№33 (130) от 2 октября 2024 г.
Всего месяц прошел с начала нового учебного года, а в редакцию «Орловской среды-плюс» уже приходят не самые радостные письма от родителей учащихся орловских школ и колледжей. Речь идет о нарушениях санитарных норм и правил при организации учебного процесса, а также …о «моральной» его стороне.
Вот одно из писем – от мамы ученика одной из орловских школ.
«Ну, здравствуй, школа!»
«Здравствуйте, уважаемая редакция!
Благодарю вас за то, что на страницах своей газеты вы рассказываете об актуальных проблемах орловских школ. Вот и я решила вам написать письмо и поделиться своими наблюдениями.
В этом году у моего сына — ученика средней школы – в расписании сразу три урока физкультуры. Причем два из них стоят в расписании первым уроком, а сразу после – уроки математики. Такого не должно быть.
Есть соответствующие нормативные документы, где указано, что рекомендуется проводить уроки физкультуры в числе последних, кроме того, после уроков физкультуры не должно быть уроков, предусматривающих выполнение письменных заданий. А у нас после физ-ры – математика!
Нашла в интернете информацию о том, что самарские школы накажут за такое самоуправство:
«Прокуратура Кировского района Самары выявила нарушения СанПин в 26 районных школах и лицеях».
Речь идет о нормах составления расписания уроков. В этих школах вразрез с требованием СанПиН предмет «физическая культура» ставился первым уроком, либо в числе первых уроков в различных классах.
Кроме того, в ряде школ после физкультуры дети шли на уроки, предусматривающие выполнение письменных заданий и контрольных работ (русский язык, математика и др.), что тоже является нарушением.
Недочеты в расписаниях нашли в нескольких школах.
«Прокурором района внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства об образовании в Российской Федерации, охране жизни и здоровья несовершеннолетних. Акты прокурорского реагирования находятся в стадии рассмотрения», – сообщается в пресс-релизе ведомства.
А в администрациях наших, орловских, школ не знают, что это нарушение?
С физкультурой у нас в начале года как-то сразу не задалось. Я бы даже сказала, не задалось гораздо раньше.
В одном из классов у моего ребенка был прекрасный учитель физкультуры, он с огромным удовольствием ходил на все уроки и очень любил этот предмет. Всё было хорошо, пока в следующем году не появился другой педагог, и так совпало, что у сына еще начались проблемы со здоровьем. Ему было рекомендовано заниматься в подготовительной группе, но в нашей школе подготовительной группы по физкультуре не было, и он занимался на уроке вместе со всеми. Когда ему становилось плохо, и он прикладывался на скамейку, чтобы отдышаться, то слышал от учителя: «Что ты тут разлегся!». То есть учитель себе не задавал вопросов: что случилось? Почему ученик прилёг? Может, ему стало плохо? Не видел учитель и когда у ребенка на уроке текла кровь из носа. Ведь это так удобно – ничего не замечать. Отвечать только потом, господа равнодушные учителя, вам придется перед законом, если, не дай бог, с ребенком что-то случится. Сколько по стране трагических случаев, произошедших на уроках физкультуры?
Не прошло и месяца с начала учебного года, как на одном из уроков физкультуры детям нужно было пробежать дистанцию в километр на время. Вообще-то, когда я в свое время занималась легкой атлетикой и, к слову сказать, показывала неплохие результаты, нас постепенно готовили к увеличивающимся нагрузкам, нам все объясняли, проговаривали, как дышать, как бежать и так далее. Здесь ничего этого не было. Не удивительно, что после такой пробежки на время некоторые дети почувствовали себя нехорошо. Учитель в этой ситуации самоустранился.
Я вспоминаю свои уроки физкультуры. Да, это было много лет назад. Но все мы до сих пор очень любим нашего физрука. Ему уже за 70 лет. Мы бежали к нему на урок. Мы всегда знали, что будет весело и интересно. Он понимал, что все дети разные, что кто-то может ловко бегать и прыгать, отжиматься и лазить по канату, а у кого-то это не всегда получается. Он к каждому ребенку находил подход, он учил, подсказывал технику выполнения того или иного элемента. И со временем всё у всех получалось!
Что сейчас происходит? Почему я не могу быть уверена в безопасности жизни и здоровья ребенка, отправляя его в школу?
Почему из-за того, что ответственный сотрудник вовремя не пришел на свой пост и не отметил детей, пришедших в столовую на обед, оплаченный родителями, часть детей осталась голодной? Пока его ждали, образовалась большая очередь, и вскоре перемена закончилась. Кто-то успел пообедать, а кто-то – нет. Это нормально? Организуйте процесс так, чтобы всё работало, как часы.
Я намеренно не указываю номер нашей школы. Думаю, это не только нас касается. Очень хочется, чтобы в департаменте образования и в соответствующих надзорных органах обратили внимание на эти проблемы и решали их повсеместно, а не в одной отдельно взятой школе. Напомнили всем заинтересованным лицам, что жизнь и здоровье ребенка – это самое ценное, вне зависимости от того, где он учится».
Специалисты «в потоке»
Или вот еще одно письмо — от родителя учащейся колледжа:
– Хочу рассказать об условиях, в каких учится моя дочь, студентка многопрофильного колледжа, являющегося структурным подразделением Орловского ГАУ (специальность — ветеринария).
С этого года введено так называемое «потоковое» обучение, то есть, не по группам, как раньше, а целым курсом — занимаются около девяноста человек одновременно. В начале сентября дети занимались в аудитории аграрного университета, где не хватало мест на всех. Некоторые сидели просто на полу, на подоконниках. В аудитории стоит гул, даже желающим услышать лектора ничего не слышно. Сейчас в аудитории колледжа добавили парт, стульев, но разве можно так изучать спецдисциплины? Раньше каждой группе уделялось время на парах, сейчас эффективность обучения снизилась. Другие дисциплины также ведутся «потоково». Например, физкультура. В спортивном зале находится одновременно около семидесяти человек, переодеться в раздевалке нормально невозможно, техника безопасности при таком количестве людей соблюдаться не может. И тем более нельзя рассчитывать на то, что дети не перезаразят друг друга, как только повысится сезонная заболеваемость гриппом, ОРВИ и ковидом. Мы, родители, очень возмущены происходящим. Моя дочь учится на коммерческой основе. Неужели мы платили за такое качество обучения? Я так понимаю, руководство университета таким образом экономит на зарплатах преподавателям? Вместо трех или двух пар оплачивает одну? Как еще это можно объяснить?».
Нас заинтересовал такой подход к организации обучения в многопрофильном колледже и, в частности, версия нашего читателя об экономии на зарплатах преподавателям. На официальном сайте ОГАУ в положении об оплате туда работников многопрофильного колледжа мы увидели цифры, которые нас несколько удивили: к примеру, согласно новому положению, оклад преподавателя колледжа мало чем отличается от оклада методиста (это специалист, занимающийся составлением учебных программ), разница — всего 160 рублей. Приблизительно такая же разница между зарплатами преподавателя и …диспетчера — специалиста, составляющего расписание. В университете, к которому, напомним, относится многопрофильный колледж, зарплату преподавателя колледжа имеет …лаборант. При этом нельзя исключать, что у преподавателя вуза и колледжа одинаковый квалификационный уровень. Однако зарплата преподавателя аграрного вуза существенно выше. Более того, как выяснилось, оклады преподавателей колледжа меньше окладов документоведа университета, а также психолога и коменданта. Даже в таких деталях усматривается некая «зарплатная» дискриминация преподавателей многопрофильного колледжа, которая, как видим, выливается в потоковое обучение несовершеннолетних студентов среднего профессионального учебного заведения, и все связанные с этим минусы.
В связи с этим наше издание просит прокуратуру Орловской области провести проверку в части соблюдения законности при формировании и начислении заработной платы преподавателям многопрофильного колледжа ОГАУ. «Орловская среда-плюс», в свою очередь, обратится в Министерство образования РФ с просьбой разобраться с порядком начисления зарплат преподавателям орловского многопрофильного колледжа, занимающегося подготовкой специалистов среднего звена для сельского хозяйства — одних из самых востребованных в стране.
Также редакция нашей газеты просит региональное управление Роспотребнадзора обратить внимание на организацию учебного процесса в многопрофильном колледже ОГАУ с точки зрения соблюдения санитарных норм и правил и провести необходимую проверку, а также дать оценку составленным расписаниям занятий в орловских школах.
Ольга Рождествина