№28 (80) от 23 августа 2023 г.
С каждым днем растет и богатеет наш город: появляются новые дороги (стала дорогой районного значения бывшая до этого внутридворовым проездом улица Орловских партизан), парки (стал парком Победы район между Чертовым рвом и стадионом имени Ленина), успешно, хотя и с двухгодовым запаздыванием реконструируются мосты (Красный, Колхозный, Дружбы), благоустраивается Дворянское гнездо, имевшее до этого плебейский вид…
В будущем Орел ожидают еще более радужные перспективы. В этом мог убедиться любой желающий, посетивший прошедшие на прошлой неделе публичные слушания по проекту изменений к Генплану Орла: в понедельник – в Северном районе, во вторник – в Заводском, в среду – в Железнодорожном, в четверг – в Советском. В пятницу в 16:00 в актовом зале городского управления архитектуры (ГлавАПУ) состоялось заключительное заседание.
Просторный зал ГлавАПу был заполнен до отказа, хотя многих пришедших без паспорта граждан охране удалось выставить за дверь, но все равно желающих оказалось столько, что яблоку негде было упасть.
Впрочем, вскоре оказалось, что большинство собравшихся явились сюда для решения своих вопросов по согласованию межевых, лично им принадлежащих земельных участков. Учитывая, что таких участков в городе около полусотни тысяч, заседание грозило перерасти в многодневное мероприятие. Но, к счастью, начальник ГлавАПу М.В. Родштейн оперативно решила все вопросы, легко ориентируясь в пяти сотнях наименований орловских улиц. Складывалось впечатление, что она знает даже по кличкам всех собак, охраняющих эти участки. Своими познаниями орловских реалий она напомнила мне бывших главных городских архитекторов О.В. Минкина и В.Б. Фомина, да еще бывшего главного архитектора области В.В. Вермишяна. Что случилось с ними, известно каждому: Олег Вячеславович под домашним арестом, Владимир Борисович тоже в свое время попадал под следствие, а вот Ваагн Ваникович, хоть и успел скрыться из Орла, но все равно оказался за решеткой в далеком городе Ереване по прямому приказу коварного Пашиняна. Остается только пожелать Марии Викторовне избегнуть печальной участи своих предшественников на этой расстрельной должности.
После того как все жалобщики покинули зал, и в нем осталось не более двух десятков человек, приступили к обсуждению главного вопроса. Но тут оказалось, что в число оставшихся затесалось пятеро жителей улицы Андрианова. Обеспокоенные участью Орловских партизан, они решили действовать заранее. Их, в частности, волновал вопрос проезда чужого транспорта через их дворы. Действительно, даже сейчас многие водители, чтобы объехать пробку на Октябрьской, едут по Горьковской, а затем по Костомаровской выезжают прямо к школе ГАИ. По новому генплану Костомаровскую решено ликвидировать, а вместо нее создать Мезенскую. Не усугубит ли это ситуацию?
В ответ М.В. Родштейн пояснила, что Костомаров, бывший помещик, жестокий крепостник-самодур, владелец села Костомаровки на левом берегу Оки, лишился права быть увековеченным на карте города, поскольку был убит давно лучшими представителями рабочего класса девятнадцатого века – бурлаками, когда он пытался помешать им тащить свои баржи вдоль Оки прямо через его усадьбу, и посоветовала андриановцам установить шлагбаум, как делают это другие уважаемые собственники дворов. На вопрос: нужно ли согласовывать этот вопрос с администрацией, был дан ответ: нет, не нужно, достаточно выдать дубликаты ключей от шлагбаумов пожарным, полицейским, газовщикам, скорой помощи и другим экстренным службам. Но ни в коем случае нельзя протягивать цепочки или тросы, иначе невозможно будет пройти по городу без риска разбить нос о подобные заграждения.
После того как было покончено с настырными андриановцами, наконец приступили к обсуждению проекта генплана, разработанному БУ ОО «Орелархплан» в лице его начальника Д. Ершова и трёх заместителей – тоже бывших начальников: Госархстройнадзора – Емеца, Управления культуры – Семендяева и Росреестра – Талсыновой. Трех последних не знаю, а вот бывший студент «сельхознавоза» Дмитрий Ершов запомнился мне стекленеющими глазами и плотно сжатыми губами, когда ему задаешь на экзамене элементарный вопрос не то что по институтской, а даже по школьной программе. Но тем не менее указанные товарищи подошли к составлению генплана не формально, а творчески, как сделали это их прадеды – два немца-генерала Минц и Нордштейн, присланные Екатериной Второй в наш город в 1779 году. Они заменили прежнюю хаотичную планировку города четкой немецкой радиально-прямоугольной. Правда, из-за этого до сих пор многие дома в Орле имеют ромбовидную форму, чего не найдешь ни в каком другом городе России, но это только придает ему своеобразную оригинальность.
Короче, в Орле планируется соорудить транспортное кольцо по типу Садового в Москве. Начиная с улицы Карьерной оно по плотине ТЭЦ пересекает Оку, свернув направо по правобережной Окской набережной, включая Дубровинского, дойдет до железнодорожного моста, по его неиспользуемым ныне опорам пересечет снова Оку и, идя вдоль насыпи железной дороги Орел –Брянск, дойдет до Дормаша, где, свернув направо, через аэродром дойдет до Авиационной, после чего через Мостовую, Родина, Цветаева и Болховской микрорайон попадет на Болховскую, откуда через Раздольную, Бурова и Московскую выйдет к Медведевскому лесу, где, соединившись с восточным дублером Московского шоссе – улицами Дуговой, Калинникова и Южным переулком через брошенные Семинарские путепроводы, снова выйдет на железную дорогу Орел – Брянск. Таким образом, получится даже не кольцо, а некая спираль Бруно эллипсовидной формы. С нее планируется сделать новые выезды за пределы города – через улицу Веселую на Некрасовку, через карповскую дорогу – на объездную, вдоль дороги Москва – Курск – на Куликовку и т.д. В Орле появится даже своя трасса скоростного трамвая вдоль Брянской ж. д. Кроме того, планируется создание западно-восточного диаметра от Карачевского шоссе через МОПРа, Скульптурную и Пятницкий овраг до Ливенской заправки. Жители новой Ботаники получат давно ожидаемый выезд вдоль левого берега Оки. А вот подъезда со стороны переулка Дарвина на Ботанику не будет, хотя проект уже разработан, и за него выплачены деньги.
Оппонировать столь радужным перспективам отважился мостостроитель с более чем 50-летним стажем, гендиректор ООО «Дорога-450» В.А. Надуткин. Отдав должное смелости авторов проекта, он напомнил, что идея с орловским кольцом не нова, она высказывалась еще в первом варианте Генплана, разработанном Ленгипрогором в 1987 году. В 2007-м были запроектированы даже 32 развязки в двух уровнях, но затем, словно испугавшись собственной смелости, все развязки убрали при очередной корректировке генплана в 2017-м. Тогда же положили вето и на дорогу через Карьерную – на обсуждение пришла толпа крепких мужиков, оказавшихся хозяевами застроивших эту улицу гаражей, которые чуть ли не силой заставили бывшего тогда главным архитектором города Минкина О.В. отказаться от своего многообещающего плана. В.А. Надуткин похвалил и вариант с устройством эстакады возле вокзала, предложенный ООО «Мостовик» в 2013 году, но высказал сомнение по поводу указанного срока начала строительства – 2025-й, посоветовав двойки в цифрах переправить на тройки.
– Хотелось бы также услышать, – сказал он, – согласована ли новая транспортная схема с хозяевами участков.
М.В. Родштейн пояснила, что такого согласования не требуется, так как существует процедура изъятия, а хозяева могут и поменяться. В ответ на это В.А. Надуткин сказал, что плотина принадлежит частному лицу – ОАО «Квадра», которое вряд ли когда поменяется, как и хозяин железной дороги – РЖД, и аэродрома – МО РФ. Город до сих пор не может даже согласовать стометровый проезд через территорию академии ФСО, которая мертвым грузом лежит поперек улицы Цветаева. В Орле множество мостов, их даже в избытке, как показал затянувшийся ремонт Красного и беспроблемное выключение из работы Колхозного, но дело в том, что ни один из них не способен выдержать современную ракетную нагрузку Н-14, то есть четырнадцать тонн на ось. Исключение – Красный мост, но тот хоть и запроектирован под эту нагрузку, но реконструируется с нарушением проекта без усиления средних опор.
– Говорите конкретнее, – оборвала М.В. Родштейн.
– Тогда поставьте значок «мост» на пересечении планируемого кольца с оврагом Журавушка, – посоветовал мостовик, – а то вы напроектировали на бумаге, да забыли про овраги, а там без эстакады не обойдешься.
Сподобился выступить и автор этих строк.
– В городе всего две достопримечательности, – сказал я, – Ока и Орлик. Все остальное создано человеческими руками, а значит, может быть в любой момент переделано. Бог наградил Орел редкой для степного города акваторией в сотни метров на месте слияния двух рек, и вот теперь кто-то хочет перечеркнуть эту акваторию Банным мостом совсем по пословице «Высоки берега Оки, да живут дураки». Уж если кому-то неймется ходить пешком из Советского района в Железнодорожный, то хотя бы перенесите мост на сотню метров к главной лестнице ЦПКиО, чтобы он не застилал великолепный вид на Оку со стороны памятника Тургеневу. И поднимите его над водой в виде легкого висячего моста, ванты которого крепятся к орлиному крылу – пилону.
Тут Мария Викторовна, видимо, не выдержав неконкретики, поднялась и чуть ли не бегом покинула помещение. «Маша, вернись! – укоряя себя, хотелось крикнуть ей вслед, – я все прощу!», но дверь за ней уже захлопнулась. Не зная, огорчаться этому или радоваться (не каждому удавалось обратить в бегство одного из самых могущественных орловских чиновников), я все-таки несколько сумбурно предложил: 1) создать постоянно действующую группу профессионалов-дорожников для проработки решений генплана, 2) создать цифровую карту Орла с расписанными по годам межремонтными сроками, 3) вместо планируемых четырех новых гостиниц в каждом районе города (даже существующие «Русь» и «Салют» не заполняются) построить хотя бы по одному общественному туалету. Последний вопрос: почему все девять планируемых новых остановок автобусов на схеме планирования маршрутов размещены в районе завода погрузчиков и больше нигде? Мне даже не удалось спросить о судьбе ППТ (проекта планировки) Московского шоссе (разработан мною и даже оплачен в 2013 году), так как через пять минут ко всеобщему облегчению М.В. Родштейн вернулась, объявив, что заседание закрывается, так как на 17:00 намечено новое, еще более важное, мероприятие в этом же зале.
А я-то думал, что важнее Генплана – основного закона города – ничего не может быть. Разве что обсуждение цвета струи Пионера с очередного фонтана?
Валерий Павликов