№29 (81) от 30 августа 2023 г.
Ремонт улицы Новой в поселке Зареченском обернулся скандалом. Жители улицы – пожилые граждане – практически лишились подъездов к своим домам: между заасфальтированной проезжей частью, тротуарами и заборами собственников пролегла глубокая траншея. Более того, изначально тут еще и находился высокий бордюр, полностью блокировавший выезд из домов. Благодаря вмешательству регионального отделения Общероссийского народного фронта бордюры демонтировали, однако проблема до сих пор не решена: выезды из дворов остаются в низине, и «подсыпать» их никто не собирается. Гражданам говорят, чтобы они делали это самостоятельно, мол, это ваша территория. Однако с этим они категорически не согласны.
Как известно, дорога на улице Новой, как и на других соседних, делается по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», и удивительно, что на одной улице подъезды к домам сделаны, как положено: там тротуары занижены, чтобы людям было удобно подъезжать к своим домам, а здесь работы выполнены так, будто этих домов и нет вовсе. Еще один интересный факт: как рассказали местные жители, ранее ширина щебеночной дороги по улице Новой составляла восемь метров, теперь же проезжая часть – метра четыре с половиной, то есть эта дорога, скорее, предполагает одностороннее движение, чем двустороннее. А ведь здесь будет ходить маршрутка. Как она разъедется с автомобилем, движущимся по встречной полосе? Как нам кажется, эта странная во всех отношениях дорога, на строительство которой по нацпроекту выделено 7,4 миллиона рублей, «заслуживает» как минимум прокурорской проверки.
– Строительство на нашей улице началось, потому что жаловались люди из пятиэтажек: ходила маршрутка по плохой дороге, – рассказала «Орловской среде-плюс» жительница улицы Нина Герасимовна Серёгина. – Сделали тротуар с бордюром именно со стороны наших домов. А тротуар сделали сплошной, и очень высоко, ограничив нас в выезде. Мы добились, чтобы этот бордюр убрали. Народный фронт помог. Сейчас дорожники вровень с тротуаром кладут щебёнку и асфальт. И теперь оказался такой выезд, что ни выехать, ни въехать людям. Метра два до наших ворот, и у всех остальных так же, просили – посыпьте немножко щебеночки до ворот, чтобы можно было выехать. Сказали – нет. Один ковшик мелкой щебенки – и больше нам ничего не надо. Но нам говорят: начальство сказало ни в коем случае этого не делать, это частная территория, пусть они делают за свой счет. Муж потребовал, чтобы они звонили своему начальству, пусть сюда приезжает. Приехали, а ответ один и тот же. Мы говорим: вы убрали бордюры, но нам же не выехать всё равно, или посмотрите у соседки, у неё то же самое. У нас откачка, у нас у всех ямы сливные, машина должна заехать, но она не заедет теперь. У нас огороды, тракторы как будут заезжать? Нас лишили выезда, который раньше здесь был, и теперь мы обязаны делать его за свой счет? Все наши соседи на легковых машинах, вряд ли они выедут. Соседка наша не выедет точно. Она похоронила мужа, она одна осталась, и она сама за рулем. Как теперь ей быть? Заступиться за неё некому. И еще у неё прямо за забором сливная яма. Она попросила к этим воротам тоже ей сделать подъезд. К этим воротам вообще теперь не подъехать. Что это за организация работает, нам не говорят, никаких щитов с информацией нет, что в проекте – тоже неизвестно.
– Обращались на телевидение, там нам сказали, что всё идёт по плану, в прокуратуру тоже ходили – пока неизвестен результат. В УМВД обращались, в администрацию Орловского района. В Народный фронт, там нам помогли, – рассказал Юрий Иванович Серёгин. – Вот выезд из дома, вот тротуар, они тротуар подняли настолько, что выезд из дома стал невозможен совсем. Не то что съезд, а они его подняли вот на какую высоту. Ну, слава Богу, когда Народный фронт вмешался, вызвали какого-то их начальника, этот начальник пришел, возле нашего дома постоял, посмотрел, потом приехали, машину песка мне высыпали, я говорю: вы теперь проедьте туда-назад, я посмотрю. Если все получится, я даже слова не скажу. Мне говорят: чего ты выступаешь, потерпи. Вот я сейчас сходил за машиной и еле дошёл, ноги не ходят совсем. У жены то же самое. То есть мы без машины даже до магазина не дойдем. Мы, наверное, две с половиной недели из дома не могли выехать. Перегородили выезд напрочь. Не только у нас, у всех так было. Говорили нам: скажите, что вам надо, мы вам из магазина привезём. Издевались что ли? Приехал главный подрядчик-дорожник, после этого мне скорую вызывали, давление за двести. И приехал замначальника этих дорожников, забыл его фамилию:
– Что тебе надо?
– Выехать надо из дома.
Это не наше дело. Ты домовладелец, тебе и делать.
– Моя территория, за которую я плачу налоги, за моим забором. Проект мне покажите, хотелось бы посмотреть.
– А кто ты такой? – говорят.
– Вот, посмотрите, как сделали дорогу на соседней улице, той, что напротив Орловской. И это ведь заезды во дворы со стороны огородов.
– Ребята-субподрядчики, когда делали дорогу, я им говорил, как нам нужно, и они сделали, – рассказал один из жителей той самой соседней улицы. – На улице Новой надо было счищать грунт, а его не счистили, но там другая бригада работает. У нас было так: люди просили ребят, и они по-человечески всё делали. И щит информационный у нас висел, там было написано, кто подрядчик, кто конкретно отвечает за наш участок дороги. А на улице Новой вообще задрали дорогу сначала, туда даже полицию вызывали. Мне кажется, везде должно быть так, как у нас. И так должно быть в проектах. Здесь все изначально рассчитано, и работу, кстати, принимали раза три или четыре.
– А я на новой дороге развернуться не могу, я задом сдаю, – возмутился Юрий Серёгин. – Здесь проезд – совсем другое дело. Дорога наша всего метров четыреста, больше не будет. И по этой дороге будет ходить маршрутка, вот представьте себе, как мы будем разъезжаться с автобусом. Тут надо либо мне на обочину улетать, либо ему. У нас уже развернуться невозможно. Когда был щебень, дорога была шире, она была восьмиметровая, теперь, асфальтовая, гораздо уже, метра четыре с половиной. Общественный транспорт по такой дороге пускать нельзя, я считаю. И тротуар метровый, на котором двум пешеходам разойтись трудно: женщина с коляской и я, мы не разойдемся.
– Мы обращались в Образцовскую администрацию, и нам сказали: статья такая-то, такая-то, так что въезды-выезды – всё это за ваш счет, – рассказала Татьяна Ивановна Прохорова, соседка Серёгиных. – Потом всё же бордюры сняли. Но у меня ведь возле дома образовалась яма. Выехать со двора невозможно. А у меня два выезда, один к сливной яме, другой к дому. Ни к яме, ни к дому подъехать нельзя. Полметра перепад.
Как выяснилось, никакого секрета в том, кто «осчастливил» жителей улицы Новая, нет. Исполнитель работ, которого от них долго скрывали, – ООО «Дорстрой 57». Вопрос в том, кто разработал и одобрил проект, ограничивающий гражданам доступ к своим домам, кто посчитал, что 4,5-метровая дорога «вместит» пассажирскую маршрутку и движущийся во встречном направлении автомобиль и т. д. Или всё же проект не во всём соответствует реальной дороге? К примеру, в поселке Большая Куликовка того же Орловского муниципального округа подъезды сделаны к каждому дому, более того, они сделаны даже к тем домам, которые разрушены, но когда-нибудь там обязательно появятся. Как объяснить эту разницу? Думаем, это по силам только правоохранительным органам.
Наталья Зарубина