№10 (152) от 19 марта 2025 г.
На прошлой неделе строители орловского аэропорта, которым не платят зарплаты с ноября прошлого года, записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину. В нем уже бывшие работники компании «Ирмаст-Холдинг» рассказали главе государства о своем бедственном положении и попросили провести проверку по факту невыплаты заработной платы, поскольку подрядчик получил аванс более миллиарда рублей, однако даже после возбуждения уголовных дел заработанные деньги строителям так и не отдали. После публикации обращения на проблему обратил внимание председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, который поручил и. о. руководителя СУ СК России по Орловской области Андрею Чапанову доложить об установленных в ходе следственных действий обстоятельствах, а по завершении расследования уголовного дела – о его результатах.
Тем временем 14 марта вопрос о строительстве аэропорта вновь рассмотрели на заседании комитета облсовета по градостроительной деятельности и транспорту. Докладывал заместитель начальника «Орелгосзаказчика», он же куратор объекта Руслан Орлов. Тот самый, который месяц назад уверял депутатов, что аэропорт готов принимать самолеты, а долги по зарплате строителям постепенно погашаются. На этот раз господин Орлов повысил процент готовности объекта с 70 до 72 процентов и как только мог защищал подрядчика.
По справке – 72 процента, а на самом деле?
– Я не так давно делал доклад и, наверное, сейчас скажу об изменениях, которые произошли за это время, – бодро начал свое выступление Руслан Орлов.

Руслан Орлов
– Да, есть проблемы у подрядчика, ничего не поменялось с того времени кардинально. Задолженность по зарплате до сих пор не погашена, темпы строительства не увеличены, но стройка сейчас осуществляется. Всем известно, что сейчас ведут свою работу правоохранители в двух направлениях. Сейчас на объекте ведутся работы по строительству служебно-пассажирского здания, за январь – февраль завершено армирование, и бригада рабочих готовит здание к залитию плиты-перекрытия бетоном. Сложная работа ведется. Параллельно ведутся работы по строительству водосточно-дренажной сети левой части взлетно-посадочной полосы. Буквально вчера было совещание с руководителем организации, который в очередной раз пообещал в июле завершить строительные работы. При этом предоставил график оплаты задолженности по зарплате. В графике стоит дата начала выплат – апрель.
Депутат Наталья Зубцова решила уточнить:
– В прошлый раз на комитете вы говорили, что строительство завершено на 70 процентов…
Орлов тут же повысил ставки:
– 72 процента по справке подрядчика.
– А на самом деле? – поинтересовалась Зубцова.
Оказалось, что 72% – это готовность в денежном, так сказать, выражении.
– Стройка делится в части выполнения на две части. Это завершенное строительство, которое принято по формам КС-2, и незавершенные работы. На сегодня работ принято на сумму около 900 миллионов рублей, – пояснил Орлов. – Эти работы подтверждены строительным контролем и выполнены согласно проектно-сметной документации. Завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, завершено строительство патрульной дороги в объеме первого этапа – это порядка четырех с половиной километров, выполнено строительство периметрового ограждения процентов на 85 (порядка шести километров). Также осуществлено строительство фундаментов под оборудование и организацию воздушного движения, сделаны площадка и подъездные пути службы обеспечения, построена рулежная дорожка, построен перрон, но у них отсутствует на сегодня верхнее асфальтобетонное покрытие. Осталось возвести вторую большую плиту перекрытия на СПЗ, установить фасад, кровлю, смонтировать небольшое здание диспетчерского пункта, котельную, на взлетно-посадочную полосу установить сигнальное оборудование и построить сеть ливневой канализации и вторую ветку пожарного водоснабжения. Плюс электрическая сеть, но там объем работы небольшой. Это порядка полумиллиарда рублей – стоимость работ оставшихся.
Недоконтролировали…
Следующий вопрос задал депутат Евгений Косогов:
– А есть ли какие-то замечания у строительного контроля к данному объекту и к данному подрядчику?
По словам Орлова, организация, осуществлявшая строительный контроль, работала до осени прошлого года, пока не начались проблемы у подрядчика. И подходила к делу весьма серьезно – без устранения замечаний никакие документы не визировала.
– Абсолютно по каждому объему работ ФАУ «РОСДОРНИИ» подготовил отчет, отчет визируется как на месте, так и руководителем в Москве, отделом строительного контроля, с которым мы были постоянно на связи. Готовится журнал, где отражены все принимаемые работы, и ставится виза на форме КС-2 о том, что работы выполнены согласно проекту, по объему и качеству претензий у строительного контроля нет. По этой визе заказчик, соответственно, производил оплату выполненных работ, – отчитался Орлов.
Как справедливо заметил депутат Евгений Косогов, ссылаясь на информацию Орлова, стройконтроль за выполненной подрядчиком работой не осуществлялся на протяжении нескольких месяцев.
– А в чем причина? Это ведь серьезный объект, – уточнил Косогов.
– Причина в том, что у нас была с РОСДОРНИИ договоренность, точнее, договоренность Минтранса и РОСДОРНИИ, что они осуществляют контроль по коммерческому контракту с «Ирмаст-Холдингом». Поскольку у «Ирмаст-Холдинга» начались определенные финансовые проблемы, естественно, РОСДОРНИИ прекратил свою контрольную работу на объекте. Из того, что принято, порядка 95 процентов было отконтролировано РОСДОРНИИ, оставшийся небольшой объем работы в части завершения асфальтирования взлетно-посадочной полосы и периметрового ограждения осуществлялся силами строительного контроля «Орелгосзаказчика».
– Я прошу обратить внимание, что даже эти пять процентов могут серьезно повлиять на взлетно-посадочную полосу. Потому что одно дело, когда специализированная федеральная организация ведет контроль за строительством объекта, а другое дело – «Орелгосзаказчик», где вряд ли есть специалисты в строительстве взлетно-посадочных полос. Поэтому я прошу этот вопрос поднять, чтобы подрядчик оплатил этот объем работ РОСДОРНИИ, чтобы они проверили, выполнил он качественно или нет.
– Я подозреваю, что эта ситуация с пятью процентами создана искусственно, – высказал свое мнение председатель комитета Виталий Рыбаков. – Результаты мы получим в краткосрочной перспективе.
Орлов, однако, настаивал, что «Орелгосзаказчик» контролировал строго и на сто процентов уверен в качестве выполненных работ.
Историю не изучал, но знаю прекрасно
Тем временем у Виталия Рыбакова возник вопрос о деньгах.

Виталий Рыбаков
– Я правильно понимаю, что подрядчику выплачен аванс миллиард триста миллионов, и опроцентовано на 900 миллионов рублей? Вы главный контролер и главный контактер с подрядчиком, который проводит работы в нашем аэропорту «Южный». Вы куратор этого объекта. Как получилось, что с октября прошлого года вы до того доконтролировались, что рабочим этой организации не выплачивают зарплату – и это влияет на имидж нашей Орловской области в целом, потому что вы представитель «Орелгосзаказчика». И сейчас мы видим выступления в СМИ, в социуме, что рабочим не платят зарплату на объекте национального проекта. Как это понимать?
– Ну, во-первых, заказчик, и я в том числе, обращали внимание – и до сих пор ведутся диалоги с первыми лицами НАО «Ирмаст-Холдинг» об этой проблеме. На конец года, насколько я знаю, с наших требований в адрес подрядчика и выплат, которые осуществлялись, была закрыта часть заработной платы. Насколько я знаю, порядка 15-20 миллионов точно ушло в счет погашения. Оставшаяся часть… Ну, я, к сожалению, не могу в полном объеме контролировать хозяйственную деятельность подрядчика, куда он расходовал доведенные до него средства, это вне наших полномочий, но работа проводится по сей день. В том числе правоохранители занимаются этим вопросом, – прокомментировал Орлов, добавив, что выше головы прыгнуть не может.
– Есть юрлицо, которое распоряжается своими собственными деньгами, и я не могу говорить: пожалуйста, распоряжайтесь так – это превышение полномочий. Но проблема эта, повторюсь, поднимается неоднократно, даже десятикратно, двадцатикратно. Главному руководителю «Ирмаста» это озвучивалось и до сих пор озвучивается.
– Вы читали публикацию уважаемого издания «ОрелТаймс», что это за организация? – последовал очередной вопрос от Виталия Рыбакова. – Вы, когда заключали с ней контракт, вы посмотрели ее производственную историю? Вы лично вместе с Ященко (начальник «Орелгосзаказчика» – Прим. ред.)?
– Здесь, я скажу, два пункта есть, – ответил Орлов. – Первое. 44-й ФЗ не предполагает подобных процедур. Подрядчик соответствовал полностью в части наличия опыта и подходил всем требованиям. А кроме того, после подачи единственной заявки было одобрение со стороны КРУ, насколько я знаю. Потому что контракт стоил больше миллиарда рублей. Второе. Компания «Ирмаст-Холдинг» имеет историю более 30 лет. Это одно из ведущих предприятий отрасли, которое имеет большой опыт строительства подобных объектов. И за его спиной, кстати, много-много проектов на десятки миллиардов рублей, аналогичных.
Из ответа Орлова стало ясно, что историю фирмы все же изучали. Хотя и не должны были. Но изучали как-то выборочно. Что надо – заметили, а что не надо – пропустили. Например, претензии к «Ирмаст-Холдингу» якутской прокуратуры и Росавиации при реконструкции аэропортов в Якутске и Ульяновске, или штраф за нарушения при реконструкции взлетно-посадочной полосы в ульяновском аэропорту, где подрядчик – «Ирмаст-Холдинг» – выполнял работы и использовал материалы, не соответствовавшие проектной документации.
– Да, сейчас строительная отрасль переживает не лучшие времена, но так или иначе все крупные компании имеют какие-то кредитные линии. Но, к сожалению, когда банки позволяют кредитоваться под ставки свыше 30%, не все бизнесы это выдерживают в наше время. И сейчас строительная отрасль в целом по стране переживает весьма сложные времена. Это не только «Ирмаст-Холдинг», это десятки других компаний, которые гораздо масштабнее, чем наш подрядчик, – встал на защиту бедного подрядчика Руслан Орлов, но его тут же осадил Виталий Рыбаков.
– При чем здесь кредиты? Они получили аванс – миллиард триста, какие кредиты, о чем вы говорите? Кому вы это говорите? Вы говорите Почетному строителю России этот бред? Я вас прошу этого не делать! – не сумел сдержать эмоций депутат.
– Я могу сказать, что все средства аванса, которые были потрачены на объект, были израсходованы исключительно по договорам, которые носили характер либо на материалы, либо на оплату спецтехники, либо это была зарплата. Других статей расходования средств не было, – стоял на своем Орлов, очевидно забыв, что на днях те самые правоохранители, на которых он неоднократно ссылался, сообщили, что по меньшей мере 54 миллиона из авансовых средств были выведены на счет гендиректора компании и других аффилированных лиц. Кстати, этих денег с лихвой хватило бы, чтобы рассчитаться и с рабочими, и с субподрядчиками.
– Логика вашего ответа такова. Я решил построить аэропорт. Заявились какие-то непонятные гастарбайтеры непонятно откуда, и я на основании этого закона – чиновник, представитель «Орелгосзаказчика» – заключил контракт непонятно с кем. Если я настоящий руководитель, я должен проверить, прошерстить всю подноготную организации, которой доверяю контракт свыше миллиарда рублей. О чем вы нам здесь говорите! – возмутился Рыбаков и посоветовал Орлову ознакомиться с материалом «ОрелТаймс».
Таинственный консультант
Думаем, что ничего нового из публикаций орловских журналистов господин Орлов не узнает. Почему-то нам кажется, что с историей этой организации, как 30-летней давности, так и современной, он прекрасно знаком – вот даже о кредитных трудностях ему известно, а по 44-му ФЗ представителям заказчика о таких аспектах знать вроде бы как не полагается, не так ли?
– Вам не стыдно? – таким вопросом завершил свое эмоциональное выступление председатель комитета.
Оказалось, Орлову не стыдно. И он даже пояснил, почему.
– Потому что я знаю опыт этого подрядчика. Он выполнил одну из крупнейших работ в нашей стране – реконструкцию аэропорта Домодедово, взлетно-посадочной полосы. Объект в Ульяновске, объект в Якутии, – упорствовал Орлов.
И, надо сказать, это упорство его подвело. Про Ульяновск и Якутию мы уже упоминали, а вот что касается Домодедово, то тут господин Орлов прокололся. Реконструкцию этого аэропорта «Ирмаст-Холдинг» не выполнял. Выполняла его другая компания – СУ №1. С «Ирмаст-Холдингом» ее объединяет лишь некий господин Солодовников, который в СУ №1 был руководителем, а в «Ирмаст-Холдинге» значится неким то ли консультантом, то ли советником директора, но фактически, как уверяют работники компании, руководит всеми процессами. Так что пример оказался неудачным. Не говоря уже о том, что реконструкция Домодедово сопровождалась скандалами и даже уголовным делом, из выступления чиновника стало ясно, что господин Орлов знаком не столько с опытом «Ирмаст-Холдинга», сколько с опытом его консультанта, причем, знаком весьма хорошо. Настолько, что даже перепутал компании, с ним связанные. Очевидно, так же хорошо чиновник Орлов знаком и с самим консультантом – иначе трудно объяснить подобное стремление во что бы то ни стало оправдать подрядчика, несмотря на очевидное нарушение им закона – да, да, невыплата зарплаты – это нарушение трудового законодательства.

Как сообщают пользователи соцсетей, “Ирмаст-Холдинг” не платит рабочим не только в Орле…

Следующий вопрос расставил все точки над i. Задал его один из уже бывших работников «Ирмаст-Холдинга» Александр Крутых:
– Вот вы говорили, что вчера руководитель был в Орле. Как такое может быть, если он в настоящий момент находится под домашним арестом? Кто этот загадочный человек, который был в Орле вчера и с вами общался?
– Советник генерального директора, вы его прекрасно знаете, – на голубом глазу сообщил чиновник, но фамилию не назвал. Хотя и так было ясно, о ком идет речь. Как ясно и то, что настоящий руководитель компании-подрядчика для чиновника Орлова – тот самый господин-консультант, вариант – советник – Сергей Солодовников (о нем мы подробно рассказывали в прошлом номере газеты).
– Я его прекрасно знаю, – подтвердил Александр Крутых. – Но он советник генерального директора, а отнюдь не руководитель. Но при этом мы его видим в высоких кабинетах постоянно. То есть это не простой советник? Может быть, я и ошибаюсь. Над этим вопросом сейчас работают компетентные органы.
А далее Александр Крутых и его коллега Антон Кузнецов рассказали, что происходит в аэропорту с точки зрения тех самых работников, которые не первый месяц не могут получить честно заработанные деньги и которых, в отличие от подрядчика, господин Орлов совсем не защищает и не жалеет.
– Организация сохранила долги по зарплате перед 50 работниками, частично за октябрь – ноябрь, а также за декабрь, январь и февраль, – сообщил Александр Крутых. – Объект федерального значения, федеральное финансирование. Все надеялись, трудоустраиваясь, что все будет хорошо и честно – мы под крылом государства. И даже подрядчик с именем. Но, если копнуть, то пресса уже дала столько фактуры… Но наша проблема одна – получить заработанное. И справедливый вопрос от Виталия Анатольевича: при оплате подрядчику 1,3 миллиарда при выполнении работ на 900 миллионов – где разница, если долги по зарплате остаются? Сейчас исключительно субподрядные организации находятся на объекте. Ни одного штатного представителя «Ирмаст-Холдинга» я на объекте в последнее время не видел. Периодически приезжает советник генерального директора и принимает какие-то решения. Солодовников Сергей Иванович. Хотелось бы не бегать по кабинетам и общаться с прессой, а дальше работать, и чтобы закрыли долги.
– Когда я устраивался на должность старшего механика, все в организации было хорошо, – рассказал Антон Кузнецов. – Платили заработную плату, было какое-то финансирование. Но к концу августа нам стали задерживать зарплату – на две недели, потом где-то на месяц. Сейчас мы не получили заработную плату за конец ноября, декабрь, январь и февраль. Нам ни копейки не заплатили. Первые предпосылки банкротства, по моему мнению, начались в сентябре 2024 года, когда по команде генерального директора, который сейчас находится под домашним арестом, всю нашу технику (это была собственность «Ирмаст-Холдинга») начали переоформлять на лизинговые компании (на Совкомбанк). Когда я начал задавать вопросы, почему и для чего это делается, вразумительного ответа я не получил. Потом эту переоформленную технику они взяли в долг, и сейчас за неуплату всю технику забрал банк. И как они думают строить, я не представляю. Ничего не осталось на территории. Люди все уволились.
Бывший геодезист «Ирмаст-Холдинга» Борис Иванов добавил, что рабочие уже не верят обещаниям:
– По сути, мои товарищи все сказали. У меня один вопрос – по выплате заработной платы. Руслан Владимирович сказал, что будут выплачивать с апреля, но эти завтраки у нас были с октября.
Оказалось, на заседание комитета приглашали и представителя подрядчика, но того, само собой, не оказалось. Руслан Орлов передал депутатам, что тот присутствовать не может, но оставил контакты для связи – и готов прибыть на любое следующее заседание.
– Я не верю, что объем работ составляет 900 миллионов, так как я непосредственно был на этом объекте, – заявил Рыбаков. – Объем принятых работ, по моей оценке, не соответствует этой сумме. И кто их принимал, вызывает много вопросов. Возникает вопрос, и как так получилось, что при авансе в миллиард триста фирма начала заикаться о банкротстве уже с сентября 2024 года. Это говорит о какой-то пирамидальности этой структуры. Нам нужна железобетонная доказательная база, что объем работ на 900 миллионов рублей принят. Надо посмотреть, пощупать, оценить в плане качества. Я туда приезжал с нивелиром, и там не все колонны здания аэровокзала ровные. И у меня такое ощущение, что здесь будет, как на ливенском мосту через реку Сосну, когда кривые колонны разрушали варварским методом – отбойным молотком.
Орлов возразил, что позиция Рыбакова субъективна и исходит из визуальной оценки состояния объекта, когда этот объект находился под снежным покровом. А вот оценка Орлова подтверждена документами, и компетентные органы этими документами занимаются – и тоже дадут оценку. Мы, кстати, тоже очень надеемся на компетентную оценку компетентных органов, которые, напомним, по результатам работы «Ирмаст-Холдинга» уже возбудили три уголовных дела, в том числе два – по фактам невыплаты заработной платы и одно – по факту хищения 54 миллионов рублей.
Депутаты, в свою очередь, намерены добиться встречи с представителем «Ирмаст-Холдинга» и задать ему интересующие их вопросы. Сделать это они намерены на сессии облсовета: вопрос о ходе реконструкции орловского аэропорта по предложению председателя комитета Виталия Рыбакова внесен на рассмотрение в разделе «Час контроля».
Когда верстался номер:
Как стало известно ОС из собственных источников, в понедельник территорию аэропорта покинули недавно нанятые субподрядчики, отбыв, предположительно в направлении Перми. Скорее всего, в ближайшие дни объект останется без людей и без охраны…
Прямая речь
Из обращения строителей орловского аэропорта к президенту России Владимиру Путину:

https://vk.com/wall17159316_625
– Мы представляем коллектив трудящихся НАО «Ирмаст-Холдинг», занятых на реконструкции аэропорта Орел-Южный… С ноября месяца по настоящее время расчет по заработной плате с нами не произведен. Мы обращались в Следственный комитет, прокуратуру Орловской области по поводу выплаты заработной платы. Работа следственными органами ведется. Но результатов пока – никаких. Мы не получили заработную плату, и деньги в свои семьи принести не можем. У нас работает инженером строительного контроля человек, у которого хронически больной ребенок, и он не может просто-напросто купить таблетки, чтобы лечить ребенка – ему пришлось брать кредит в полмиллиона рублей, чтобы хотя бы начать лечение. Мы обращаемся к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой провести проверку по факту невыплаты заработной платы, так как авансом было выплачено (компании-подрядчику. – Прим. ред.) более миллиарда рублей, но до сих пор мы свою зарплату так и не получили.