№25 (77) от 2 августа 2023 г.
В Государственной Думе вновь вернулись к теме развития городского электротранспорта. 26 июля в ходе «правительственного часа» с участием Министра транспорта РФ Виталия Савельева Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил о важности обновления городского электротранспорта и развития речного транспорта. В Орле, увы, последний уничтожен, а трамваи и троллейбусы находятся на грани выживания.
Как сообщила пресс-служба Государственной Думы, в рамках «правительственного часа» Вячеслав Володин обратил внимание на развитие городского электротранспорта.

«Это проблема каждого субъектового центра. Предприятия в тяжелейшем состоянии, износ огромный. Перед нашей с вами встречей поступили коллективные обращения граждан из Волгограда, Костромы, Тольятти, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Тамбова, Белгородской, Орловской, Астраханской областей», — сказал он.
По словам Председателя Государственной Думы, решение данного вопроса необходимо как минимум переводить на региональный уровень. «Но лучше, чтобы были федеральные программы, позволяющие на системной основе заменять устаревший подвижной состав», — добавил он.
«Жители просят поддержки со стороны федерального центра городскому электрическому транспорту, потому что бездумная замена троллейбусов на автобусы, маршрутки ни к чему хорошему не приведет. Когда трамвайные маршруты сокращаются — это значит: остановится город в развитии», —цитирует пресс-служба Госдумы выступление Вячеслава Володина.
27 июля на телеканале РБК тему обсуждали журналисты и эксперты программы «День». Проблемы городского электротранспорта обсудили на примере Орловской области. Спикером выступил орловский журналист Сергей Савин.
https://tv.rbc.ru/archive/den/64c233512ae59602d2e0bca9

– Трамвайная линия города Орла – одна из старейших в России, была открыта в 1898 году. Троллейбус – много позже, в 1968-м, – рассказал Сергей Савин коллегам и телезрителям. – В настоящий момент электротранспорт у нас находится в крайне удручающем состоянии, как это ни прискорбно… В городе до сих пор не создана и не реализована транспортная схема, в связи с этим Орел не может входить в федеральные программы. Из проектов, которые сейчас можно реализовать, – только инфраструктурные кредиты. Но, к сожалению, те кредиты, которые сейчас берутся, используются на газомоторные автобусы. Что вызывает большое сожаление у жителей и идет вразрез, скажем так, с федеральной повесткой.
Как показал анализ (состояния городского электротранспорта. – Прим. ред.), мы находимся в конце списка по возрасту подвижного состава. За последние годы обновление парка – ни трамвайного, ни троллейбусного – не производилось. Череда руководителей Трамвайно-троллейбусного предприятия с сомнительными прошлым загнала это предприятие в очень плохое состояние, по моему мнению.
К тому же у нас в настоящий момент ремонтируется центральный мост, соответственно осталась только половина маршрутов трамвая… Повторю: инфраструктурные кредиты могли бы использоваться для расширения сети (электротранспорта. – Прим. ред.) для новых микрорайонов или же для приобретения тех же троллейбусов с автономным ходом. Но, к сожалению, политика губернатора, политика мэра города Орла такова, что, как они сами заявили, приобретать электротранспорт в ближайшее время не планируется, – сообщил Сергей Савин.
Экспертное мнение

Алексей Фирсов, генеральный директор центра социального проектирования «Платформа»:
– Конечно, с точки зрения экологизации городов электротранспорт – это важный инструмент, по мере того как экологическая нагрузка даже в индустриальных центрах сместилась с промышленности на транспорт. То есть уровень загрязнения, скажем, в Омске, в Красноярске и так далее все более транспортный… Электротранспорт – это достаточно сильное новое направление, Москва показала, что за счет него можно снизить нагрузку примерно на 20 процентов. Но у муниципалитетов средств на это нет. И идея выносить это на уровень региональной или федеральной программы и может быть, даже включать в нацпроект по экологии гораздо более правильная, чем ждать, что мэры городов найдут средства и кредиты на то, чтобы уйти от привычных уже автобусов.

Павел Зюзин, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:
– В данный момент муниципалитеты имеют более выгодные условия для закупки газовых автобусов. Соответственно, они пользуются этими инструментами, и это вполне себе понятная логика, учитывая, что льготы позволяют покупать такую технику с 70-80-процентной скидкой. Другое дело, что, если у них есть, как в Орле, например, по всему городу сеть электротранспорта, то закупаемые автобусы могли бы ставиться на маршруты там, где он не действует, не создавая ему конкуренцию, не ухудшая экономику этого предприятия. Это такая простая логика менеджмента в сегменте общественного транспорта. Да, Орел использует возможности по обновлению автобусного парка – почему нет? Но здесь нужно автобусы правильно комбинировать с трамвайной и троллейбусной сетью.