№20 (162) от 4 июня 2025 г.
Необычный поворот получило обсуждение депутатами горсовета, казалось бы, рядового вопроса – изменения в Генплан и ПЗЗ в районе Новосильского шоссе. Напомним, там ранее планировался индустриальный парк, а теперь власти хотят перевести выделенные земельные участки в статус особой экономической зоны. При этом городские депутаты вольно или невольно наступили на самую больную мозоль этого «медвежьего угла» – уже много лет текущую по поверхности канализацию. Мало того, что уже существующие потоки нечистот в жару не дают нормально дышать жителям близлежащих домов, так теперь и новые производства добавят людям «ароматов». Как власти планируют ликвидировать канализационные озера, и что обещают обитателям Выгонки по поводу запахов от новых производств – расскажем подробно.
ОЭЗ вместо индустриального парка
На согласование с горсоветом выносились изменения в проект планировки территории индустриального парка «Новосильское шоссе». Ряд земельных участков предлагалось отнести к особой экономической зоне (ОЭЗ). Предполагается, что присоединение к ОЭЗ даст резидентам парка возможность получать разнообразные льготы. Ранее озвучивалось, что это будут льготы по налогам на имущество и прибыль организаций, субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и затрат на создание инженерной и транспортной инфраструктуры. А также меры нефинансовой поддержки, такие как снижение административных барьеров, маркетинговое, информационное обеспечение деятельности и другое. Также ранее глава региона отмечал, что на площадку поступило уже порядка 20 заявок. Но на заседании комитета по строительству выяснилось, что реально готовы «сесть» в этом месте лишь три организации и еще две, что называется, «на подходе». Итого пять.
Вынесенный на обсуждение земельный массив сформирован из 13 земельных участков, – рассказал депутатам представитель областного управления градостроительства. Большая часть территории ОЭЗ свободна от застройки. В ее границах расположены существующие объекты инженерной инфраструктуры, воздушные высоковольтные линии электропередач и водовод. Общая площадь ОЭЗ – порядка 103 га. Класс промышленных объектов в границах зоны, согласно СанПин, не выше четвертого. Когда только готовился проект, на этом месте планировался индустриальный парк, отметил докладчик. Поэтому уже была проработана улично-дорожная сеть и размещение ряда объектов потенциальных инвесторов. Также еще несколько лет назад было проработано размещение вспомогательных сооружений и зданий – это канализационно-насосная станция для отвода ливневых стоков, КНС для бытовых отходов и еще ряд подобных строений. С учетом близости участка к городу и доступности транспорта именно эта часть города считается наиболее удачной для размещения здесь новых резидентов. 2 апреля прошли публичные слушания, на которых никаких серьезных замечаний и предложений не поступало. (Мы уже неоднократно писали, что публичные слушания в Орле анонсируются в самом труднодоступном разделе сайта городской администрации. Жители в 99% случаев узнают о проходивших слушаниях, только когда возникают какие-либо серьезные претензии к реализуемым проектам. Например, как это было с застройкой территории бывшего совхоза «Коммунальник»).
Поскольку точного понимания по всем 103 га еще нет (кто именно там будет работать), в профильном департаменте разработали максимально возможное число вариантов. Например, предусмотрели потенциальные места для водозаборных узлов, если таковые потребуются новым производствам – ведь нужно учесть уже существующие жилые дома и действующие предприятия. Велась проработка вопросов и с ресурсоснабжающими организациями. Получены ответы о возможностях подключения новых заводов. Есть ответы от Роспотребнадзора о защитных зонах. Первоначальные документы уже собраны, и для проведения заявочной компании все готово. Нет ясности только по газу – получен ответ по поводу ближайшей точки подключения. Но она, во-первых, достаточно далеко, а во-вторых, если от нее тянуть нитку, то придется делать довольно сложный прокол под железнодорожным полотном.
Три пишем, два в уме
Хорошее дополнение сделали представители областного департамента экономического развития. Они отметили, что в качестве резидента уже есть две компании – это «Щелково-Агрохим» и «ОрелМасло» – для расширения уже имеющихся производств. Еще две компании рассматривают возможности и просчитывают свои бизнес-планы, чтобы также разместиться на Новосильском шоссе в новой ОЭЗ. Ранее заявил о своих планах «Вайлдберриз». Но по этому резиденту на комитете конкретики почему-то не прозвучало. МинЭк рассмотрел все поданные Орлом заявки и вынес ряд мелких замечаний, которые предстоит устранить в ближайшее время. Теперь все вопросы остались только по земле. В рамках новых СанПин и изменений в другие федеральные законы все новые строящиеся предприятия должны быть экологичными, и за этим теоретически должны строго следить федеральные структуры. Также областные чиновники акцентировали внимание, что развитие ОЭЗ предполагает обязательно строительство очистных сооружений. Когда в министерстве будут рассматриваться документы на включение в реестр новых резидентов, то от предприятий потребуют довольно внушительный пакет документов по экологической безопасности. Депутаты усомнились в том, что Орел не наступит еще раз на те же самые грабли, на которые уже наступил с заводом «ОрелМасло», корпуса которого размещены в черте города, и жители Заводского района в течение нескольких лет жалуются на ужасный запах. Депутаты предположили, что теперь на запах будут жаловаться еще и обитатели Выгонки.
Представители областного департамента с воодушевлением начали рассказывать, что в Заводском районе – уже действующее производство. А в новой экономической зоне будут строить новое производство в новых цехах и с новым оборудованием. Депутат Игорь Коновалов задал вопрос: зачем новые производства располагают так близко к жилой зоне? Неужели нельзя было с учетом ранее допущенных ошибок отодвинуть все сильно пахнущие цеха как можно дальше от жилой застройки? Но чиновники стояли на своем. Например, на «Щелково-Агрохим» планируется создать цех по производству пищевых биодобавок, что не является ни химическим производством, ни каким-либо вредным или опасным.
Обещаем переобещать обещанное?
Позвольте напомнить читателям, что, когда в Орле решался вопрос о строительстве завода ПВХ-покрытий, то и жителями, и депутатами высказывались ровно такие же опасения насчет выбросов с химического предприятия. И тогда чиновники той же областной администрации на голубом глазу клялись и божились, что жителей регулярно будут знакомить с результатами замеров атмосферного воздуха в районе нового завода. ПВХ-покрытия в черте города производят уже пять лет. И за это время в публичном пространстве не было опубликовано ни одного результата замеров атмосферного воздуха. А с учетом введенного моратория на внеплановые проверки производств вряд ли орловцы в обозримой перспективе узнают, выполнили владельцы завода обещания, и как сегодня работают на предприятии установленные системы очистки. Ведь интенсивность выбросов может сильно отличаться на начальном этапе, когда воздушные фильтры новые и не забившиеся, от результатов очистки достаточно поработавшим и уже забившимся оборудованием. Наконец, неплохо бы учесть и такой момент, что в нашей стране до сих пор отсутствуют нормативы по запаху. И если превышение предельно-допустимых концентраций по загрязняющим веществам еще проверить можно, то по запаху, увы, нет. В стране нет ни измерительного оборудования, ни методик исследований, ни установленных ПДК.
Вернемся к комитету. Из выступления представителей департамента экономического развития стало понятно, что отбор резидентов для нового индустриального парка (а позднее и для ОЭЗ) шел отнюдь не по принципу, чтобы поближе к городу располагать наиболее безопасные и чистые производства. Нет. Просто кинули клич и оптом приняли все поступившие заявки от инвесторов. Поэтому и отодвигать подальше от домов потенциально сильно пахнущие цеха никто не планирует. Место выделили – строимся. На комитете никто не произносил таких страшных слов, как «роза ветров», поэтому и непонятно, бралось ли в расчет преобладающее направление ветра в районе будущей ОЭЗ, когда объявлялось о привлечении сюда резидентов?
Еще важный нюанс. Прежде чем подавать заявку в Минэкономразвития необходимо подготовить пакет документов, в том числе и по земле, подтверждающих, что городские власти готовы в этом месте развивать особую экономическую зону. Ведь желающих заполучить к себе ОЭЗ более чем достаточно. Даже несмотря на сложную ситуацию в стране. И если от нескольких регионов поступят аналогичные заявки, преимущество получит тот регион, где полностью решили вопрос с оформлением земли в Генплане и в ПЗЗ. Именно поэтому и могло показаться со стороны, что власти немного торопятся в этом вопросе. Альтернативных площадок для размещения ОЭЗ в Орле практически нет. На комитете называли только 13-й микрорайон. Но ранее там решили развивать именно жилищное строительство, так что этот вариант не рассматривался.
«Течет ручей, бежит ручей…»
Депутат Игорь Коновалов при обсуждении вопроса наступил на самую больную мозоль городских и областных чиновников, которые уже несколько лет в упор не хотят видеть проблему с дырявой канализацией, образовавшей уже целые озера на месте будущих заводских цехов.

Игорь Коновалов
«Вы, наверное, знаете, что кроме ОЭЗ у нас есть Особая Канализационная Зона на Новосильском шоссе – там постоянно заливает. Уже озера наполнены не буду называть чем. Но, может быть, вы в этой Особой Канализационной Зоне прежде порядок наведете – уведете этот сток в какую-то трубу, построите очистные сооружения там или в общую сеть канализации выведете?» – поинтересовался депутат Коновалов.
Представители все того же департамента экономического развития отметили, что при разработке проекта и подаче заявки на расширение ОЭЗ представляются все расчеты о строительстве необходимой инфраструктуры: газ, свет, вода, канализация. Все проблемные вопросы известны, и когда будут разрабатываться проекты по инфраструктуре, имеющиеся сложности будут учтены. С большой долей вероятности потенциальные инвесторы получат обременение в виде создания в этом месте необходимой канализационной инфраструктуры.
Напомним читателям, что наше издание пишет о проблеме канализационных стоков в районе Новосильского шоссе уже несколько лет. Например, в материале «Депутат Рыбаков: «Куда исчезли деньги на очистные сооружения?» в №20 (72) от 14 июня 2023 г https://orelsredaplus.ru/deputat-rybakov-kuda-ischezli-dengi-na-ochistnye-sooruzheniya/ Но ситуация в этом месте не меняется. Вот текущие мутные потоки показывает депутат Игорь Коновалов в 2024 году. https://vk.com/wall-216300812_1175 Наконец, когда уже готовился материал, в соцсети появился ролик, снятый «Народным фронтом». На видео показана ситуация на Новосильском шоссе в мае 2025 года – канализация продолжает течь в том самом месте, где текла и много лет до этого.

Под роликом с аккаунта городской администрации размещается ответ о происходящем в лучших традициях чиновничьих отписок. То есть без указания конкретных сроков и источников финансирования работ: «О проблеме знаем и работаем над ее решением. Данная ситуация находится на контроле у профильного управления. Обязательно будут проведены работы по устранению неисправности. Сроки исполнения – при доведении лимитов».
Что же касается строительства новых производств в черте города, то орловцы рискуют получить либо повторение ситуации в Заводском районе (по запахам от маслозавода). Либо, что гораздо хуже – повторение ситуации с чадящими асфальтовыми заводами (как это наблюдаем сейчас в Северном районе). Только если в Северном районе многоэтажные дома начали строить вблизи от заводов, то на Новосильском шоссе заводы собираются строить вблизи многоэтажных домов. Понятно, что нищей областной столице остро необходимы налоги и новые рабочие места, поэтому вряд ли удастся передвинуть производства или отказаться от этого проекта. Но хотя бы просчитать риски заранее вполне реально. Так же, как вполне реально не на словах, а на деле установить постоянный контроль за выбросами в атмосферный воздух, чтобы орловцы знали, чем дышат.
Сергей МИЛЯХИН