№40 (137) от 20 ноября 2024 г.
Проблемы транспортного обслуживания по автобусным маршрутам до СПЗ и микрорайона Зареченский уже в четвертый раз обсуждали на заседании комитета по градостроительной деятельности и транспорту Орловского облсовета. Очевидно, что настойчивое внимание депутатов к этому острому для граждан и бизнеса вопросу дало свои плоды: в этот раз приглашенные на комитет начальник «транспортного цеха» мэрии и директор ТТП говорили не только о том, почему не удается наладить четкую работу общественного транспорта, но и том, что сделано, чтобы решить проблему. Впрочем, как признали оба, до окончательного решения еще далеко: лизинговые автобусы по-прежнему стоят «под забором», тогда как на линии подвижного состава явно не хватает.
Как сообщил депутатам председатель комитета по организации транспортного обслуживания населения и связи администрации города Орла Роман Юшин, в Северном районе Орла до сталепрокатного завода ходят три муниципальных и два межмуниципальных маршрута.
Роман Юшин
– 22-23 октября была проведена выездная проверка. В течение двух дней были проанализированы рейсы более 200 автобусов. Интервалы в утреннее время составляют 5 минут, днем – 8 минут, в вечернее время – 11 минут. Наполняемость в утренние часы – свыше 80% (по 14 единицам), 44 единицы – наполняемость около 60%, все остальное время автобусы двигались с наполняемостью именно по посадочным местам. В обратном направлении пассажиропоток ниже, соответствует посадочным местам, только в период времени с 16-30 до 17-30 наблюдается увеличение пассажиропотока. Во все остальное время пассажиропоток не превышает посадочных мест, – проинформировал Юшин.
Что касается автобусного сообщения с микрорайоном Зареченский, то сюда ходят три муниципальных маршрута – №№9, 30, 59 (МУП ТТП). Частные перевозчики обслуживают 20-й маршрут, также здесь проходит 8-й маршрут (С ГРИННа на Наугорку), захватывая три остановки, и один межмуниципальный – 420-й.
– Проблемы, наверное, больше связаны с низким выпуском подвижного состава, – признал Юшин. – Это основная проблема, к сожалению, которую необходимо решить. Администрация города Орла предпринимает все необходимые меры для этого, оказывая муниципальному предприятию финансовую помощь, муниципальные маршруты обслуживают автобусы повышенной вместимости, которые перевозят свыше ста человек, и когда снижается выпуск, и на линию выходят автобусы средней вместимости, естественно, население сразу ощущает это. Руководству предприятия даны определенные поручения. Также принято решение, что в рамках балансовой комиссии на регулярной основе предприятие будет отчитываться о проблемах, о принятых мерах. То есть делаем все необходимое для стабилизации и улучшения работы муниципального перевозчика, – отчитался руководитель транспортного комитета мэрии.
А вот председатель транспортного комитета облсовета Виталий Рыбаков обратил внимание на другую сторону транспортной проблемы:
Виталий Рыбаков
– Вы разбирались в договорах лизинга, которые были заключены без достаточного экономического обоснования? – обратился он к Роману Юшину. – Договоры выполнены, автобусы поставлены, но сейчас они большей частью стоят на парковке. А ездит из 32 автобусов восемь-десять. Как с этим быть? Потому что эти два договора лизинга – предтеча всех проблем ТТП. Лизингодатель выставил иск на 11 миллионов, издержки судебные, штрафы, пени ложатся на это несчастное предприятие. И сейчас мы должны с товарища Косолапова требовать какую-то работу, хотя это было сделано (договоры лизинга. – Прим. ред.) до него. Я считаю, это несправедливо… А вы даже служебное расследование не провели. Насколько мне известно, все руководители муниципальных предприятий согласовывают крупные сделки на балансовой комиссии, которая проводится раз в квартал. Но Решетова (экс-начальник УМИЗ г. Орла. – Прим. ред.) депутатам городского совета заявила, что согласования крупных сделок (по лизингу. – Прим. ред.) не было. Соответственно, Митин, на тот момент возглавлявший ТТП, на свой страх и риск составил эти договоры, он уволился, а предприятие несет до сих пор убытки. Как с этим быть – как со служебным расследованием?
– В нашу компетенцию служебные расследования такого плана не входят, это, наверное, больше полномочия правоохранительных органов… На сегодняшний момент эти автобусы приобретены, и они находятся на балансе предприятия. И самая главная задача предприятия – сделать так, чтобы данные автобусы не стояли и не приходили в негодность, а чтобы они выпускались на маршруты, чтобы они улучшали качество обслуживания и приносили прибыль, – дипломатично ответил Юшин.
– Когда были поставлены 32 автобуса? – продолжил задавать вопросы Рыбаков.
Юшин ответил, что четыре года назад.
– Через четыре года из 32-х на линии работает восемь. Соответственно, все остальные автобусы стоят и наносят ущерб ТТП, потому что за них платятся страховки, хранение, техобслуживание, налог на имущество в конце концов. Автобусы стоят под забором, а вы нам говорите: мы для трудящихся стараемся. Но по факту работы не видно. Вы говорите, что неправомочны устроить служебное расследование. Значит, вы должны написать служебную записку на имя Парахина, чтобы это провел он. И выявить, почему без согласования крупных сделок вы поимели такую проблему. Потому что 32 автобуса можно было вообще не закупать, а привлечь частников. И ТТП не несло бы бремя финансовое, и проблем вообще бы не было, – заявил Рыбаков.
Депутат Ирина Пашкова поинтересовалась, почему столь дорого обошедшиеся ТТП автобусы не выпущены на линию.
– К сожалению, по имеющейся в комитете информации, это все связано с тяжелым финансовым положением предприятия. Не хватает денежных средств на прохождение плановых ТО, которые надо проходить ежемесячно. ТО дорогостоящее. Также – приобретение запасных частей и горюче-смазочных материалов. Вот вчера был снижен выпуск из-за того, что у предприятия не было возможности закупить масло. Но сегодня плюс пять ЛИАЗов вышло на линию, – отчитался Юшин.
Депутат Наталья Зубцова, в свою очередь, спросила, хватает ли водителей.
– Проблема нехватки водителей – это больше проблема частных перевозчиков, – пояснил Юшин. – На сегодняшний момент штат водителей МУП ТТП укомплектован полностью. Соответственно, водители есть, нет автобусов.
Виталий Рыбаков продолжил тему кабального лизинга, заявив, что Роман Юшин, рассказав о нехватке средств на техосмотр и ГСМ для лизинговых автобусов, вольно или невольно признал: лизинговые договоры легли на ТТП тяжким бременем.
– На самом деле эти 32 автобуса были не нужны. Того, что было в ТТП плюс частники, было вполне достаточно. У меня закрадывается подозрение, что эти сделки были проведены намеренно, с какими-то определенными целями. С какими – я буду выяснять, – пообещал председатель комитета.
Следом за Романом Юшиным настала очередь Игоря Косолапова, который вышел на трибуну, чтобы рассказать о том, что сейчас происходит в ТТП.
Рассказ был краток:
Игорь Косолапов
– Предприятие работает в тех финансовых условиях, в которых оно уже работает достаточно долгое время. На сегодняшний день выпуск у нас составил 26 автобусов, 12 троллейбусов и 15 трамваев. Сегодня мы запустили четвертый маршрут трамвая, пошли три трамвая по данному маршруту. Автобусы, которые раньше эксплуатировались на этом маршруте, мы перекинули на 59-й (Лужки-Алроса). Финансовое состояние, конечно, непростое, приходится работать с той выручкой, которая есть, с колес, но работаем.
Виталий Рыбаков уточнил, сказывается ли на финансовом состоянии ТТП заключение двух договоров лизинга.
– Сложно сказать, – осторожно ответил Косолапов.- Автобусы были закуплены, они эксплуатировались, я думаю, что в свое время, когда они были абсолютно новые, они здорово помогли городу. Другой вопрос, что когда они закупались по договору лизинга, они были абсолютно новые, абсолютно сырые, никто не предполагал, как они будут эксплуатироваться. Там достаточно серьезные проблемы есть с ходовой частью, в частности, большая проблема с задним мостом. По этой причине стоят порядка 12 или 14 автобусов. Один задний мост стоит более полумиллиона рублей, поэтому, конечно, отремонтировать их тяжело. Автобусы могут эксплуатироваться, они могут ездить. Насколько было оправдано их приобретение, я судить не могу.
– Минуточку, – уточнил Рыбаков, – если предприятием были куплены автобусы, они оказались бракованными, велась ли претензионная работа? Есть ли у вас арбитражная практика, и какие вы получили результаты? Насколько мне известно, вы даже арбитражные дела не вели в этом вопросе. Все же на гарантии было в течение года.
Ответить на вопросы депутата Игорь Косолапов не смог: оказалось, что автобусы вышли из строя и срок гарантии истек до того момента, как он стал директором ТТП.
– Значит, наверное, администрации города выгодно менять руководителей муниципальных предприятий, – предположил Рыбаков, – потому что не у кого спросить – иных уж нет, а те далече.
Игорь Косолапов также рассказал о работе 16-го и 9-го маршрутов. По его словам, до СПЗ (№16) ходит семь машин (из 12 положенных), от санатория Лесного до Алроса (№9) – двенадцать. При этом, первая «девятка» выходит на маршрут около пяти часов утра, а последняя – в 23-35.
Виталий Рыбаков, в свою очередь, попросил директора ТТП инициировать обращение к мэру Парахину и попросить его провести служебное расследование о правомерности заключения двух договоров лизинга, которые создали большие проблемы для предприятия. А заодно посоветовал почаще писать служебные и докладные записки на имя мэра, чтобы не оказаться крайним и виноватым без вины.
Николай Волков, заместитель председателя профсоюзной организации ОСПАЗ, начал свое выступление с вопроса, адресованного Игорю Косолапову:
Николай Волков
– А почему бы нам не продлить до завода девятый маршрут? Почему бы его при выходе из ТТП не пустить до СПЗ, чтобы он собрал людей от «Алеши» и так далее и довез работников до завода, и потом пошел бы уже на свой маршрут? Хотя бы в часы пик – утром и вечером.
Игорь Косолапов признал, что вопрос заслуживает рассмотрения, но по своей воле ТТП продлить маршрут не может – это компетенция транспортного комитета администрации Орла. Начальник городского комитета по транспортному обслуживанию населения Роман Юшин, в свою очередь, пояснил, что изменения в транспортную карту мэрия уже внесла, так что теперь очередь за ТТП.
– Если пустить девятку (до СПЗ) только в час пик в утреннее время, то это можно сделать по условиям контракта. Также мы направили в адрес МУП ТТП предложение, чтобы они проработали составление графиков движения автобусов таким образом, чтобы без продления девятого маршрута люди могли пересаживаться на конечной на 16-й и с пересадкой спокойно ехать на работу.
Николай Волков пояснил, почему поднял вопрос о продлении девятого маршрута.
– В начале этого года, зимой, когда город завалило снегом, я стоял на остановке больница Боткина с семи утра до 11 дня, не мог уехать. Была большая очередь рабочих, чтобы доехать до завода, но туда никто из частников не ехал. Ни 34-й, ни 10-й, ни 341-й. А автобусы МУП ТТП, хоть и битком забивались, но ехали. Почему я и прошу продлить девятку, потому что это будет дополнительный автобус, который в сложных условиях все равно пойдет в рейс, пусть их будет мало, но они все равно нас отвезут.
По словам Романа Юшина, решить проблему транспортной доступности СПЗ можно лишь одним способом – выпускать на линию автобусы ТТП в полном составе. Сейчас этого не происходит. Но администрация и транспортный комитет проводят заседания и плановую работу, чтобы ситуация улучшилась. Пока что эта работа, как мы поняли, сводится к раздаче рекомендаций ТТП. Конкретных сроков, когда ТТП сможет выпустить на линию все автобусы, предусмотренные контрактом, Роман Юшин, увы, назвать не смог. Ну, что ж, по крайней мере это честно. И в любом случае лучше, чем обещать и не выполнять.
Фото – пресс-служба Орловского облсовета