№3 (190) от 28 января 2026 г.
Ситуация с обеспечением орловцев льготными лекарствами остается одной из самых болезненных тем. Напомним, формально именно отсутствие каких-либо подвижек в решении данного вопроса (наряду с затягиванием строек медобъектов) стало поводом для отставки очередного главы регионального депздрава Александра Альянова. Кроме того, обвинительным приговором недавно закончился суд над заместителем руководителя депздрава Светланой Жировой – и тоже по поводу лекарств. Уже новый глава этого ведомства рассказал депутатам профильного комитета облсовета, что планируется и что уже делается для разрешения сложившейся ситуации.
Напомним, на начало 2026 года на отсроченном обслуживании (т.е. неисполненными) находилось свыше 9 000 рецептов. И хотя подвижки по сравнению с 2025 годом налицо (тогда было 15 000 рецептов), цифра все еще катастрофическая. Ведь это напрямую влияет на здоровье орловцев, особенно с хроническими заболеваниями и онкобольных, у которых в буквальном смысле каждый день – на вес золота.
Для начала сразу выведем за скобки общероссийскую проблему наличия некоторых препаратов, которую региональный депздрав по определению решить не в состоянии, какие бы реформы там ни затевали. Периодически то один, то другой жизненно необходимый препарат полностью пропадает из российских аптек. Эта катастрофа для больных орловцев не обсуждалась на январском комитете. Но необходимо помнить про нее и учитывать, что среди орловских отсроченных рецептов есть и такие, которые обеспечить лекарствами депздрав не сможет, даже если разобьется в лепешку. Некоторых медикаментов просто нет – и точка. И эта беда тоже тянется годами. Например, мы писали про тотальное отсутствие некоторых лекарств еще в 2022-м.
Теперь перейдем к реальным рычагам, которые могут быть задействованы для решения накопившегося клубка региональных проблем. Достаточно подробно с ними познакомил депутатов новый и. о. руководителя депздрава Константин Бобраков. Напомним читателям, что он уже возглавлял департамент в 2013 году, в начале 2015 года стал главным врачом областной психиатрической больницы, а с ноября 2023-го возглавлял ТФОМС Орловской области. То есть с проблемами орловской медицины он сталкивался достаточно плотно, и что самое важное – знаком с ними изнутри.
«Очень сложная ситуация была в конце года, и были предприняты большие усилия, которые увенчались успехом. Из федерального бюджета были выделены дополнительно 35 млн на обеспечение лекарствами. Они пришли в самом конце года. Но благодаря управленческим решениям, в том числе и в правительстве области, удалось эти средства реализовать практически в полном объеме. Все средства были использованы, и эти препараты наряду с теми, которые еще продолжают закупаться, массированно поставляются в область в рамках лимитов 2026 года, меняют ситуацию к лучшему. Сейчас практически каждые сутки гасится по 185 рецептов из просроченной задолженности гражданам. Параллельно решается еще много других вопросов, в том числе и тех, которые связаны с обеспечением лекарствами граждан по суду. В эти дни работали без выходных, чтобы поставленные лекарственные препараты как можно быстрее доводились до пунктов отпуска как в медорганизациях, так и в аптеках. Причем и в самостоятельных аптеках, и в аптеках «Орелфармации». Хотелось бы отдельно поблагодарить сотрудников «Орелфармации» за то, что работали в начале года без выходных и праздничных дней, чтобы принимать товар, оформлять его и распределять как можно скорее по аптечным пунктам. Благодаря этому сейчас позитивная динамика по обеспечению граждан лекарствами», – отметил в своем выступлении Константин Бобраков.
«Хотелось бы также огромную благодарность выразить сотрудникам медорганизаций, которые проводили работу и по нашему поручению, и по собственному пониманию, и главврачи наконец вовлекаются в работу, чтобы профилактировать такие вещи, как «дубли». Когда пациенту раньше выписывался препарат как федеральному льготнику, и если его не было в рамках федерального обеспечения, то принималось решение об обеспечении этих людей за счет регионального бюджета. Соответственно, второй рецепт автоматом выписывался по региональной льготе. Появлялся дубль. И это, в числе прочего, складывалось в картину такого числа рецептов на отсроченном обеспечении», – объяснил пугающую цифру новый глава депздрава.
«Также сейчас проводится большая работа по увеличению производительности труда за счет работы модулей, которые связаны с автоматизацией процесса. Теперь видны рецепты, которые поступили, видно наличие препарата по соответствующему виду льготы, и все эти моменты существенно ускоряют процессы. Ведь нам важно решить проблему не только в моменте, но и закрепить результат, чтобы не возвращаться повторно. Нельзя сказать, будет ли 100% гарантия [от нововведений]. Будет сложно, потому что проблема накапливалась очень много лет. Но если взяться всем вместе, то можно справиться. Полная вовлеченность главврачей, начмедов, вплоть до каждого конечного участника этого процесса – то есть если врачи займутся обдуманной выпиской препаратов – все это в сумме, я уверен, приведет к минимизации этой проблемы. В том числе и выписывание тех препаратов, которые находились в списках жизненно необходимых. Мы находили в рецептах препараты, которые просто не должны были выписываться в принципе. Решение всех вопросов в комплексе должно привести к упорядоченности системы. Работа врачебных комиссий (ВК) сейчас идет под большим нажимом и всей ситуации, и пациентского сообщества. Это нормально. Но работа ВК должна соответствовать требованиям нормативных документов. Если выписка лекарств происходит в рамках ВК, то не как обычно по МНН и по торговым наименованиям – необходимо тщательно увязывать ее с историей болезни. Если у человека аллергические реакции, то, соответственно, все должно отражаться в извещениях здравнадзору. Эта работа должна быть открытой, понятной всем сторонам и вестись строго в рамках нормативных документов», – добавил выступающий несколько важных штрихов в картину.
Плюс орловские власти попробуют использовать московский механизм. В столице еще в 2018 году внедрили СМС-оповещение жителей о поступлении лекарств по отсроченным рецептам. Сейчас в Орловской области, если человеку привезли долгожданное лекарство, то обзвон осуществляется в ручном режиме. Причем звонят не только аптеки, но и сами пациенты штурмуют по телефону депздрав. Теперь информация о приехавшем лекарстве будет приходить на телефон пациентов в автоматическом режиме, что снимет нагрузку с работников аптек и исключит ошибки из-за человеческого фактора, рассказал господин Бобраков: «В этой части еще необходимо отметить, что мы активно прорабатываем внедрение в работу СМС-оповещения граждан, которым выписываются лекарственные препараты. Технически сложный вопрос, так как он должен быть ассоциирован с действующей информационной системой. Поиск подрядчика даже вызывает вопросы – пока мы на этапе поиска. Но это существенно ускорит процесс отпуска лекарств», – отметил глава Депздрава.
Еще один из предложенных шагов по реформированию системы отпуска лекарств связан со складскими запасами. Раньше каждая больница формировала свой список и пыталась спрогнозировать, кто из пациентов закончит терапию определенным препаратом, а скольким пациентам только будет поставлен диагноз и назначено лечение. Теперь же предполагается создание т.н. «общего котла». То есть запас лекарств будет общим сразу на несколько медучреждений, что снизит остроту проблем, если вдруг кто-то из пациентов сменил схему лечения, и запасенные на него лекарства остались невостребованными в данной поликлинике или больнице.
«В том числе мы поменяем и методологию формирования запасов лекарств. То есть из «единого котла» будут обеспечиваться граждане. И будет перераспределение препаратов, если появился пациент (а он не был еще в заявке), скорейшим образом будет перераспределено, и он получит лекарственный препарат. Тем самым мы не будем провоцировать и отсроченное обеспечение, и судебные акты. Кроме того, предложена еще масса моментов, которые мы прорабатываем на рабочей группе. Также после встречи губернатора с президентом нам поступило поручение о проработке ряда моментов. Необходимо проводить клинико-экономический анализ. Плюс иметь первичные научные данные. На самом деле сложно даже просто ответить на вопрос, какие препараты, в каком количестве, в каких дозировках у нас по суду, в отсроченных рецептах? В коротком промежутке времени мы пытаемся найти ответы и направить в Минздрав подробные данные на их запрос – каким объемом мы дополнительно должны располагать, чтобы решить вопрос в текущем режиме по обеспечению льготников. Это сложная задача, и люди работают на износ, практически без выходных. Но мы справляемся, и важно, что эта проблема будет разрешаться еще на протяжении нескольких месяцев. Поэтому я прошу всех набраться терпения и дать возможность системе восстановиться и заработать еще и по той причине, что мы на сегодняшний момент испытываем кадровый голод. Департамент наполнен сотрудниками только на 65%. Вся ситуация, связанная со сложностью работы в системе, приводит к тому, что люди отказываются приходить в депздрав, зная, что это работа сложная и опасная в плане юридических последствий. Я прошу нас поддержать. Мы восстановимся, когда люди начнут приходить, поверив в успех общего дела и в личный успех, внося вклад в это дело», – отметил Константин Бобраков. Добавив, что сейчас усиленно работает и кадровая служба, перед которой поставлена задача найти новых сотрудников департамента, чтобы максимально закрыть все вакансии.
Фраза о том, что работа в департаменте опасная, вызвала бурную реакцию у депутатов. Напомним, сейчас как раз идет суд над группой лиц во главе с советником губернатора Лежневым, и там рассматривается ситуация с закупками оборудования для медучреждений. Поэтому в чем суть «опасности, депутатам пояснять не пришлось. Но вице-спикер заметил, что опасность создают сами люди. Константин Бобраков в свою очередь считает, что необходимо изменить отношение к департаменту, тем более, что зарплата зависит от множества факторов: от должности, от того, является ли работник госслужащим, какую позицию он занимает, главный это специалист или консультант, начальник или замначальника отдела и т.д. Если взять обычного главного специалиста, то его зарплата не будет превышать 60 тысяч (до вычета налогов). Но в эту сумму еще включены премии, которые то ли будут, то ли не будут. При этом правительство идет навстречу депздраву и согласовывает стимулирующие выплаты и различные надбавки, особенно, если речь идет о работе в таком режиме, как сейчас – без выходных и праздников.

Игорь Рыбаков
Депутат Игорь Рыбаков отметил существенную роль прокуратуры в решении проблем лекарственного обеспечения граждан и поблагодарил надзорное ведомство за наведение порядка с лекарствами. Также депутат согласился с тем, что работа в департаменте здравоохранения действительно опасная. Так как постоянно появляются различные «советники губернатора», которые оказывают давление на главврачей и заставляют подписывать сомнительные бумаги, участвовать в «серых схемах». Далеко не каждый может дать отпор другу и советнику губернатора. Глава депздрава – такой же подневольный человек, и он сам может оказаться под давлением высокопоставленных чиновников. Поэтому на данном этапе важно дать новому человеку освоиться и наладить нормальную работу, – отметил Игорь Рыбаков. И предложил обращаться к депутатам за помощью в любое время. А если есть такая необходимость, то даже на условиях анонимности.
Константин Бобраков отметил, что очень сложно работать, когда помимо закупок, работы с различными информационными системами, поставщиками и медорганизациями еще приходится разгребать неимоверное количество жалоб и участвовать в огромном числе судебных процессов.
«Я до последних минут 31 декабря и сразу же со 2 января получаю на электронную почту и в Госуслуги огромный объем предписаний, предупреждений, протоколов и т.д. Почему я говорю про опасность – это все несет за собой серьезные последствия для ответственных лиц, для госслужащих и для меня в частности в отношении финансовой ответственности, которая возлагается на людей, которые пытаются обеспечивать людей лекарствами. Но в силу уже сложившегося объема судебных актов этого сделать пока физически не могут. А последствия уже сейчас возникают. Второй момент – это вопросы, связанные с тем, что люди работают по 12-14 часов и личным здоровьем заняться не успевают. Ни спортом толком не заняться, ни погулять, ни восстановиться. Максимум – можем позволить 6 часов сна – и снова на работу. Я про эту опасность. И это не говоря, что люди не могут уделить внимание семье, детям, своим близким», – закончил свое выступление Константин Бобраков.
Сергей МИЛЯХИН