№45 (187) от 24 декабря 2025 г.
В канун Нового года в стране предпринимаются меры к недопущению необоснованного роста цен на продукты питания: Федеральная антимонопольная служба России потребовала от торговых сетей объяснений из-за высоких цен.
Под проверку попали торговые сети «Магнит», «Дикси», «Ашан», «О’Кей», «Лента», «Гиперглобус», «Монетка» и «Азбука вкуса».
В компании направлены запросы от ФАС с требованием объяснить формирование наценок.
Одним из первых на новость отреагировал «Картофельный союз», который со ссылкой на ФАС напомнил: «В середине октября ФАС заявила о намерении провести анализ наценок на 29 категорий продовольственных товаров. Ведомство направило соответствующие запросы в 12 крупнейших торговых сетей. Запросы касались информации о средневзвешенных закупочных и розничных ценах, объемах закупки и реализации этих товаров за период с января по август 2025 года. «Для сдерживания цен ведомство предложило этим сетям рассмотреть возможность принятия добровольных обязательств о снижении и последующем ограничении торговых наценок на наиболее востребованные позиции социально значимых продовольственных товаров, в том числе с завышенными на данный момент наценками».
Ранее глава аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельный союз) Татьяна Губина рассказала, что к дефициту картофеля в России в текущем году привел отказ торговых сетей от заключения контрактов на поставки картофеля еще до посевных работ. По ее словам, ритейл предлагал аграриям такие цены, что им просто неинтересно теперь выращивать продовольственный картофель. Растениеводы все больше сеют технические овощи, которые идут не на полки, а на переработку (снеки, чипсы и т.д.). Губина объяснила, что переработчики стали заранее контрактовать картофель, еще весной, и платить за него определенную цену, даже не зная, каким будет урожай.
Соответствующий запрос ведомство направило в десять крупнейших федеральных торговых сетей.
17 декабря УФАС по Орловской области уточнило, что ФАС России
обратила внимание организаций торговли на необходимость соблюдения принципов ответственного ценообразования в отношении социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в том числе в части наценок. ФАС напомнила: изменение НДС не является основанием для повышения цен на социально значимые продукты питания.
18 декабря региональное управление ФАС проинформировало, что ставка налога на добавленную стоимость для таких товаров по-прежнему составит 10%
Соответствующее письмо служба направила в крупнейшие отраслевые объединения и федеральные торговые сети.
Закон об изменении налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22% вступит в силу с 1 января 2026 года. ФАС России напомнила продавцам продовольственных товаров о том, что изменение не касается продуктов питания, реализуемых по льготной ставке.
Служба обратила внимание участников рынка на необходимость недопущения экономически необоснованного повышения цен на продовольственные и непродовольственные товары и предупредила об обязательности неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении торговой деятельности. В случае выявления нарушений ведомство будет принимать соответствующие меры реагирования.