№3 (190) от 28 января 2026 г.
Депутаты областного совета неоднократно – и на сессиях, и на комитетах – задавали вопрос: почему далеко не самые богатые орловцы вынуждены идти в частные клиники? В чем причина того, что больные люди платят за оказание тех же самых услуг, которые они должны получать в государственных клиниках бесплатно? На декабрьском заседании комитета по здравоохранению замруководителя депздрава Владимир Николаев попытался внести ясность в ситуацию. Правда, в своем ответе он умудрился обойти стороной огромный пласт проблем, которые лежат в ее основе.
Официальная версия
Владимир Николаев достаточно подробно расписал объем средств, которые уходят частным клиникам, и разъяснил, почему регион не может закрыть все потребности.
«Остановлюсь на том, что есть у нас по итогам 10 месяцев 2025 года. Прежде всего, в соответствии с требованиями действующего законодательства, чтобы представитель частной системы зашел в систему ОМС, он должен обратиться с заявлением, предоставив лицензию, где говорится о том, что он хочет [предоставлять пациентам] и что он может. Комиссионно вопрос рассматривается. Принимается решение о включении в ОМС, и частнику выделяются объемы медпомощи. А расчет объемов медпомощи исходит из той потребности, которая существует на территории Орловской области и не может быть заменена возможностями лечебных учреждений госсистемы здравоохранения. На сегодняшний момент из общего бюджета системы медстрахования на финансирование помощи, оказанной частными клиниками, потрачено 3,4%. Это составляет порядка 455 млн рублей. Если говорить о 2023-24 годах, то какого-либо изменения в сторону увеличения частной системы здравоохранения нет. В среднем в год уходит порядка 500 миллионов рублей. Они уходят на те подразделения, которыми не может в полной мере быть обеспечена наша область. Это ПЭТ-КТ, которой в Орловской области нет. Мы направляем пациентов в Брянск или Москву в полном объеме. Это часть проведения КТ и МРТ, это часть сцинтиграфии, это проведение части генетических и цитологических (исследований). Последние – это прежде всего пациенты онкологического профиля, которые требуют высокотехнологичной помощи, а с другой стороны, их количество не такое большое, чтобы нагрузка была непосильной для бюджета. Основная группа затрат по частной системе здравоохранения – это гемодиализ. Гемодиализ. На сегодняшнее время ввод в гемодиализ и экстренные ситуации, которые связаны в острой почечной недостаточностью, осуществляются в областной клинической больнице. Плановый гемодиализ – это пациенты с терминальной стадией почечной недостаточности – медпомощь оказывают в частных центрах на сегодняшний момент. То есть, если говорить о проценте затрат на частную медицину, на первом месте это гемодиализ, потом идут ПЭТ, КТ и МРТ. Периодически идут разговоры о том, чтобы включить в систему ОМС представителей частной системы здравоохранения. Но основным требованием, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене, если вы работаете в поликлинике, должно быть прикрепленное население. То есть, если вы не просто берете кардиологию или неврологию. Позиция такая – если вы хотите работать – пожалуйста, но прикрепляйте население. То есть человеку, которому вы планируете оказать медпомощь, вы должны оказать помощь в полном объеме. Таких частных систем в Орловской области нет», – отметил Владимир Николаев, добавив, что в ряде соседних регионов такая частная система работает.
Экс-сенатор Владимир Круглый уточнил: планируется ли возвращение гемодиализа в областную больницу? Оказалось, что сейчас областная больница работает только по экстренной помощи и по вводу в гемодиализ. «В областной больнице делается установка фистулы, первый гемодиализ пациента, стабилизация его состояния, после этого он имеет право выбора лечебного учреждения, где будет ему осуществляться гемодиализ. У нас есть перечень – три юрлица, и сам пациент выбирает, куда он будет ходить. Если посмотреть количество прикрепленного населения [к каждому из частных центров гемодиализа], то он неодинаковый. Есть, которые больше нравятся людям, есть менее популярные – то есть у пациентов есть выбор», – объяснил Владимир Николаев.
При этом он настаивал, что отказ областной больницы от постоянного ведения больных с ХПН нельзя считать ухудшением качества оказываемых услуг. Так, например, еще совсем недавно жители Мценска и Ливен вынуждены были по несколько раз в неделю приезжать на гемодиализ в Орел. Теперь процедуру они могут проходить в своих населенных пунктах. К тому же, когда гемодиализ проводился в областной клинике, то процедуры шли практически допоздна. А это очень неудобно самим же больным людям. Теперь поток пациентов рассредоточен и географически, и по времени. То есть нет необходимости куда-то ехать в метель и делать гемодиализ ни свет ни заря или же глубокой ночью. В связи с этим Владимир Николаев настаивал на том, что не видит смысла возвращаться к прежней системе. Частные центры вполне справляются с возложенной на них задачей. В той же областной больнице работает полноценный гемодиализ, но для экстренных больных и для введения в эту процедуру. После того, как состояние пациента стабилизировано, его выписывают. Если же состояние пациента по какой-либо причине ухудшается, его могут опять госпитализировать в больницу. Владимир Николаев стоял на том, что потребность орловцев в гемодиализе закрыта полностью. Плата за гемодиализ с пациентов не взимается, а идет за счет фонда ОМС.
«Все хорошо, прекрасная маркиза…»
В своем выступлении на заседании профильного комитета облсовета замруководителя депздрава обошел стороной огромный пласт проблем, которые лежат в основе того, почему орловцы вынуждены обращаться в частные клиники. И в первую очередь это время. Зачастую в государственных поликлиниках очередь на обследование (то же УЗИ или МРТ) исчисляется неделями. В частной клинике обследование могут сделать уже на следующий день после обращения. И тот факт, что замруководителя депздрава обходит молчанием этот нюанс, очень и очень показателен. Когда у пациента сильные боли, ждать несколько недель до обследования хватит духу далеко не у каждого. Про онкобольных (у которых на счету каждый день) необходимо говорить отдельно. И естественно, что платные обследования в частных клиниках не попадают в прекрасную картину, нарисованную господином Николаевым. 3,5% – это только то, что отражено в отчетах и было проплачено за счет ОМС. А сколько исследований не попало в статистику, так как было оплачено из кошелька самих пациентов? Кстати, здесь чиновники правы на все 146%. Ведь пациентам не отказывают в проведении бесплатных исследований! Ни в коем случае! Им дают направление на то же бесплатное МРТ – через месяц. А если пациент с онкологией решил не ждать и заплатить из своего тощего кошелька – так это уже его личная драма. Жаль, что комитет по здравоохранению не стал углубляться в тему платных обследований. Потому что это говорит лишь о том, что и дальше орловцы будут платить за свое здоровье и за время. И всех такое положение дел будет устраивать.
Второй момент, почему орловцы идут к частникам, – это опять же время. Время работы медучреждений. Платные клиники готовы принимать пациентов и в выходной, и до поздней ночи (например, мне как-то доводилось делать МРТ в 22.00). Бесплатные клиники потому и бесплатные, что в выходной ни УЗИ, ни КТ не работает. Плюс, чтобы попасть к специалисту в госполиклинике, часто нужно пройти дополнительный квест в виде участкового терапевта (к которому запись тоже за несколько дней), получить направление (еще через несколько дней). Частная медицина – это принцип «пришел, заплатил, получил услугу». Не надо проходить «лишнее звено» в виде терапевта, который направит к «узкому» специалисту, как будто и без него непонятно, что должен лечить хирург, а что уролог. Это еще одна серьезная причина, почему орловцы готовы платить из своего кошелька.
Еще один немаловажный нюанс – комфорт среды. Отсутствие очередей в коридорах, наличие базовых удобств заметно отличает частные медцентры от госсектора. Если будет возможность, просто сравните туалеты на первом этаже онкодиспансера и в частном центре «Сакара». Эти медучреждения расположены буквально в паре шагов друг от друга – на противоположных сторонах Наугорского шоссе. Просто чтобы своими глазами увидеть и понять, насколько различается подход к людям. К больным людям.
Или вот такая показательная деталь: во второй взрослой поликлинике на 5-м этаже вообще нет туалета. Тем читателям, кто ни разу не был во второй поликлинике Орла, поясню: здесь расположены кабинеты урологии и хирургии, то есть первым пациентам вообще туалет нужен как воздух, а для вторых прыжки по лестнице зачастую очень проблематичны. Добегите-ка со сломанной ногой по лестнице вверх или вниз! Ближайшие туалеты – на 4-м и на 6-м этажах. А лифта приходится ждать порой по 10 минут и больше.
С комфортом связана еще одна причина, почему орловцы несут свои деньги в частные клиники. И это снова время, будь оно неладно! Время на прием и общение врача с пациентом. По 30-40 минут у частников против 12-15 минут в государственной клинике. Плюс возможность задать уточняющие вопросы, получить сразу же назначения на дополнительные обследования и оперативно (а не через месяц) сдать все нужные анализы – все это в целом очень серьезно влияет и на постановку диагноза, и, как следствие, на результат лечения. Оценку одним и тем же врачам в частной и государственной клиниках дали сами орловцы (см. информацию «К сведению»).
Не рассказали депутатам комитета и о том, почему лучшие врачи из госучреждений часто уходят в частный сектор. Секрет Полишинеля: из-за более высокой зарплаты, нормальных условий труда и отсутствия гигантского объема бумажной бюрократии. Когда врач в госполиклинике принимает по 30 и более пациентов в день, ему чисто физически невозможно уделить каждому достаточно внимания. Ведь более половины времени приема уходит на оформление бумаг, а не на осмотр пациента и общение с больным человеком.
Отдельно и максимально подробно стоило бы остановиться на теме ОМС, предполагающей «подушевое» финансирование. Деньги в государственных медучреждениях идут за прикрепленным пациентом, а не за качественно оказанной услугой. Такой подход создает ориентацию на максимальный охват и правильно оформленную отчетность, а не на результат в виде выздоровления пациента. Плюс ко всему тарифы ОМС зачастую не покрывают реальной стоимости сложных услуг, особенно с использованием дорогостоящего оборудования. А это уже создает дефицит таких услуг в государственном секторе. И не стоит забывать про «список ОМС» – не все процедуры, анализы и препараты в него входят. Пациент сталкивается с необходимостью платить в государственной клинике за «не входящее в ОМС»: доплата за анестезию, конкретный вид импланта, более чувствительный анализ и т.д. В частной клинике цена изначально прозрачна и комплексна. И пока госсистема не начнет конкурировать с частными клиниками – ничего не изменится. К сожалению, чиновники не видят или не хотят видеть существующих проблем, а значит, и не будут ничего менять.
К сведению
«ИнфоОрел»: Орловские больницы возглавили антирейтинг медучреждений по отзывам пациентов
Группа «Медицинская Россия» опубликовала результаты интересного исследования, которое проводили на основе оценок врачей госучреждений и частных клиник пациенты. Самые низкие «оценки» за 2025-й получили врачи из Дагестана, Орловской и Вологодской областей.
Причём Орловщина стала абсолютным лидером со значительным отрывом от следующих за ней Дагестаном и Вологодчиной. Худшие оценки получили врачи госучреждений Орловской области (2,34, в частных – 4,71), Дагестане (3,19, в частных – 4,83) и Вологодской области (3,3 и 4,73 соответственно).
«В России составили рейтинг регионов по удовлетворённости пациентов медицинской помощью в частных и государственных медучреждениях. Отзывы систематизировала и оценила компания «МедРокет» (разработчик портала «ПроДокторов»). В течение 2025 года на портале разместили более 1,1 млн отзывов – 230 тысяч на страницах врачей государственных клиник и 932 тысячи – частных. Средняя оценка составила 4,3 балла из 5 (где 1 – «ужасно», а 5 – «отлично»): государственные клиники набрали в среднем 3,8 балла, а частные – 4,78», – сообщает «Медицинская Россия», в распоряжении которой оказались результаты исследования.
Насколько можно доверять оценкам на сайте – вопрос довольно дискуссионный. К тому же в Орловской области очень много одних и тех же врачей принимают пациентов как в госучреждениях, так и в частных клиниках. Мне, к примеру, доводилось бывать у таких специалистов, и я лично не заметил особой разницы в том, что делал и говорил врач в частной клинике и какие действия тот же специалист совершал в государственной больнице. Почему тогда оценки в частных орловских клиниках оказались на уровне пятерки с минусом, а в госбольницах – уверенная двойка с плюсом, орловцы вряд ли когда узнают. В последние годы региональный депздрав пережил такую кадровую чехарду, что новый руководитель вряд ли захочет брать на себя ещё одну заведомую головную боль. Да и зачем кому-то выяснять причины недовольства пациентов по конкретным отзывам, которые находятся в свободном доступе и могут быть без труда обобщены и проанализированы? Тут хоть бы с льготными лекарствами разобраться да попытаться выйти из другого антирейтинга – ведь наш регион стабильно в лидерах по проблемам с лечением онкозаболеваний.
Сергей МИЛЯХИН
Фото – Департамент здравоохранения Орловской области