“Орловская среда-плюс”, №2 (40) от 5 октября 2022 г.
Мэрия Орла подвела итоги аукциона на закупку первой партии автобусов для МУП ТТП. Конкурс выиграла нижегородская фирма, которая должна поставить в Орел 28 низкопольных автобусов по цене 17,1 миллиона рублей каждый. Все автобусы будут числиться на балансе МУП ТТП. Использовать их, по заверениям мэра Парахина, планируется в жилых микрорайонах, где отсутствует трамвайное и троллейбусное движение. Впрочем, не факт, что именно так и будет. Например, заместитель мэра, он же начальник транспортного управления городской администрации Вадим Ничипоров совсем недавно заявил, что новые автобусы будут внедрены на уже действующие маршруты, по которым сейчас ездят частные перевозчики. Заявление было сделано в ходе разговора с одним из перевозчиков – Вадимом Кривовым, который вместе с супругой Мариной Кривовой неделю назад записал открытое видеообращение к мэру Парахину, губернатору Клычкову, Генеральному прокурору Краснову и председателю Следственного комитета Бастрыкину, обвинив Ничипорова в поборах и давлении на предпринимателей.
Напомним, об обращении ИП Кривовых и о его причинах мы подробно рассказали в прошлом номере ОС. Тогда же мы высказали предположение, что поступившие в Орел новые автобусы ТТП может сдавать в аренду частным перевозчикам, получая лишь фиксированную арендную плату. А вот вся выручка, заработанная на купленных за бюджетный счет автобусах, будет оставаться у частника. Причем, как мы предполагаем, не у всякого частника, а у вполне определенного. В том, что такой перевозчик у господина Ничипорова имеется, у нас сомнений нет. К такому выводу мы пришли, пообщавшись с предпринимателями Кривовыми (а ранее – и с другими перевозчиками), прослушав записи их разговоров с Ничипоровым, а также проанализировав реестр автобусных маршрутов регулярных перевозок города Орла. Вот с него, пожалуй, и начнем.
Действующий на сегодняшний день реестр был утвержден постановлением администрации города Орла 22 января 2021 года, как раз тогда, когда состоялось возвращение на должность «начальника транспортного цеха» мэрии Вадима Ничипорова, ранее с этой же должности уволенного по собственному желанию в октябре 2017-го. Именно на основании реестра проводился конкурс на право осуществлять пассажирские перевозки в городе Орле. То есть, если какой-то перевозчик желал получить тот или иной маршрут, он должен был выполнить прописанные в реестре требования именно к этому маршруту.
Вот очень показательный пример. В январе 2021 года для осуществления перевозок по 5-му автобусному маршруту в соответствии с реестром потенциальный перевозчик должен был иметь в автопарке 8 пазиков и четыре ЛИАЗа, которые, как известно, есть только у ТТП. Соответственно, ТТП этот маршрут и выиграло (ранее по нему ездил частный перевозчик). А буквально через несколько месяцев, в апреле, в реестре на том же пятом маршруте чудесным образом появляются 12 пазиков. Одновременно возникает версия, что ТТП с маршрутом не справляется. В результате, как мы понимаем, контракт с муниципальным предприятием расторгли, а с 1 июля 2021 года по маршруту №5 поехал ИП П-в – разумеется, без всякого конкурса, по прямым договорам! Таким образом путем реализации нехитрой схемы – ИП – ТТП – ИП маршрут оказался у частного перевозчика.
Здесь необходимо пояснить, что по результатам конкурса этот перевозчик – ИП П-в – выиграл право работать всего на двух маршрутах – на маршруте №2 (ул. Планерная – ул. Гайдара, 2 автобуса) и на маршруте №19 (ул. Планерная – ул. Трудовых резервов, 10 автобусов). На сегодняшний день, то есть менее чем через два года после конкурса, этот же самый перевозчик, согласно тому же реестру (с внесенными в него господином Ничипоровым изменениями) работает уже на четырех маршрутах: №2, №5, №19 и №27. Число машин этого перевозчика на маршрутах увеличилось, по официальным данным, втрое, а по неофициальным – их еще больше. При этом маршрут №27, как и маршрут №5, ИП П-в опять же получил без конкурса, по прямому контракту, после расторжения контракта с предыдущим перевозчиком.
Говорят, с этим ИП у господина Ничипорова давние, крепкие и доверительные деловые отношения. Настолько доверительные, что обращается он к ней запросто – Оля. Хотя официально перевозчик является мужчиной – в качестве ИП зарегистрирован муж Оли, но, как мы понимаем, ведет бизнес именно она.
Разговор Ничипорова с Олей записал на диктофон предприниматель Вадим Кривов, которому во время одной из встреч господин «начальник транспортного цеха» без обиняков предложил «запустить» Олины автобусы на маршрут №9.
Встреча была довольно продолжительной. Почти сорок минут Ничипоров убедительно, с цифрами, фактами, хронометражем доказывал перевозчику, что его супруга – ИП Кривова, которая, собственно и обслуживает 9-й маршрут, не справляется с пассажиропотоком. Чтобы исправить ситуацию, чиновник предложил увеличить число машин на маршруте с 14 до 18. А лучше до 20. Причем, сделать это надо было срочно, как говорится, еще вчера. Впрочем, время подумать дал до понедельника. Понятно, что купить за выходные четыре-шесть пазиков, которые по самому минимуму на тот момент стоили четыре миллиона каждый, установить на них газовое оборудование и найти восемь-двенадцать водителей ИП Кривовы не смогли бы даже при очень сильном желании. И господин Ничипоров пришел им на помощь, предложив запустить на маршрут автобусы ИП П-ва. И заверил, что с ней он уже переговорил. И она уже даже нашла четыре свободных машины.
Не откладывая дела в долгий ящик, Ничипоров тут же Оле и позвонил. Лично.
Далее цитируем аудиозапись:
– Алё, Оль, привет еще раз. Послушай, Кривов хочет к тебе приехать поговорить по девятому маршруту. Когда?.. В семь на базе, правильно?.. Это в продолжение нашего разговора (неразборчиво) запускать четыре машины…
А дальше, как рассказывает Вадим Кривов, Ничипоров пояснил ему, что Оля «под ним» ездить не готова. То есть практика, когда один ИП арендует у другого ИП недостающие автобусы, платит ему фиксированную сумму за аренду, а основную часть выручки забирает себе, Олю категорически не устраивает.
– Мы участвовали в конкурсе, купили автобус с низким полом, оборудовали автобус подъемником для перевозки инвалидов, купили новые автобусы, чтобы выиграть конкурс, – и тут выясняется, что надо сделать вот так! – Как сделать, говорит Ничипоров, я придумаю сам. На две машины я ей выдам прямой контракт и еще два резерва. Понимаете? Резерв – это запасные машины на случай поломки основных, которые в контракте. Но фактически ездить будут четыре,- поясняет Вадим Кривов. – Так, как у нее сейчас на 19-м маршруте: в реестре 10, а ездят 16.
Но предложение Ничипорова не прошло – супруга Вадима Марина Кривова категорически отказалась «запускать» на свой маршрут Олины машины. После чего, собственно, в реестре на маршруте №9 неизвестно откуда появились четыре ЛИАЗа, которые не значатся больше ни на одном городском маршруте и которых у частных перевозчиков в Орле, как известно, нет. Вписал их туда, разумеется, господин Ничипоров. Из чего предпринимателям Кривовым стало совершенно ясно: следующий конкурс они выиграть не смогут, потому что купить четыре больших автобуса не в их силах. Также им стало ясно, что девятый маршрут по уже опробованной схеме ИП – ТТП – ИП в скором времени может оказаться у ИП П-ва, то есть у пресловутой Оли, как это уже произошло, например, с «пятеркой».
И тогда Вадим Кривов пожаловался на предвзятое отношение Ничипорова к ним с супругой мэру Парахину. Что было дальше, мы рассказывали в прошлом номере нашей газеты – Ничипоров вызвал Кривова на разговор. В котором пояснил, что теперь, после жалобы перевозчика, он должен предоставить – почему-то губернатору – определенную информацию. Аудиозапись беседы на повышенных тонах имеется в распоряжении редакции. Приведем несколько фрагментов этого замечательного диалога, в ходе которого господин Ничипоров напористо доказывает предпринимателю Кривову, как усердно он трудится во имя и на благо городского транспорта и горожан.
Ничипоров:
– Когда ты говоришь, что П-ву я попросил тебя поставить (на 9-й маршрут, речь идет о той самой Оле. – Прим. ред.) – я тебе не навязывал П-ву. Я тебе говорил: увеличивай количество автобусов. Если ты говоришь, у тебя не хватает водителей и не получается, я тебе предложил: иди пообщайся с П-вой, договаривайтесь на каких-то условиях… вы не договорились.
Кривов:
– Вы мне сказали здесь лично, что я собирался неделю назад выдать ей прямые контракты и карты. Вы с ней договорились.
Ничипоров:
– Прямые контракты и карты на твой существующий маршрут я выдать никому не могу.
– Кривов:
– Вот здесь мы разговаривали, что вы!
Ничипоров:
– Здесь мы с вами (переходит Ничипоров на «вы». – Прим. ред.) не могли разговаривать.
– П-ва поехала по девятому маршруту? Нет, не поехала.
Кривов:
– Потому что жена…
Ничипоров:
– …Пришла и сказала: нет не поеду, не хочу, мне это не нужно. Не нужно – работайте как положено. Ради бога. Сами. Я же тебя позвал не оттого, что, пожалуйста, поставь мою любимую, как ты говоришь, П-ву куда-то… Мне нужно качество на девятом маршруте. Только из-за этого я тебя позвал. Качества все равно потом не получилось, жители не вмещаются, не влезают, не могут уехать, мы добавили туда ЛИАЗы.
Здесь прервемся и поясним, что ЛИАЗы на девятом маршруте существуют только на бумаге. Причем вот уже целый год, что разумеется, никоим образом не может повлиять на качество обслуживания пассажиров. Но безусловно повлияет на результаты будущего конкурса. Заметим, для 10-го маршрута, который ходит не в пример реже девятки, а востребован не меньше, а может, и больше последней, поскольку ездит до сталепрокатного завода, господин Ничипоров никаких ЛИАЗов в реестр не включал и не собирался. И на качество ему в данном случае глубоко все равно. Напротив, своим, так сказать, волевым решением он уменьшил число машин на 10-м маршруте с 13 до 10. По факту же их ходит на треть меньше в рабочие дни, и в четыре-пять раз меньше – в выходные. И ничего!
Итак, продолжим цитировать разговор о ЛИАЗах.
Ничипоров:
– Я об этом говорил. Вам. Не тебе кулуарно где-то, а, как я и говорил, открыто, на собрании, почему мы планируем поставить туда ЛИАЗы. Они, кстати, пока не выехали, потому что они не могут поехать (Потрясающая аргументация! – Прим. ред.).
Кривов:
– Но факт в том, что вы опять ставите-то (ЛИАЗы. – Прим. ред.) мне! Вы посмотрите сколько на 27-м и на других маршрутах влезает (пассажиров. – Прим. ред.) в час пик! Я же приносил видео, они у меня до сих пор хранятся. А почему вы на десятом маршруте не увеличили (число автобусов. – Прим. ред.), а уменьшили на три? И знаете прекрасно, что на 10-м маршруте выезжает шесть-семь машин.
Ничипоров:
– Недобор у многих сейчас, да. Я не спорю (…)
– Я хочу тебе как мужик мужику в глаза посмотреть и понять, сильно я к тебе предвзято отношусь или не сильно?.. Я не предвзят именно к тебе, а только с той точки зрения, чтоб работал качественно…
А теперь – самое интересное. – Прим. ред.
Ничипоров:
– Второе. У нас придут 48 автобусов, ЛИАЗов, и они поедут в городе Орле, на маршрутах частных перевозчиков. Это не обсуждается уже. Они не смогут выехать на дополнительных новых маршрутах. Учитывая то, что ты фактически многих вводишь в заблуждение – я не знаю, как еще, Вадим, я с тобой пытался и по-нормальному… (далее следует перебранка из взаимных претензий, которую мы опустим. – Прим. ред.)
Кривов:
– Вадим Николаевич, вы как будто поездом проехали по нам. У меня трое детей, а вы… планы ставите так, чтобы они сидели вон там и побирались. И не рассказывайте, что это не так. Все перевозчики это видят.
Ничипоров:
– Я не знаю, что видят все перевозчики, но часть маршрутов мы забрали у многих перевозчиков и сейчас дальше все равно заберем. (…)
А дальше, после очередного спора, у Ничипорова сдали нервы:
– Я с тобой разговаривал два или три месяца назад, говорю, Вадим, переверни свои мозги и живи по-нормальному. Забудь о том, что я на тебя наезжаю – я на всех наезжаю!.. Хочешь тебе совет дам? Попробуй заняться другим бизнесом, если у тебя в перевозках ничего не получается в последнее время. Попробуй заняться, как ты говоришь, чтоб твои дети не остались без еды. Попробуй! С учетом того, что у нас придет 48 автобусов в город Орел в ноябре месяце. Не Ничипорова мочить, а попробуй заняться другим бизнесом! И 48 автобусов в городе Орле работать будут. А то, что ты тут писанину написал, я на нее отвечу, а дальше пусть там разбираются – я тоже ничего не боюсь в этой жизни с некоторых пор. Ну вот и все. Вот и поговорили. А то, что ты пытаешься там на меня поклеп какой-то повесить – ну, попробуй, пытайся.
Кривов:
– Какой поклеп?
Ничипоров:
– Что я тебя полностью задушил, а ты такой весь хороший, белый и пушистый, елку желаний делаешь, туалеты убираешь и на 12-й маршрутке работаешь.
Кривов:
– Так не я один так работаю.
Ничипоров:
– Не ты один. Но никто кроме тебя не возмущается.
На самом деле возмущаются, как мы полагаем, не только супруги Кривовы, которые действительно оказались перед угрозой потерять бизнес. Возмущаются многие жители города Орла, которым, по большому счету, все равно, кто из перевозчиков будет возить их на работу и домой – главное, чтобы можно было уехать и при этом не чувствовать себя селедкой в бочке и не ждать маршрутку по полчаса, а вечером не вызывать такси. И вот этих элементарных условий нормального транспортного обслуживания господин Ничипоров им обеспечить не может. Несмотря на всю свою заботу о качестве. Сейчас он уповает на пресловутые 48 автобусов, больше половины из которых уже закуплены. И поскольку на покупку 28 автобусов мэрией Орла было потрачено почти полмиллиарда рублей бюджетных денег, очень хотелось бы, чтобы компетентные органы проконтролировали процесс использования этих машин. Дабы они ненароком не оказались в аренде у «Оли» по бросовой цене. Еще сильнее хотелось бы ознакомиться с результатами проверок по заявлению перевозчиков Кривовых в отношении заместителя мэра Ничипорова, которые анонсировали как Следственный комитет, так и прокуратура Орловской области. Напомним, что доклада о результатах ждет от руководителя СУ СКР по Орловской области Петра Юдина председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Но больше всего этих результатов ждут предприниматели Кривовы, которые готовы дойти до Генеральной прокуратуры и центрального аппарата Следственного комитета и предоставить им свои доказательства давления на бизнес со стороны заместителя мэра Ничипорова, если в Орле таковые окажутся невостребованными.
Редакция «Орловской среды» в свою очередь просит прокуратуру Орловской области провести проверку на предмет коррупционных связей заместителя мэра города Орла Ничипорова с одним из частных перевозчиков (персональные данные имеются в распоряжении редакции), проверить правомерность предоставления Ничипоровым данному перевозчику маршрутных карт без проведения конкурсов и в случае выявления нарушений принять меры прокурорского реагирования. Одновременно просим прокуратуру взять под контроль процесс распределения маршрутов для 28 автобусов, закупленных администрацией города Орла за счет средств федерального бюджета с целью исключения в данном процессе коррупционной составляющей и нанесения ущерба МУП ТТП города Орла.
Также просим руководство Следственного комитета по Орловской области сообщить, завершена ли проверка по заявлению частных перевозчиков в отношении заместителя мэра города Орла Ничипорова, если завершена, то каковы ее результаты.
Тем временем
На прошлой неделе в группе ВК «Транспорт 57 Транспорт Орла и Орловской области» была опубликована информация о закупке мэрией 28 автобусов для ТТП. Как обратили внимание авторы поста, заявленная в конкурсной документации цена на автобусы намного превышает цены, предлагаемые поставщиками.
«Мэрия Орла разместила тендер по поиску подрядчика на закупку 28 автобусов. Начальная цена контракта составляет 480,5 млн рублей, – пишут авторы текста. – Данные средства были получены администрацией в рамках инфраструктурного кредита в 823 млн рублей. Всего планируется закупить 48 автобусов. Оставшиеся 20 будут приобретены в 2023 году.
Несложный расчёт показывает, что средняя стоимость одного такого транспортного средства превышает 17 млн рублей. Судя по всему, это будут автобусы элитного класса. Потому как, например, низкопольный автобус ЛиАЗ 429260 от компании ООО «Русбизнесавто Нижний Новгород» можно купить по цене 8,7 млн рублей, автобус МАЗ 303 с 5-ю полноценными двустворчатыми дверными проёмами, мощным двигателем Daimler OM936LA стандарта Евро-5 и кондиционером — за 14 млн рублей.
Так что же это будут за автобусы, которые закупает мэрия? Согласно официальной документации торгов, приобретаются низкопольные транспортные средства с тремя двустворчатыми дверями, категория M3 (используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения). Вид топлива — метан. Тип коробки передач — автоматическая. Обеспечение доступа инвалидов не предусмотрено. Автобусы будут оснащены спутниковой системой навигации ГЛОНАСС, кондиционером, 6 камерами видеонаблюдения и регистрации салона, тахографом с системой криптографической защиты информации и системой мониторинга пассажиропотока».
Когда верстался номер
Во вторник мэрия Орла распространила пресс-релиз, в котором сообщила, что за прошедший месяц в адрес частных перевозчиков было направлено семь письменных претензий. Как мы полагаем, таким образом начальник управления ЖКХ и транспорта господин Ничипоров, в отношении которого сейчас проводятся проверки прокуратурой и Следственным комитетом, пытается убедить проверяющих, а заодно и общественность, в своей непредвзятости. В этой своей попытке господин Ничипоров (правда, под прикрытием своего подчиненного Шалиманова) зашел столь далеко, что даже признал очевидное: в последнее время есть нарекания к работе троллейбусов. Про то, что «последнее время» длится в городе Орле уже много месяцев, в пресс-релизе мэрии не сообщается. Итак, читаем и наслаждаемся шедевром бюрократической демагогии.
«По информации управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Орла, в результате выездных рейдов за минувший месяц в адрес перевозчиков составлено и направлено семь письменных претензий.
Основные причины – несоблюдение графиков движения в вечернее время, невыполнение задания по выпуску автобусов на линию и отключение приборов ГЛОНАСС.
При выборе направления, которое подлежит проверке, отдел организации транспортного обслуживания населения и связи администрации Орла опирается на жалобы от жителей. В последние недели, например, под пристальным контролем – маршруты №10 и №27, связывающие Наугорское шоссе и Северный район.
«Работу обоих маршрутов обеспечивают частные перевозчики. Проверки показали, что маршрут №27 обслуживается 11-12 автобусами, средний интервал движения – 4-10 минут. Маршрут №10 обслуживается меньшим количеством автобусов, чем предусмотрено реестром и условиями муниципального контракта. Поэтому увеличиваются и интервалы движения. Администрация Орла направила в адрес перевозчика письменную претензию», – рассказал начальник отдела организации транспортного обслуживания населения и связи администрации Орла Алексей Шалиманов.
В последнее время есть нарекания и по работе троллейбусов. Их работу обеспечивает МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие». Его финансовое положение является достаточно сложным, и не всегда имеется возможность своевременно закупить запчасти и привести в порядок подвижной состав. Поэтому на всех четырёх троллейбусных маршрутах не обеспечивается плановый выпуск. В настоящее время изыскивается возможность для оказания финансовой помощи МУП, что позволит стабилизировать ситуацию».