Государство недовольно ростом числа репетиторов.
Как отмечает Евгения Матвеева – эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС – руководство страны обеспокоено тем, что в России слишком быстро растёт рынок репетиторских услуг. Эта тенденция для системы образования уже становится проблемой. По мнению главы ведомства, нужно сделать так, чтобы частные педагоги вновь устроились на работу в школы. Понятно, что репетитор – это учитель, ушедший из школы, поэтому власти будут прилагать усилия для их возвращения.
Музаев уверен, что этого можно добиться за счёт внедрения централизованного списка учебных пособий и образовательных программ. Напомним, единые учебники появятся уже в следующем, 2025 году. Это должно привести процесс обучения к единому стандарту, так что доп. услуги, по мнению авторов инициативы, учащимся больше не потребуются. Однако в образовательном сообществе эксперты придерживаются другого мнения. Они говорят, что именно стандартизация образовательного процесса гонит учителей прочь из школ.
«Учителя сейчас должны заполнять огромное количество отчетов, заметно сужаются возможности для творческой самореализации, так как нужно следовать огромному количеству стандартов», – говорит преподаватель русского языка и права, представитель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, роль играет и то, что в частном преподавании за применение оригинальных методик не наказывают. Кроме того, репетиторов больше уважают родители, а учеников можно выбирать.
Репетиторами работают не только бывшие учителя: в этой среде немало практикующих школьных педагогов, а также университетских преподавателей и студентов педагогических направлений, которые получают таким образом дополнительный доход. Ведь зарплаты в образовании по-прежнему невелики. Отметим, что рост рынка репетиторских услуг сегодня часто называют результатом введения ЕГЭ, хотя поступление в крупные вузы на самом деле требовало частных занятий и до этого.
В советские годы для поступления в ведущие вузы даже московским отличникам, лучшим в своих районах и учившимся в профильных школах, требовались дополнительные репетиторские уроки. В 90-е и в начале 2000-х ситуация не изменилась: школа и тогда не могла подготовить своего выпускника к поступлению, для этого следовало дополнительно заниматься в течение 1-2 лет. И это нужно было не только для поступления и сохранения лидирующих позиций в конкурсных списках, это нужно было и для дальнейшего комфортного обучения студентов на программах с повышенной сложностью.