№39 (181) от 12 ноября 2025 г.
Депутаты профильного комитета по ЖКХ Орловского горсовета собираются выходить в областной совет с законодательной инициативой. Совместно с сотрудниками городской администрации проработано предложение о внесении изменений в региональный закон об административных правонарушениях. Суть изменений – наказывать рублем за земляные работы, начавшиеся без необходимых разрешений и согласований, а также за нарушение установленных сроков. Речь идет о широком спектре работ, связанных с разрытиями и нарушением благоустройства областного центра. Это и прокладка различных коммуникаций (трубы, кабели и т.д.), и ремонт дорог, дворов, тротуаров. Вообще любые работы, связанные с разработкой грунта.
Дело в том, что как уже неоднократно писало наше издание (например, в статье «Копать не перекопать…» в №35 (87) от 11 октября 2023 г. https://orelsredaplus.ru/kopat-ne-perekopat/), в Орловской области нет наказания за такие нарушения. Без мер воздействия в городе царит хаос. Хотя правила благоустройства требуют получать разрешение на любые земляные работы, по факту многие просто игнорируют такие «пустяки». В Орле очень часто можно наблюдать такую картину – раскопанные улицы, брошенные ямы и грязь, которые портят облик города и создают неудобства жителям. По мнению инициаторов законопроекта, принятие изменений позволит обеспечить надлежащее состояние территорий, защитить интересы граждан и улучшить городскую среду. Аналогичные нормы уже успешно работают в большинстве регионов России. Как пояснил начальник городского управления строительства Никита Митряев, планируется ввести следующие размеры штрафов: от 4 до 5 тысяч – для физических лиц, для должностных лиц – от 14 до 20 тысяч, для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.
Уговаривать депутатов поддержать разработанный проект не пришлось, так как во многом этот документ и появился на свет благодаря инициативе народных избранников. В желании навести порядок с земляными работами обе ветви власти оказались на редкость единодушны. При этом пока в документе нет пункта о гарантийных обязательствах. Но в контрактах с подрядчиками гарантия прописана отдельно. И работа по восстановлению покрытия в рамках гарантии идет более-менее гладко.
Судить об числе организаций, которые затронет это нововведение (если областные коллеги поддержат городских), можно по одной цифре. На момент проведения комитета было выдано 150 разрешений на проведение земляных работ! Уже в который раз была поднята и проблема адекватности поведения самих организаций. Некоторые указывают вполне реальные сроки, которые необходимы для замены коммуникаций. А некоторые просят на замену условных трех метров трубы дать им срок до 31 декабря. И ничем не аргументируют такой огромный промежуток времени. Поэтому зачастую город вынужден вносить корректировки в согласования и указывать реальные и адекватные даты окончания работ. Обычно в этой ситуации власти ориентируются на аналогичные проекты, которые уже были реализованы. Если одна фирма смогла заменить три метра трубы за неделю, то и другой никто не будет давать срок до конца года, – отметили участники комитета.
Сразу же у депутатов возник интересный вопрос. Раньше за всем следил отдел АТК. Пока схему решено оставить в прежнем режиме. То есть кто будет контролировать – понятно. Но как определять срок устранения, если разрешение на проведение земляных работ вообще не выдавалось? От какой даты «плясать»? По словам Никиты Митряева, в новом проекте предлагается ввести штраф не только за нарушение сроков проведения ремонта, но и наказывать рублем тех, кто вообще работает без разрешения.
Еще одна беда, которая очень актуальна для города – это земляные работы после проведенного благоустройства. Согласовывать разные проекты – укладку асфальта и замену сетей, увы, никак не получается. Ремонт дорог и дворов идет по одной программе, а коммуникации чинят по другому графику. И тут пока просветов не видно.
Есть и другие болевые точки. Например, после разрытия зачастую покрытие восстанавливают «на скорую руку», без необходимого уплотнения грунта. В итоге вроде как траншею засыпали, но весной выясняется, что грунт опять просел. Наиболее яркий случай, широко освещенный в СМИ, – это дорожка вдоль аграрного университета, которую всю повело уже после окончания земляных работ. Поэтому, помимо соблюдения сроков, еще необходимо следить за соблюдением технологий, – напомнили участники комитета.
Самой, пожалуй, сложной проблемой может стать проведение проекта через областной совет. Напомним, ранее областные депутаты дважды «завернули» городскую инициативу о повышении штрафов для безбилетников, на введении которой настаивало руководство ТТП. Поэтому и в случае с наказанием для землекопов сотрудникам мэрии напомнили, что готовиться к представлению проекта в облсовете необходимо очень тщательно, прорабатывая все возможные вопросы, которые могут возникнуть в ходе обсуждения.
К сожалению, на комитете никак не затронули еще один нюанс земляных работ, который как раз в эти дни активно обсуждается в сети – восстановление зеленых насаждений, уничтоженных в ходе прокладки коммуникаций. Тема оказалась на слуху в связи с событиями на Наугорском шоссе, где уничтожили посадки, защищавшие жителей от шума и выхлопных газов рядом расположенной трассы. Несколько лет назад в городе собирались провести огромную работу и составить «зеленый паспорт», где были бы указаны все коммуникации (как существующие, так и перспективные), то есть те места, где запрещено сажать деревья. Но документ так и не увидел свет. А такие схемы чрезвычайно нужны. Ведь в городе постоянно возникают конфликты, которых можно было бы избежать. Жители зачастую пытаются благоустраивать собственные дворы, совершенно не учитывая, какие коммуникации и где проложены. Из-за этого в ходе ремонтов все труды людей пускают под нож экскаватора. А компенсационные высадки после земляных работ – это отдельная и огромная боль всего областного центра. В этом вопросе в первую очередь необходимо восстанавливать посадки так, чтобы они выполняли свою первоначальную функцию – защиту от пыли и шума. Тогда эта компенсация действительно имеет смысл. По факту же орловцы сталкиваются с тем, что вырубаются зеленые насаждения в критически важных местах. А новые сажают в парках и скверах за много сотен метров от прежнего места. Озеленение должно проводиться там, где это действительно необходимо, а не в случайных местах. Но, увы, пока подобные вопросы депутатам приходится решать точечно, как на той же Наугорке. И зачастую уже после того, как деревья срубили.