№5 (147) от 12 февраля 2025 г.
Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, вовсе не отсылка к бессмертной грибоедовской комедии «Горе от ума» и ее герою Фамусову. Этот вопрос мы хотели бы задать председателю Орловского окружного совета народных депутатов Николаю Галкину, который стал создателем странной комиссии в недрах возглавляемого им представительного органа. Комиссию Галкин создал в ответ на представление прокуратуры, обнаружившей нарушения антикоррупционного законодательства при выплате премий председателю окружной КСП Татьяне Плаховой. Напомним, в ноябре прошлого года «ОС-плюс» опубликовала большой материал, поводом для которого стало обращение в надзорное ведомство депутата окружного совета Николая Грядунова. Грядунов сообщил о фактах начисления госпожой Плаховой премий и материальной помощи… самой себе. Прокуратура факты проверила, констатировала, что имели место нарушения закона, и потребовала от учредителя КСП – окружного совета – эти нарушения устранить. В ответ председатель совета Галкин сделал нестандартный ход и создал ту самую комиссию, о которой пойдет речь ниже. Предупреждаем: сначала будет официально и немного скучно, зато потом – смешно и грустно одновременно.
Помогала себе материально
Итак, прокурор Орловского района Краснов внес в окружной совет народных депутатов представление – внимание, это важно! – об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.
В документе, в частности, говорится следующее:
«Прокуратурой района проведена проверка доводов обращения депутата Грядунова Н.Н. о нарушениях законодательства о противодействии коррупции председателем Контрольно-счётной палаты Орловского муниципального округа Плаховой Т.В. при принятии решений о назначении премии.
(…)
В ходе проверки установлено, что решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 7.10.2021 №2/26-ОС Плахова Т.В. назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты Орловского муниципального округа Орловской области…»
Далее прокурор напоминает, что окружная КСП является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, учреждается Орловским окружным советом и подотчетна ему. (На это напоминание также стоит обратить внимание – далее по тексту статьи станет понятно, почему. – Прим. ред.). После чего переходит непосредственно к финансовым вопросам.
«…Ежемесячное денежное содержание председателя (КСП) и аудитора состоит из должностного оклада, надбавки за особые условия труда, ежемесячного денежного поощрения и надбавки за выслугу лет; должностным лицам Контрольно-счетной палаты в соответствии с распоряжением председателя КСП могут выплачиваться премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также иные премии. Премия не является гарантированной выплатой, а представляет собой дополнительную стимулирующую выплату к денежному содержанию за выполнение заданий особой важности и повышенной сложности в условиях, отличающихся от нормальных, и при наличии финансовой возможности. Таким образом, размер премии по результатам работы лиц, замещающих муниципальную должность в контрольно-счетном органе, не является твердо определенным, премии по своей правовой природе являются поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности представительным органом» (здесь и далее выделено нами. – Прим. ред.), – специально разъясняет прокурор и констатирует факты:
«В ходе проверки установлено, что Плаховой Т.В. подписаны распоряжения о премировании и материальной помощи от 17.12.2021 №03-рлс, от 28.12.2021 №04-рлс, 18.04.2022 №01-рлс, от 02.06.2022 №03-рлс, от 29.07.2022 №06-р, от 12.08.2022 №07-р, от 03.11.2022 №11-р, от 28.12.2022 №16-р, от 07.03.2023 №01-р, от 18.04.2023 №03-р, от 28.06.2023 №07-р, от 30.08.2023 №12-р, от 03.11.2023 №15-р, от 14.12.2023 №20-р, от 22.12.2023 №24-р, от 04.03.2024 №03-р, от 17.04.2024 №05-р, от 19.04.2024 №06-р, от 07.06.2024 №10-р, от 19.08.2024 №18-р, от 09.10.2024 №22-р, в том числе самой себе».
Здесь прервем цитирование представления прокуратуры, чтобы подсчитать, сколько раз госпожа Плахова материально помогала своим подчиненным и самой себе. За период с декабря 2021-го по октябрь 2024 года председатель окружной КСП подписала 21 распоряжение о премировании и выделении материальной помощи! При этом, как отмечает прокуратура, премировать сама себя она могла только с предварительного одобрения окружного совета. Но госпожа Плахова обходилась без лишних формальностей.
«Поскольку председатель контрольно-счетного органа муниципального образования назначается на должность представительным органом, председатель КСП ежегодно представляет отчет представительному органу о проделанной работе, а представительный орган определяет размер расходов на денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности, принятие решения о поощрении председателя КСП Плаховой Т.В. относится к исключительной компетенции Орловского окружного Совета народных депутатов. Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты премий необходима объективная оценка деятельности председателя и результатов его работы, которая… входит в компетенцию Орловского окружного Совета народных депутатов, – говорится в представлении прокуратуры. – Премированию председателя КСП Плаховой Т.В. должна предшествовать оценка эффективности ее деятельности представительным органом, вопрос об окончательном размере премирования подлежал обсуждению на заседании Орловского окружного Совета народных депутатов, но данный вопрос на такое обсуждение не выносился, решение о премировании и его размере было принято Плаховой Т.В. самостоятельно за пределами полномочий, регламентированных законом и Уставом», – констатирует прокуратура и переходит к выводам – причем, весьма жестким:
«С учетом положений Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Кроме того, получение Плаховой Т.В. денежных средств в виде премии на основании вышеперечисленных распоряжений является неосновательным обогащением, в связи с чем (денежные средства. – Прим. ред.) подлежат возврату. (…)
Таким образом, со стороны Плаховой Т.В. имела место недобросовестность при принятии решений о выплате себе премий, указанные действия противоречили действующему законодательству и нормативно-правовым актам муниципального образования, распоряжения издавались при несоблюдении требований антикоррупционного законодательства, что привело к необоснованному расходованию средств местного бюджета муниципального образования и свидетельствует о неосновательном обогащении Плаховой Т.В.
Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее исполнение Плаховой Т.В. обязанностей, возложенных на нее законодательством о противодействии коррупции, отсутствие контроля со стороны Орловского окружного Совета народных депутатов».
Далее прокурор Краснов напоминает, что согласно нормам законодательства за неисполнение обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, «должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения представительного органа».
В свою очередь, депутатам окружного совета прокурор указывает на их право и обязанность принимать решение о досрочном прекращении полномочий лиц, занимающих муниципальные должности (в данном случае – госпожи Плаховой), если установлено, что эти лица не выполняют обязанности, возложенные на них антикоррупционным законодательством. Наконец, прокурор добавляет, что «также необходимо принять меры к возмещению в бюджет округа необоснованно полученных Плаховой Т.В. премий за период работы 2021-2024 годов».
В заключение прокурор Краснов требует от окружного совета:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района. О времени и месте рассмотрения представления заблаговременно сообщить в прокуратуру района для обеспечения участия.
2. В течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.
3. По результатам рассмотрения представления решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.
4. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района в письменной форме не позднее месяца со дня внесения представления.
На этом официальную правовую часть можно считать законченной. Перейдем к неофициальной. И, увы, к неправовой.
«Принятие решения о принятии решения»
Казалось бы, все ясно: прокуратура недвусмысленно заявила, что премии самой себе госпожа Плахова начисляла, нарушая антикоррупционное законодательство. При этом окружной совет никак ее не контролировал, что привело к неосновательному обогащению председателя КСП. Надзорный орган выдвинул четкие требования, которые окружной совет должен исполнить, то есть, как говорится в самом названии прокурорского представления, устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции. И привлечь к ответственности нарушителей, а неправомерно выплаченные Плаховой деньги вернуть в бюджет.
Но великолепный окружной совет и его не менее великолепный председатель господин Галкин решили пойти своим путем. И через неделю после внесения представления прокуратуры председатель совета Николай Галкин издал распоряжение «О проведении поименного опроса депутатов». То есть распорядился – далее цитируем, только не смейтесь – «провести 6 февраля 2025 года поименный опрос депутатов по принятию решения «О принятии решения Орловского окружного Совета народных депутатов «Об осуществлении контроля за использованием средств бюджета Орловского муниципального округа Контрольно-счетной палатой Орловского муниципального округа Орловской области».

Николай Галкин
Если перевести эту «галкину грамоту» на нормальный язык, то получается, что, получив представление прокуратуры, в котором прописаны четкие требования, председатель окружного совета Галкин решил вместо исполнения этих требований осуществить контроль за тем, как КСП расходовала средства бюджета на выплату премий и материальной помощи госпоже Плаховой в прошлом, то есть в 2021-2024 годах. Причем принять решение об осуществлении такого контроля депутаты должны не на сессии окружного совета, а методом какого-то поименного опроса. Метод этот, похоже, неизвестен никому в органах местного самоуправления страны, кроме председателя Орловского окружного совета Галкина. Что такое поименное голосование – известно, а поименный опрос? О чем поименно опрашивали депутатов окружного совета – нам неизвестно, но известно, что 6 февраля то самое решение «Об осуществлении контроля…» было принято – и в шапке не постеснялись написать «методом поименного опроса».
Впрочем, метод – это сущая мелочь по сравнению с содержанием самого решения.
«Комиссия отца Денисия»
Итак, что же решили окружные депутаты? А решили они, как уже говорилось, осуществить контроль за использованием бюджетных средств, которые были использованы в предыдущие годы, но сами… ничего контролировать не собираются! Для осуществления «контроля» депутаты создали комиссию и утвердили ее состав и порядок работы. Кто же вошел в состав комиссии, созданной окружным советом?
Во-первых, председатель совета Николай Галкин. Любопытно, что изначально в проекте решения о создании комиссии (а такие проекты получили все депутаты совета) его фамилия не значилась, однако, когда опрос провели, решение приняли и опубликовали его на сайте окружного совета, Галкин в комиссии все же появился. Заметим, там он – единственный представитель депутатского корпуса. Остальные пять членов никакого отношения к Орловскому окружному совету не имеют.

Первоначальный состав комиссии (в проекте)
В комиссию включили двух преподавателей кафедры экономики Орловского госуниверситета с учеными степенями (!), одного члена Общественной палаты Орловской области, аудитора КСП Орловской области и заместителя начальника управления – начальника отдела окружной администрации.

Утвержденный состав комиссии
Что и как будет контролировать эта комиссия задним числом? Изучать распоряжения Плаховой о выплате себе самой премий и материальной помощи? Так их уже прокуратура изучила и признала нарушающими законодательство. Что еще? Не знаем. Но подозреваем, что комиссия создана для того, чтобы в результате этого «контроля» отказать прокуратуре в удовлетворении ее требований. Благо, прецедент имеется. В свое время Орловский окружной совет не согласился с позицией прокуратуры, которая опять же выявила нарушения антикоррупционного законодательства в виде конфликта интересов: тогда надзорный орган установил, что близкие родственники председателя совета Галкина и председателя КСП Плаховой трудятся в администрации округа, о чем Галкин и Плахова уведомления не подавали. В общем, история была долгая и дошла до суда, после чего окружной совет все же принял решение о применении к Галкину и Плаховой дисциплинарных взысканий – если не ошибаемся, тогда они отделались замечаниями.
Однако сейчас ситуация серьезнее – речь идет о бюджетных деньгах, которые, повторим, прокуратура требует вернуть в казну. И это требование окружной совет обязан выполнить, однако, судя по всему, очень не хочет этого делать. И придумывает непонятные комиссии со странным составом, созданные не менее странным методом опроса.
Так и хочется спросить: что это – элементарная правовая безграмотность? Осознанный правовой нигилизм? Или беспардонное и открытое игнорирование требований закона?
При подготовке этого материала мы обратились в Орловский городской совет, чтобы узнать, а как там решаются подобные вопросы? Ну, например, если прокуратура вносит представление об устранении нарушений антикоррупционного законодательства? Оказалось, все просто и прозрачно. Во-первых, как пояснили нам в Орловском горсовете, все прокурорские представления рассматриваются на заседаниях профильного комитета по правовому регулированию местного самоуправления. Во-вторых, если вопрос требует рассмотрения специальной комиссии, то таких комиссий в горсовете имеется две – по противодействию коррупции и по этике. Обе имеют постоянный состав. В антикоррупционную комиссию входят шесть депутатов городского совета и два независимых эксперта. В комиссию по этике – восемь депутатов. Заметим, председатель горсовета ни в одну из этих комиссий не входит, что, на наш взгляд, правильно – дабы у рядовых членов не было соблазна подстраиваться под мнение спикера.
Еще один пример. В Ливенском районном совете в 2021 году создана комиссия по контролю за соблюдением лицами, замещающими муниципальные должности Ливенского района Орловской области, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции. В состав комиссии входит председатель Ливенского районного Совета народных депутатов, председатели постоянных депутатских комиссий Ливенского районного Совета народных депутатов, сотрудники аппарата Ливенского районного Совета народных депутатов. И никого – со стороны. В числе полномочий комиссии – рассмотрение и оценка фактических обстоятельств, служащих основаниями для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, предусмотренными законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, или для применения в отношении него иного дисциплинарного взыскания. При этом комиссия Ливенского райсовета собирается в том числе по распоряжению его председателя, если в райсовет поступила информация от правоохранительных органов или иных государственных органов, организаций, должностных лиц или граждан о наличии у лица, замещающего муниципальную должность, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. То есть в том самом случае, который произошел с председателем Орловской окружной КСП госпожой Плаховой.
Почему подобная комиссия не существует в Орловском окружном совете народных депутатов – загадка. Впрочем, там имеются профильные комитеты, и на худой конец представление прокуратуры могли бы рассмотреть они – либо комитет по бюджету, налогам и финансам, либо комитет по правовому регулированию, социальным вопросам, делам молодежи и связям с общественными объединениями. И, приняв предварительное решение, вынести его на сессию окружного совета. Но нет – председатель Галкин не ищет легких путей и придумывает свою собственную комиссию непонятно для чего. Хотя, может быть, как раз и понятно?
Прокуратура стерпит?
Создание «непонятной» комиссии по контролю неизвестно за чем заставило депутата окружного совета Николая Грядунова в очередной раз обратиться к прокурору Орловской области Алексею Тимошину. В своем обращении Грядунов предполагает, что упомянутая комиссия создается для того, чтобы вынести заключение о том, что представление прокуратуры удовлетворению не подлежит и тем самым (просим прощения у уважаемых работников надзорного ведомства – мы лишь цитируем) снова «вытереть ноги о прокуратуру». Да, слова резкие, но с доводами Грядунова трудно спорить.
Так, в своем обращении к прокурору области депутат Грядунов, например, приводит список членов комиссии (первоначальный, а не окончательный) и совершенно справедливо указывает, что «этих представителей никто из депутатов не знает и никогда не видел. И непонятно, кем и почему именно они предложены». Более того, как сообщает Грядунов, у одного из членов комиссии – Анастасии Гордеевой, начальника отдела нормативно-правовой работы и внутреннего финансового контроля администрации округа, возникает самый настоящий конфликт интересов с проверяемой ей председателем КСП Плаховой по принципу «ты проверяешь меня, а я проверяю тебя». «Как Гордеева может проводить проверку председателя КСП округа, которая сама наделена властными полномочиями по проверке отдела администрации округа, который возглавляет Гордеева?» – пишет депутат и далее резонно замечает: «Какое отношение эти члены комиссии имеют к Орловскому муниципальному округу и тем более к его бюджету, чтобы депутаты избирали их для проведения проверки расходования бюджетных средств на премии председателя КСП округа в 2021-2024 гг.? Депутаты округа сами наделены полномочиями по проведению контроля и проверке исполнения бюджета… Какие властные полномочия имеют депутаты Орловского муниципального округа, чтобы своим решением «приказывать» данным членам комиссии (докторам наук и доцентам университета, сотрудникам КСП Орловской области, Общественной палаты Орловской области) проводить проверку исполнения бюджета округа при выплатах премий Плаховой самой себе?.. В каком нормативном правовом акте прописана подчиненность и подконтрольность членов комиссии депутатам Орловского муниципального округа?.. Каким нормативным правовым актом закреплено, что данные члены комиссии имеют право и полномочия по проведению проверки исполнения бюджета округа?»
В обращении Николая Грядунова есть и другие, вполне разумные доводы, говорящие о том, что инициатива председателя совета Галкина о создании подобной комиссии – как минимум непонятна, как максимум – незаконна. Депутат Грядунов указывает, что если такая комиссия и может быть создана, то исключительно из представителей депутатского корпуса, обладающих полномочиями по контролю за деятельностью органов местного самоуправления и по работе с персональными данными (чего лишена большая половина «галкинской комиссии» даже в ее измененном составе). Наконец, Грядунов напоминает, что среди функций комитета по бюджету окружного совета есть такая, как рассмотрение протестов и представлений прокуратуры, и комитет вполне смог бы справиться с этим вопросом без всяких комиссий.
В заключение Николай Грядунов просит прокурора Орловской области дать отрицательное заключение прокуратуры на проект решения окружного совета о создании той самой комиссии, а также дать рекомендации председателю совета Галкину – поручить проведение проверки по вопросу о премиях Плаховой комитету по бюджету либо создать комиссию из состава депутатов.
Честно говоря, мы не знаем, может ли прокуратура давать рекомендации председателю окружного совета. Но знаем, что одернуть может – и весьма жестко. А то ведь с такими вольностями в окружном совете дойдет до того, что полномочия депутатов будут выполнять волонтеры, набранные по объявлениям в интернете. Если Галкин их пригласит. А самого господина Галкина, на наш взгляд, не мешало бы пригласить на экскурсию в Орловский горсовет. Глядишь, там ему бы и пару лекций прочитали – об основах местного самоуправления и антикоррупционного законодательства. Думаем, даже бесплатно – коллега все-таки…
Татьяна Филева