№15 (112) от 24 мая 2024 г.
В одной из статей «ОС» о проблемах мусорной реформы в Орловской области мы писали, что законы логики в этой сфере не действуют. Очередное подтверждение этому прозвучало на заседании профильного комитета горсовета. Орловцы исправно платят за вывоз ТКО, но контейнерные площадки завалены невывезенными отходами. И при этом регоператору – «Зеленой роще» – понадобились еще какие-то дополнительные сборы с жителей. Вопреки заявленным целям мусорной реформы бардака в этой сфере с каждым годом становится все больше и больше.
Мусорная DDOS-атака
Наверное, излишне напоминать жителям, что основной целью мусорной реформы являлось наведение порядка с вывозом ТКО. В цепочке по сбору, вывозу и утилизации мусора появилось всего лишь одно крупное звено – сортировка – и его доля в структуре тарифа составляет порядка 20%. Но при введении сортировки плата за вывоз мусора выросла в среднем в три раза! Самое же удивительное, что порядка после такого нововведения в три раза больше не стало. Наоборот – творится что-то невообразимое. Очередное подтверждение этому прозвучало на комитете горсовета по ЖКХ. Вопрос стоял об организации контейнерных площадок. Замначальника управления ЖКХ мэрии Галина Коновалова рассказала, что по плану на этот год город должен был благоустроить 22 контейнерные площадки на 2,7 миллиона рублей. Но природоохранная прокуратура и Роспотребнадзор обратились в суд. По итогам рассмотрения дела город получил предписание о благоустройстве 56 площадок. Деньги в бюджет заложены. Но только на 22 площадки. Теперь, с очень большой вероятностью, в первую очередь будут обустраиваться те площадки, по которым есть решение суда. При этом по спискам есть пересечение по 5 адресам. Таким образом, городу предстоит обустроить 17+56 площадок. В финуправление поданы все бумаги на увеличение финансирования, но ответа на момент проведения комитета еще не поступало. Как отметили депутаты, при таких темпах финансирования только обустройство площадок по уже имеющимся адресам займет более трех лет. Депутат Александр Головин предложил провести переговоры с прокуратурой и разработать поэтапную программу. Дело в том, что решение суда касается не всех районов города. Получается, в ближайшее время некоторые районы Орла вообще не увидят новых контейнерных площадок?
С другой стороны, создается интересный прецедент. Жители других районов также могут пойти в суд, и город получит еще больше судебных решений по обустройству контейнерных площадок, на которые в бюджете просто нет средств. Вместо решения проблемы получится аналог DDOS-атаки, когда из-за большого числа запросов сайты просто перестают открываться. Если число судебных решений по контейнерным площадкам превысит критическую массу, то Орёл вместо выхода из тупика проблемы (пусть и не очень ударными темпами, но все же выхода) получит просто парализованную программу.
Меры и полумеры
При этом депутат Александр Головин отметил, что все действия властей, по большому счету, являются полумерой, которая не приводит к серьезному улучшению результата. По-прежнему одной из главных проблем остается несанкционированное выбрасывание строительного мусора в контейнеры для ТБО. Депутаты уже не первый год говорят о необходимости поставить возле контейнерных площадок видеокамеры, которые могли бы фиксировать номера машин-нарушителей. Ведь строительный мусор выносят не маленькими ведрами – а везут грузовыми «ГАЗелями» и «бычками».
Ряд проблем, затронутых на комитете, еще раз показал всю непродуманность мусорной реформы, которая, кстати, идет уже далеко не первый год. Город создает контейнерные площадки, но эксплуатируют их перевозчики. И тут, по словам Александра Головина, картина удручающая. Мусоровозы разбивают контейнерные площадки, повреждают сами контейнеры. Разбивается и подъезд к самой площадке. При этом получается замкнутый круг – регоператор получает деньги за вывоз мусора, мусоровозы разбивают площадки. А ремонт и создание новых площадок переложен на муниципалитеты.
Кроме того, отсутствует регулировка со стороны регоператора. Как отметил депутат Владимир Букалов, нередко наблюдается картина переполненных площадок. Но никто не пытается понять причину произошедшего. Ведь это либо неудовлетворительная работа перевозчиков (несоблюдение графиков) – и тогда надо принимать меры и наказывать виновных. Либо перенакопление носит системный характер и вызвано неправильными размерами самой площадки, т.е. надо ее увеличивать, ставить дополнительные бункеры и контейнеры.
«Несите ваши денежки!»
Коснулись депутаты и забуксовавшей практически на самом старте идеи раздельного сбора отходов. По всему городу можно наблюдать перевернутые вверх дном синие контейнеры, купленные специально для того, чтобы жители складывали туда вторсырье (пластик, стекло, металл и бумагу). Но, как выяснилось на комитете, «Зеленая роща» потребовала отдельную оплату за вывоз таких контейнеров. «Контейнеры-то мы поставили, но договоры с «Зеленой рощей» заключили не все (вероятно, имелись в виду УК). И часть синих контейнеров стоят поломанные, переполненные, и «Зеленая роща» их не вывозит, – пояснила Галина Коновалова. – На последнем совещании, которое было буквально на прошлой неделе в области, присутствовал представитель «Зеленой рощи», и мы договорились, что УК максимально полно забирает мусор из синих контейнеров, и мы их вывозим на ремонт на Новосильское шоссе».
Депутат Швалов попытался уточнить: «Вы сказали, что не заключены договоры с «Зеленой рощей». Кем?» Коновалова пояснила, что синие контейнеры в оперативном управлении у ОМЗ. Депутат уточнил: договоры о ремонте или о чем? «О вывозе ТКО», – последовал короткий ответ. И далее просто шикарное дополнение: «Людям поставили контейнеры. Их же нужно вывозить. Их бесплатно никто вывозить не будет».
Честное слово, если бы я в тот момент не сидел, то упал бы. На секундочку, жители многоквартирных домов и так платят за вывоз ТКО. Причем после старта «мусорной реформы» они стали платить втрое больше. О какой дополнительной оплате вывоза мусора из синих контейнеров может идти речь? Ведь идея сортировать отходы идет вовсе не от жителей! Это сам регоператор предложил людям сортировать отходы. И еще, на секундочку, в тарифе на вывоз ТКО уже заложена составляющая конкретно на сортировку (порядка 20%) – мы об этом писали чуть выше! То есть люди платят за сортировку, сами сортируют, а теперь должны еще и заплатить за вывоз ими же отсортированного?
Галина Коновалова попыталась объяснить дальше: «Начисляется общий тариф. А люди теперь должны сами заключить или договориться с УК, что на территории их контейнерной площадки будут стоять отдельные контейнеры для сухих отходов. Но «Зеленая роща» без договора их вывозить не будет!» Депутаты были настолько шокированы услышанным, что дальнейшее обсуждение вопроса прекратилось. Чтобы разобраться в теме, народные избранники решили на следующий комитет пригласить представителей самой «Зеленой рощи».
Опять вопросы к регоператору
Внезапно проблема вывоза мусора всплыла и при обсуждении вопроса содержания городских кладбищ. Как рассказал Максим Лобов, контракты на уборку мест захоронений заключены с МУП РОУ, а вот договор по вывозу мусора с контейнерных площадок – с УК «Зеленая роща». И тут есть интересный нюанс.
«По уборке территорий кладбищ к МУП «РОУ» претензий нет. За этот год уже было вывезено практически полтысячи кубов мусора. Кроме того, организация делает и опиловку деревьев, причем затем самостоятельно все вывозит. По этим двум контрактам опасений и сомнений в исполнении нет. Но, к сожалению, со своей задачей по вывозу мусора не справляется УК «Зеленая роща», – рассказал депутатам Максим Лобов. – Простой пример: в апреле месяце из 14 запланированных рейсов по вывозу мусора сделано всего четыре. Претензии письменные компании направлены, устно также проведены переговоры. Обещают к Пасхе все поправить и вывезти весь мусор».
Рассказал о своем видении проблем с вывозом мусора и руководитель МУП РОУ Руслан Мачалов. Он отметил, что МУП РОУ справляется со своей задачей – собрать мусор и вывезти его на контейнерные площадки. А вот дальше есть ряд вопросов. И соблюдение графиков перевозчиками «Зеленой рощи» – далеко не единственная проблема. Если посмотреть на ситуацию на контейнерных площадках на кладбищах, то она по сути повторяет все те же проблемы, что творятся в масштабах города.
«Кто ломает синие контейнеры? Грейферами их ломают, коверкают и уничтожают. Почему-то за их ремонт должен платить город, хотя грейферы городу не принадлежат. Сами контейнерные площадки тоже повреждаются перевозчиками. И если взять те же судебные решения по установке площадок – если бы мусор не перенакапливался, а вывозился вовремя, то не было бы и такого количества жалоб от жителей во все инстанции», – отметил Руслан Мачалов.
Нарушители есть, а нарушений нет
При обсуждении изменений в Правила благоустройства и санитарного содержания города возник вопрос у депутата Александра Головина. Напомним, недавно областной совет внес поправки, согласно которым теперь будут штрафовать владельцев авто, которые перекрывают подъезд к мусорным контейнерам. Депутат Головин обратил внимание, что нужно наводить порядок с еще одной категорией нарушителей. Жители жалуются на очень схожую проблему: нередко автовладельцы оставляют свои машины по краю проезжей части, сужая и без того неширокие проезды. В частном секторе проезды оказываются перекрыты напрочь. Нередко торговцы бросают свои авто на ночь, чтобы утром снова развернуть бурную торговлю. Либо оставляют коммерческий транспорт во дворах, где предусмотрены только гостевые стоянки. При этом никаких мер к нарушителям применить не удается. Депутат Александр Головин в качестве примера привел один из перекрестков по улице Гагарина, который, по словам народного избранника, превратился просто в хранилище автомобилей вдоль трассы. Поддержал коллегу и депутат Владимир Букалов. Свой вопрос он адресовал представителю прокуратуры, пришедшему на заседание. В частности, народного избранника интересовало, в какие ведомства необходимо обращаться в подобных случаях: «Хотел бы узнать, кто осуществляет контроль за эксплуатацией коммерческого транспорта (автобусов, большегрузов), т.к. люди бросают их в том числе на оживленных улицах. Зачастую это создает аварийные ситуации на дорогах, да и красоты нашим дворам тоже не добавляют: здесь фура, там подъемный кран… Убежден, что в этом вопросе надо наводить порядок», – отметил Владимир Букалов.
Представитель прокуратуры рассказала, что в подобных случаях необходимо обращаться в контролирующие органы, в данном конкретном случае – в ГИБДД: «Те лица или очевидцы, которые установили данный факт нарушений, должны обратиться в территориальные органы ГИБДД с обращением, и, соответственно, этот орган должен отреагировать».
Правда, не совсем понятно, что именно нарушают владельцы авто, когда паркуются вдоль дороги. При отсутствии знаков «Стоянка запрещена» вряд ли получится на них повлиять. Тем более, когда речь идет о дворах, и так заставленных вдоль и поперек машинами местных жителей. Но попытка привлечь внимание к проблеме хороша уже тем, что о ней начали говорить.
Сергей МИЛЯХИН