№5 (192) от 11 февраля 2026 г.
Планы по развитию системы здравоохранения региона на ближайшую пятилетку не вызвали особого энтузиазма депутатов областного совета. О том, что ждет орловские больницы в ближайшей перспективе, зашла речь в ходе январского комитета областного совета. Самое большое опасение народных избранников вызывает тенденция к сокращению небольших больниц в населенных пунктах, где очень мало жителей. Федералы требуют повышать эффективность использования коек. Но «неэффективные» жители тогда просто будут уезжать в крупные города, где элементарно выше шанс дожить до приезда скорой или хотя бы попасть на прием к врачу.
О планах на ближайшие пять лет депутатам рассказал и. о. руководителя регионального депздрава Константин Бобраков.

Константин Бобраков, фото – пресс-служба Орловского облсовета
«Есть документ о стратегии развития здравоохранения РФ до 2030 года. Мы его изучаем активно и работаем над аналогичным региональным проектом, который работал ранее (в предыдущей версии этой стратегии). Те изменения, которые претерпевает система здравоохранения в целом по стране, будут находить свое отражение и в орловских документах. Нам предстоит актуализировать этот документ. Самое большое в объеме – это реализация мероприятий, которые направлены на улучшение качества медпомощи и повышение его доступности. Особо это касается части нацпроекта, которое касается увеличения продолжительности жизни. В частности, это продолжение укрепления материально-технической базы. Нам удалось завершить мероприятия по 19 модульным конструкциям, ввести их в эксплуатацию, пролицензировать их, и там уже начинает оказываться медицинская помощь. В 2026 году эта задача практически в два раза больше. 28 объектов необходимо будет ввести в эксплуатацию. Среди них есть и врачебная амбулатория. Прямо сейчас мы актуализируем эти задачи. Я вынужден проверять в том числе и уже принятые решения. Будем прорабатывать с Минздравом возможность внесения изменений в уже действующую программу. Мы постараемся установить модульные конструкции там, где есть фельдшер, где есть население, где есть доступная инфраструктура под эти модули и есть необходимость обновления старых ФАПов на новые конструкции. То есть там, где эти средства будут использованы в лучшем виде. Что касается борьбы с неинфекционными хроническими заболеваниями – это один из ключевых моментов. И мы идем во взаимодействии с ФОМС и с территориальной программой. Большая часть ресурсов и мероприятий укладываются в программу медстрахования. Это все, что связано с диспансеризацией, с профилактическими осмотрами, с работой населения в формате «школ здоровья» для пациентов с неинфекционными хроническими заболеваниями, плюс все, что направлено на улучшение диагностики и мониторинг состояния пациентов. Все это находит изменения в новом документе, который в ближайшее время будет направлен в Минздрав на согласование», – сообщил Бобраков.
Также Константин Бобраков описал сразу несколько направлений, по которым будет строиться работа в ближайшие 5 лет. Например, это будет создание центров здоровья. Один такой недавно открылся на базе Мценской ЦРБ, и сейчас ведутся переговоры с Минздравом по поводу еще одного такого же объекта, который появится в нашем регионе в рамках упомянутой стратегии.
«Особое внимание – мерам по улучшению ситуации, связанной с охраной репродуктивного здоровья в Орловской области. В прошлом году мы сработали значительно лучше, чем в 2024 году, но, к сожалению, не до конца выполнили поставленную задачу. Были объективные причины… В 2026 году планируется плотнее вовлекать женские консультации, и большую работу необходимо проводить, чтобы репродуктивное здоровье мужчин тоже было в полном объеме под нашим наблюдением.
Что касается медреабилитации, то мы сработали в прошлом году значительно лучше. В том числе там, где мы отставали по реабилитации в условиях дневного стационара, мы вышли в «зеленую зону», и будем дальше в том же направлении работать. Что касается реабилитации участников боевых действий, надо поработать по вовлечению санатория «Дубрава» в этот вопрос. Это касается той инициативы, которую проявлял губернатор в ходе встречи с президентом – по поводу выделения дополнительных средств на тот комплекс, который рядом с «Дубравой», чтобы в дальнейшем использовать его для реабилитации участников СВО.
Что касается работы информационной системы, она требует аудита. Были два визита, и я принимал участие в одном из них, работая в Фонде (ОМС. – Прим. ред.). Мы посмотрели на работу системы, похожей на нашу. В том числе и с привлечением ее возможностей в вопросы упорядочивания обеспечения льготными лекарствами. Команда ездила в Белгородскую область. Смотрели на моменты, ассоциированные не только с обменом информации, но и с тем, что требует времени. Это и вопросы телемедицинских консультаций, и использование ИИ. По этому направлению нам предстоит большая работа. Например, развитие возможности записи к врачу через МАХ, вопросы консультирования врачами пациентов, вопросы выписки больничных листов – все через систему МАХ. Очень многое в рамках стратегии касается информатизации. И, конечно же, на первой линии будут стоять вопросы, связанные с кадровым обеспечением, а также борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкозаболеваниями, которые в Орловской области на первых местах по причинам смертности», – рассказал депутатам Константин Бобраков.
Одна из самых серьезных проблем, по словам выступавшего, в том, что существующая структура медорганизаций в Орловской области отличается от той картинки, которую хотели бы видеть в Минздраве, и от того, что уже действует в других областях. В качестве примера была названа соседняя, Тульская область, где, по словам Бобракова, уже произошло объединение медучреждений под одно юридическое лицо. При этом качество медпомощи якобы не пострадало. Таким образом, по мнению нового главы депздрава, удается справиться с дефицитом специалистов по целому ряду направлений. Просто когда все специалисты числятся в одном юридическом лице и когда часть коллектива «кочует» по районам, по мнению Бобракова, удается приблизить медпомощь к пациентам. Такая работа уже ведется. Например, врачи из Боткина выезжают в сельские районы, и врачи детской больницы тоже периодически отправляются по «медвежьим углам» нашего региона. При этом Бобраков заверил, что объединение в межрайонные центры будет происходить без сокращения самих больниц.
«Что касается работы медорганизаций в районах, которые перестают быть самостоятельными юрлицами, то они по-прежнему должны быть обеспечены диагностическим медоборудованием (те же самые рентгены и флюорографы). Там должны работать в нормальных условиях те люди, что сейчас являются сотрудниками этих больниц. Обратите внимание, что один из первых введенных в эксплуатацию модулей в Русском Броде привлекает к себе внимание, если на это посмотреть объективно. Это действительно лучшие условия. Или введенный в эксплуатацию ФАП в поселке Шиловском на территории психиатрической больницы – совсем другими красками заиграло. Надо послушать, что говорят граждане, как отзываются сами медработники. Если стало лучше, я надеюсь, это будет продолжаться», – отметил Константин Бобраков. Также он отметил объединение в единую систему оказания скорой медпомощи. При этом отношение к новшеству разное – где-то сомневаются в целесообразности таких шагов. В депздраве понимают, что иметь свою скорую в районе – это удобно. Но нужно думать не об удобстве начальства, – пояснил Бобраков, сославшись на строгий надзор за тратами на скорую. При этом, по мнению выступающего, после объединения можно «перекрывать» соседние районы: если машина, к примеру, повезла сложного пациента в Орел, тогда бригады поддерживают друг друга.
«Правильно ли я понимаю, что через 20-30 лет, если ситуация на селе коренным образом не изменится, все операции, вся технологичная медицинская помощь будет оказываться в областном центре, а в райцентрах останется только рентген?» – поинтересовался вице-спикер облсовета Михаил Вдовин.
Константин Бобраков возразил, что на комитет вынесен вопрос о стратегии до 2030 года. А господин Вдовин пытается заглянуть на 20-30 лет вперед. Пока очень сложно предсказать, какая будет экономическая составляющая, как будет демографическая ситуация с рождаемостью и смертностью через четверть века. Во многом именно от численности населения и будет зависеть судьба существования небольших районных больниц. Если люди будут уезжать из села, то приоритет будет отдаваться крупным медцентрам. Тогда уже будут решаться вопросы транспортировки пациентов. Сфера здравоохранения тоже живой организм, который можно и нужно приспосабливать к любым изменениям.
Депутаты высказали серьёзные опасения по поводу намечающейся реформы. Ведь не исключено, что укрупнение медучреждений может привести к снижению доступности медицинской помощи для жителей отдаленных уголков области, учитывая проблемы с транспортной доступностью крупных медицинских учреждений для обитателей орловской глубинки. Кроме того, выездной характер работы специалистов вряд ли сможет полноценно заменить медиков, работающих на местах и хорошо знакомых с пациентами.

Дмитрий Серегин
Депутат Дмитрий Серегин поинтересовался долгами больниц и ситуацией с зарплатами сотрудников. А конкретно – доплатами, которые в некоторых медучреждениях не все получили вовремя. Из-за чего сложилась очень непростая ситуация как во Мценской ЦРБ, так и в областной детской больнице? Можно ли как-то вывести больницы из долгов?
«Должен быть эффективный менеджмент в каждой медорганизации. К сожалению, чаще всего возникает проблема с просроченной кредиторской задолженностью там, где и руководство, а часто, к сожалению, и коллектив не до конца осознают, что именно от них зависит, как в рамках действующих правил ОМС получить запланированные финансовые средства. Это сложно. Эта разница видна на примере разных медорганизаций, которые, казалось бы, в одинаковых условиях показывают очень разный результат…
Если говорить о просроченной кредиторской задолженности, за 2 года мы проделали огромную работу по ее стабилизации, а в течение 2025 года мы ее снижали. И на сегодняшний момент мы имеем на 1 января 2026 просрочку 218 миллионов. Надо прибавить еще 45 миллионов – это рассрочки. Т.е. мы с 650 миллионов на 1 января 2024 смогли прийти к такой цифре. Это было очень сложно. Ряд больниц имеет критически большую просроченную кредиторскую задолженность. Если получится коллективам справиться, эффективно используя свои ресурсы и грамотно распоряжаясь заработанными средствами, в том числе возможностями программы госгарантий, у нас останутся проблемы только в тех местах, где все совпало: и менеджмент на критически низком уровне, и проблема с кадрами. Проблема будет и в 2026 году, но она существенно сократилась», – отметил Константин Бобраков.
К сожалению, формат статьи не позволяет вместить все обсуждение, которое шло на комитете. Отметим лишь, что ряд депутатов озвучили новому главе депздрава довольно внушительный список проблем, которые необходимо решать в первоочередном порядке. Поскольку все эти вопросы касаются здоровья граждан, на следующих комитетах депутаты наверняка еще будут возвращаться к этим темам. И очень хочется надеяться, что новый глава депздрава уже познакомит народных избранников с конкретными решениями тех задач, которые он «взял на карандаш» в январе.