№4 (146) от 5 февраля 2025 г.
Сразу три вопроса, затрагивающих работу общественного транспорта в разных плоскостях, изучили депутаты комитета по экономической политике горсовета. Отдельно коснулись ситуации с ТТП и перспектив работы этого предприятия; изучили ситуацию с работой общественного транспорта в целом; и уже в который раз вернулись к болезненному вопросу о повышении штрафов за безбилетный проезд.
Долги погасят в феврале
Начали обсуждение с хорошей новости. Администрация города заявила, что намерена в ближайшее время полностью погасить кредиторскую задолженность «Трамвайно-троллейбусного предприятия», находящуюся в исполнительном производстве. Как отметил заммэра Алексей Степанов, «услуга по рынку перевозчиков является планово убыточной. Даже метрополитен московский, несмотря на их объем, и то убыточный. Первый раз за всю историю существования нашего ТТП при формировании бюджета мы заложили на текущий год в полном объеме помощь по субсидии. И задача №1 – полностью погасить кредиторскую задолженность. Это позволит нам полностью разблокировать счета предприятия. Если все будет хорошо, это позволит ТТП полностью закрыть расчеты по лизингу. То есть все 32 автобуса перейдут в собственность предприятия, и в дальнейшем уже не будет никаких рисков по ним. Эти лизинговые платежи – 3 млн 200 тысяч по двум договорам. Эти суммы уйдут. Еще момент. Предприятие теряет хоть и небольшую, но все же сумму ежемесячных поступлений. Вступил в силу федеральный закон, и теперь на опорах ТТП все камеры контроля за дорожной ситуацией, которые ставит «Орелтранссигнал», должны быть размещены на бесплатной основе. Это у предприятия будет минус 3,5 миллиона дохода в год. Это не только ТТП, другие организации тоже теперь бесплатно камеры размещают. Надо отдать должное, что очень успешно предприятие провело юридическую кампанию с сотовыми операторами по размещению их оборудования на опорах ТТП. Дошли до Верховного суда и выиграли: сотовые операторы как коммерческие предприятия должны платить. В настоящее время решается еще один важный вопрос. Вы знаете, что очень много по городу аварийных опор контактной сети (про это не раз говорилось). Вышли на нас сотовые операторы, провели ряд совещаний. И пришли к такому решению: операторы будут заменять аварийные опоры на опоры двойного назначения. То есть нижняя часть – для крепления контактной сети, а верхняя часть опоры – для размещения оборудования сотовых операторов. Таким образом, мы не будем плодить по городу кучу новых опор, и в это же время будет плата за аренду верхней части, которая будет поступать в ТТП. Ситуация сложная и у соседей. Мы созванивались с Тулой. Там примерно так же все. Нужно поддерживать предприятие», – кратко и по делу обрисовал ситуацию Алексей Степанов.
Также заммэра прояснил ситуацию, наделавшую немало шума в социальных сетях, когда в муниципальном транспорте появились объявления о том, что посадка пассажиров теперь будет идти только через переднюю дверь. Понятно, что посадка пассажиров небольшую ГАЗель и очень габаритный ЛИАЗ не может вестись одинаково. Если вход людей через переднюю дверь для ГАЗелей уже давно стал нормой, то для больших автобусов ТТП пришлось искать другой вариант. Сейчас предприятие набирает штат кондукторов, чтобы обилечивать всех пассажиров, независимо от того, через какую дверь они зашли. Да и в «час пик» просто нереально запускать пассажиров через одну дверь. Так не удастся выдержать ни один график движения. Но вне «часов пик» такая схема вполне жизнеспособна. В любом случае ТТП пытается приучить орловцев входить через переднюю дверь. И здесь есть один важный момент, к которому мы вернемся чуть ниже, – это повышение штрафов за безбилетный проезд. Потому что, с одной стороны, уже есть технические возможности обойтись без кондукторов (с помощью тех же валидаторов все пассажиры могут оплатить проезд картами). Но с другой стороны, крайне низкие штрафы не помогают дисциплинировать орловцев, и именно из-за этого приходится набирать кондукторов.
Из интересного Алексей Степанов отметил, что трамваи в Орле по итогам года – вполне самодостаточный транспорт. Понятно, что с ними не пересекаются никакие автобусные маршруты, и пассажиропоток уже сложился.
Год прошел – что изменилось?
Депутат Сергей Швалов напомнил, что план повышения эффективности работы МУП «ТТП» был представлен еще год назад. При этом план был достаточно реалистичен. Все уже тогда понимали, что есть большая разница между себестоимостью перевозки и установленным тарифом. «Что удалось, что – нет, и кто на предприятии отвечает за контроль над выручкой и за работу по автоматизации подсчета пассажиров?» – поинтересовался депутат у руководителя ТТП.
Директор ТТП Игорь Косолапов обратил внимание на ощутимое увеличение числа пассажиров, перевозимых за год – с 11,7 миллиона в 2023 году до 12,8 миллиона в 2024-м. «Это произошло за счет того, что, несмотря на проблемы с выпуском автобусов, мы по трамваям и по троллейбусам вышли на уровень, который позволяет делать перевозки ритмичными. Особенно это видно по трамваям. 15 единиц у нас ходит из 19 по контракту. Я считаю, что это очень хороший результат. Мы четко выдерживаем график. Люди это знают и пользуются нашим транспортом, что дает хороший пассажиропоток. По троллейбусам выходит не так много машин. Там очень большой износ. Из 5 троллейбусов, что мы привезли из Питера, 3 мы уже запустили, на еще один мы закупили на 100 000 рублей запчастей, и четвертый тоже выйдет на линию. По автобусам никто не ожидал, что потребуется такое большое количество запчастей и будут сложности в обслуживании. В Орле ЛИАЗов больше нет, и запчасти к ним найти – проблема. ЛИАЗы используем только мы. Остальные перевозчики используют автобусы малого класса. Поэтому, наверное, не удалось выйти на тот объем выручки и на тот уровень обслуживания автобусов, который был заложен в плане, и на те финансовые результаты, которые были прописаны. Что касается второго вопроса, то за все отвечает директор. Перекладывать на кого-то я не считаю нужным. Контроль выручки налажен. Мы отслеживаем объем сдаваемых средств. За последний месяц двоих водителей наказали штрафом помимо того, что заставили их вернуть недостачу в кассу. Стараемся сейчас набрать кондукторов, ввели новые вакансии. В первую очередь на девятый маршрут, потому что он наиболее пассажиронапряженный. Кондуктора в основном пенсионного и предпенсионного возраста. Их зарплата порядка 35 тысяч. И даже на такие деньги людей приходится долго искать. В автобусах стоят датчики пассажиропотока. Но, к сожалению, они требуют дополнительного дооборудования. На каждый автобус нужно порядка 15 000 и, к сожалению, пока мы такого себе позволить не можем. Но на этот год пред нами стоит такая задача – запустить датчики пассажиропотока, чтобы данные передавались в автоматическом режиме», – достаточно детально описал ситуацию Игорь Косолапов.
Очень важное дополнение к докладу руководителя ТТП сделал Алексей Степанов. Он напомнил, что предприятие будет судиться с областью. «Было решение Верховного суда, по которому перевозчикам обязаны платить за перевозку льготных категорий не по объему лимитов (сколько заложено в бюджете), а по факту перевозок. Мы платили по факту. В области продолжали платить по лимитам. И частники с ними судились. ТТП пошло по этому же пути – подали документы в суд». Таким образом, предприятие может отсудить у региона порядка 100 миллионов рублей за перевезенных льготников. Все необходимые документы, подтверждающие эту работу, подготовлены юристами ТТП.
Присутствовавший на комитете депутат облсовета Виталий Рыбаков в который раз напомнил, что экс-руководитель ТТП Андрей Митин заключил договоры лизинга без согласования с собственником и без экономического обоснования. Эта история аукается уже другому руководителю ТТП. Поэтому необходимо все же довести ее до конца – провести служебное расследование, выяснить, почему договоры заключались без согласования с собственником, изучить, какое было обоснование, и предъявить господину Митину иск на 16 миллионов, чтобы не предприятие несло убытки по кабальному договору лизинга, а тот, кто повесил на ТТП эти долги. Алексей Степанов отметил, что следственные органы уже проводят работу по ситуации с ТТП. Руководитель УМИЗ Сергей Поляков добавил, что вопрос уже неоднократно рассматривался, и дополнительные действия вряд ли смогут как-то серьезно повлиять на ход дела.
Кто защищает «зайцев»?
Еще один вопрос на комитете касался повышения штрафов за безбилетный проезд. Напомним, депутаты городского совета уже выходили с инициативой в областной совет, но областные депутаты отказали городу в наведении порядка в этой сфере. Теперь уже депутаты попросили лично Виталия Рыбакова подключиться и помочь в том, чтобы сдвинуть решение этого вопроса с мертвой точки. Что характерно, вопрос в областном совете рассматривал не комитет по транспорту. Поэтому Виталий Рыбаков попросил направить документы именно в его комитет. Пока же ситуация в городе такая, что без повышения штрафов навести порядок с безбилетниками не получается. А все потери ложатся на плечи тех пассажиров, что и так исправно оплачивают проезд. Помимо самого повышения штрафов предстоит решить вопрос составления и оформления протоколов на нарушителей. Это должна делать комиссия с участием представителей АТК, самого ТТП и сотрудников УМВД. Только коллективно составленные протоколы будут рассматриваться судом. И опять же устраивать облавы на «зайцев» и составлять протокол имеет смысл, только когда наказание будет действительно ощутимым.
Также вне сферы полномочий города наведение порядка в работе и маршрутах трехзначных автобусов, которые зачастую дублируют маршруты городского транспорта. Если стоит глобальная задача сохранить ТТП, то необходимо заняться проблемой дублирования маршрутов и избавляться не от городских, а от межмуниципальных трехзначных. Это не значит, что трехзначные необходимо закрывать. Но есть смысл пересмотреть маршруты их следования и убрать с тех линий, где они отбирают пассажиропоток у муниципального транспорта. Пока же в устранении дублирующих маршрутов, как и в ситуации с «зайцами», область не идет навстречу городу.
Беды «медвежьих углов»
Очень острое обсуждение началось после выступления руководителя транспортного отдела мэрии о проверках работы транспорта. Он отметил, что штрафы для перевозчиков-нарушителей чисто символические. Поэтому проверяющие составляют претензии, запрашивают у перевозчиков, почему на линию было выпущено недостаточно транспорта или сорваны графики движения. Все ответы документируются, и потом идут повторные контрольные выезды. Поскольку через штрафы воздействовать на перевозчиков не удается, то остается единственный реальный рычаг воздействия на нарушителей – расторжение муниципального контракта. А такие действия регулярно оспариваются в суде. Поэтому город и собирает достаточную доказательную базу для принятия решений о расторжении контракта.
Как отметил депутат Юрий Грачев, транспортная проблема на Выгонке связана с недостаточным количеством автобусов именно муниципального предприятия на маршруте №15. Пассажирам все равно, кто соблюдает график и выставляет необходимое число машин на линию, а кто не соблюдает. Им нужно, чтобы транспорт ходил. По мнению депутата, если бы ТТП обеспечило необходимое число автобусов, то и на частников не поступали бы жалобы, что они едут набитые, как бочки с селедкой. Все элементы транспортной системы взаимосвязаны. И когда ТТП не выпускает на линию заявленное в контракте число автобусов, это приводит к серьезным сбоям. Так, например, происходит и на Выгонке. Коллегу поддержала депутат Марина Франко: «Сегодня выходит только 34 муниципальных автобуса, а сколько законтрактовано?» Игорь Косолапов насчитал 42 (это на все маршруты, которые обслуживает ТТП) и пообещал найти автобусы на Выгонку после окончания ситуации с лизингом.
Будет ли реанимирован габаритный и вместительный восьмой троллейбус? Этот вопрос в который раз остался без ответа. Все понимают, что денег на восстановление пришедшей в негодность тяговой подстанции у города нет – речь о сумме порядка 200-400 миллионов. Такие суммы могут быть только у области или в случае включения в федеральные программы. Но в любом случае решение будет принимать не город.
Еще одна беда ТТП – это неоплата устройств ГЛОНАСС, из-за чего не все автобусы видны в соответствующих приложениях. Когда они появятся на картах, то не будет и напряжения у граждан: пассажиры будут видеть, сколько всего машин на линии, и когда приедет следующий автобус. Косолапов пообещал, что в ближайшее время все передатчики ГЛОНАСС на автобусах ТТП заработают. Отдельно затрагивался вопрос использования информации из архивов – сейчас ее могут получить только правоохранительные органы и сотрудники профильного управления мэрии. Если более широкий круг заинтересованных лиц получит доступ к архивам, то наводить порядок станет проще. В системе записан не только номер маршрута, но и номера госрегистрации самих автобусов. То есть по архиву без проблем можно вычислить, кто не выполняет условия госконтракта. В том числе и уходит с линии раньше положенного времени.
Сергей МИЛЯХИН