№2 (144) от 22 января 2025 г.
На прошлой неделе председатель горсовета Василий Новиков сообщил на своей странице в соцсети ВКонтакте, что на предстоящих заседаниях профильных комитетов, наряду с другими актуальными вопросами, будет обсуждаться и вопрос о работе общественного транспорта в Орле. По словам Новикова, имеется огромное количество жалоб на 20-й, 34-й и 59-й маршруты, а также на 48-й и 15-й. Заметим, этот перечень проблемных маршрутов вызвал искреннее удивление граждан и бурную дискуссию в соцсетях, из которой стало ясно, насколько орловская власть далека от народа. Того самого народа, который, собственно, и пользуется общественным транспортом, причем не бесплатно, а по повышенному с нового года тарифу. Напомним, решение о повышении цены проезда в городских трамваях, троллейбусах и автобусах приняли как раз депутаты горсовета под тем предлогом, что это в первую очередь позволит стабилизировать финансовое положение МУП ТТП. Те же депутаты потребовали от перевозчиков навести порядок в сфере пассажирских перевозок, а предгорсовета Василий Новиков грозился даже наложить вето на решение о повышении тарифа, если порядка не будет. Угрозы так и остались угрозами: тариф повысили, а транспорт стал ходить еще хуже, чем до Нового года. Причем отвратительнее всего работает именно транспорт ТТП, которому в очередной раз решили помочь за счет граждан. А самое удивительное, что ТТП вовсе не спешит воспользоваться предоставленной возможностью заработать за счет повышения тарифа. Напротив, делает все возможное, чтобы на нем зарабатывали частные перевозчики.
«Такой бардак только у нас в городе»
В одном предгорсовета Василий Новиков безусловно прав: после новогодних праздников соцсети буквально переполнились жалобами граждан на работу общественного транспорта. Правда, совсем не на те маршруты (за исключением 15-го автобуса), которые называет Новиков. Например, маршрутки №№20 и 34 работают вполне сносно, во всяком случае ходят намного чаще, чем самый проблемный на сегодняшний день маршрут №9. И Маршрут №16. И троллейбусы №№1 и 5. Но 20-ю и 34-ю маршрутку в числе проблемных назвал губернатор Клычков, и вслед за ним спикер горсовета решил, что граждане массово жалуются на работу именно этих маршрутов. В ответ сами граждане в комментариях в социальных сетях чаще всего жалуются именно на работу ТТП, которое как раз и обслуживает и 9-й, и 15-й, и 16-й, и троллейбусные маршруты. Хотя точнее было бы сказать, делает вид, что обслуживает. Вот подборка комментариев жителей Орла из разных групп ВКонтакте.
«Город Орел. Орловчане Вконтакте».
(Сюжет ГТРК-Орел «Жители Орла пожаловались на работу общественного транспорта»)
«Выгонка это вообще стал ужас, вчера стояла на остановке «Текмаш» в 18.50, маршруток не было, спустя 23 минуты подошли 47 и 48, все забиты!! Такой бардак с транспортом только у нас в городе!!! Во всех городах транспорт муниципальный и нет проблем!!!»
«Администрация города Орла, 2025 г. начался очень печально, к сожалению. Утром уехать на работу очень трудно. Приходится такое преодолеть… Транспорта не хватает, видимо. Автобусы постоянно переполнены, условия для пассажиров ухудшились. Вечером увеличивается интервал движения маршруток, до дома приходится добираться очень долго».
«9, 15, 16 тоже плохо ходит»
«Когда 9 маршрут обслуживал частник, всегда автобусы ходили через 5-10 мин. А теперь вообще не дождёшься, так еще и ГЛОНАСС отключают, чтоб люди не видели. Безобразие просто творится».
«9 ходит отвратительно! Вчера прождали 1 час 10 мин!»
https://vk.com/im/convo/206332642?entrypoint=list_all&z=video-2197800_456260227%2Fb02051add2e50061c9
Группа «Общественный транспорт Орла онлайн»
«Нет ни одной 9 на карте»
«…Их и на маршруте нет. С Емлютина последние несколько дней невозможно на 9 уехать – их просто нет».
«…Я каждый рабочий день уезжаю с Емлютина примерно в 7:30 – 7:40 с того момента, как появилась там остановка. До нового года было терпимо. Теперь с 7:20 до 7:50, а то и позже, автобусов нет».
«…Сегодня нет автобусов по 5-му, 7-му и 10-му графикам. Это значит, что не было автобусов на 7:15 и 7:46 с Емлютина, а также в 8:55. Должны были быть в 7:00, 7:30 и в 8:00. Также это означает, что вечером не будет автобусов с “Лесного” на 17:20, 18:12 и 19:03».
«…Когда 9-й маршрут будет ходить нормально, сегодня 1,5 часа ждала, так и не дождалась, что за безобразие, за это время 3 пустые 9-ки проехали, когда наладят работу? Цены на проезд не забывают повышать».
А вот что пишут комментаторы в той же группе по поводу предстоящего обсуждения работы общественного транспорта на комитете горсовета.
«А почему нет 16 маршрута, ходит очень редко, ждём иногда по 30 мин. Или проверяли маршруты, которые ходят в Советский район, другие не котируются?»
«Хотелось бы не просто обсуждения, а уже результата. А то одна бесконечная говорильня. А 9 маршрут, судя по его наличию на линии, просто сократили их численность. Снова будут говорить о том, что нет средств на ремонт машин».
«…А просто тут проблема как с Кривовыми на 9. На них жаловались, что у них автобусы битком и не втиснуться, а на деле они ходили днём отлично, просто 10 почти не было, оттого и они были битком. Порой в выходные одна машина оставалась по 10, а ругались, что у Кривовых автобусы битком».
«…Так же и тут, 20 и 34 работают за 9. 20 – за 9 на Алроса, а 34 – за 9 и 16 на новой дороге отрабатывает, от того и битком, а народ не складывает причину и следствие».
«Так, может, почти 48 новых лиазов и стоят в тролл. Депо, что бы #20 и #34 отрабатывали и зарабатывали?»
«Недавно ехал на набитом пазике, за забором тролл. депо видны крыши белых лиазов. Этим все сказано, кто кому за что носит в нашем городе».
«Сегодня 16 вообще не отражался нигде. Редко езжу на этом автобусе, но сегодня поняла, какой это кошмар».
«А почему бы 9 маршрут не обсудить? Уже который день утром на Емлютина его дождаться невозможно. В отличие от 20».
«Больше всего жалоб на 9 маршрут, даже если судить по комментариям».
«Я вообще удивлён что 34 маршрут попал под проверку, по моему мнению, это самый частый маршрут, который я вижу на остановке, у меня претензий к нему нет».
Итак, как видим, мнение граждан о работе отдельных маршрутов в корне расходится с тем, что намерены обсуждать депутаты. С этим мнением, кстати, не спорит и администрация Орла, чьи ответы на комментарии пассажиров следует процитировать отдельно – как образец управленческой беспомощности с одной стороны и цинизма – с другой. Итак, цитируем ответы мэрии на жалобы граждан в уже упомянутых группах ВКонтакте.
«Перевозчикам, обслуживающим муниципальные маршруты города Орла, указано на необходимость соблюдения установленного расписания и обеспечение полного выпуска транспортных средств на маршрут в соответствии с заключенными контрактом».
«В настоящее время выпуск на маршруте №15 «Спецавтобаза — ул. Высоковольтная» снижен. В целях улучшения качества предоставляемых населению транспортных услуг руководству МУП ТТП поручено оптимизировать работу транспорта на закрепленных за предприятием маршрутах. Всю необходимую и актуальную информацию по движению автобусов на маршруте № 15 «Спецавтобаза — ул. Высоковольтная» можно узнать по номеру телефона диспетчера МУП ТТП – 20 13 79.
Также обращение по работе автобусов по данному маршруту можно направить по телефону 20-13-80 приемная директора МУП ТТП».
«Всю необходимую и актуальную информацию по движению автобусов на маршрутах № 9, №15, №16, можно узнать по номеру телефона диспетчера МУП ТТП – 20 13 79. Также обращение по работе автобусов на данных маршрутах можно оставить по телефону 20-13-80, приемная директора МУП ТТП».
«Переполненность общественного транспорта наблюдается в “час пик” или при наличии сбоев в работе транспорта. Данная проблема наблюдается во многих городах, так как пассажиропоток увеличивается. Перевозчикам, обслуживающим муниципальные маршруты города Орла, указано на необходимость соблюдения установленного расписания и обеспечение полного выпуска транспортных средств на маршрут в соответствии с заключенными контрактом».
«В настоящее время выпуск на маршруте № 9 «Микрорайон Зареченский -санаторий «Лесной» снижен. Администрацией города Орла принимаются все возможные меры для обеспечения МУП “ТТП” всеми необходимыми запчастями для ремонта транспортных средств. Всю необходимую и актуальную информацию по движению автобусов на маршруте № 9 «Микрорайон Зареченский – санаторий «Лесной» можно узнать по номеру телефона диспетчера МУП ТТП – 20 13 79. Также обращение по работе автобусов по данному маршруту можно направить по телефону 20-13-80 приемная директора МУП ТТП».
Комментарии к этим комментариям, что называется, не требуются. Все принимаемые администрацией меры сводятся к советам звонить в диспетчерскую МУП ТТП и к указаниям руководству ТТП «оптимизировать» работу транспорта.
Как это работает на практике, выяснили журналисты «Орловской среды-плюс». А выяснив, поделились информацией с депутатами облсовета на заседании комитета по градостроительной деятельности и транспорту.
Коротко и неясно
На комитет был приглашен гендиректор ТТП Игорь Косолапов, который должен был рассказать депутатам, как в Трамвайно-троллейбусном предприятии отреагировали на отчет КСП Орловской области, которая несколько месяцев назад проверила, насколько эффективно ТТП расходует бюджетные дотации. Напомним, КСП констатировала, что ТТП недополучает десятки миллионов рублей из-за того, что транспорт предприятия выходит на линию в ограниченном количестве. Так, по информации заместителя председателя КСП Михаила Верижникова, только с января 2023 года по июнь 2024-го из-за простоя 25 лизинговых автобусов ТТП потеряло более 60 миллионов рублей доходов. А простаивают еще и десятки новых вместительных ЛИАЗов – тех самых, которые должны выходить на 9-й, 15-й и 16-й маршруты. Как информировала КСП, «на момент проведения мероприятия 21 из 48 поставленных ЛИАЗов уже требовали дополнительных затрат (то есть не работали. – Прим. ред.), из 32 автобусов марки ПАЗ, которые были поставлены в 2020-2021 годах, на линию выпущено всего лишь семь единиц. То есть новые автобусы все стояли под забором».
Однако, как стало ясно из выступления господина Косолапова, эту информацию руководство ТТП проигнорировало. Более того, если верить ответам администрации города Орла, выпуск автобусов по маршрутам 9 и 16 был снова снижен – уже после проверки КСП.
А выступление господина Косолапова перед депутатами на заседании комитета заняло… одну минуту две секунды.
Цитируем:
Игорь Косолапов, фото пресс-службы Орловского облсовета
«Действительно, в 2024 году была проведена проверка Контрольно-счетной палаты. Нам был предоставлен соответствующий отчет… На этот отчет мы направили наш специальный ответ, потому что ряд выводов там, мы считаем, был сделан не совсем корректно. Но в целом отчет Контрольно-счетной палаты мы приняли, в том числе принимаем сейчас все меры по повышению доходности работы предприятия. В частности, это и работа по посадке пассажиров через переднюю дверь для более строгого учета выручки, это и набор контролеров для использования их на наиболее напряженных маршрутах. Так что стараемся исполнить те указания, которые мы получили от КСП».
Что интересно, когда председатель комитета Виталий Рыбаков спросил, может ли директор ТТП предоставить депутатам возражения ТТП на отчет КСП, выяснилось, что письменный ответ на претензии аудиторов Игорь Косолапов на комитет не захватил – дескать, документ направили в Контрольно-счетную палату и в мэрию. Так что, какие меры, помимо контроля за собираемостью выручки путем посадки пассажиров через переднюю дверь, принимает руководство ТТП для повышения доходности предприятия, осталось тайной. Возможно, когда-нибудь нам удастся ознакомиться с этим секретным документом, пока же расскажем о том, что делает ТТП, чтобы повысить выручку частных перевозчиков. Об этом мы знаем не из официальных ответов – а из собственного опыта. И об этом же рассказала депутатам на заседании комитета главред «Орловской среды-плюс» Татьяна Филева, чье выступление заняло несколько больше времени, чем выступление господина Косолапова.
Устойчивая тенденция
В начале своего выступления Татьяна Филева процитировала небольшой, но очень важный для понимания ситуации в сфере работы пассажирского транспорта в Орле фрагмент из отчета КСП:
«…В проверяемый период сложилась устойчивая, на наш взгляд, тенденция по выпуску на линию ограниченного количества транспортных средств, несмотря на приобретение новых транспортных средств и возможность ремонта вышедшего из строя подвижного состава».
– Специалисты КСП правы: тенденция оказалась настолько устойчивой, что спустя месяцы после проверки подвижной состав ТТП так и выпускается на линии в крайне ограниченном количестве. Рискну даже утверждать, что с каждым месяцем его становится все меньше и меньше. А время ожидания автобусов – все больше и больше, – констатировала Филева и привела такой пример:
Татьяна Филева
– Я живу в Северном районе, остановка – санаторий «Лесной». Работаю – в Советском, остановка – Дворец Спорта. С этой остановки в Северный район ходит единственный маршрут – №9. Итак, 10 января, в пятницу, я, к несчастью, решила уехать с работы домой именно с этой остановки. Пришла в 19-20, буквально на полминуты опоздав на автобус №9. Решила, ничего страшного, подожду минут 15-20 и уеду на следующем. Но следующего не было ни через 15, ни через 20, ни через 35 минут. В 19 часов 59 минут звоню диспетчеру ТТП, спрашиваю, с каким интервалом ходит 9-й маршрут. Отвечает: ну-у, сейчас интервал большой. Уточняю: большой – это какой? – Когда 30, когда 40 минут. Интересуюсь: вы считаете, это нормально, когда в областном центре муниципальный автобус ходит с 40-минутным интервалом? Признает, что ненормально. И действительно, через минуту, то есть в 20-00 на остановку подходит девятка, с 40-минутным интервалом.
Как вы думаете, на следующий день после работы я повторю такую рискованную попытку уехать домой на девятке? Правильно – нет. Поэтому я иду на соседнюю улицу Тургенева, где сажусь на 26-ю частную маршрутку, которая ходит с интервалом в 7-10 минут. Когда-то с таким же интервалом ездила и 9-я маршрутка, пока маршрут не передали от частного перевозчика ТТП.
И если сейчас, уважаемые депутаты, вы вдруг подумали, что я лоббирую интересы частных перевозчиков, то это не так. На мой взгляд, интересы частных перевозчиков как раз лоббирует руководство ТТП, намеренно предоставляя им преимущество в графиках движения. Приведу еще один пример.
Журналист нашей редакции ездит на работу из района автовокзала, с остановки Дом моды. С этой остановки прекрасно видно разворотное кольцо троллейбусов. Я не знаю, ездил ли господин Косолапов на троллейбусе в то время, когда директором ТТП был Александр Яковлевич Коровин, но на всякий случай напомню, как это было. Троллейбус приезжал на кольцо, открывал двери, одни пассажиры входили, другие входили, водитель отмечал путевой лист, отдыхал минут пять, закрывал двери и выезжал на маршрут. Сейчас картина иная. Эту картину наш журналист наблюдает едва ли каждое утро, в промежутке времени примерно в 9 часов с минутами. Итак, в это время на кольце возле автовокзала стоят 2-3 троллейбуса. Двери закрыты. Народ на остановке Дом моды (а народа там всегда много), вывернув головы, смотрит на кольцо. Троллейбусы стоят 10 минут, 15, 20. За это время к остановке подъезжают частные маршрутки – маленькие, неудобные и тесные, и увозят пассажиров в Советский район. Три дня назад наш корреспондент специально не уезжала на этих маршрутках, решив дождаться, когда же придет троллейбус. Или 9-й муниципальный автобус. Девятка так и не пришла. А 6-й троллейбус пришел, когда все, кому надо было в Советский район, уехали. В результате с остановки Дом моды он повез двух пассажиров, одним из которых была журналист нашей газеты. То есть, если бы в те 15-20 минут, пока троллейбусы стояли на кольце, они выехали, то забрали бы львиную долю пассажиров, плюс еще по дороге тех, кого подхватили частники.
Далее. Буквально на этой неделе ГТРК-Орел выпустила сюжет об отвратительном транспортном сообщении на Выгонке, где граждане жалуются на работу маршрута ТТП №15. Не так давно были многочисленные жалобы на работу маршрута №16 – рабочие СПЗ не могли его дождаться, чтобы уехать на работу. Все эти маршруты обслуживает ТТП.
Все это происходит на фоне повышения тарифа на проезд в общественном транспорте. Напомню, когда горсовет принимал решение о повышении цены проезда, депутаты обращали особое внимание, что это поможет улучшить финансовое положение ТТП. Но, похоже, ТТП не желает зарабатывать на повышенном тарифе и предоставляет делать это частным перевозчикам, – заявила Филева.
Она же предложила депутатам комитета по градостроительству и транспорту горсовета рассмотреть возможность провести совместное с депутатами Орловского горсовета выездное заседание на территории ТТП. Чтобы выяснить, сколько в действительности автобусов ТТП находятся в неисправном состоянии, по какой причине они не выходят на линию, пообщаться с коллективом и напрямую узнать у сотрудников о настоящих проблемах предприятия. Потому что эти проблемы не ограничиваются только малым числом работающих автобусов. Ситуация с троллейбусами – еще хуже. Так, троллейбус №1 вообще превратился в призрак, увидеть его в городе просто невозможно, что и неудивительно: на маршрут выходит одна, от силы две единицы. Почти таким же призраком стал и маршрут троллейбуса №5.
При этом, как отметила Татьяна Филева, администрация города Орла не способна или не желает навести порядок в работе транспортного предприятия. Значит, ее надо заставить это сделать. Поэтому редактор газеты также попросила депутатов облсовета рассмотреть возможность вынести вопрос о работе транспорта ТТП на сессию облсовета с приглашением руководства города Орла – мэра и начальника транспортного комитета городской администрации и руководства ТТП. И поставить жесткие условия и сроки для исправления ситуации – в противном случае инициировать через горсовет карательные меры – от лишения доплат и премий руководству ТТП и штрафов до отставки виновных, вплоть до мэра. Напомним, в свое время формальной причиной отставки мэра Орла Сафьянова стало неисполнение полномочий по организации работы муниципального транспорта. Хотя в то время транспорт в Орле работал не в пример лучше.
Надо сказать, что депутаты согласились с журналистом, отметив, что проблема действительно имеет место, и жалобы жителей Орла на низкое качество пассажирских перевозок в областной Совет поступают постоянно. Как сообщили в Орловском облсовете, председатель комитета Виталий Рыбаков проанонсировал проведение на базе муниципального транспортного предприятия выездного комитета, к участию в котором планируется привлечь представителей администрации города Орла.