Депутат Виталий Рыбаков проанализировал отчет областной КСП
№17 (114) от 22 мая 2024 г.
На майской сессии облсовета Контрольно-счетная палата Орловской области будет отчитываться перед депутатами о результатах своей работы в 2023 году. Текст отчета народные избранники получили заранее, чтобы изучить досконально, во всех деталях. Депутат Виталий Рыбаков проанализировал отчетный документ КСП и поделился с «Орловской средой-плюс» своими выводами. А также выдвинул целый ряд вопросов, адресованных председателю КСП Константину Паршину.
Виталий РЫБАКОВ
«Проанализировав материалы проверок КСП Орловской области, проведенных в 2023 году, можно сделать вывод, что результаты их стремятся к нулю. И так происходит уже три года, с того момента, когда руководителем КСП стал Константин Паршин, выдвиженец губернатора Орловской области Андрея Клычкова, – считает Виталий Рыбаков. – Складывается ощущение, что задача КСП сводится к тому, чтобы выявлять мелкие или формальные нарушения. Возможно, это и подразумевалось при назначении на должность нынешнего руководителя?
Так или иначе, но ранее результативно работающая команда КСП внезапно утратила свою квалификацию.
При этом президент РФ поручил обеспечить эффективность использования каждого бюджетного рубля. И во главе контроля за эффективным использованием бюджетных средств должна стоять Контрольно-счетная палата, чего мы не наблюдаем в действительности.
Возникает вопрос: а какова же эффективность работы КСП Орловской области в 2021-2023 и текущем годах? Какие задачи и чьи поручения выполняет Константин Александрович Паршин? Соответствуют ли результаты деятельности КСП задачам, поставленным президентом России В.В. Путиным, направленным на жесткий контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств? Об этом можно судить, изучив материалы отчета КСП за 2023 год.
Итак, согласно представленному депутатам отчету, Контрольно-счетной палатой Орловской области в 2023 году проведено 33 контрольных и два экспертно-аналитических мероприятия (далее ЭАМ).
Также, во исполнение раздела 2 Плана работы КСП, проведено 39 ЭАМ, которые являются текущими – это подготовка аналитических записок по формированию и исполнению областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и экспертизе нормативно-правовых актов.
По инициативе КСП в отчетном периоде проведено 10 контрольных мероприятий. При этом в План проверок включены объекты с низким риском нарушений.
Следует отметить, что на одного сотрудника КСП приходится всего 1,8 проверки в год (штат КСП – 19 человек).
Не исполнен п.1.1.10 Плана «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию Красного моста в городе Орле (Поручение Орловского областного Совета народных депутатов). Проведение данной проверки планируется в 2024 году.
По результатам проведенных проверок выявлены нарушения на сумму 922,1 млн рублей. При этом, не смотря на увеличение количества проверок в отчетном периоде, эффективность их снизилась по сравнению с 2022 годом на 3 млн рублей. Доля выявленных нарушений (неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств) в общем объеме проверенных средств составляет всего 1,5 процента.
При этом из года в год увеличивается количество возбужденных правоохранительными органами дел по фактам совершенных мошеннических действий при использовании бюджетных средств.
Особо хочется отметить, что, несмотря на систематические факты нарушения законодательства и неэффективного использования бюджетных средств, выявляемые надзорными и правоохранительными органами, КСП Орловской области в настоящее время существенные нарушения не выявляются.
Основная доля нарушений, выявленных КСП в 2023 году (более 80 процентов) – это нарушения правил ведения бухгалтерского учета, другие нарушения, которые являются техническими.
Выявленные нарушения при осуществлении закупочной деятельности в сумме 291,6 млн рублей являются в основном нарушениями процедурного характера.
При проверках не использовался риск-ориентированный подход. Проверке подвергались контракты с небольшими объемами вложений. Не уделялось должного внимания процедурам формирования начальной максимальной цены контрактов, заключения прямых договоров, где в основном и существуют риски неэффективного использования бюджетных средств.
По результатам контроля отмечены факты неэффективных расходов в объеме 109 млн 092 тыс. рублей. Основная доля данных нарушений приходится на закупки медицинского оборудования, которое не эксплуатировалось более года, случаи разработки проектно-сметной документации с недостатками, требующими последующего устранения и доработки.
В сводной таблице отражено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1,1 млн рублей. Вместе с тем, данное нарушение не нашло своего отражения в отчете. Требуются дополнительные пояснения, в чем именно выражается это нецелевое использование средств, какие меры приняты, возбуждены ли уголовные дела по данным обстоятельствам.
Согласно отчету, по итогам контроля за расходованием средств установлены случаи приемки невыполненных работ, а также работ, выполненных с нарушением требований строительных норм, на сумму 46 млн 555,1 тыс. рублей. Также в отчете отмечено, что КСП проведена работа по взысканию неправомерных расходов и причиненного ущерба в размере 68 млн 467,8 тыс. рублей. Вместе с тем ни в актах проверок, ни в отчете не отражено, по каким конкретно объектам проверок и в каком объеме выявлены данные факты. Также не указано, кому возмещен ущерб и с кого взысканы неправомерные расходы. Данные нарушения должны были повлечь обязательное возбуждение уголовных дел, а по факту их нет. Требуются пояснения со стороны КСП по выявленным нарушениям.
По данным отчета, объем средств, фактически возвращенных в доход областного бюджета, составил 27 млн 742,3 тыс. рублей. Здесь также отсутствует информация, какими учреждениями были возвращены бюджетные средства и по каким выявленным нарушениям. Необходимы дополнительные пояснения.
В отчете отмечено, что по результатам проведенных проверок возбуждено два уголовных дела и 27 административных производств, по итогам рассмотрения которых обеспечено поступление в областной бюджет штрафных санкций в размере 1 903,4 тыс. рублей. Вместе с тем не указано по результатам каких проверок возбуждены уголовные дела, по каким материалам и за какие правонарушения возбуждены административные производства, кто привлечен к административной ответственности. Необходимо подтверждение достоверности данной информации.
Также в отчете говорится, что за допущенные нарушения должностные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности, но не указано кто именно и по результатам каких именно проверок. Данная информация должна отражаться в Отчете.
Сказанное выше касается общих сведений. Теперь перейдем к конкретике.
В рамках аудита бюджетных расходов
в сфере дорожного хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2023 году проведено 10 контрольных выездных мероприятий. Проверены расходы областного бюджета в размере 2,3 млрд рублей. Выявлено нарушений на сумму 291 млн рублей. В основном все выявленные нарушения – технические. При этом не секрет, что именно в данной сфере хозяйственной деятельности присутствуют высокие риски неэффективного использования бюджетных средств, что подтверждается результатами проверок, проведенных правоохранительными и надзорными органами.
Так, по результатам проверки прокуратуры Орловской области по вопросу эффективности использования средств, выделенных на реализацию нацпроекта «Жильё и городская среда», следственными органами возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, совершённого в особо крупном размере, при расселении аварийного жилья в г. Орле. Установлены факты приобретения жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда по завышенной стоимости. Бюджету причинён ущерб на общую сумму более 58 млн рублей.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой Орловской области по исполнению контракта на строительство станции умягчения воды Окского ВЗУ в г. Орле по ул. Береговая, 48 ж возбуждено уголовное дело о хищении 103 млн рублей.
Также при благоустройстве территории бульвара по улице Социалистической и площади перед храмом Дмитрия Солунского в г. Дмитровске выявлено хищение бюджетных средств в сумме 1,9 млн рублей. Возбуждено уголовное дело.
Результаты проведенных проверок показывают, что КСП не всегда качественно исследуются вопросы эффективности использования бюджетных средств.
Так, КСП проведена проверка эффективности использования средств некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», в том числе на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов.
При этом вопрос эффективности использования средств на выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнение работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов исследован не до конца.
Победителем конкурса на выполнение данных работ стало ООО «Трансэнерго» с уставным капиталом 10 тыс. рублей, местонахождение – в г. Нижний Новгород.
С данной организацией заключен контракт на сумму 563,2 млн рублей. При этом разработкой проектной документации, обследованием лифтового оборудования занимался непосредственно поставщик услуг, на основании чего была сформирована НМЦ контракта. То есть будущий подрядчик готовил документацию «под себя», заранее зная, что выиграет конкурс и получит контракт. А значит, имелись риски необоснованного завышения объемов работ. Данный вопрос проверяющими не исследован. Нарушений не установлено, замечаний у КСП не оказалось. То есть подрядчиком «освоено» более 500 млн рублей без каких-либо претензий со стороны контрольного органа. На мой взгляд, здесь может прослеживаться коррупционная составляющая.
При проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств на реконструкцию моста через реку Сосна на автомобильной дороге Вахново – Важжово в Ливенском районе Орловской области КСП также не выявлено существенных нарушений. Вместе с тем правоохранительными органами по данному объекту выявлено хищение бюджетных средств, возбуждено уголовное дело.
При проверке КСП Орловской области целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделенных на строительство детского сада (ясли) по ул. Ливенская в г. Орле в рамках реализации национального проекта «Демография», установлен ряд нарушений. При этом аналогичная проверка данного объекта была проведена и КСП г. Орла. По ее результатам установлено, что стоимость работ превысила первоначально утвержденную на 116 млн рублей. Неэффективное использование бюджетных средств в части оплаты работ, качество которых не выдержало гарантийные сроки, приобретение оборудования, качество которого не подтверждено документально составило 5,6 млн рублей. Также на сумму свыше 10 млн рублей выявлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта. Общая сумма выявленных нарушений превысила 15,7 млн рублей.
Ни один из данных фактов в официальной информации о результатах проверки, проведенной КСП Орловской области, не отражен.
Таким образом, как показывает анализ отчета о деятельности КСП Орловской области в 2023 году, в настоящее время в регионе отсутствует эффективный контроль за расходованием бюджетных средств со стороны Контрольно-счетной палаты. Из-за этого у коррумпированных чиновников и недобросовестных подрядчиков может сложиться впечатление, что в Орловской области можно воровать и спать спокойно. Неужели этого добивался губернатор Клычков, когда рекомендовал на должность председателя КСП господина Паршина, под руководством которого деятельность Контрольно-счетной палаты можно назвать безрезультатной? И неужели за такую безрезультатную деятельность Паршин получает награды и поощрения от губернатора?
Учитывая все изложенное выше, считаю, что КСП Орловской области необходимо:
– Активизировать работу по контролю за эффективным использованием бюджетных средств, при этом обратить особое внимание на эффективность расходования средств регионального и федерального бюджетов при реализации национальных проектов в Орловской области, усилить контроль за достижением целевых индикаторов;
– Обеспечить высокое качество проверок закупочной деятельности. Выявлять не только процедурные нарушения, но и факты неиспользуемой возможности экономии бюджетных средств в данном направлении;
– Проводить тщательный анализ заключенных договоров с единственными поставщиками, при этом проверять стоимостные показатели при заключении госконтрактов;
– Применять риск-ориентированный подход при выборе объектов проверки.
– Обеспечить качественное проведение экспертно-аналитических мероприятий и подготовку аналитических записок по формированию и исполнению областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования».
ВОПРОСЫ КОНСТАНТИНУ ПАРШИНУ:
Константин ПАРШИН
В рамках своих полномочий КСП проводит экспертно-аналитические мероприятия по исполнению бюджета. Вопрос: насколько устойчива финансовая система субъекта федерации по оценке КСП? (Госдолг на 01.01.2024 г. – 23,8 млрд рублей, прирост к уровню 2022 года – на 1,8 млрд рублей. За четыре года госдолг увеличился на 6 млрд рублей). Какие неиспользованные резервы можно задействовать для улучшения сложившейся ситуации? Какие предложения даны КСП Орловской области?
В чем причины низкой эффективности работы КСП? Контрольный орган выявляет, в основном, технические нарушения, тогда как результаты проверок, проведенных правоохранительными органами, свидетельствуют о наличии существенных нарушений и злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.
Какие самые резонансные проверки проведены в отчетном периоде? Каковы их результаты?
Какие объекты в рамках реализации нацпроектов проверялись в 2023 году? Есть ли среди них наиболее проблемные? Какие нарушения выявлены в ходе этих проверок? Сколько неправомерно израсходованных средств возвращено в бюджет?
В чем причины отсутствия должного контроля за реализацией национальных проектов?
Какие существенные нарушения выявлены при заключении госконтрактов с единственными поставщиками?
Какую сумму составила бы экономия бюджетных средств при госзакупках, если бы для ее достижения использовались все имеющиеся резервы (например, не допускалось бы завышение начальной максимальной цены контрактов)?
Какая сумма возвращена в бюджет по результатам проведенных КСП контрольных мероприятий в 2023 году?
По результатам каких проверок выявлены факты неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств (1,1 млн. руб.)? Какие меры реагирования приняты по итогам данных проверок?
10) За какие конкретно нарушения, выявленные в ходе проверок КСП, возбуждено 27 административных производств, по итогам рассмотрения которых обеспечено поступление в областной бюджет штрафных санкций в размере 1 млн 903,4 тыс. рублей? Кто именно привлечен к административной ответственности?
11) В отчете (стр. 9) отмечено, что КСП проведена работа по взысканию неправомерных расходов и причиненного ущерба в размере 68 млн 467,8 тыс. рублей. В каком объеме и по каким именно объектам проверок выявлены данные факты? Кому конкретно возмещен ущерб? С кого именно взысканы неправомерные расходы?
12) В отчете (стр. 43) говорится, что по результатам проведенных проверок возбуждено два уголовных дела. По результатам каких материалов проверок возбуждены данные уголовные дела?