачевским, ул. 1-я Посадская; ул. Комсомольская с ул. Кромской, ул. МОПРа, ш. Карачевское, пер. Маслозаводской; ул. Московская с ул. Герцена, ул. Старо-Московская, ул. Грузовая; ш. Новосильское с ш. Залегощенским, пер. Южный; ул. Раздольная с ул. Бурова; ш. Московское с ул. Михалицына, ул. Паровозная, ул. Бурова, ул. Калинникова; ул. Дуговая с ул. Калинникова.
Депутаты отметили, что в первую очередь людей интересуют сроки. Оказалось, что по запросу депутатов был подготовлен ответ, из которого следует, что в ближайшее время новых развязок в городе не появится. По мнению депутата Владимира Негина, это в корне неверный подход.
«Фонд дорожный очень большой. Значительные средства выделяются на дорожное строительство. А мы знаем, с какими затруднениями сталкиваются жители нашего города в часы пик. Поэтому мы и хотели услышать, что планируется в развитии дорожной инфраструктуры. Когда это будет и почему нельзя сейчас запустить проекты по самым «болевым точкам». Вы же знаете, транспортные развязки – это очень сложные сооружения, и только проектироваться они будут год, не меньше».
Мария Родштейн отметила, что управление строительства занимается перспективами. Поэтому докладчик должен быть другой. Но, по сведениям, которые есть, пока в разработке нет ни одного проекта транспортных развязок. При этом проектирование начнется, как только появится ясность с финансированием. Кстати, такой большой перечень – это не минус, а скорее плюс. Ведь в реальности все так, как и предполагают депутаты – проектирование развязок можно начинать, определив те самые «болевые точки», которые необходимо устранить в первую очередь. Дальше – немного сложнее: тип развязки будет выбирать проектировщик исходя из анализа целого ряда параметров: интенсивности потока, конфигурации перекрестка и т.д. Поэтому тип развязки в Генплан не закладывается.
Депутат Александр Головин отметил, что необходимо к таким вопросам подходить крайне взвешенно, чтобы не получилась ситуация, когда потратили деньги на проект и уперлись в вопрос: а как его осуществить на практике? Ведь развязки в некоторых местах потребуют выкупа земельных участков, сноса и расселения домов. В итоге выйдет, что развязка выльется просто в астрономическую сумму. И в итоге проекты никогда не будут воплощаться в жизнь.
Ряд моментов вскрылся уже в ходе анализа предложенных администрацией адресов. Так, в качестве примера было приведено пересечение улицы, по которой сейчас идут крупногабаритные фуры: там, по предварительным расчетам, не имеет смысла делать кольцевую развязку. Вполне хватит для имеющейся пропускной способности правильно настроенного светофора. Более того, кольцевая развязка приведет только к ухудшению ситуации.
Депутат Сергей Себякин отметил отсутствие в проекте ряда важных развязок, которые просто необходимы городу. В частности, при выезде из нового микрорайона Алроса. Представитель городской администрации отметила, что новые дороги там проектируются, поэтому развязки и нет в Генплане.
Кстати, позвольте небольшое отступление: несколько лет назад на пресс-конференции в ГИБДД я задавал вопрос, как люди в погонах относятся к созданию в Орле кольцевых развязок. Тогда представители ведомства отметили, что всячески приветствуют кольцевые развязки. А большое количество аварий на таких перекрестках – не повод тормозить эволюцию. В большинстве стран для увеличения скорости потока используют именно такое инженерное решение. Да и в Орле легко убедиться в преимуществе кругового движения. На «Мясокомбинатовском» мосту с одной стороны (где обычный перекресток) постоянно образуется пробка. С той стороны, где кольцевая развязка, – пробок нет. Другое дело, что при строительстве новых микрорайонов почему-то о нормальных дорогах никто не думает. Хотя где-где, а в чистом поле построить круговую развязку в разы проще, чем потом пытаться втиснуть ее в уже существующую застройку. Это приводит к массе проблем, и Алроса здесь не одинока – беда с выездом из Новой Ботаники и Болховского микрорайона. Впрочем, вернемся к комитету горсовета.
Депутаты поинтересовались, какие перекрестки в Орле все же взяты в работу? Представители администрации напомнили, что не так давно предлагалось несколько перекрестков отдать в концессию для строительства подземных переходов. Напомним, в ноябре 2022 года идея была озвучена в ходе обсуждения отчета о состоянии инвестиционной деятельности в областном центре. Заместитель мэра Алексей Степанов рассказал тогда о ряде концессионных соглашений, которые вызвали повышенный общественный интерес. В частности, он отметил возможность предложения концессионерам строительства подземных переходов на Московском шоссе. «Для бюджета города строительство подземного перехода – очень дорогой объект. Привлечь концессионера можно эксплуатацией торговых помещений внутри перехода после строительства», – отметил Степанов. Всего же в ноябре 2022 года назывались три локации подземных пешеходных переходов: на пересечении ул. Московской с ул. Герцена, ул. 60-летия Октября с ул. Максима Горького и ул. Комсомольской с ул. МОПРа. Такая переделка перекрестков могла бы обеспечить не только безопасность дорожного движения для пешеходов, но и значительно ускорить движение авто. Так что решение транспортных проблем возможно разными способами, а не только созданием кругового движения, – напомнили депутатам чиновники.
Но народные избранники стояли на своем. Чтобы получить финансирование, необходимо определиться, какие перекрестки доставляют больше всего проблем. Именно с них надо начинать проектирование, чтобы обращаться в область за выделением финансирования. Денег всегда будет не хватать. Но это не значит, что городу нельзя думать о развитии и решать наболевшие проблемы, – напомнили чиновникам, в свою очередь, депутаты.
Родштейн попыталась поставить жирную точку в обсуждении проблемы, заявив, что по большому счету никакие развязки не решат проблему бесконечных пробок в городе. «Чтобы запустить движение, необходимо строительство радиальных направлений. Надо соединять районы города через Орловский район – только тогда город поедет», – отметила Родштейн.
Но депутат Владимир Негин парировал: «Это тупиковое рассмотрение, потому что тогда по той же логике нужно перестать рубить деревья и строить парковки, потому что они не разгружают город. Перестать расширять перекрестки, потому что они также не решают проблему. Но мы это делаем, потому что в определенных условиях это помогает разгрузить дороги». При этом Негин напомнил, что еще в 2010 году действовавший тогда сити-менеджер Михаил Берников посчитал число транспорта и пришел к выводу, что расширять дороги смысла нет – город все равно будет стоять. За прошедшие полтора десятка лет число машин только возросло. И решать проблемы все же надо. Кстати, почему-то никто не предложил идти по двум направлениям – и реконструировать действующие перекрестки в областном центре, и заниматься строительством объездных дорог в Орловском районе.
Про Колхозный мост
Очень интересная информация прозвучала, когда зашла речь про предстоящий ремонт Колхозного моста. Проектно-сметная документация на ремонт Колхозного моста уже готова, согласовывается рабочая, – рассказал депутатам первый заместитель мэра Орла Вадим Ничипоров. Предварительно восстановление объекта оценено в 260 млн рублей (но это цены того года, когда начинали разрабатывать проект). Плюс к этому возможно применение повышающих коэффициентов при смещении сроков ремонта. Городские власти уже обратились в область с просьбой профинансировать реконструкцию этой переправы. Есть надежда, что мост начнут ремонтировать уже в 2024 году. Начальник ОМЗ Максим Лобов, когда речь зашла про сроки начала ремонта, отметил, что городские власти уже обсудили контракт с потенциальным подрядчиком. В качестве надежного партнера рассматривают ООО «Уваровская ПМК-22», которая сейчас работает на Красном мосту. «После Красного моста Колхозный для них сложности не представляет», – заявил Максим Лобов. Что характерно, ни у кого не возникло вопросов по поводу конкурсных процедур. Ведь такие объекты обычно выставляются на торги, и далеко не факт, что победителем окажется именно «Уваровская ПМК-22».
Сергей МИЛЯХИН