№40 (182) от 19 ноября 2025 г.
Повышение платы за проезд, судьба ТТП, жалобы пассажиров, новые автобусные маршруты и изменение старых – в ноябре на комитетах городского совета сразу несколько вопросов так или иначе касались работы общественного транспорта. Депутаты не только прошлись по болевым точкам. На этот раз народным избранникам подробно рассказали, что изменится в работе частных и муниципальных маршрутов. При этом львиная доля проектов оказалась из серии «если будет финансирование». Депутаты же хотели знать, что делают власти без всяких «если», исходя из уже имеющихся возможностей.
«Планов громадье»
Еще в 2022 году областной «Организатор перевозок» заказал научно-исследовательскую работу по созданию единой транспортной схемы областного центра и пригородов на 2024-2033 годы. В рамках исследования были изучены пассажиропотоки. Как известно, во времена СССР в Орле работали крупные заводы, поэтому большинство транспортных маршрутов прокладывалось с учетом проезда рабочих на предприятия из спальных районов. Сейчас картина выглядит совершенно иначе. Гораздо больше стало личного автотранспорта. По окраинам города выросло несколько крупных жилых микрорайонов, что также серьезно изменило поток пассажиров. Все это и необходимо было изучить специалистам. Причем не забыть и про перспективные моменты – районы КРТ, застройку бывшего мясокомбината или крупный студенческий кампус на Наугорке.
Например, по совету «специалистов» в 2024 году предлагалось убрать два автобусных маршрута – №4 и №28, которые дублировали уже существующие линии. Власти города прислушались к этому совету. В итоге на Наугорском шоссе после отмены «четверки» (а также 24-ой маршрутки и 8-го троллейбуса) ситуация обострилась до предела. Да и в другой конечной точке – в районе Алроса – не сказать, чтобы пассажиры обрадовались секвестированию автобусов. При этом ошибочность принятого по «четверке» решения никто признавать не хочет. Если специалисты сказали, что так орловцам будет лучше – значит, лучше. Своим глазам и жалобам жителей чиновники горАда почему-то верить отказываются.
Как рассказала депутатам первый заммэра Мария Родштейн, также в 2024 году намечалось изменение двух маршрутов – №2 и №27. По маршруту №2 изменения произойдут в 2026 году – на участке от улицы Гайдара до улицы Розы Люксембург. Изменился маршрут №27, который теперь охватывает части улиц в районе нового жилого комплекса на Родзевича-Белевича.
В 2024 году планировалось запустить новый маршрут под №3, который не имел ничего общего со старой «тройкой», соединявшей Наугорку и ПАТП-1 на Ливенском шоссе. Новый маршрут №3 должен был пройти от аэропорта «Южный» до ЖД вокзала. Но поскольку аэропорт все еще не запущен, то и маршрут также все еще ждет своего часа.
Также на 2025 год планировалось полностью отменить два маршрута – №15 Спецавтобаза – Высоковольтная и №16 Планерная – «СеверстальМетиз». Маршрут №15 перекрывал маршрут троллейбуса №8, поэтому на «рогатого» и предлагалось перевести основной поток пассажиров. А маршрут №16 планировалось заменить опять же на троллейбусы (только на этот раз с возможностью автономного хода). Но «восьмерка» так и не ходит из-за поломки тяговой подстанции, денег на ремонт которой в бюджете города нет и не предвидится. Поэтому отмену маршрутки №15 пока заморозили на неопределенный срок. Не удалось реализовать план и по замене маршруток №16 троллейбусами с автономным ходом – это чудо техники в Орел пока не пришло. И в целом по этой строке перспективы весьма туманны.
Еще в числе планов на 2025 год называлась смена или удлинение маршрутов по ряду направлений. Например, планировалось продлить троллейбусные маршруты до СПЗ и до Спецавтобазы (где сейчас нет контактной линии). Вероятно, опять же за счет машин на автономном ходу. Показательно, что с планами на 2025 год власти знакомят депутатов в конце этого самого 2025-го года. По крайней мере, мне лично ни разу нигде не встречалась информация о готовящихся преобразованиях.
Еще из нереального: на 2026 год планировалось заменить автобусные маршруты №14 и №21 на троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Тогда же собирались перенести участок трассы маршрута №12 с Комсомольской на Автовокзальную. Что улучшило бы транспортную доступность для жителей, которым ближе были бы остановки на Автовокзальной. Докладчик читала текст очень быстро и без каких-либо пояснений. Но вероятнее всего, в этом пункте речь шла не только о жителях самой Автовокзальной, но и о жителях Новой Ботаники, которые не раз писали в соцсетях о проблемах с транспортной доступностью своего «медвежьего угла». В итоге оказалось, что ширина Автовокзальной улицы недостаточна, чтобы сделать там заездные карманы и установить остановочные павильоны.
На маршруте №19 планировалось урезать часть трассы от Веселой Слободы до Первой Посадской и заменить автобусы на более вместительные. На маршруте №21 собирались сократить трассу до участка Новая Ботаника-Первая Посадская с переводом на троллейбусы с увеличенным автономным ходом.
Вспомнили в планах и о трамваях. В обширном документе планировалось изменить схему движения трамвая №4 за счет связи его с трамвайным депо. Опять же детали озвучены не были, но вероятнее всего, речь шла о прокладке нового участка рельсов от 35-й школы до трамвайного депо. Но средств на этот проект также не нашлось. Кстати, чуть позже депутатам напомнили, что главное отличие трамваев и троллейбусов от автобусов – это существенные затраты на начальном этапе (когда создается инфраструктура: подстанции, рельсы и т.д.). Но все эти затраты с лихвой окупаются за счет дальнейшей эксплуатации городского транспорта, поскольку трамваи ремонтировать в разы дешевле, чем маршрутки, да и срок службы у них не сопоставим, а в «часы пик» можно цеплять дополнительный вагон, кратно увеличивая число перевозимых пассажиров.
Подводя итог, Мария Родштейн отметила, что все перечисленное и несделанное планировалось за счет финансирования из федерального и областного бюджетов. Увы, денег не поступило, и планы остались на бумаге. Из всего озвученного реально только с 1 января изменить часть маршрута №2. Все остальное «положено в долгий ящик» до лучших времен, когда поступят федеральные миллиарды.
«Во имя и на благо»
Депутат Сергей Швалов отметил, что все перечисленное принимается не в интересах жителей, а из каких-то других целей. Ведь если убрали дублирующие маршруты, то увеличился поток пассажиров на оставшихся автобусах. И последние должны стать более прибыльными. Как следствие – они должны были начать работать более стабильно или увеличить число рейсов. Но на практике этого не происходит. К тому же сокращение маршрутов отнюдь не означает удобство для пассажиров – ведь дублирование ни на одном участке не было стопроцентным. Плюс хотелось бы видеть участие самих орловцев в обсуждении готовящихся изменений. А в Орле уже в который раз транспортную схему меняют, во-первых, кулуарно, то есть без учета мнения пассажиров. Во-вторых, схемы движения меняют какие-то институты, сотрудники которых сами в Орле не живут и не знают всех туземных реалий. На бумаге ведь картина одна, а когда тебе отрывают пуговицы в переполненной маршрутке, или ты по 40 минут стоишь на морозе и не можешь уехать из своего микрорайона «на большую землю», то ситуация выглядит совершенно иначе!
Впрочем, у чиновников ответ готов на все – в этот раз Мария Родштейн пояснила, что проект региональный и разрабатывался на уровне области. Анализ делали некие «специалисты», которым «не доверять нет оснований». Везде, где убирали дублирование, упор делался на троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Правда, этих троллейбусов Орел так и не увидел. А что касается отмены «четверки», то «нареканий по этому поводу никаких нет», – заявила чиновница. Видимо, сотрудники мэрии никогда не пользуются общественным транспортом, либо не читают социальные сети, так как по отмене «четверки» нарекания как раз есть и довольно существенные! И для этого не обязательно даже ехать на Наугорку. В обеденный перерыв сотрудники горАда могут прогуляться до остановки «Главпочтамт» и попробовать сесть в любой проходящий 14-й или 354-й автобус, чтобы оценить всю прелесть принятого ими решения.
Еще один очень показательный момент: когда депутаты попросили дать им изучить подробно все ранее перечисленные планы, то оказалось, что распечатать этот документ нереально – получится слишком толстая пачка. Правда, все упомянутые документы «легко можно найти на портале Орловской области». Действительно, легко, если знать номер документа, его тип и дату принятия (опубликования). А еще легче, если давать ссылку перед комитетом, чтобы депутаты могли сами найти и скачать этот документ. Пока же обсуждение шло, что называется, «в темную».
«Добро пожаловаться!»
Еще один момент, который очень важен для многих жителей, – это жалобы на работу городского транспорта и как на них реагируют власти. Этот вопрос стоял только в повестке только одного комитета, но так получилось, что отвечать на него пришлось на двух заседаниях двум разным чиновникам. И это позволяет составить достаточно объемную картину происходящего с разных точек зрения. Так, заммэра Мария Родштейн отметила, что все поступающие жалобы отрабатываются. Пишут предписания перевозчикам. Главная причина жалоб – невыпуск на маршруты полного объема автобусов. По нескольким маршрутам (точнее, графикам внутри существующих маршрутов) конкурс объявляется уже не первый раз, и никто не подает заявки на участие. Среди проблемных в основном те направления, которые обслуживает ТТП, а ситуация с этим предприятием у всех на слуху. При этом жалобы на трехзначные маршрутки перенаправляются в область, в профильный департамент, и какие они принимают меры (и принимают ли) – город не знает.
Депутат Сергей Швалов отметил, что проблема с работой общественного транспорта носит системный характер и на слуху уже не первый год. Поэтому депутаты хотели бы слышать, каким образом власти намерены все же навести порядок в работе перевозчиков. Тем более, что на носу повышение платы за проезд – и жители просто не поймут очередного роста тарифов, если не улучшится работа маршруток. При этом власти постоянно придумывают какие-то отговорки, почему жестких мер никто не принимает. Вот и в этот раз снова никаких конкретных предложений не прозвучало. Мария Родштейн напомнила, что в любом регионе общественный транспорт – убыточная отрасль, и штрафовать за срывы графиков то же муниципальное предприятие – это не выход. Что делать с частниками (вернее, почему с ними никто и ничего не делает), рассказал уже другой выступающий на другом комитете.
Что касается проверок, то ситуация такова, что теперь у властей есть прекрасная отговорка – постоянные перебои мобильной связи, из-за чего невозможно контролировать нахождение машин на линии и соблюдение графика перевозчиками. А если делать выездные проверки, то водители постоянно на связи друг с другом, и стоит проверяющим остановить кого-то одного, как тут же о проверке узнают все его коллеги, и дальнейшая выездная акция теряет всякий смысл.
(Заметим, это полная чушь. Во время выездной проверки останавливать никого не надо. Достаточно стать на конечной остановке и отмечать, с каким интервалом на нее приезжают автобусы того или иного маршрута. Таким образом, станет ясно, и сколько автобусов конкретного перевозчика работает на линии, и соблюдают ли они график движения. Чиновники просто вводят в заблуждение депутатов, которым не мешало бы самим изучить вопрос, а не принимать на веру подобные отговорки. – Прим. ред.)
Под конец обсуждение вопроса на транспортном комитете достигло определенного эмоционального накала. Без денег решить какие-либо вопросы, по мнению властей, совершенно нереально. Разрывать контракты с наиболее рьяными нарушителями никто не рискует, так как на новые аукционы никто не выходит. Вместо нарушителей можно было бы ставить транспорт ТТП, но тут беда с финансами. Поэтому без денег навести порядок невозможно. Этот же тезис развил уже на другом комитете заммэра Алексей Степанов, когда речь снова зашла о наведении порядка в работе общественного транспорта.
«Мы считали по методике Минтранса, какая должна быть субсидия перевозчикам в чистом виде. Чтобы все перевозчики ездили, и все их убытки были дотированы, и они выполняли требование 10% в год обновлять и получать прибыль 8%, и их можно было жестко штрафовать. На прошлое лето эта сумма расчетная была 2 миллиарда рублей. И в этом случае можно было бы и штрафовать на 0,1% (по 137 тысяч) за каждый невыход на линию. И контракты у нас тогда стоили бы не по 100 рублей, а по 170 миллионов, и тогда совсем другая картинка была бы. Все упирается всегда в возможности бюджета. Можете посмотреть экономические операционные итоги московского метрополитена – сколько им доплачивают по итогам года», – отметил Степанов.
С тезисом, что без денег невозможно навести порядок, оказались не согласны как некоторые депутаты, так и сами жители. По стечению обстоятельств как раз в день проведения комитета в соцсетях появилась информация о поведении водителей на остановках (на что давно жалуются жители). Они намеренно не заезжают в остановочные карманы, чтобы затруднить посадку-высадку пассажиров в машины конкурентов, которые не могут объехать впереди стоящий автобус или троллейбус. Явление носит повсеместный характер, и тут совершенно точно не нужны дополнительные деньги, чтобы навести порядок. Также непонятно, какие деньги нужны, чтобы взять видеорегистраторы и отсмотреть действия водителей (тот же разговор по сотовому во время движения, высадка пассажиров из второй полосы, пропуск остановок и т.д.). К последней задаче можно подключить тех же курсантов школы милиции в виде практики и шефской помощи городу.
«На тебе, боже, что нам негоже»
Городские власти подготовили подробную «дорожную карту», точнее даже две карты по передаче ТТП из города в область. Одну максимально детализированную – включая и инвентаризацию, и все нормативные документы, которые нужно подготовить; вторую – в общих чертах для обозначения ключевых моментов по всей цепочке согласований. На реализацию проекта уйдет три месяца. Условно, если с 1 декабря 2025-го документ возьмут в работу, то уже к 1 марта 2026-го МУП станет областным. Об этом на заседании профильного комитета горсовета рассказал заммэра Алексей Степанов.
Напомним, о планах забрать ТТП с муниципального уровня на областной ранее заявил глава региона Андрей Клычков. Однако, с тех пор прошло уже больше месяца, но тема никакого развития со стороны «серого дома» не получила. И вот в ноябре стало известно, что работа в этом направлении на уровне города идет. Что делается для этого в области (и делается ли вообще), по-прежнему нигде не озвучивается.
Что касается ситуации в ТТП, то из трех видов перевозок (автобусы, трамваи и троллейбусы) незначительный прирост зафиксирован только по троллейбусным перевозкам. Напомним, предприятие остаётся в крайне сложном финансовом положении. Из-за отключения света в трамвайном депо ТТП вынуждено было в конце лета – начале осени существенно сократить выпуск на линию трамваев. Не было денег и на текущий ремонт автобусов. В целом здесь очень большая кредиторская задолженность за поставки электроэнергии, ГСМ, запасных частей. Подвижной состав городского электротранспорта и инженерная инфраструктура, обеспечивающая его работу, в крайне изношенном состоянии. Выпуск подвижного состава на линию низкий. Имеются факты неисполнения предприятием контрактных обязательств по обслуживанию ряда маршрутов. Не организована эффективная система контроля за выручкой, не обеспечена системная работа по контролю за оплатой проезда. На предприятии очень надеются, что область все же возьмет ТТП под свою опеку, как это сделано в некоторых соседних регионах. На комитете в качестве примера называлась Белгородская область.
При этом продолжаются суды с областным департаментом по возмещению части средств на перевозку льготников. В судах рассматривается несколько исков. И по одному (за 2021 год) предприятие смогло выиграть у департамента. Но даже тут получить деньги не удалось – облдеп добился разрешения отсрочить платеж до 9 января 2026 года. По остальным искам идет разбирательство (суммы – два иска по 27 миллионов рублей и третий иск на 30 миллионов рублей). По последнему году еще не вышел срок платежей. Город ждет еще месяц, а затем также будет подавать в суд на областной департамент.
Руководитель ТТП дополнил, что старый механизм компенсации перевозок из областного бюджета в мае прошлого года был отменен. А новый механизм компенсаций за ЕСПБ за полтора года так и не был разработан.
По арестованному имуществу ТТП удается договориться с приставами, чтобы арест накладывался не на всю кассу предприятия, и оно могло бы хоть как-то продолжать работу. Электроснабжение предприятия было восстановлено. По состоянию на прошлую неделю – на линии выходило 11 трамваев (по 4 – на 1-м и 3-м маршрутах и три – на 4-м маршруте), 13 троллейбусов и 10 автобусов.
Основное отклонение от плановых показателей в работе ТТП за 2025-й год произошло по автобусам. По трамваям и троллейбусам удалось немного нарастить выручку, но весь этот рост с лихвой перекрыла и «съела» ситуация с автобусами. Предприятие в силах поддерживать работу электротранспорта по той причине, что и трамваи, и троллейбусы – это колоссальные затраты на этапе запуска. А когда идет текущая работа, то электротранспорт обходится дешевле автобусов, – напомнил руководитель ТТП. Хотя приставы блокируют кассу и арестовали поступления от аренды опор (которые используют для своих линий операторы сотовой связи), предприятие все еще держится. Увеличение тарифа кардинально ситуацию не изменит. Идет подготовка и обучение новых кадров. Индексируется заработная плата.
При этом в который раз было сказано, что есть две суммы: первая, которая нужна, чтобы уверенно оставаться «на плаву», и вторая – чтобы предприятие развивалось и наращивало объем перевозки пассажиров. Все обсуждение на комитете строилось вокруг первой цифры. Ни о каких планах на будущее пока речи не идет. Обсуждались реальные суммы, которые нужны горэлектротранспорту, чтобы оставаться на грани выживания. Сколько нужно на развитие, никто конкретно не назвал. Хотя планы по этому самому развитию (мы выше упомянули про троллейбусы с автономным ходом) как раз и озвучивались. И это довольно странно, – отметили депутаты.
Для стабильной работы электротранспорту нужно, во-первых, погасить все долги, а во-вторых, получать ежемесячно необходимую предприятию сумму. Полностью отказаться от ТТП и перейти на услуги частников довольно опасно, так как частники доказали свою неуправляемость – по вечерам в городе остается преимущественно транспорт ТТП. Перекосов достаточно много. Например, электроэнергия для торговых центров обходится дороже, чем для транспорта, который перевозит жителей (то есть выполняет важнейшую социальную функцию). Мировой опыт показывает, что для успешной работы электротранспорта нужны серьезные финансовые вливания. Почему Орел пролетел, как фанера над Парижем, мимо всех федеральных проектов по обновлению подвижного состава – все стороны обсуждения на комитете предпочли тактично умолчать.
Председатель комитета Владимир Бутусов напомнил, что депутаты неоднократно отмечали, что развитие города (строительство крупных ТЦ, спортивных объектов и т.д.) никак не увязано с развитием транспортной инфраструктуры. Например, трамвай до сих пор проходит в основном по частному сектору, хотя изначально задумывался как транспорт большой вместимости, и необходим он как раз там, где большие потоки пассажиров. Тот же Химмаш был большим промышленным комплексом. Сейчас промышленность упала, и даже если какие-то промышленные цеха переоборудовали под ТЦ – это ненадолго. Не секрет, что дистанционная торговля вытесняет продажи в формате торговых центров. Это необходимо учитывать и как-то отражать в планах развития города. Пока же этой работы депутаты так и не увидели. Впрочем, есть надежда, что если ТТП передадут области, то некоторые вопросы все же будут решаться более оперативно. Особо это касается обеспечения транспортом территорий, находящихся на границе города и Орловского муниципального округа (таких, как сталепрокатный завод или микрорайон Болховский). И тут опять же хочется видеть не борьбу с последствиями транспортного коллапса, а грамотное планирование на перспективу, чтобы никаких коллапсов не допускать.
Несите ваши денежки!
Еще одним вопросом, который рассмотрели депутаты и который окончательно будет утвержден на ноябрьской сессии, стало повышение платы за проезд. За год выросла стоимость техобслуживания, ГСМ, минимальная зарплата и еще ряд параметров – все они были учтены при расчетах. Заммэра Алексей Степанов озвучил предложение администрации города по изменению тарифа на общественном транспорте на 4 рубля. Таким образом, с 1 января 2026 года проезд будет стоить при наличном способе оплаты 36 рублей; при безналичном способе оплаты – 33 рубля. Заместитель мэра отметил, что аналогичный тариф на городские пассажирские перевозки для автотранспорта и электротранспорта ниже, чем в большинстве соседних регионов. «В Смоленске стоимость проезда в общественном транспорте составляет 38 руб., в Воронеже – 37 руб.», – отметил Алексей Степанов. При этом в нескольких областях, проезд, наоборот, стоит дешевле. Депутат Александр Бреев уточнил: за счет чего Белгороду и Тамбову удается поддерживать транспортный тариф ниже орловского? «В Белгороде транспортное предприятие целиком областное!» – ответил Алексей Степанов.
При этом повышение тарифов идет не авансом, а вслед за уже произошедшими повышениями платы за газ, и расходов на запчасти, и всех-всех прочих составляющих платы за проезд. При этом реальные расходы ТТП на каждую поездку куда больше, чем утвержденный тариф – именно поэтому предприятие каждый месяц и генерирует такую сумму убытков, исчисляющуюся десятками миллионов.
Что касается неравномерного повышения платы за проезд и цены проездного (который подорожает не так существенно в процентном отношении), то здесь логика властей такая: поскольку проездными пользуется ограниченный круг пассажиров, в основном, льготники, то и при расчете стоимости проездного и общей платы за проезд опираются на разные параметры. Доходы той части пассажиров, что пользуются проездными, привязаны к социальным выплатам. А цена на проезд в целом опирается на иные расчеты, о которых мы рассказали выше.
Заместитель председателя горсовета Сергей Швалов предложил администрации города активнее стимулировать орловцев к оплате проезда безналичным способом. «Разделение тарифа на наличный и безналичный способствует безопасности перевозок, поскольку водителю меньше приходится отвлекаться для приема платежей, финансовые потоки прозрачные, руководство предприятия может их контролировать», – отметил депутат. Профильный комитет поддержал согласование тарифа на проезд. А 21 ноября городскому совету предстоит принять окончательное решение по этому вопросу.
Сергей МИЛЯХИН