№37 (179) от 22 октября 2025 г.
Орловский городской электротранспорт оказался в очередном крутом пике. Число выходящих на линию трамваев и троллейбусов сокращается с каждой неделей, подобно шагреневой коже из известного романа. В части помещений и мастерских ТТП отключен свет за долги, из-за чего невозможно вести полноценный ремонт. Поэтому на ходу остается все меньше и меньше трамваев. О восстановлении некогда действовавших троллейбусных линий (на Выгонке и к ОСПАЗ) уже никто даже не заикается. А слова об исключении дублирования маршрутов уже всем набили оскомину. Вот только дальше слов ни городские, ни региональные власти не идут. На очередном заседании комитета по транспорту Орловского областного совета прошел большой «разбор полетов», куда пригласили не только чиновников, отвечающих за работу ТТП, и руководство предприятия, но и простых рабочих. Так что картина происходящего получилась очень разносторонней. И очень печальной.

Ситуация критическая
Для начала отметим два важных нюанса. Во-первых, на комитете вообще не обсуждалось заявление губернатора о том, что регион хочет забрать под свое крыло ТТП. Хотя Андрей Клычков заявил об этом буквально накануне комитета и теоретически чиновники облАда уже должны были прорабатывать этот вопрос. Но никто ни слова, ни полслова про это не сказал. Второй примечательный момент – на комитете, к сожалению, не удалось послушать «начальника транспортного цеха» – руководителя профильного управления мэрии. В последнее время на этом посту так часто менялись люди, что на момент комитета вообще было непонятно: а кто сейчас в городе отвечает за это направление. Так что «отдуваться» за горэлектротранспорт пришлось УМИЗу, точнее замначальника этого управления Людмиле Дудиной. Естественно, что из-за такого усеченного формата не затрагивались такие темы, как перераспределение маршрутов (отказ от дублей), участие в федеральных проектах по развитию электротранспорта и еще ряд вопросов, на которые мог бы ответить только «начальник транспортного цеха». Но и озвученного УМИЗом оказалось более чем достаточно.
Ситуация в ТТП критическая. За последние 9 месяцев предприятие не смогло догнать позиции 2024 года. В основном это коснулось автобусов. Суммарно предприятие «недовезло» более 2 миллионов пассажиров. Естественно, что и недополучило выручку за перевозку такого большого количества пассажиров – отклонение составило более 22 млн рублей. На линию не выходило очень много автобусов – ТТП должно было придерживаться планов, но по факту порядка 20% имеющихся машин так на улицы города и не вышло. По словам выступавшей, в начале года это было связано с особенностями договора о лизинге. Пока не были проведены до конца все лизинговые платежи, ПАЗики стояли мертвым грузом. А на ЛИАЗы требовались запчасти и проверка установленного газового оборудования. У предприятия не было средств на решение этих задач, так как поступавшие платежи сразу же шли на погашение ранее сформировавшихся задолженностей. Сложности обострились в августе, когда начался ремонт теплотрассы, и были изменены два троллейбусных маршрута, а также отменен один трамвайный. Претензии о возмещении убытков направлены. Но пока они дойдут… Предприятию планировали предоставить из бюджета 242,2 млн рублей, а предоставили даже чуть больше. Но все ушло на погашение долгов. И даже этой колоссальной суммы не хватило – из-за долга более 70 млн рублей ИНТЕР-РАО подало в арбитражный суд заявление о признании ТТП банкротом. Ограничена подача электричества (с августа) в трамвайное депо. Предприятие не может в полном объеме проводить текущие ремонты. Нет света и в здании, где находятся сотрудники (об этом рассказали подробнее сами сотрудники).
Председатель комитета Виталий Рыбаков отметил, что к действующему директору предприятия особых претензий нет – его назначили, когда предприятие уже было в глубоком кризисе. Куда хуже, что не возбуждают уголовное дело в отношении предшественника ныне действующего руководителя, который без согласования собственника заключил два кабальных договора лизинга. Именно эти договоры пошатнули и без того шаткое положение муниципального предприятия. Город мало того, что ничего от этого лизинга не выиграл, так еще и начались бесконечные суды. И при этом люди в погонах категорически не хотят видеть состава преступления и привлекать к ответу того, кто запустил цепь событий, приведших ТТП к тяжелому кризису, отметил Виталий Рыбаков. У представителя УМИЗа поинтересовались: проводил ли город внутреннее расследование по поводу случившегося? Людмила Дудина напомнила, что в то время был перекрыт Красный мост, и необходимость в автобусах была очевидной. А анализировать документы необходимо совместно с руководством ТТП. В обсуждение вмешался вице-спикер Михаил Вдовин и напомнил, что в городе есть профильный заммэра. И у представителя УМИЗа странно спрашивать по поводу взыскания убытков и правомерности подписания договоров. Каждый должен заниматься своим. И не уровень УМИЗа – проводить расследования и привлекать к ответу тех, кто принимал решения о лизинге. В протокол комитета внесли тот факт, что на заседание не пришел профильный заммэра, который мог бы прояснить ситуацию.
«Тришкин кафтан»
Гендиректор МУП «ТТП» Игорь Косолапов рассказал по просьбе депутатов о проблемах предприятия. Вопрос о перспективах развития остался за рамками обсуждения. Впрочем, все развитие связано с надеждой региона попасть в какие-либо федеральные программы. А тут особо и рассказывать-то не о чем – уже много месяцев подряд чиновники кормят депутатов обещаниями, что когда-нибудь это чудо чудесное произойдет.

Игорь Косолапов
Начал Косолапов с дополнения по поводу предыдущего бурного обсуждения. Он напомнил, что в свое время был подан иск к первой фирме, начавшей ремонт Красного моста. Но та фирма в стадии банкротства, и, несмотря на наличие иска, взять с них нечего. Виталий Рыбаков отметил, что ремонт заканчивала уже вторая фирма – «Уваровская ПМК», и именно к ней и нужно было подавать второй иск по поводу перекрытия движения трамваев. Виталий Рыбаков напомнил, что закрытие моста предполагало компенсацию за все время перекрытия движения. И если «Уваровская ПМК» завершала ремонт, то к ней также необходимо было подавать иск. На комитете выяснилось, что время идет, а к фирме, которая завершала ремонт и с которой реально можно что-то взыскать, никто не судился и судиться не собирается. Причины такого положения ни представитель УМИЗа, ни руководитель ТТП пояснить не смогли. То ли в мэрии отсутствуют нормальные адвокаты, которые в состоянии проанализировать законы и оценить перспективы дела, то ли… Вариантов тут множество, и лучше бы в этом конкретном случае разобраться прокуратуре – ведь речь идет о довольно существенной сумме, которая в числе прочего тянет на дно транспортное предприятие. Кстати, крайним при любом исходе может оказаться именно действующий руководитель ТТП, ведь от него должна исходить инициатива в решении вопроса с возмещением потерь от простоя трамваев, – напомнил председатель комитета.
Впрочем, бед у горэлектротранспорта такое количество, что даже простое их перечисление заняло весь отведенный на вопрос регламент. Так, Игорь Косолапов напомнил: с 25 августа трамвайное депо лишено электричества. 600 вольт, необходимые для движения трамваев, подаются. А вот 220 для работы электрооборудования отключены за долги. Полностью обесточены ремонтные цеха, административные здания. В связи с тем, что невозможно задействовать подъемники, нет возможности нормально ремонтировать трамваи. В итоге из 15-16 вагонов, которые ходили в августе, осталось только шесть. Это потери для пассажиров, так как они не могут нормально пользоваться транспортом. Интервал движения – более часа! Осталось по две машины на каждом из трех действующих маршрутов. Для района 35-й школы – это один из основных видов транспорта, поэтому жалобы идут нескончаемым потоком.
Есть у отключения света и другие негативные последствия. Например, от невыпуска трамваев на линию ТТП ежедневно теряет по 70 000 рублей выручки. Причем той самой выручки, за счет которой раньше предприятие могло закупать смазочные материалы и запчасти и т.д. для автобусов. Так что остановка трамваев автоматически ударила и по работе автобусов. Если в начале августа на линии стабильно выходило по 23 автобуса, то с конца августа это число начало стремительно таять, а на момент проведения комитета утром вышло всего 10 автобусов. Нет электричества – нет и насосов в котельной, из-за чего на предприятии не только темно, но и очень холодно.
Действующие лица и исполнители
Председатель комитета Виталий Рыбаков провел параллели между ситуацией в ТТП и тем, что происходило в свое время в муниципальном автобусном предприятии ПАТП-1. Благо, «действующие лица и исполнители» оказались одни и те же.

Виталий Рыбаков
«Лично я не вижу в происходящем действующего руководителя. Особенно с учетом того, что ТТП сразу же после ухода с поста Коровина превратилось в черную дыру. Коровина, напомню, «ушли» на пенсию сразу же после того, как он осмелился предъявить в администрацию области документы о возмещении 100 миллионов рублей за перевозку льготников. Его отправили на пенсию и поставили на его место человека, который 11 лет нигде не работал. Я имею в виду Митина Андрея Николаевича, которого ранее ставили на аналогичную должность в ПАТП, когда предприятие необходимо было пустить ко дну – там были переданы коммерсантам все лучшие маршруты, и предприятие обанкротилось. Сейчас я вижу картину то ли преднамеренного банкротства ТТП, то ли имитацию бурной деятельности по спасению предприятия. Но действующий директор – молчаливый исполнитель. На одном из прошлых комитетов выяснилось, что вы не подали на возмещение затрат за перевозку льготников. Сейчас ситуация какая?» – поинтересовался председатель комитета.
Оказалось, что поданы документы в суд за 2022 и 2023 годы. Готовятся документы по 2024 году. При том, что 2025-й уже завершается.
«Сейчас, в принципе, спешить необходимости нет. Так как иски за 2022 и 2023 год приостановлены. Суд в очередной раз ждет решения Верховного суда, так как администрация области подала апелляцию, и пока не будет окончательного решения, рассмотрение других дел приостановлено. Даже дела за 22-й и 23-й годы просто подвисли. И подадим мы или нет за 2024-й – большой разницы нет. У нас есть выигранное дело за первое полугодие 2022 года, там сумма 8,5 миллиона рублей. Администрация области попросила у суда отсрочку исполнения иска до 9 января 2026 года. Плюс к этому нами подан иск к РИР «Энерго» по ремонту на переулке Трамвайном, которое они производили. Подан также иск к РИР по ремонту теплотрассы на улицах 60 лет Октября и Горького и аналогичный иск по ремонту газопровода, когда трамвай не ходил порядка месяца», – пояснил Игорь Косолапов.
Автобусы не пошли на «технический каннибализм»
Затем перешли к обсуждению работы автобусов. Всего на балансе ТТП 80 автобусов (без учета 49, пришедших до Митина из Москвы, которые висят мертвым грузом). Троллейбусов – 59. И 70 трамваев (без учета 10 ремонтных). По факту на линии – всего 10 автобусов. Троллейбусов – 14 и 6 трамваев. Косолапов отметил, что 49 автобусов на момент его вступления в должность списать было невозможно. Сейчас идет работа по списанию 7 машин, чтобы сделать все по закону и не было никаких вопросов у людей в погонах. По троллейбусам из всей этой массы 39 штук – ЗИЛы, которым более 45 лет. На ходу всего две машины. В основном сейчас на улицы областного центра выходят те машины, что поступили из Питера. Всего из 20 удалось полностью отремонтировать 17, но на линии выходят на все, так как не хватает водителей. Но здесь предприятие решает проблему своими силами – набрали группу и учат водителей на базе ТТП.
Что касается трамваев, их можно было бы использовать больше – до 17 машин, но поскольку, как уже говорилось, света в депо нет, то и ремонт произвести не удается.
Председатель комитета Виталий Рыбаков отметил, что из упомянутых 49 автобусов все до единого прибыли в Орел своим ходом в полностью рабочем состоянии. Даже если бы на запчасти пустили какую-то их часть, с помощью этих узлов и агрегатов удалось бы достаточно долго эксплуатировать оставшиеся автобусы. Директор ТТП выступил категорически против «технического каннибализма», так как, по мнению Косолапова, это было бы нарушением закона, и в первую очередь против таких действий выступил бы сам коллектив предприятия (в этот момент в зале раздался сильный шум – видно было, что пришедшие сотрудники не согласны с таким заявлением своего руководителя). Кстати, вопрос о «техническом каннибализме» оказался одним из самых неоднозначных в ходе обсуждения. Увы, ни юристы, ни представитель прокуратуры не дали пояснений, насколько такие действия укладываются в рамки закона. Сам термин достаточно широко распространен. Да и после введения санкций в отношении российских предприятий такой способ ремонта стал порой единственно возможным выходом, так как поставки запчастей легальным путем оказались слишком дорогими и долгими из-за изменившейся логистики.
«Все эти автобусы дизельные. А дизель – это очень дорого (по сравнению с газовым топливом). Они неэкономичны в эксплуатации, и я не знаю, зачем их брали. Пришли автобусы своим ходом. Но когда предприятие отдает транспорт абсолютно бесплатно, нужно понимать, что никто не отдает хорошее. Да, эти автобусы пришли сюда и даже какое-то время выезжали. Автобусы середины 10-х годов. Практически сборка таких автобусов в те годы шла за счет импортных запчастей. Там двигатели МАН, коробки германские. И сейчас, чтобы их отремонтировать – во-первых, это очень дорого, во-вторых, это все из недружественных стран и очень сложно по логистике. Если же начинаешь разукомплектовывать, то тут же коллектив напишет жалобу, и придут люди в погонах. А смотреть на небо в решетку мне не хочется. Это по закону не положено и называется «разукомплектация», – объяснил свою позицию по поводу каннибализма Игорь Косолапов.
В действительности все совсем не так, как на самом деле
Также разные точки зрения возникли и при обсуждении вопроса по заработной плате. Рабочие предприятия утверждали, что есть задержки. Руководитель ТТП доказывал, что задержек нет. «Зарплата платится регулярно, но она платится, что называется, с задержкой и частями. Срок задержки – 10-12 дней. Части сотрудников зарплата выплачивается, и в первую очередь платим водителям. Так как это наш костяк. Остальным платим потом по возможности», – объяснил Игорь Косолапов.
Очень интересная ситуация с автобусами – с лизинговыми платежами судебные тяжбы наконец завершились, и все автобусы полностью в собственности предприятия. Но они стоят… Оказалось, что можно было бы запустить еще несколько машин, но не хватает средств для закупки масла и кое-каких мелочей. При этом сертификаты на газовое оборудование получены лишь на 25 машин, то есть остальные лизинговые автобусы также не могут выходить в рейсы и вместо выручки генерируют убытки. Когда техника долгое время простаивает, это приводит к необходимости дополнительных вложений перед рейсом.
Сейчас общая сумма долга достигла отметки в 330 миллионов (по словам директора ТТП). Все выделявшиеся из бюджета средства сразу же уходили на списание долгов и выплату зарплаты. Обнуление задолженности не происходит. Если бы предприятие начало «с чистого листа», то ситуация была бы совсем иной, – заверил Косолапов. При этом все равно не хватало бы денег на капремонт путей и контактной сети. Но все равно ситуация была бы более стабильной.
Интересное добавление сделала представитель УМИЗ – она напомнила размеры налогов, которые платит ТТП. Тему развил уже руководитель муниципального предприятия. Размеры с частными перевозчиками просто несопоставимы, поэтому, во-первых, значительная часть помощи предприятию возвращается назад, но уже в виде налогов и социальных отчислений. А во-вторых, все зарплаты на ТТП полностью «белые». И предприятию достаточно сложно конкурировать на равных с частниками и по причине разного размера налогов, и из-за разного подхода к формированию зарплаты. Этот момент необходимо учитывать, когда речь заходит про сравнение эффективности работы частного и муниципального транспорта. Например, зачастую водители у частников оформлены как самозанятые, и нередко приходят на ТТП, когда понимают, что необходимо набирать баллы для формирования пенсии. Ни одно транспортное предприятие не является прибыльным. Но эффективность работы везде очень разная. Депутаты напомнили, что в соседних регионах умудрились попасть в федеральные проекты, и там ситуация с троллейбусами и трамваями кардинально отличается от того, что сложилось в Орле. Но в отсутствие «начальника транспортного цеха» этот упрек упал в пустоту – в зале заседаний не было никого, кто бы мог прояснить, почему Орел в прошлые годы «пролетел» мимо федеральных проектов и сколько еще будет летать, как фанера над Парижем.
«Троллейбусы кроют рубероидом, так как на шифер денег уже не хватает»
Затем к трибуне пригласили самих сотрудников предприятия. Во многом их выступления повторяли то, что ранее было нами описано в материале «Очевидное и невероятное» в №18 (160) от 21 мая 2025 г. https://orelsredaplus.ru/ochevidnoe-i-neveroyatnoe/ Напомним, тогда также на заседание комитета пригласили рядовых сотрудников, которые добавили очень много интересных деталей «из первых рук». Но если еще полгода назад все же в основном шла речь о том, что можно сделать для спасения предприятия и по каким направлениям развивать транспорт, то в этот раз люди больше говорили о накопившихся проблемах.

Так, водитель Юрий Михайлов, который проработал много лет в ТТП и уже выступал перед депутатами, отметил, что с уходом с поста руководителя Александра Коровина ситуация на предприятии неуклонно идет вниз. Сбываются самые жесткие предсказания экс-директора ТТП о том, что нельзя было скрещивать автобусное предприятие и горэлектротранспорт. Это слишком разные производства, каждое из которых имеет свою специфику. И если в каких-то областях и существуют такие «гибриды», то они действовали с первого дня образования. Орловскому же ТТП «навесили» автобусы на уже сформировавшуюся и сложившуюся инфраструктуру, напомнил выступающий. В итоге проблемы вылезают в самых неожиданных местах. Например, катастрофически не хватает мастеров по ремонту газомоторного оборудования, которое очень специфичное, и раньше на ТТП с ним дела не имели. При этом закупка большого количества автобусов должна была сопровождаться пропорциональным увеличением штата специалистов. Должна была, но не сопровождалась. Оборудование стало гораздо сложнее, и «как раньше, рыдван с буксира взяли и завели – сейчас уже такого нет», – отметил выступающий.
Ударил по самому больному Юрий Михайлов, напомнив про дублирование маршрутов. При этом, если раньше, когда была очень развита троллейбусная сеть, ее дублировали частники, то сейчас дублируют и автобусы ТТП. Очень часто можно наблюдать, как перед муниципальным автобусом или троллейбусом едет по одному, а то и по два частника, собирая всех пассажиров, которые скопились на остановках.
На линию не выходят автобусы, так как элементарно нет денег купить и залить в двигатели масло, с болью отметил водитель. Предприятию остро необходимы средства на текущую работу, а их как раз и не видно (о чем ранее рассказывал и директор). Создается впечатление, что действия эти отнюдь не случайны. Взять ту же заправку автобусов, ради которой их приходится гонять из одного конца города в другой. Почему не заправлять автобусы поближе к маршруту – вопрос опять же из серии – кому это выгодно?
Очень неприятный момент – это воровство. Как отметил водитель, с ЛИАЗов были сняты гидроклапаны по 50-60 тысяч рублей каждый – с восьми автобусов. В итоге один из автобусов загорелся на ходу. К счастью, в этот момент в салоне не было пассажиров. Но факт – техника загорелась из-за отсутствия критически необходимых деталей.
Отметил водитель и такой момент. Если раньше всегда и везде при сравнении частного транспорта и муниципального упор делался на более качественное техобслуживание и соблюдение всех необходимых регламентов в ТТП, то теперь и этого козыря не стало. Перед выходом в рейс вместо полноценного техосмотра автобус просто делает пару кругов по двору. Да и как может пройти техосмотр техника, где все держится на честном слове? Подтвердил ситуацию и следующий выступающий. Те же троллейбусы, крыша которых заделана от дождя рубероидом, уже стали хитом в орловских соцсетях. «Троллейбусы кроют рубероидом, так как на шифер денег уже не хватает. Про металлочерепицу вообще молчу. Покрыли рубероидом. Через щели в салон льется. И едет такая красота по городу. Загоняешь его на ремонт и слышишь: «А чего ты пригнал – он же исправный!» А люди недовольны», – отметил уже следующий выступавший сотрудник предприятия.
В XXI веке без тепла и света
Практически все отмечали, что сейчас работники вынуждены трудиться в темноте. А с приходом зимы им придется работать еще и в холоде. С предприятия идет отток самых ценных кадров, которым проще всего найти работу. А привлекают либо тех, кого еще нужно учить и учить, либо тех, кто не прижился на предыдущем месте работы. То есть постепенно вымываются с предприятия лучшие работники, и полноценной замены им нет.
Особо коснулись выступающие задержки зарплат. Да, пока срок не критичный – всего на две недели. Но банки не принимают ответы, что платежи по кредитам задержатся из-за финансовых сложностей. Да и в магазине никто не станет отпускать продукты в долг под обещание заплатить через две недели.
Кстати, если чиновники деликатно промолчали по поводу озвученных планов по передаче в область ТТП, то сами сотрудники были достаточно резки в оценках инициативы губернатора – что предавать-то? Предприятие из-за нехватки подвижного состава не сможет выполнять контракты по самым прибыльным маршрутам и в первую очередь лишится именно их. При этом невыгодные маршруты, без всякого сомнения, останутся именно в ТТП. Так было уже не раз, и наверняка в ходе новой реформы история повторится, высказали опасение выступавшие.

Представитель фельдшерского здравпункта отметил, что медики дежурят сутки в неотапливаемом темном помещении. О каком качественном медосмотре может идти речь, если водителей осматривают при свете фонарика? За что такое отношение к сотрудникам? В туалетах холодно. И если мужчины еще как-то справляются с этим неудобством, то женская часть коллектива массово болеет циститами. Не обеспечены элементарные условия труда сотрудников. Окна деревянные, и из них постоянно дует. Пол обшарпан. И это еще нет проверок от Роспотребнадзора и ведомств, которые занимаются лицензированием. Если сейчас придет проверка – посмотреть в каких условиях работают фельдшеры, то предприятие может вообще лишиться лицензии. Сотрудники доведены до такого состояния, что, если до морозов ситуация не разрешится, фельдшеры просто возьмут отпуск за свой счет и прекратят предрейсовые осмотры водителей.
Сотрудники предприятия отметили, что никто из работников не возражал бы, чтобы автобусы пустили на запчасти, но при этом обеспечили бы выход на линию исправных машин. Но по факту несколько автобусов были списаны и вывезены с территории, при том, что все прекрасно знали – в них еще очень много отличных узлов и агрегатов, которые могли бы работать и работать при установке на аналогичные машины.
Еще одно замечание от водителей по поводу дизельных автобусов, которые после поставки из Москвы вполне могли бы работать. На глазах происходит сокращение машин на троллейбусных маршрутах – и можно было бы заменять выпадающие единицы троллейбусов крупногабаритными автобусами. Отметил водитель и неразумное составление графиков, когда в самый час пик с улиц уходят вместительные ЛАИЗы. И здесь целиком и полностью видно, что ситуация создается искусственно. Ведь можно скорректировать графики так, чтобы в часы пик в Орле было максимальное число крупных ЛИАЗов, но по факту этого не происходит. Давка страшная. Люди жалуются, что не могут уехать (как раз накануне проведения комитета появилось сразу несколько постов со снимками битком набитых маршруток).
Под конец комитета обсуждение перешло на повышенные тона, так как водители и руководство не могли найти общий язык по многим моментам. Плюс были озвучены проблемы, которые не под силу решить никому. Например, освещение улиц города просто ужасное (и после энергосервисного контракта стало еще хуже). А в ходе ремонта улиц нередко закатывают в асфальт ливневые колодцы, из-за чего водителям приходится переводить стрелки трамваев вручную.
Клубок проблем муниципального предприятия копился несколько лет (после ухода с поста Александра Коровина), и до сих пор нет никаких четких планов по выводу ТТП из кризиса. Как мы уже упоминали, «начальника транспортного цеха» в городе нет. А региональные чиновники не посчитали нужным поделиться планами по изъятию ТТП в областную собственность. Ведь забрать предприятие у города – это самое простое. Куда сложнее вывести ТТП из тупика, где оно сейчас оказалось.
Сергей МИЛЯХИН