№26 (78) от 9 августа 2023 г.
Несколько месяцев назад (после очередного мусорного коллапса, которые случаются в Орловской области с завидной регулярностью) депутаты областного совета задумались: может быть, имеет смысл поменять регоператора, ответственного за мусорную реформу? Нужна ли региону «Зеленая роща», которая допускает постоянные мусорные завалы и не способна наладить бесперебойный вывоз отходов с контейнерных площадок? Даже во взаимоотношениях звеньев цепи вывоза, переработки и захоронения и то постоянно возникают сбои. Ведь есть и другие организации, которым по плечу за те колоссальные деньги, что платит население, наладить нормальную работу этой сферы. Правда, тогда дальше разговоров дело не пошло. Летом 2023-го точно такие же мысли посетили депутатов городского совета. При этом, самое удивительное, что последний коллапс не был ни самым длительным, ни самым критичным. Чашу терпения депутатов переполнило как раз постоянство таких авралов. Стандартные отговорки представителей регоператора, что еще чуть-чуть – и все наладится, внезапно потеряли свою магическую силу. Что же случилось? Попытаемся понять из выступлений народных избранников на заседании профильного комитета горсовета.
Ситуация вялотекущая
«Ситуация с вывозом ТКО вялотекущая: то вверх, то вниз. Вроде бы как немного начинаем разгребаться, но потом опять появляются горы мусора. Из-за перенаполнения контейнерных площадок и из-за того, что не вовремя вывозятся контейнеры и не исполняются графики вывоза ТКО, образуются рядом с площадками несанкционированные свалки. Начинается переписка между горадминистрацией и регоператором. В ответ мы получаем: «А вот рядом с контейнерами образовалась несанкционированная свалка из веток и КГО и так далее». Ведем переписку, сидим на телефонах целыми днями», – описала происходившее в июне замначальника городского управления ЖКХ Галина Коновалова.
Как отметил замдиректора «Зеленой рощи» Сергей Мартынов, в Орле работают три перевозчика. Проблемы с перенаполнением контейнеров возникли из-за проблем с транспортом у перевозчика «Экологистик» (который обслуживает Заводской и Железнодорожный районы). Число мусоровозов резко снизилось – с 22-23 заявленных в конкурсной документации до 10-11 машин. В результате и образовались в городе мусорные завалы на контейнерных площадках. При этом даже 2-3-дневные сбои уже устранять сложно, отметил Мартынов. А если сбой длится свыше недели, то устранять приходится гораздо дольше и дороже. При этом регоператор, как может, «разруливает» ситуацию. Перевозчика оштрафовали на 2 с лишним миллиона рублей (данные озвучивались в июне).
При этом депутаты обратили внимание, что жители своевременно услугу (по вывозу мусора) не получили. Соответственно, регоператор точно знает, в каком месте и сколько жителей заплатили ни за что. Вместе с тем перерасчет делается только тем, кто подаст соответствующее заявление в «Зеленую рощу». Депутат Сергей Себякин обратил внимание, что ни в одном договоре не прописан механизм ответственности регоператора за неисполнение обязательств по вывозу мусора. «Зачем жители должны ходить и писать заявления, если вы сами знаете, сколько и где не вывозили?» – эмоционально отметил Себякин. При этом число обращений (на перерасчет за невывезенные отходы) составляет жалкие 5-7 штук в неделю по району. Остальные жители просто не хотят связываться с бесконечной бумажной волокитой.
Также Сергей Себякин обратил внимание, что жителей не должно волновать, какие договоры и с кем заключены у «Зеленой рощи». Если должно выезжать 23 мусоровоза, то их должно быть 23. Если они по какой-то причине сломались, то регоператор должен оперативно найти другие машины. Например, взять в аренду и потом просто выставить счет перевозчику за то время, пока за него работали другие мусоровозы. Сбоя в вывозе отходов в областном центре быть не должно, и для этого, собственно, и появился институт регоператора, – напомнил депутат.
Его коллега Александр Головин отметил, что постоянные сбои в вывозе отходов приводят к тому, что мусор разлетается по округе. Кто теперь будет убирать все, что разлетелось из переполненных баков? Особенно остро ситуация складывается на площадках рядом с детскими садами – там заводятся и плодятся крысы. На комитете назывались конкретные адреса. При этом, по правилам, тот, кто не вывез мусор вовремя, и должен его убрать. С этим регоператор не спорит. Но вопрос – когда это произойдет? Когда крысы успешно выведут очередное потомство?
«Это не наша компетенция»
Еще одна проблема, которая тянется уже не первый год – это тот мусор, который не относится к ТКО, но который жители выбрасывают в мусорные контейнеры: шины, строительные отходы, стволы деревьев. Отмечаются случаи, когда целиком разобранные дома привозят на площадки для крупногабаритных отходов (КГО). Однако это не коммунальные отходы. Владельцы строительных отходов должны сами находить, кто вывезет этот мусор.
Депутат Александр Головин напомнил, что еще на старте мусорной реформы была обозначена эта проблема: строительные отходы попадают в мусоровозы и ломают специальные механизмы, которые прессуют мусор. И еще несколько лет назад регоператору предложили поставить камеры, которые бы фиксировали номера грузовых ГАЗелей, которые привозят и сваливают строительные отходы в контейнеры для ТКО. Тем более, что стройматериалы сваливают не на всех площадках. Цена одной камеры – от 70 до 100 тысяч. Если у регоператора нет денег, то камеры можно приобрести вскладчину – пополам с городом. Ведь в итоге с нарушителей будут взысканы штрафы, и суммы их довольно значительные, – напомнил депутат. А самое главное, что, как только пара-тройка нарушителей узнает о том, что теперь камеры следят за площадками, в этой сфере будет наведен порядок. Представитель регоператора отметил, что камеры не входят в полномочия «Зеленой рощи». Но пилотный проект по установке камер разрабатывается. Депутат Головин отметил, что ситуация довольно странная. У регоператора нет 70 тысяч, чтобы повесить камеру и отследить, кто вывозит строительные отходы. Но при этом есть миллионы, чтобы вывозить несанкционированные свалки.
Депутат Сергей Себякин отметил, что если регоператор не начнет наводить порядок, то у депутатов просто не останется другого выхода, как обратиться к губернатору с просьбой о замене «Зеленой рощи» на другую организацию, которая сможет навести порядок, в частности поставит камеры и будет реально проводить мусорную реформу, чтобы ситуация улучшалась.
При этом Сергей Себякин напомнил, что он сам руководил «Спецавтобазой» (которая до мусорной реформы и занималась вывозом мусора в Орле. – Прим. ред.) и при этом старался, чтобы контейнерные площадки после погрузки контейнеров оставались чистыми. При этом работа «Спецавтобазы» ориентировалась на то, чтобы не было жалоб от населения. Хотя мощностей у предприятия было меньше, чем у действующих сейчас перевозчиков. И тариф был существенно ниже. И при всех этих составляющих таких завалов мусора, как сейчас, почему-то в городе не наблюдалось. Реформа привела к тому, что тарифы колоссально выросли, а порядка больше не стало.
Целый год разговоров, а дело не идет
На комитете отметили, что есть такая проблема, как оборудование площадок под сбор крупногабаритных отходов (КГО). По закону жители должны выносить крупный мусор на специальные площадки. Пока же жильцы многоквартирных домов оставляют КГО рядом со входами в подъезды. Образуются пожароопасные завалы. Вывезти КГО от многоэтажек довольно проблематично, так как погрузка КГО ведется специальным КАМАЗом, который зачастую просто не может заехать в тесный двор, не говоря о том, чтобы развернуть там специальный захват и погрузить весь крупногабаритный мусор механизированно. Приходится работать вручную. Депутат Головин перебил выступающего и напомнил, что об этой проблеме речь идет уже как минимум год. И собирались рабочие группы, и был выработан алгоритм действий (который можно называть на американский манер «дорожной картой»). Однако пока дальше разговоров дело не идет. Раньше за год всесоюзные стройки умудрялись реализовать. А в Орле за год не смогли даже наладить строительство площадок под КГО…
«Не виноватая я!»
Очень интересным оказалось выступление представителя того самого перевозчика, который допустил завалы мусора в Заводском и Железнодорожном районах. Он отметил, что проблема с вывозом мусора возникла не только из-за сломанной техники. «У нас существует такая проблема – у нас выходит где-то 15 автомобилей, и они порядка 70 часов стоят на заводе «ЭкоСити». Там очередь иногда от самого завода и до объездной. 70 часов простоя в день! Раньше работал водитель 5 минут: свалил мусор, дали талончик, и уехал. Он делал по 6-7 рейсов. Сейчас два рейса максимум. В итоге машины работают на 30-40% от своих возможностей! Они просто стоят на разгрузке. У меня недавно одна машина первый рейс простояла 7 часов, чтобы разгрузиться, и 2,5 часа на второй рейс. Сколько водитель должен работать – по 20 часов в смену? Как можно убрать город, когда такая ситуация на разгрузке?» – эмоционально выступил представитель компании-перевозчика.
«Но это все не проблема жителей города!» – парировал депутат Сергей Себякин. «Вы валите на него, он валит на вас, а страдают жители. Рядовому обывателю не интересно. Он заплатил за вывоз мусора. А дальше уже ваши проблемы взаимоотношений с мусоросортировочным комплексом. Так решайте их!» – добавил председатель комитета.
Дальше перевозчик попытался напомнить депутатам, что весной и осенью традиционно возникают проблемы, так как в мусоре очень много и веток, и стволов. Вот только обсуждение вопроса шло летом, когда никаких веток на контейнерных площадках уже давно нет. Впрочем, перевозчик стоял на своем, что ветки есть и сейчас.
Нам кажется, тут уместно будет напомнить одну важную деталь. Когда утверждался тариф для жителей (и он продолжает действовать), то для обитателей частного сектора плата за вывоз ТКО была установлена выше, чем для жителей многоэтажек. Как раз с учетом вывоза ботвы и веток. Довольно странно сказать людям, вы будете платить больше, так как выбрасываете ветки, а потом обвинять их в том, что они делают ровно то, за что платят деньги.
Сергей МИЛЯХИН
Когда верстался номер
Когда статья уже была готова к печати, наши коллеги из ТРК «Истоки» опубликовали сообщения жителей: в Орле по-прежнему наблюдаются завалы мусора на контейнерных площадках.

Напомним, в ходе ИЮНЬСКОГО комитета горсовета представители «Зеленой рощи» пообещали, что проблема с перенакоплением отходов на контейнерных площадках будет решена в течение недели. На календаре середина августа. Фото из группы «Истоков» в ВКонтакте.