№1 (98) от 17 января 2024 г.
Пока в первые дни наступившего года жители Орла заваливали соцсети жалобами на отвратительную работу общественного транспорта, мэрия Орла подыскала очередного (не помним, какого по счету) руководителя муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия. 10 января нового директора коллективу ТТП представил первый вице-мэр Орла Вадим Ничипоров. О чем и сообщила пресс-служба мэрии в официальной группе администрации города ВКонтакте.
Из весьма лаконичного сообщения горожане узнали, что стратегическое электротранспортное предприятие возглавил Игорь Косолапов.
«Игорь Николаевич Косолапов родился в Орле. В 1991 году окончил МГУ им М.В. Ломоносова, в 2000-м году — Орловскую региональную академию государственной службы (ОРАГС). Продолжил обучение в качестве аспиранта в Орловском государственном техническом университете. Является кандидатом экономических наук. Прежде трудился на руководящих должностях в банковской сфере».
Взглянув на размещенные здесь же снимки, можно понять, что коллектив ТТП нового назначенца встретил, мягко говоря, без энтузиазма. Что и неудивительно: непрекращающаяся на протяжении вот уже нескольких лет кадровая чехарда руководителей поставила МУП на грань выживания.
Тем более, что новый директор, как и его предшественники, возглавлявшие ТТП после Александра Коровина (за исключением специалиста высокой квалификации Юрия Гордюшина, который, впрочем, директором был совсем недолго), явно не является профессионалом в сфере управления электротранспортным предприятием.
Пользователи соцсетей также отнеслись к этому кадровому решению с изрядной долей скептицизма. Первый же комментарий под сообщением горадминистрации представляет собой вполне закономерный вопрос:
«А почему транспортное предприятие возглавляет не транспортник?»
Отвечая на него, администрация города Орла заявила, что «руководитель соответствует всем необходимым требованиям». Правда, что это за требования, не сообщила. Интересующимся рекомендовали обратиться по телефону в УМИЗ и получить там подробную информацию. Однако, если судить по опубликованному послужному списку нового директора, то возникают справедливые сомнения в его соответствии должности. Дабы их развеять или, наоборот, подтвердить, мы обратились за комментарием к Александру Коровину, который возглавлял Трамвайно-троллейбусное предприятие города Орла более полутора десятков лет и как никто другой знает, кто может, а кто не может руководить предприятием такого масштаба и такой значимости.
Вот что рассказал Александр Коровин «Орловской среде-плюс»:
– Дело в том, что для назначения не только на должность генерального директора такого предприятия – на любые должности – имеются определенные квалификационные требования.
К должности генерального директора требования следующие: нужно иметь высшее техническое образование, это инженер-электрик, инженер-механик, в первую очередь, инженер-электронщик, либо инженер-строитель. Потому что в строительной специальности есть подраздел «строительные машины, оборудование» — это краны, бульдозеры, много разной техники… Там серьезная техническая составляющая, кроме того, в строительной специальности есть отдельные подразделы: теплотехника, вентиляция, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение. То есть это широкий спектр знаний. Необходимы техническое образование и стаж работы на руководящих должностях: мастером, начальником цеха, начальником депо и прочее, начальником техотдела в транспортной отрасли не менее пяти лет.
Косолапов, он, может быть, блестящий банкир – вопросов нет, но просто из моего опыта, а опыт жизненный у меня большой, я отрасли отдал тридцать лет, имея и профильное образование, и соответствующую подготовку, я вам прямо скажу: первые года два с половиной я учился. Учился у слесарей, и под трамваи залезал… Чтобы быть руководителем такого крупного многоотраслевого предприятия, необходимо всё знать изнутри.
– Говорят про денежные потоки, которыми будет распоряжаться руководитель ТТП. А куда ты их будешь направлять? Как ты их будешь направлять? Ты будешь деньги вкладывать в ремонт через какие-то непонятные шарашки или будешь эти работы выполнять сам, силами предприятия? А там работа предстоит большая. Потому что необходимо воссоздать ту систему организации труда, которая ранее была на предприятии. Когда некоторые депутаты и чиновники упрекали: вот у вас большие штаты, я им говорил: господа, вы откройте типовое штатное расписание подобного рода предприятия, и посмотрите, какой должен быть штат, потому что для любого предприятия, это во всех отраслях, имеется штатное расписание. Ты должен набрать специалистов, отладить их работу.
– Естественно, руководитель должен очень хорошо знать все направления. Кроме того, руководитель должен знать экономику. Во всех технических вузах была экономика и организация промышленного производства, в том числе сельскохозяйственного, и экономика, и организация строительного производства и транспорта. Потом ты работаешь с разными сотрудниками: есть рабочие, есть младший руководящий состав. Ты должен уметь с ними работать. Был отдельный предмет: общая социальная психология. Элементы педагогики здесь есть, производственная педагогика. Кроме того, наука управления, то есть как ты должен в случае плановых или внеплановых непредвиденных обстоятельств оценивать обстановку. Изучать, опираясь на законы логики, ситуацию, принимать решение и реализовывать это решение. Там громадный спектр вопросов, а не просто управление финансами. Поэтому я, честно говоря, скептически к этому отношусь, и я всегда говорю: назвать генеральным директором можно кого угодно, только будет ли он соответствовать? Генеральным директором нужно стать.
С Митиным, Чемеровым (предыдущие руководители ТТП. – Прим. ред.) была сложная история. Митин не соответствовал требованиям, этим даже прокуратура занималась. И до сих пор остался вопрос, на каких условиях проводились конкурсы на должность генерального директора, если были назначены такие кадры, как Чемеров и Митин?
Я, когда работал, готовил трех молодых ребят, двигал их по служебной лестнице, переводил с должности на должность, они поработали в трамвайном депо, в троллейбусном депо, все этапы прошли. Я знал, что вечных руководителей не бывает, и, чтобы уйти, я как нормальный порядочный человек готовил замену. Кроме того, еще двух человек я готовил. То есть люди, которых можно назначить, есть. Но их никто не ищет.
Вопрос, что за кадровая чехарда в ТТП устроена, надо Клычкову задать, Муромскому (экс-сити-менеджер города Орла. – Прим. ред.). Парахин не стоял у истоков развала, но ведь потом, когда я уже ушел (начались бесконечные ненужные проверки, меня вынудили уйти), меньше чем за год все угробили. Разогнали людей, нормальные порядочные люди сами написали заявления, ушли. Я просил (еще при Гордюшине) людей, которых я растил, посылал учиться, не уходить. Например, мастер: я видел, что потенциал у него есть, я направлял его в вуз, на инженерный факультет агроуниверситета, понимая, что отрасли нужны будут специалисты. Мы с Николаем Васильевичем Парахиным, с которым у меня были очень хорошие отношения, создали (я кандидат технических наук, доцент, преподавал там) на предприятии филиал кафедры по эксплуатации и ремонту машин, оборудования, и студенты проходили у меня практику: механики, электрики, все готовилось, и специалисты эти до сих пор есть. Но я разговаривал кое с кем, со мной до сих пор люди на связи, они не хотят там работать. Люди есть, ищите, покажите, насколько вы честны, порядочны, а вы такую чехарду творите с 2019-го года. Вакханалия.
Ведь что такое многопрофильное предприятие? Его работу так надо организовать, чтобы все было взаимосвязано. Те, кто соглашаются на эти должности, они не понимают одной простой вещи: есть правила технической эксплуатации, есть правила техники безопасности, охраны труда. Я сдавал экзамены специальной комиссии Минтранса раз в пять лет. Ты не имеешь права работать, даже имея образование, стаж работы, опыт, если ты не прошел аттестацию. И если сегодня проверить предприятие по-серьезному, чтобы все проверили, вот как ко мне приходили… Проверьте тепловое хозяйство, газовое — там своя котельная, котлы, грузоподъемные механизмы, краны и все остальное. Я не представляю при такой организации, что там выплывет. И потом ремонты. Как они проводятся? В частных компашках? А имеют ли эти компании специалистов, а где они обучались? То есть очень важный вопрос, который людей интересует: туда за четыре года отдали больше миллиарда рублей. Отдали огромные деньги, людей разогнали, те объемы, которые были, и сейчас — это небо и земля. Деньги уходят, как песок, а результата нет. Какой может быть результат, кто руководит-то? Повторюсь, может быть, Косолапов прекрасный человек и финансист, но он берет на себя такую работу… И учиться у него нет времени. Да и не у кого уже. Там надо сразу включаться – начиная с элементарных ремонтов конкретных машин, механизмов, котельных, зданий, которые сыплются, крыши текут. Там надо бегом в течение буквально десяти дней изучить всю специфику и немедленно начинать организовывать людей, чтобы эти проблемы решать одну за одной. Параллельно нужно людям платить зарплату, организовывать их труд, проводить аттестации, медосмотры и прочее. Это громадный труд. Это только кажется: пришел — я царь. Да ничего подобного.
Вот такая ситуация. Я твердо уверен и знаю: за четыре года натворили массу ошибок, преступных ошибок, но не пора ли остановиться, сесть и вникнуть? Вот Егор Семенович Строев. К нему относятся по-разному. Я к этому человеку отношусь с глубочайшим уважением. Он вникал всегда во все вопросы, он губернатор был и председатель Совета Федерации, и минимум один раз в полтора месяца я был у него, я был обязан информировать губернатора о ситуации на предприятии. Он живо этим интересовался. Я никогда в приемной не ждал больше пяти минут. Он мне дал прямой телефон и сказал: «Александр Яковлевич, если какие-то вопросы — звони напрямую сразу». И он всегда выслушивал, советовался, губернатор владел всей информацией. К нынешнему — он больше трех лет был губернатором, я записывался на прием — он ни разу меня не принял. Ты не общаешься со специалистами, но подумай, как ты будешь выправлять ситуацию. И это не только в транспорте.
Егор Семенович посещал ТТП семь раз! Он уделял ему самое пристальное внимание и говорил, что только сумасшедший может считать, что такое предприятие не нужно городу. Когда я пришел руководить «Орелгорэлектротрансом», который затем преобразовали в ТТУ, это предприятие находилось в состоянии банкротства. Там был только коллектив, и мы фактически создавали его заново. А сейчас в ТТП, похоже, идет обратный процесс. Но допускать этого нельзя! И руководство города и области – Клычков с Парахиным и Музалевский с Новиковым – должны приложить к этому все усилия, – считает Александр Коровин.
В заключение добавим, что точку зрения Александра Коровина разделяют не только многие горожане, в том числе и работники ТТП – аналогичное мнение на кадровую политику в транспортной сфере высказал и побывавший на днях в Орле заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. В нашем городе столичный эксперт наблюдал за работой общественного транспорта. Вот что он, в частности, сказал в интервью корреспонденту «ОрелТаймс», отвечая на вопрос, что надо делать Орлу, чтобы по уровню развития электротранспорта он мог догнать пусть не столицу, но хотя бы соседние города:
– Я думаю, что просто надо сформировать грамотную управленческую команду, которая будет заниматься развитием транспорта. Нужно понимать, что это не просто люди, которые слышали про названия транспортных средств, а глубоко понимают, с точки зрения транспортных инженеров, которые разбираются в документах транспортного планирования, которые понимают экономику предприятий – и это должна быть прежде всего научная работа, и в ней должны разбираться чиновники, которые будут руководить транспортным комплексом.
Остается добавить, что профессионалов, грамотных специалистов, о которых говорят Александр Коровин и Илья Зотов на руководящих должностях в Орле остается все меньше. Причем не только в муниципальном транспорте – во всех сферах. Последствия такой кадровой политики горожане, увы, ощущают на себе. Практически каждый день.