№41 (138) от 27 ноября 2024 г.
«Трамваи и троллейбусы приносят убытки», – говорили они. «Автобусы спасут ТТП», – говорили они. «Вот возьмем автобусы в лизинг, – говорили они, – и будет всем счастье – и ТТП, и пассажирам». Кто они? Известно кто: и губернатор Клычков, и мэр Парахин, и тогдашний директор ТТП Митин. Последний, собственно, и провернул две лизинговые сделки при полном непротивлении сторон, то есть областной и городской администраций. После чего скрылся в закат. В ТТП после него остались многомиллионные долги и лизинговые ПАЗы. 32 штуки. Из которых на линию выходят 8-10. Остальные висят на МУПе тяжким финансовым бременем.
Лизинговая история ТТП началась в 2020-м году, когда предприятие закупило в лизинг 12 автобусов. По договору с ООО «Бизнес Кар Лизинг» за них должны были заплатить более 53 миллионов рублей за пять лет.
В 2021 году пополнение автобусного парка электротранспортного предприятия продолжилось. 17 января тогдашний директор предприятия Андрей Митин опубликовал на своей странице в ВК следующую запись явно торжествующего характера:
«Пару дней назад автоколонну трамвайно-троллейбусного предприятия пополнила очередная партия ПАЗов «Вектор Некст», так что единиц муниципального транспорта на дорогах Орла скоро прибавится.
Ох, и не нравится это кому-то! Ох, как топают ножками, строчат кляузы и жалобы-фальшивки. Дорогие наши «партнеры», угомонитесь! Всё решает пассажир, а не ваши пожелания «наилучшей» судьбы МУПу. Тем более губернатор области Андрей Евгеньевич Клычков и мэр Орла Юрий Николаевич Парахин неоднократно выражали свою заинтересованность в развитии муниципального предприятия. Но уповаем мы, перво-наперво, на правду и на людей. В них сила! А вот в погоне за рублем – слабость. Запомните».
В посте Митина речь идет о закупке в лизинг еще 20 автобусов, а также о тех, кто еще тогда, четыре года назад говорил, что лизинг в итоге угробит ТТП. Среди «партнеров», которым, как писал Митин, лизинговая сделка «не нравилась», был, например, экс-директор Трамвайно-троллейбусного предприятия Александр Коровин, который открыто заявлял в СМИ, что лизинг – это самоубийство для ТТП. Такой же точки зрения с самого начала этой сомнительной истории придерживался и депутат облсовета, председатель комитета по градостроительной деятельности и транспорту Виталий Рыбаков. Чуть позднее к похожим выводам пришла и Контрольно-счетная палата г. Орла. Кстати, именно на информации КСП, проверявшей деятельность Трамвайно-троллейбусного предприятия в период руководства им Андреем Митиным во многом были основаны обращения депутата Рыбакова в правоохранительные и надзорные органы, в которых он, начиная с 2022 года, просил провести проверки и дать правовую оценку действиям Митина. Увы, такой оценки нет до сих пор. Поэтому депутат Виталий Рыбаков подготовил очередное обращение в адрес прокурора Орловской области Алексея Тимошина.
Виталий РЫБАКОВ
«На моем депутатском контроле продолжает находиться вопрос доведения муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла» до состояния банкротства, – сообщает Виталий Рыбаков прокурору области. – Неоднократно в Ваш адрес направлялись подробные обращения, в которых я информировал надзорное ведомство о том, что сложившаяся ситуация на предприятии стала возможна в результате недобросовестных и неразумных действий генерального директора МУП «ТТП» Митина А.Н., противоречащих интересам предприятия, в связи с заключением договоров лизинга транспортных средств.
Данный аргумент основан на заключении специалистов Контрольно-счетной палаты г. Орла, которые выявили в деятельности данного муниципального предприятия порядка 40 нарушений (копии заключений КСП неоднократно направлялись в Ваш адрес).
По информации КСП г. Орла генеральный директор МУП «ТТП» Митин А.Н. при заключении договоров лизинга действовал недобросовестно и неразумно, так как финансово-экономическое состояние предприятия не позволяло оплачивать ежемесячные лизинговые платежи, а также поддерживать новую технику в рабочем, технически исправном состоянии, проходя периодическое техническое обслуживание на авторизированных станциях технического обслуживания.
Однако доследственная проверка… при явных признаках состава преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ, проводится формально. Несмотря на тот факт, что Митин А.Н. является возможным фигурантом данной проверки, он до настоящего времени так и не опрошен. Кроме того, до настоящего времени не установлено местонахождение договоров лизинга транспортных средств (в постановлении сообщается о том, что они были изъяты в МУП «ТТП г. Орла» в 2021 году).
Неоднократно я информировал о том, что на заседании профильного комитета Орловского городского Совета народных депутатов начальник Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла Решетова Т.В. подтвердила тот факт, что в администрацию г. Орла договора финансовой аренды, заключенные Митиным А.Н., не поступали и не согласовывались, а согласование данных договоров (контрактов) с администрацией г. Орла является обязательным условием при их заключении.
Видеозапись данного заседания направлялась в Ваш адрес для дачи правовой оценки, однако к материалу проверки она не приобщена. Решетова Т.В. по существу данной видеозаписи не опрашивалась. Служебные документы, подтверждающие передачу соответствующих документов на согласование договоров лизинга ни в администрации г. Орла, ни в МУП «ТТП г. Орла» не запрашивались.
Никто из должностных лиц администрации г. Орла, курирующих вопросы данного предприятия, по вопросу алгоритма согласования договоров лизинга, также не опрашивался.
Вместе с тем, согласно данным с официального сайта Арбитражного суда Орловской области, МУП «ТТП г. Орла» выступает ответчиком по 11 делам о взыскании задолженности, в том числе и по лизинговым платежам, в размере 12 млн. 492 тыс. руб. (дело А 48 – 4504/2024).
Вопрос работы данного муниципального предприятия был рассмотрен неоднократно на заседании профильного комитета Орловского областного Совета народных депутатов под моим председательством, в том числе 14 ноября текущего года, где руководитель МУП «ТТП г. Орла» Косолапов И.Н. и начальник комитета транспортного обслуживания населения администрации г. Орла Юшин Р.А. подтвердили, что из 32 автобусов, которые были приобретены по договору лизинга, на линию выходят лишь 8, а остальные простаивают вследствие невозможности пройти техосмотр и в связи с поломкой. Как выяснилось, когда закупали автобусы по лизингу, никто не предполагал, как они будут эксплуатироваться.
Ситуация вокруг МУП «ТТП г. Орла» осложняется с каждым днем в связи с невозможностью погашения лизинговых платежей. Заключение договоров лизинга Митиным А.Н. имеет все признаки кабальной сделки.
Все эти факты, на мой взгляд, указывают на очевидные признаки преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ – преднамеренное банкротство, под которым понимается совершение действий (бездействие), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.
В этой связи прошу ВАС ЛИЧНО вмешаться в организацию доследственной проверки по вопросу заключения договоров лизинга транспортных средств прежним руководителем предприятия Митиным А.Н. и потребовать от сотрудников полиции проведения полной и всесторонней проверки данных фактов c рассмотрением вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ», – пишет в обращении к прокурору Виталий Рыбаков.
Заметим, что месяцем ранее депутат направил обращение и к мэру Орла Юрию Парахину, в котором перечислил все «заслуги» господина Митина, которые, по мнению Рыбакова, привели ТТП к катастрофическому финансовому состоянию.
«В последние годы после увольнения прежнего руководителя Коровина А.Я. предприятие, на мой взгляд, намеренно доводится до состояния банкротства, причем условия для этого созданы администрацией г. Орла, которая является организатором транспортного обслуживания населения (увеличение количества частных перевозчиков, которым отдавались наиболее прибыльные маршруты, сокращение материальной помощи предприятию, несвоевременно перечисленные выплаты за перевозку льготных категорий населения, закрытие Красного моста и др.), – сообщает Виталий Рыбаков. – Следует отметить, что одной из самых важных причин, по которым МУП «ТТП г. Орла» приближается к стадии банкротства, является неэффективная кадровая политика и постоянные кадровые перестановки в руководстве предприятия.
Особая роль в доведении предприятия до стадии банкротства принадлежит одному из прежних руководителей предприятия – Митину А.Н., который был назначен на данную должность, не имея ни соответствующего профильного образования, ни необходимого опыта работы в данной сфере. Став генеральным директором предприятия, Митин А.Н. без экономического обоснования заключил заведомо невыгодные для предприятия договора лизинга транспортных средств, которые имеют все признаки кабальной сделки, тем самым усугубив ситуацию до критического уровня (в настоящее время идут арбитражные споры)».
Далее депутат напоминает мэру о некоторых подробностях лизинговой сделки, выявленных во время проверки КСП. В том числе и о заключении договора лизинга без согласования с собственником предприятия.
Андрей Митин и те самые автобусы
«МУП «ТТП» (лизингополучатель) в лице генерального директора Митина А.Н. заключены 2 договора финансовой аренды (лизинга) на транспортные средства автобусы ПАЗ – 320435-04 в количестве 32 штук на общую сумму 139 075, 35 тыс. рублей с ООО «Бизнес Кар Лизинг» (Лизингодатель)… и с АО «МЛК» (Лизингодатель 2).
…МУП «ТТП» без предварительного согласования с собственником имущества был заключен договор лизинга… на условиях (срок исполнения 48 месяцев) отличных от условий, которые указаны в письме УМИЗ от 08.09.2020 № 3242 о согласовании крупной сделки (срок исполнения 60 месяцев).
…Управление неэффективно исполняло полномочия по контролю за деятельностью МУП «ТТП», так как документы, подтверждающие проведение УМИЗ экономического анализа данной сделки со сроком исполнения 48 месяцев, а также вероятно негативных последствий от их осуществления для МУП «ТТП», осуществление расчета необходимости и целесообразности их совершения в условиях сложного финансового состояния Предприятия, отсутствуют».
«Специалистами Контрольно-счетной палаты г. Орла отмечалось, что прежний руководитель МУП ТТП г. Орла Митин А.Н. действовал в нарушение требований закона, его недобросовестные действия привели к потере денежных средств предприятия и причинили МУП ТТП г. Орла колоссальный ущерб, который исчисляется сотнями миллионов рублей», – сообщает депутат Рыбаков мэру Парахину, а также обращает внимание, что с каждым днем угроза банкротства ТТП становится все реальнее.
«В Арбитражном суде Орловской области на рассмотрении находится порядка 5 исков о признании предприятия банкротом, в том числе и по заключенным Митиным А.Н. договорам лизинга транспортных средств…
Я обращаю Ваше внимание, что необходимо предпринять все возможные меры к тому, чтобы МУП «ТТП г. Орла» стало стабильно работать, и не допустить его банкротства».
В итоге председатель комитета облсовета задает орловскому градоначальнику вполне логичные вопросы. В частности, были ли администрацией г. Орла инициированы проверки в отношении Андрея Митина по факту выявленных КСП г. Орла нарушений? Какие меры приняты в отношении Митина? Также Виталия Рыбакова (как, впрочем, и многих жителей Орла) интересует, имеется ли у мэрии план вывода предприятия из предбанкротного состояния, и какие меры планирует принять мэр для стабилизации работы ТТП.
Насколько нам известно, на момент подготовки данной публикации ответа от мэра Парахина депутат Рыбаков не получил. Впрочем, угадать, что напишет мэр депутату (если, конечно, напишет), нетрудно. Особенно в части плана вывода ТТП из финансового кризиса. Здесь у нашей мэрии, насколько нам известно, есть три метода. Повысить цену проезда (уже сделано), попросить у области очередную субсидию и в очередной раз поменять руководство. На стабильно ухудшающемся состоянии ТТП эти меры никаким образом, как показывает практика, не сказываются. Что же касается проверки деятельности господина Митина, то тут, полагаем, от городской власти ждать нечего – ведь в случае такой проверки можно нечаянно выйти на самих себя. Поэтому остается уповать на прокурора…