№1 (188) от 14 января 2026 г.
Орловчанка В. Ш-ва, проживающая в одном из домов на улице Линейной, обратилась к депутату Орловского облсовета Виталию Рыбакову с просьбой посодействовать в подключении ее дома к проводному интернету. В ответ на депутатский запрос в адрес губернатора Клычкова Рыбаков получил удивительное письмо из департамента информационных технологий Орловской области.
Проблема, о которой сообщила жительница улицы Линейной, стала весьма актуальной для тысяч орловчан после серьезных ограничений (а по большому счету – отключения) мобильного интернета, которые объясняют соображениями безопасности. Граждане были бы и рады заменить мобильный интернет проводным, но вот беда – провайдеры подключают его далеко не всем желающим. В случае В. Ш-вой отказ мотивировали отсутствием технической возможности.
«Отсутствие интернета не дает возможности на получение информации при обучении в школе и институте, на работе. Мы считаем, что в XXI веке такого быть не должно. Весь мир этим пользуется, а мы и наши дети страдаем от отказа провайдеров… Губернатор Клычков нашу проблему не решил», – говорится в обращении орловчанки к депутату Рыбакову.
Депутат, в свою очередь, также убедился, что Клычков проблемами обеспечения граждан интернетом не очень озабочен. В ноябре 2025 года он направил в адрес губернатора депутатский запрос следующего содержания:

Виталий Рыбаков
«В одном из выступлений наш Президент заявил о важности доступа к высокоскоростному интернету по всей России. «Жители должны получить возможность пользоваться всеми преимуществами, которые дают доступ ко всемирной сети» – слова Президента Путина В.В. в ходе «прямой линии».
Однако, несмотря на современные условия жизни, Ш-ва В.Н., проживающая по адресу: г. Орел ул. Линейная, д. 69, не может провести домашний интернет.
Провайдеры нашего города отказывают в проведении интернета со ссылкой на отсутствие технической возможности.
В этой связи прошу поручить компетентным службам рассмотреть вопрос о подключении домашнего интернета Ш-вой В.Н., а также проинформировать, каким образом на территории региона осуществляется проведение домашнего интернета, какие государственные программы действуют в регионе по данному направлению и по каким причинам отказано Ш-вой В.Н. в реализации ее права на доступ к получению информации».
По старой бюрократической традиции обращение депутата было передано, как принято говорить, по подведомственности, и ответ пришел из департамента информационных технологий за подписью его начальника А. Артемова. Господин Артемов, опять же в лучших традициях, напомнил, что чиновники не имеют права вмешиваться в деятельность коммерческих организаций, коими и являются компании-провайдеры, а также сообщил, что возможность подключения дома 69 по ул. Линейной к сети интернет технически затруднена.
«Дом… находится с 2 сторон в непосредственной близости от железнодорожных путей, что вызывает ограничения при выборе технического решения для организации проводного подключения к сети интернет. Одновременно сообщаем, что затраты на реализацию найденного технического решения… будут возложены на будущих абонентов. В целях снижения нагрузки на будущих абонентов операторами связи рассматриваются коллективные заявки от 30 заявителей».
То есть чиновник по сути признает, что техническая возможность провести интернет все-таки существует, но провайдеры не хотят тратиться. Вот если граждане скинутся на прокладку сетей – тогда другое дело. Есть и еще вариант. Господин Артемов, в частности, предлагает депутату Рыбакову поучаствовать в финансировании подключения к интернету за счет средств областного бюджета, выделяемых депутатам на реализацию программы наказов избирателей. Что же касается госпрограмм, направленных на обеспечение граждан интернетом, то о них господин Артемов не упоминает вовсе (очевидно, по причине отсутствия таковых в регионе), зато указывает, что в областном бюджете средства на подключение граждан к интернету не предусмотрены.
Ответ, конечно, поразительный. Из года в год мы слышим от чиновников о социальной ответственности бизнеса. И вот этот самый бизнес в лице провайдеров собирает с граждан огромные деньги за мобильный интернет, хотя услуги по его предоставлению в полной мере не оказывает – доступ есть лишь к ограниченному числу ресурсов. Плата при этом не снижается, а наоборот, стабильно растет. Так может, имеет смысл региональной власти найти какой-то консенсус с этим бизнесом, напомнив ему о пресловутой социальной ответственности? Клычков, помнится, обещал провести какие-то переговоры с провайдерами по поводу снижения платы, но обещания так и остались обещаниями. Теперь же господин Артемов, видимо, с подачи того же самого бизнеса придумал еще лучше: пусть граждане еще и за прокладку сетей платят. Ну, или депутаты – из скромной суммы на наказы избирателей (а это всего лишь 1 млн 300 тыс. рублей в год), которой дай бог бы хватило на латание ям во дворах, замену окон в детсадах и ремонт детских площадок. А бизнес не хочет компенсировать гражданам потери из-за ограничений мобильного интернета путем прокладки тех самых коммуникаций? Господин Артемов с товарищем Клычковым этим не интересовались? А следовало бы. Ведь мог же обвиняемый ныне советник Лежнев с бизнесом контактировать и собирать с него средства якобы на благотворительность. Может, и Клычкову с Артемовым попробовать с провайдерами как-то договориться? Или это не тот бизнес, с которого можно купоны стричь?
Депутат Рыбаков, в свою очередь, прокомментировал сложившуюся ситуацию в свойственной ему афористичной манере: «Кто хочет – делает, кто не хочет – ищет причину». Добавить здесь нечего.