№7 (45) от 9 ноября 2022 г.
3 ноября, в день 124-летия орловского трамвая, в редакцию нашей газеты обратилась директор орловского фонда «Духовность и культура провинции» Ирина Петренко. С конкретными предложениями, как сохранить орловский электротранспорт. По мнению Ирины Петренко, которая является еще и управленческим консультантом-практиком, оказывающим помощь организациям в повышении их эффективности, главными критериями развития электротранспорта должны стать безопасность, бесперебойность пассажирских перевозок и комфорт. А не прибыльность, на которую в первую очередь ориентируются местные управленцы.
Попробуем в этом разобраться вместе со специалистом. Вот что говорит Ирина Петренко:
– Как директора недавно созданного фонда «Духовность и культура провинции» и как орловчанку меня интересует тема сохранения духовного и культурно-исторического наследия в нашем городе. У меня возникает вопрос: а почему орловский трамвай до сих пор не относится к охраняемым культурно-историческим объектам (техническим средствам)?
Считаю, что это должно быть закреплено в документах, в этом случае появится статья в бюджете на сохранение, на реконструкцию, возможно, на покупку новых единиц техники. Все предпосылки к этому есть. Нужно чье-то волевое решение? Нужна организационная подготовка? Всё ведь можно осуществить, если задаться целью. Думаю, надо для начала создать рабочую группу, а затем организовать «круглый стол» для обсуждения и выработки резолюции с участием специалистов в области культурно-исторического наследия, представителей власти, представителей профильных ведомств, СМИ. Нам нужна компетентная слаженная команда людей, любящих свой город и не равнодушных к его истории и культуре.
– Как управленческий консультант по роду деятельности хотела бы сказать, что же нам нужно делать для того, чтобы муниципальные предприятий общественного транспорта стали успешными. Поверьте, это возможно, хотя люди, принимающие решения, порой нас убеждают в обратном.
Просто нужно срочно менять концепцию развития общественного транспорта, а затем цели, стратегию, задачи, экономику. Конкретные предложения по этому вопросу я вносила еще в 2018 году на слушаниях по бюджету на 2019 год. Была у меня встреча с Новиковым Василием Федоровичем (председателем Орловского горсовета. – прим. ред.), и он меня поддержал – вещи-то очевидные. Жаль только, что ничего с тех пор не изменилось.
– Итак, любые улучшения будут успешны только тогда, когда они учитывают интересы собственника. Грамотный управленец может делать всё правильно, но если он не соблюдает интересы собственника, то никогда не добьется хорошего результата. Собственник муниципальных предприятий – муниципалитет – исполнительная власть народа. Значит главный собственник – народ, и в его интересах должны работать все муниципальные предприятия, не только транспортные. А чего хочет народ от общественного транспорта? Уверена, я сейчас выражаю мнение жителей Орла, – это безопасный общественный транспорт, регулярный и бесперебойный, комфортный, доступный для любых категорий граждан, экологичный. Кроме того, для большинства жителей важно, чтобы общественный транспорт наилучшим образом вписывался в культурно-исторический облик города. Но для этого надо, чтобы этот облик был узнаваемым, имел свои неповторимые черты. К этому нужно стремиться.
– А у нас сейчас что во главе угла? Прибыльность – вот главный критерий работы общественного транспорта, которым, как хлыстом, стегает администрация свои же детища – муниципальные предприятия. Этот «хлыст» заставляет предприятия общественного транспорта суетливо искать новые источники дохода. Ведь нужна прибыль любой ценой! А какова тому цена? Цена – уход в сторону от основных критериев, наплевательское к ним отношение. Нарушается график движения, транспортные средства разбиты до критического состояния, сотрудники обозлены (ведь и их зарплата зависит от лжекритерия «прибыль»).
Прибыль – это хорошо, но факультативно. Главное для муниципального предприятия – выполнение задач социальной направленности.
Если принять такой подход, очевидным становится, что для выполнения этих задач предприятие нужно финансировать из муниципального бюджета, но только в той части, что касается прямых расходов на их решение и соответствующей доли накладных расходов.
– Еще несколько лет назад меня приглашали специалисты тогда еще существовавшего ПАТП, чтобы я как экономист помогла их защитить в суде. В суде против их же собственника. Странно звучит, не правда ли? Они судились с администрацией, чтобы отстоять свои же субсидии – за перевозку льготников. И тогда я погрузилась в эту тему. Для меня было удивительно, что в списке доходов большую часть занимали доходы сторонние. Ну, а что же им делать оставалось, если руководителю предприятия говорят: ты должен обеспечить прибыль. Что, в первую очередь, приходит в голову? Первое – пассажирские перевозки на сторону, второе – ремонт на сторону. К чему это приведет: будет страдать муниципальный парк. Другой путь – это повышать тарифы.
– В судах меня поразила позиция городской администрации: нам не нужно предприятие, которое не приносит прибыль. Стоп. О чем вы вообще говорите? А как же миссия и стратегия? Мне в кулуарах потом сказали: «Вы не используйте эти слова, пожалуйста, они всех очень раздражают». Это было еще в 2018 году. А что происходит сейчас? Не хочется в это верить, но, если муниципалитет не интересуется мнением главного собственника – народа и направляет стратегию на развал электротранспорта, то, естественно, хороший менеджер, с точки зрения собственника, должен электротранспорт развалить. Вот это страшно, потому что любой руководитель понимает, что власть хочет от него выполнения конкретной задачи. Если власть ставит задачу обеспечить правильные критерии – социальные: безопасность, бесперебойность перевозок, доступность и комфорт – это одно. Если она ставит задачу прибыльности, тут варианты не в пользу людей. «Лжекритерий» прибыльности однозначно неприменим для общественного муниципального транспорта, но он прекрасно подходит для частных перевозчиков. Это одна из причин того, что нельзя делать ставку на частный городской транспорт.
– Еще немного о прозрачности учёта. Чтобы в муниципальный бюджет включить статьи, компенсирующие расходы муниципальных предприятий общественного транспорта, нужно внедрить прозрачный качественный учёт. Это дело непростое, но необходимое. В «мутной воде» новая парадигма не заработает. Этот учёт касается как финансов, так и критериев деятельности всех сотрудников, каждого на своём рабочем месте. И, конечно, всё должно делаться в соответствии с новой социально направленной стратегией. Вот такая системная работа, несомненно, принесёт свои результаты.
– Что удивляет? Что очевидные для всех доводы наталкиваются на категорическое или завуалированное неприятие со стороны лиц, принимающих решения. Почему? Основной их довод таков: нет денег. Нет денег у муниципальных предприятий, нет денег в бюджете. Есть деньги для всего, только не для того, что очень нужно людям. Так всё-таки, нет денег или нет желания их привлечь?
Остановлюсь лишь на трёх очевидных способах привлечения ресурсов.
Неоднократно уже мною доказано и показано на примерах, что всего лишь грамотная постановка управленческого учёта внутри предприятия прилично экономит его затраты и открывает неиспользованные ресурсы.
В настоящий момент есть федеральная программа, поддерживающая, в частности, городской электротранспорт. Вот что нам нужно! Но близлежащие города вошли в программу, а Орёл – нет. Почему?
Если орловский трамвай будет официально признан охраняемым культурно-историческим объектом (техническим средством), нам откроются новые источники федерального финансирования: программы, гранты.
Со своей стороны я готова посодействовать безвозмездно в подготовке заявок на привлечение федерального финансирования для конкретных задач по спасению орловского электротранспорта.
Прямая речь:
Ирина Петренко:
– Сегодня исполнилось 124 года орловскому электрическому трамваю.
Мелькнула предательская мысль: “А будет ли 125-летие?”. С силой отгоняю её. Представляю, как в 1898 году наши прабабушки и прадедушки радовались трамвайчику и понимаю, что не имею права даже думать о том, что орловский электротранспорт исчезнет.
Поэтому со светлой надеждой и радостью поздравляю с днем рождения орловского трамвая коллектив ТТП и всех причастных к сохранению орловского наследия!
А всех, кто готов участвовать в «круглом столе» на тему сохранения орловского электротранспорта, прошу обращаться в фонд «Духовность и культура провинции», на нашу страницу ВКонтакте https://vk.com/public212551133 или по моему телефону: +7 953 615 84 10